Версия для печати
БИЗНЕС
ДУХ ЮЩЕНКО ВСЕЛЯЕТСЯ В ЧИНОВНИКОВ ЯНУКОВИЧА
Проект «Набукко» по загадочным причинам вдруг понравился Минтопэнерго УкраиныИдея с модернизацией украинской ГТС поднималась регулярно, и ценность этой идеи была давным-давно просчитана всеми, кроме Украины. В конце концов, никто не может дать гарантии, что следующий украинский президент не решит снова пользоваться своим положением монополиста в дни зимних холодов. К тому же, модернизацию ГТС Украины ЕС и Россия должны профинансировать на собственные деньги. А помимо этого – предоставить Украине гарантии транзита и пересмотреть формулу ценообразования на газ с привязкой к германскому рынку. Возможен ли такой вариант? Новогодние газовые войны отменяются. Надолго ли?Вот уж на подходе новый, 2011, год. И, согласно давней календарной традиции, на повестке дня особое значение приобретает привычный уже газовый вопрос. Нельзя сказать, что ситуация этой зимы осталась неизменной, по сравнению с годами прошлыми. Тогда европейское сообщество поневоле ощущало украинское могущество и важность, ничем себя не проявляющие на протяжении остальных трёх времён года. Холодные батареи и кратковременное отсутствие энергоресурсов для европейской промышленности наглядно показали, сколь велика может быть роль государства-транзитёра при условии достаточной непрогнозируемости его руководства. Впрочем, в настоящее время новогодние перебои с поставкой газа маловероятны. Слишком уж важно команде президента Виктора Януковича наладить хорошие отношения с Евросоюзом и связанных с ним финансово-кредитных институтов. А нынешнее украинское руководство намного превосходит предыдущее в области прогнозирования последствий своих действий. Наследство «оранжевых романтиков»Как известно, Россия со своими западными партнёрами успешно реализует проекты «Северного» и «Южного» потоков. Основная цель данных масштабных проектов как раз и состояла в том, чтобы избавить и Россию, и Евросоюз от вероятных сложностей, связанных с не очень стабильной обстановкой в тех странах, по территории которых проходили существующие до сих пор газопроводы. Президентство Виктора Ющенко было наглядным примером того, что альтернативные пути поставки топлива, находящиеся в максимальной недоступности от юрисдикции «молодых демократий Восточной Европы», есть насущная необходимость, пускай даже постройка этих путей требует нескольких лет и миллиардов евро инвестиций. Со своей стороны, «оранжевое» руководство Украины было убеждено в уникальности и незаменимости своего государства как «великой державы-транзитера». С важным видом министр вещал: «Сейчас экономика очень рациональна. Речь идет о многомиллиардных инвестициях, которые Россия должна будет сделать, чтобы обойти Украину – наиболее короткий и наиболее эффективный транзитный путь». Как оказалось впоследствии, не только Россия, но и Германия не оправдала надежд евроинтеграционного министра. И «Северный поток» запускается уже в следующем году. Например, перечисленный недавно «Газпромом» аванс за транспортировку газа в размере 1,5 миллиарда долларов США примерно равен оборонному бюджету Украины на 2011 год. Так что вполне логично и естественно то, что украинская сторона будет прилагать большие усилия для сохранения такого рентабельного нюанса своей географии. В виду такой невесёлой перспективы, министр топлива и энергетики Юрий Бойко на всю катушку отрабатывает министерскую зарплату, предпринимая массу шагов по сохранению существующего положения транзитных дел. Кого и за что благодарит Юрий Бойко?В конце сентября Украина стала членом организации Энергетического сообщества, о чем был подписан соответствующий протокол между министерствами энергетики Украины и Македонии. Главная причина членства, помимо формальной близости к европейским структурам, озвучена самим Юрием Бойко. «Мы признательны за то, что Евросоюз и Еврокомиссия поддерживают проект «Набукко», а проект «Южный поток» не является для них стратегической инициативой», – уточнил Бойко. Глава украинской энергетики заявил, что Украина пытается убедить партнеров и в Европе, и в России в том, что украинская ГТС – экономически более выгодна и является более безопасным путем для транспортировки российского газа в Европу, чем новый маршрут через Чёрное море. Который никак не радует украинскую экономику и граждан, но зато – конкурент русского проекта. И в том была главная ценность «Набукко» для евроатлантического истеблишмента Украины. Поскольку существуют серьёзные территориальные споры по размежеванию Каспия, где главным недовольным выступает Иран. И, кроме того – мешает отсутствие конкретики в проекте, который пока не является надёжным образом обеспеченным ни ресурсами, ни специалистами. «Южный поток» уже опережает в своей реализации «Набукко» на несколько шагов, и планируется к запуску примерно в то же время. Считать ли эти проекты с европейской точки зрения взаимоисключающими? Даже если предположить, что если «Набукко» за оставшиеся годы неким таинственным образом спроектируется, согласуется и введётся в действие, то, в самом негативном для России случае, в Европе несколько снизится спрос на российский газ. Можно, конечно, предположить совершенно фантастическую ситуацию, что Украина откроет для себя финансово привлекательную возможность закупать газ именно из «Набукко», но судить о рентабельности подобных обходных путей пока не представляется возможным. Высокорентабельный и малозатратный вариантВсё же следует отдать должное – некие отдалённо напоминающие взаимную выгоду варианты решения сложившейся ситуации присутствуют. И это, как ни крути, есть прогресс. Точнее, вариант у министра Бойко ровно один. Причём высокорентабельный и малозатратный – убедить и Россию и ЕС в том, что газовые неприятности прошлых зим связаны исключительно с злокозненностью «оранжевых» и их безумными амбициями. И, как следствие, привести заинтересованные стороны к мнению, что украинская ГТС и существующее статус-кво – есть оптимальный вариант. Такой линии придерживается и украинский премьер-министр Николай Азаров. «Как и любая страна, она заинтересована в конкуренции систем поставок газа, надежности их работы и возможности диверсификации таких поставок», – подчеркнул Азаров. То есть, Россия и ЕС должны за собственные средства модернизировать порядком обветшавшую ГТС Украины, притом совершенно её не контролируя впоследствии. О том, что контроль должен остаться за Украиной, постоянно говорят и премьер Азаров и президент Янукович. Последний, такое впечатление, не на шутку разобиделся насчет перспективы утраты транзитного статуса. В рамках существующих условий непонятно, как данное заявление трактовать. И Россия, и входящие в Евросоюз страны, взвесив все риски, большие суммы и сроки с перспективами, как раз и сочли наиболее практичным – построить «Северный» и «Южный» потоки. Ну и «Набукко», в некотором отдалении. Причём данные соображения не в последнюю очередь возникли именно по причине, деликатно говоря, «многовекторности» Киева. Времени на принятие решений осталось малоИдея с модернизацией украинской ГТС поднималась регулярно, с момента оформления «Потоков». И ценность этой идеи была давным-давно просчитана всеми, кроме Украины. В конце концов, никто не может дать гарантии, что следующий украинский президент не решит снова пользоваться своим положением монополиста в середине зимних холодов. К тому же, модернизацию ГТС Украины ЕС и Россия должны профинансировать на собственные деньги. А помимо этого – предоставить Украине гарантии транзита и пересмотреть формулу ценообразования на газ с привязкой к германскому рынку. Возможен ли такой вариант? Маловероятно. Переприватизация – столь же традиционная украинская забава, как и выборы. Смысл уже практически достроенного «Северного потока» и затрат на его построение несколько размывается. Вся работа (затратная, в том числе и финансово) по построению партнёрских отношений с газовыми компаниями Евросоюза ставится под сомнение. Собственно, изо всех приобретений схема с украинской ГТС вместо «Потоков» и «Набукко» в настоящее время принесёт Евросоюзу и России исключительно радость в глазах официального Киева. Таким образом, можно предположить, что усилия министра Бойко и премьера Азарова, конечно, поспособствуют евроинтеграции Украины, однако не смогут заставить целый ряд европейских государств разорвать уже заключённые на самом высоком уровне договоры. Хотя, разумеется, нельзя исключать того, что, трезво взвесив собственные силы, Украина пойдёт на уступки в вопросе юридической принадлежности ГТС, которая будет восстановлена и усилена за чужие деньги. Или, по примеру Александра Григорьевича Лукашенко, осознает ценность ЕЭП. Причём времени у украинского руководства на принятие подобных решений осталось уже не слишком много.
Версия для печати Обсудить на форуме (0) |