ДУХ ЮЩЕНКО ВСЕЛЯЕТСЯ В ЧИНОВНИКОВ ЯНУКОВИЧА


16.12.2010 10:54

Проект «Набукко» по загадочным причинам вдруг понравился Минтопэнерго Украины

Идея с модернизацией украинской ГТС поднималась регулярно, и ценность этой идеи была давным-давно просчитана всеми, кроме Украины. В конце концов, никто не может дать гарантии, что следующий украинский президент не решит снова пользоваться своим положением монополиста в дни зимних холодов. К тому же, модернизацию ГТС Украины ЕС и Россия должны профинансировать на собственные деньги. А помимо этого – предоставить Украине гарантии транзита и пересмотреть формулу ценообразования на газ с привязкой к германскому рынку. Возможен ли такой вариант?

Новогодние газовые войны отменяются. Надолго ли?

Вот уж на подходе новый, 2011, год. И, согласно давней календарной традиции, на повестке дня особое значение приобретает привычный уже газовый вопрос. Нельзя сказать, что ситуация этой зимы осталась неизменной, по сравнению с годами прошлыми. Тогда европейское сообщество поневоле ощущало украинское могущество и важность, ничем себя не проявляющие на протяжении остальных трёх времён года.

Холодные батареи и кратковременное отсутствие энергоресурсов для европейской промышленности наглядно показали, сколь велика может быть роль государства-транзитёра при условии достаточной непрогнозируемости его руководства. Впрочем, в настоящее время новогодние перебои с поставкой газа маловероятны.

Слишком уж важно команде президента Виктора Януковича наладить хорошие отношения с Евросоюзом и связанных с ним финансово-кредитных институтов. А нынешнее украинское руководство намного превосходит предыдущее в области прогнозирования последствий своих действий.

Основные же новости касаются, безусловно, некоего теоретического потепления отношений России и Украины. Точнее, существование такового потепления воспринимается руководством Украины в качестве повода для того, чтобы убедить Россию воплотить в жизнь некие весьма важные для Украины, но совсем неочевидные для Москвы схемы поставки энергоносителей в страны Европы.

Наследство «оранжевых романтиков»

Как известно, Россия со своими западными партнёрами успешно реализует проекты «Северного» и «Южного» потоков. Основная цель данных масштабных проектов как раз и состояла в том, чтобы избавить и Россию, и Евросоюз от вероятных сложностей, связанных с не очень стабильной обстановкой в тех странах, по территории которых проходили существующие до сих пор газопроводы.

Президентство Виктора Ющенко было наглядным примером того, что альтернативные пути поставки топлива, находящиеся в максимальной недоступности от юрисдикции «молодых демократий Восточной Европы», есть насущная необходимость, пускай даже постройка этих путей требует нескольких лет и миллиардов евро инвестиций. Со своей стороны, «оранжевое» руководство Украины было убеждено в уникальности и незаменимости своего государства как «великой державы-транзитера».

В 2005 году, Олег Рыбачук, назначенный в состоянии евроатлантического романтизма министром по делам евроинтеграции, уверял, что разговоры о возможности прокладки Россией труб в обход газотранспортной системы Украины есть блеф, к которому в бессилии перед победной поступью демократии в «оранжевой республике» прибегает Россия.

С важным видом министр вещал: «Сейчас экономика очень рациональна. Речь идет о многомиллиардных инвестициях, которые Россия должна будет сделать, чтобы обойти Украину – наиболее короткий и наиболее эффективный транзитный путь».

Как оказалось впоследствии, не только Россия, но и Германия не оправдала надежд евроинтеграционного министра. И «Северный поток» запускается уже в следующем году.

Следует особенно подчеркнуть, что статус транзитёра важен для Украины в первую очередь не с политической, а с экономической точки зрения. Внешних источников по наполнению украинского бюджета не очень много, и 
«транзитные» деньги играют весьма заметную роль в бюджете государства.

Например, перечисленный недавно «Газпромом» аванс за транспортировку газа в размере 1,5 миллиарда долларов США примерно равен оборонному бюджету Украины на 2011 год. Так что вполне логично и естественно то, что украинская сторона будет прилагать большие усилия для сохранения такого рентабельного нюанса своей географии.

«Северный поток» украинские политики откровенно
«прохлопали». И вот теперь уже «Южный поток» дамокловым мечом висит над «уникальным статусом» Украины и планируется к запуску в совсем уж недалёком 2015 году.

В виду такой невесёлой перспективы, министр топлива и энергетики Юрий Бойко на всю катушку отрабатывает министерскую зарплату, предпринимая массу шагов по сохранению существующего положения транзитных дел.

Кого и за что благодарит Юрий Бойко?

В конце сентября Украина стала членом организации Энергетического сообщества, о чем был подписан соответствующий протокол между министерствами энергетики Украины и Македонии. Главная причина членства, помимо формальной близости к европейским структурам, озвучена самим Юрием Бойко.

«Мы получим право голоса в европейских комиссиях как партнёры энергетических компаний Европы, и они, скажем так, теперь обязаны нас слышать, поскольку мы теперь – полноправный член Энергетического сообщества. Мы имеем все права, и к нам прислушиваться будут не так, как раньше – партнёр, сосед, но сегодня мы полноправный член сообщества», – пояснил министр.

«Мы признательны за то, что Евросоюз и Еврокомиссия поддерживают проект «Набукко», а проект «Южный поток» не является для них стратегической инициативой», – уточнил Бойко.

Глава украинской энергетики заявил, что Украина пытается убедить партнеров и в Европе, и в России в том, что украинская ГТС – экономически более выгодна и является более безопасным путем для транспортировки российского газа в Европу, чем новый маршрут через Чёрное море.

Можно поздравить г-на Бойка с успехом. Но, во-первых, вызывает некоторое удивление благодарность по поводу «Набукко». Иначе как инерцией идеологии Ющенко её назвать сложно, потому как именно сподвижники Виктора Ющенко поддерживали альтернативный «Южному потоку» проект «Набукко».

Который никак не радует украинскую экономику и граждан, но зато – конкурент русского проекта. И в том была главная ценность «Набукко» для евроатлантического истеблишмента Украины.

Сложно сказать, почему «Набукко» видится Юрием Бойко как некая панацея для Украины. «Набукко» – это проект по транспортировке газа из Средней Азии в Европу в обход России. Он не проходит через Украину и никаких транзитных выгод не сулит. Кроме того, нет даже предварительного согласия стран, которые, так или иначе, будут причастны к этому проекту.

Поскольку существуют серьёзные территориальные споры по размежеванию Каспия, где главным недовольным выступает Иран. И, кроме того – мешает отсутствие конкретики в проекте, который пока не является надёжным образом обеспеченным ни ресурсами, ни специалистами.

Но даже если он будет реализован, то какая в том выгода Украине? Да, турецкие власти заявляют, что «Набукко» является их стратегическим проектом и обязательно будет реализован. Хотя строительство газопровода начнется не ранее 2012 года, а ввод в эксплуатацию планируется на 2015 год.

«Южный поток» уже опережает в своей реализации «Набукко» на несколько шагов, и планируется к запуску примерно в то же время. Считать ли эти проекты с европейской точки зрения взаимоисключающими?

Согласно прогнозам, потребность Европы в энергоносителях будет такова, что для её обеспечения придётся загрузить и оба строящихся «Потока», и планируемые мощности «Набукко». Что, собственно, означает для Украины нехитрую вещь – страны-поставщики, так или иначе, возведут новую инфраструктуру, в которой будут какие угодно транзитные территории, от Чёрного Моря и Балтики до Египта с Турцией, кроме Украины.

Даже если предположить, что если «Набукко» за оставшиеся годы неким таинственным образом спроектируется, согласуется и введётся в действие, то, в самом негативном для России случае, в Европе несколько снизится спрос на российский газ.

Однако это автоматически будет означать снижение доходов и Украины от газового транзита по её суверенным пределам. Какие преференции для родимого отечества в том видит министр Бойко – судить сложно. По логике вещей, он, напротив, должен громко протестовать против «Набукко».

Можно, конечно, предположить совершенно фантастическую ситуацию, что Украина откроет для себя финансово привлекательную возможность закупать газ именно из «Набукко», но судить о рентабельности подобных обходных путей пока не представляется возможным.

Высокорентабельный и малозатратный вариант

Всё же следует отдать должное – некие отдалённо напоминающие взаимную выгоду варианты решения сложившейся ситуации присутствуют. И это, как ни крути, есть прогресс. Точнее, вариант у министра Бойко ровно один. Причём высокорентабельный и малозатратный – убедить и Россию и ЕС в том, что газовые неприятности прошлых зим связаны исключительно с злокозненностью «оранжевых» и их безумными амбициями.

И, как следствие, привести заинтересованные стороны к мнению, что украинская ГТС и существующее статус-кво – есть оптимальный вариант. Такой линии придерживается и украинский премьер-министр Николай Азаров.

Отвечая на вопрос о позиции Австрии относительно строительства «Южного потока» и ее реакции на предложенную Украиной России и странам ЕС альтернативу – реконструировать украинскую ГТС южного направления, глава правительства отметил, что
«реакция канцлера во время разговора тет-а-тет была абсолютно адекватной, ведь какая разница Австрии, с которого потока получать газ?».

«Как и любая страна, она заинтересована в конкуренции систем поставок газа, надежности их работы и возможности диверсификации таких поставок», – подчеркнул Азаров.

Не имея возможности целиком ознакомиться с содержанием беседы Азарова и австрийского канцлера, следует отметить целый ряд межгосударственных договоров, которые подтверждают сотрудничество России и Австрии как раз в области «Южного потока». 8 ноября Азаров, выступая на Венском экономическом форуме, заявил:
«Модернизация газотранспортной системы Украины гораздо дешевле, чем реализация проекта «Южный поток». Мы, безусловно, просили бы австрийскую сторону – я знаю о ваших переговорах с российской стороной – чтобы вы, вместе с тем, конструктивно отнестись к нашей идее, модернизации украинской ГТС в качестве альтернативы».

То есть, Россия и ЕС должны за собственные средства модернизировать порядком обветшавшую ГТС Украины, притом совершенно её не контролируя впоследствии. О том, что контроль должен остаться за Украиной, постоянно говорят и премьер Азаров и президент Янукович. Последний, такое впечатление, не на шутку разобиделся насчет перспективы утраты транзитного статуса.

«Киев является надежным партнером и не должен быть исключен из энергетических отношений. Почему вы решили обойтись без нас, нас игнорировать? Мы считаем, что партнеры так не поступают, это неправильно», – заявил президент Украины.

В рамках существующих условий непонятно, как данное заявление трактовать. И Россия, и входящие в Евросоюз страны, взвесив все риски, большие суммы и сроки с перспективами, как раз и сочли наиболее практичным – построить «Северный» и «Южный» потоки. Ну и «Набукко», в некотором отдалении. Причём данные соображения не в последнюю очередь возникли именно по причине, деликатно говоря, «многовекторности» Киева.

Времени на принятие решений осталось мало

Идея с модернизацией украинской ГТС поднималась регулярно, с момента оформления «Потоков». И ценность этой идеи была давным-давно просчитана всеми, кроме Украины. В конце концов, никто не может дать гарантии, что следующий украинский президент не решит снова пользоваться своим положением монополиста в середине зимних холодов.

К тому же, модернизацию ГТС Украины ЕС и Россия должны профинансировать на собственные деньги. А помимо этого – предоставить Украине гарантии транзита и пересмотреть формулу ценообразования на газ с привязкой к германскому рынку. Возможен ли такой вариант? Маловероятно.

Что получит Россия взамен? Долю в совместном предприятии, по управлению украинской ГТС, обновлённой на деньги России и ЕС. Причём долю, не позволяющую контролировать данное предприятие, что автоматически заставляет задуматься о возможных рисках подобного капиталовложения.

Переприватизация – столь же традиционная украинская забава, как и выборы. Смысл уже практически достроенного «Северного потока» и затрат на его построение несколько размывается. Вся работа (затратная, в том числе и финансово) по построению партнёрских отношений с газовыми компаниями Евросоюза ставится под сомнение. Собственно, изо всех приобретений схема с украинской ГТС вместо «Потоков» и «Набукко» в настоящее время принесёт Евросоюзу и России исключительно радость в глазах официального Киева.

Таким образом, можно предположить, что усилия министра Бойко и премьера Азарова, конечно, поспособствуют евроинтеграции Украины, однако не смогут заставить целый ряд европейских государств разорвать уже заключённые на самом высоком уровне договоры.

Хотя, разумеется, нельзя исключать того, что, трезво взвесив собственные силы, Украина пойдёт на уступки в вопросе юридической принадлежности ГТС, которая будет восстановлена и усилена за чужие деньги. Или, по примеру Александра Григорьевича Лукашенко, осознает ценность ЕЭП. Причём времени у украинского руководства на принятие подобных решений осталось уже не слишком много.

Андрей Полевой, win.ru

Комитет

 


Адрес статьи: http://www.komitet.net.ua/article/62471/
© 2006-2008, komitet.net.ua