МУДРОЕ ВСЕГДА
Я не верю в коллективную мудрость невежественных индивидуумов. Томас Карлейл.
Бедность - корень всех беспорядков в стране. Мо-цзы.
  ГЛАВНОЕ СЕГОДНЯ  
ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   ПОЛИТИКА   НАШ ИЗБИРАТЕЛЬ   СУД & ДЕЛО   СЛУХИ   ЗАБОРНЫЙ ЧАТ   ФОРУМ   ГАЛЕРЕЯ   БИЗНЕС  
NED: Имя им Легион

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
Чужие в Украине: Дети Грантов

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Евреи и создание третьего Рейха

Части: 1, 2
ОБЫКНОВЕННЫЙ СИОНИЗМ

Части: 1, 2, 3, 4, 5
ЕВРЕЙСКИЕ ДИВИЗИИ СТАЛИНА

Части: 1, 2
WIKILEAKS: США О КОМИТЕТЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ ДОНБАССА

Части: 1
Новости@mail.ru:

АНДРЕЙ ЮЩЕНКО – ПЕРСОНАЖ И «ЛЕГЕНДА»
Часть 1 | Часть 2
ФСБ ОБЛИЧАЕТ: ОУН-УПА – ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ

Части: 1, 2, 3
ЙА – БЛОНДИНКО? НЕТ, Я СЕКРЕТАРЬ!

Часть 1 | Часть 2

ЦЕНТР политического прогнозирования UA-PRAVDA





Одесская  Общественная Организация 'Единое Отечество'






Версия для печати БИЗНЕС
ЕС ИЛИ ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ: ПОЛИТИКА НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И ПЕРВЫЕ ПОТЕРИ УКРАИНЫ

Правительство Николая Азарова, заявляя о сближении с ЕС как стратегическом приоритете, игнорирует связанные с этим риски на другом стратегическом направлении - украинско-российском экономическом сотрудничестве. При этом оно объективно не способно обеспечить реальное продвижение в направлении евроинтеграции и в то же время не проявляет должной заинтересованности в отношении предложенного ей участия в Таможенном союзе...

Во второй половине марта наблюдался очередной всплеск активности вокруг темы евроинтеграции Украины. Эта активность была обусловлена как действиями власти, так и оппозиции.    

Пресс-секретарь Министерства иностранных дел Александр Дикусаров 29 марта сообщил, что 5 апреля в столице Бельгии состоится очередной раунд переговоров делегаций Украины и Еврокомиссии относительно безвизового режима для граждан Украины при поездках в ЕС.

 

Дикусаров сообщил, что «в ходе заседания украинская сторона проинформирует европейских партнеров о прогрессе, достигнутом в выполнении условий плана действий по либерализации визового режима».

 

Также будет обсуждён вопрос о предоставлении Евросоюзом помощи Украине в выполнении ключевых задач плана действий.

 

Истинный характер заинтересованности Украины в переговорах о безвизовом режиме и вообще в евроинтеграции, надо полагать, приоткрыл глава МИД Константин Грищенко. Выступая на форуме в Брюсселе, он заявил, что Украина хочет видеть рост финансирования, выделяемого Евросоюзом на реформы в процессе евроинтеграции. По его словам, сейчас Украина находится в процессе модернизации, а программа реформ, которая соответствует ценностям и стандартам Европы, является приоритетом для правительства.

 

Администрирование процесса унификации нормативных документов и создания инфраструктуры под либерализацию визового режима с ЕС, так же как и экономическая интеграция (в виде ЗСТ), разумеется, требует немалых затрат. Но наличие всеохватывающей коррупции на Украине и слабая финансовая дисциплина исполнительных органов различных уровней, скорее всего, приведёт к, мягко сказать, нецелевому «освоению средств».

 

Недавно глава украинского правительства Николай Азаров во время встречи с британскими бизнесменами ещё раз обозначил курс на сближение с ЕС как главный приоритет.

 

«Подписание соглашения о зоне свободной торговли откроет путь к подписанию соглашения о политической ассоциации, и шаг за шагом мы с вами вместе будем двигаться к той цели, которая поставлена у нас и законодательно - в законе об основах внутренней и внешней политики - и записана в программе президента Украины и в других документах, в том числе и правительственных», - сказал Н. Азаров.

 

Глава Кабинета министров также сообщил, что соглашение о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС готово на 90%.

 

«Осталось согласовать позиции связанные с экспортом в ЕС продукции аграрного комплекса, реализации права украинских предприятий предоставлять услуги, в том числе на автоперевозки», - уточнил Азаров.

 

В свою очередь, министр экономического развития и торговли Андрей Клюев выразил мнение, что Украина сможет свободно торговать с ЕС уже через полгода.

 

Чтобы оценить данное заявление, которое подразумевает почти полное согласование позиций, следует учесть, что продукция украинского агропрома, в частности зерновые, – это вообще, видимо, единственный конкурентоспособный вид продукции, которую Украина может поставлять в ЕС.

 

И вот по данному жизненно важному для Украины виду экспортной продукции Азаров сообщает данные о размере квот на рынки ЕС: «Например, квота на пшеницу установлена в объеме 20 тыс. тонн. Это с учетом того, что Украина экспортирует около 10-15 млн. тонн ежегодно. Квота на мясо, птицу - 1 тыс. тонн. Если перевести на долю такой продукции на рынке ЕС, то это незначительная часть процента».

 

Казалось бы, глава правительства делает разумный и естественный вывод, что квоты на рынки ЕС «по сути, носят запретительный характер».

 

И в то же время заявления о евроинтеграции, которая сама по себе является весьма спорным предприятием, упираются в системную неспособность исполнительной власти обеспечить выполнение взятых на себя в связи с данным процессом обязательств.

 

Так, по мнению независимых экспертов, «Украина выполнила только восемь из более 70 проанализированных приоритетов реформ, предусмотренных Повесткой дня ассоциации (ПДА) - ключевым документом, который ныне регулирует отношения между Украиной и ЕС. Тенденции в течение декабря 2010 - февраля 2011 гг. характеризуются крайне медленным прогрессом, в некоторых областях наблюдается четкий регресс».

 

Таким образом, коэффициент полезного действия по выполнению приоритетов ПДА в минувшем году составил лишь 10,9%.

 

Непонятный оптимизм главы правительства по вопросу сближения с ЕС и некие иллюзии относительно выгод от этого процесса уже оборачиваются конкретными, осязаемыми потерями и потенциальными угрозами для Украины на направлении традиционных торгово-экономических связей. Известно заявление председателя правительства РФ Владимира Путина о вынужденном закрытии общей таможенной территории стран-членов Таможенного союза для товаров из Украины в случае, если последняя создаст зону свободной торговли с ЕС.

 

Именно ошибочная и недальновидная позиция украинской стороны по вопросу внешнеэкономических приоритетов уже приводит к первым потерям в торговле конкретными товарами с Россией. Принятое 12 февраля сего года постановление правительства РФ №68 «О специальной защитной мере в отношении крепежных изделий» предусматривает введение пошлины на ряд ввозимых в Россию крепежных изделий в размере 282,4 долл./тонн. Пошлина на эту продукцию при ввозе в Россию начала взиматься уже с 18 марта текущего года, причем независимо от страны ее происхождения.

 

В качестве беспошлинного исключения разрешены только изделия, изготовленные в Беларуси, которая является членом Таможенного союза и участником ЕврАзЭС.

 

Украинский же крепеж, в случае поставки на российский рынок, будет облагаться специальным таможенным платежом на общих основаниях, поскольку Украина не входит в названные интеграционные объединения.

 

В результате серьезные убытки понесут такие основные украинские производители крепежа, как Дружковский метизный завод (Донецкая область) и одесское ОАО «Станконормаль». В. Попов, заместитель руководителя департамента по вопросам металлургического комплекса центра «Госвнешинформ», приводит следующую статистику:

 

В прошлом году весь объем украинского экспорта крепежа составил 30,6 тыс. тонн. При этом на поставки в Россию пришлось 21,8 тыс. тонн, или более 71% из всего украинского крепежного экспорта.

 

Основным украинским поставщиком метизов на российский рынок уже не первый год является Дружковский метизный завод, крупнейший производитель крепежа на Украине. На основании данных Госвнешинформа, а также информации операторов рынка, можно предположить, что в 2009 году это предприятие поставило на экспорт порядка 15-17 тыс. тонн крепежных изделий; из них в Россию – 11-12 тыс. тонн (свыше 70%). В 2010 году общие зарубежные продажи Дружковского метизного завода выросли почти до 25 тыс. тонн крепежа. При этом на российский рынок предприятие отправило порядка 20 тыс. тонн этой продукции (более 82% экспортных поставок завода).

 

Введение защитной пошлины в отношении пока только этой группы товаров ставит украинские предприятия в тяжёлую ситуацию. В обозримом будущем альтернативы российскому рынку для украинских метизов нет. Переориентация на внутренний рынок в силу его малой ёмкости поможет лишь частично ослабить проблему. К тому же в украинской промышленности продолжается стагнация, в частности, в тех её отраслях, которые являются основными потребителями данной продукции.

 

Прецедент потенциальных потерь украинской промышленности как следствие неучастия Украины в Таможенном союзе создаётся и в области импорта коксующихся углей, которые также являются критически важной продукцией для страны, от которой зависит весь горно-металлургический комплекс Украины.

 

В Монголии выставлены на конкурс 30% акций государственной компании, занимающейся разработкой крупного месторождения коксующегося угля «Таван-Толгой». Наиболее вероятные победители конкурса - консорциум, представляемый РЖД, и российская En+ Group намерены привлечь к последующему сотрудничеству все заинтересованные в «Таван-Толгое» компании.

 

И именно участие в конкурсе РЖД и En+ Group создаёт возможности участия в проекте группы украинских компаний. Сегодня из 20-25 млн. тонн коксующихся углей, необходимых ежегодно для нужд украинской металлургии, примерно половину Украина ввозит из-за рубежа. При этом основная их часть поступает из России.

 

Однако в последние годы российские поставки этого вида сырья в Украину из-за роста в нем потребности в самой РФ постоянно сокращались. Проект освоения монгольского угольного месторождения мог бы быть поддержан основной массой компаний, работающих в украинском ГМК. Например, его могла бы поддержать группа «Донецксталь», которая уже владеет значительной частью угледобывающих активов в России, и заканчивая корпорацией «Индустриальный союз Донбасса» и меткомбинатом «Запорожсталь».

 

Эти предприятия не имеют собственной сырьевой базы, а их совладельцами являются представители российского бизнеса. Иной способ получить доступ к необходимой доле коксующихся углей данного месторождения - экспорт появившегося на рынке избытка коксующегося угля в Украину, что возможно лишь в случае победы российских компаний.

 

Но в обоих случаях участие украинских финансово-предпринимательских структур в данном проекте сопряжено с перемещением через российско-украинскую границу – она же внешняя граница Таможенного союза - товаров, а следовательно, вопрос размера таможенных пошлин создаёт проблемы рентабельности для украинских компаний.

 

Как итог, политика Украины продолжает находиться в состоянии неопределенности. Правительство Азарова, заявляя о сближении с ЕС как стратегическом приоритете, игнорирует связанные с этим риски на другом стратегическом направлении - украинско-российском экономическом сотрудничестве.

 

При этом оно объективно не способно обеспечить реальное продвижение в направлении евроинтеграции и в то же время не проявляет должной заинтересованности в отношении предложенного ей участия в Таможенном союзе.

 

Хорошо бы украинской стороне своевременно и без серьезных потерь для себя осознать и то, что подобная неопределенность не может продолжаться сколь угодно долго…

 

Виктор ПИРОЖЕНКО, ОДНА РОДИНА

 

Комитет


Версия для печати Обсудить на форуме (0)
Nick: Сообщение:
НОВОСТИ
Понедельник, 18.03
Воскресенье, 17.03
Среда, 06.03
Четверг, 29.02
Среда, 28.02
Вторник, 27.02
Суббота, 24.02
Вторник, 20.02
Понедельник, 19.02
Среда, 14.02
Среда, 29.11
Вторник, 21.11
Понедельник, 20.11
Пятница, 17.11
Среда, 15.11
Вторник, 14.11
НАШ ОПРОС
КАКОЕ ВТОРОЕ ГРАЖДАНСТВО ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ПОЛУЧИТЬ?
Российское
Израильское
Американское
Не хочу получать
Я гражданин только своей страны
Не скажу
Ваш вариант
Любое, только не украинское

©komitet.net.ua, 2006