Версия для печати
ПОЛИТИКА
РУССКИЕ УКРАИНЫ: ПРОБЛЕМЫ ИДЕОЛОГИИ
Русские организации Украины так и останутся разрозненными и невлиятельными до тех пор, пока сама Россия не сформулирует внятную идеологическую платформу – и себе, и своим союзникам в зарубежье. Знаете, в чём разница между русским и украинским национальным движением? У украинцев нет никакого разнообразия в идейных направлениях. У украинцев всё чётко, без изысков. Шевченко – пророк, пШептицкий – святой, Бандера – герой, «москали та жыды» – враги, мова – калынова, нация выше Бога и так далее. Есть большой набор тезисов, под которыми подпишутся как какой-нибудь умеренный руховец, так и неумеренный член «Патриота Украины». Вопросы, по которым спорят украинские националисты сегодня, по большому счёту, бывают двух видов. Первый – это кто из нынешних украинских политиков больший националист (ну и, соответственно, в чью политсилу вступать). И второй – это вопрос об окончательном решении «русской и еврейской проблемы». Те, кого называют радикалами, выступают за «здесь и сейчас». Те, кого называют умеренными, предлагают немножко обождать: мол, часть ассимилируется, а уже потом не ассимилированных «здесь и сейчас». По три партии на каждую пару русскихУ русских всё наоборот. Из-за отсутствия внятной национальной политики в отношении русского народа в России в невероятном количестве расцвели самые разнообразные идеологические течения, именующие себя «русскими», «патриотическими», «национальными» и «националистическими». Поэтому человек, именующий себя русским националистом, может быть и национал-большевиком, и евразийцем, и монархистом, и «красным патриотом», и национал-либералом, и язычником, и национал-социалистом, и много кем ещё. И это, увы, не тот случай, когда права расхожая фраза про «силу в разнообразии». Русские очень серьёзно относятся к своим политическим взглядам: не гибко, не компромиссно. Мы готовы вцепиться в глотку единомышленнику из-за любого второстепенного вопроса. Не зря же именно у русских в период раскола возникла пословица «и за ять пойдём умирать». А теперь представим себе не очень большую группу граждан Украины этнически русского происхождения, которые сознательно отстаивают права своего этноса на территории бывшей УССР. Которые, вполне естественно, идейно очень восприимчивы. И в поисках хоть какой-то русской идеи обращают свой взор к России. Но, как говорилось выше, у России никакой особой идеологии ни для русских внутри страны, ни для русских за рубежом нет. Но свято место пусто не бывает, особенно в человеческой душе. Вот тут-то и всплывают разнообразные идеи, буйным цветом расцветшие на поле русского национального самосознания на Украине. Кто-то проникается ими самостоятельно, читая Лимонова, Дугина, Кара-Мурзу или Солоневича. Кто-то сам выходит на связь во время поиска единомышленников в России. На кого-то единомышленники из России выходят сами, мечтая заиметь филиал своей политической силы на Украине. Слишком много «идеальных Россий»При таком положении вещей возникают несколько видов опасности, которая мешает развитию русского национального движения на Украине. И в первую очередь это связано с тем, что многие русские организации внутри России в своём отрицании нынешнего российского руководства весьма серьёзно перегибают палку и для своих сторонников на Украине абсолютно не адаптируют свои идеологические постулаты. Поэтому на Украину и попадает литература и наглядная агитация, призывающая бороться с «кремядью», «путиномедведями», «красной патриархией», «эрефией» и так далее. При этом чрезвычайная демонизация нынешней России приводит к прямо противоположным результатам на Украине, чем хотелось бы многим русским патриотам. Для примера: приходилось мне в своё время общаться с одним ультраправославным дедушкой, который буквально жил идеями «Святой Руси», «православной монархии», и вдруг при встрече он заявляет, что безумно счастлив, что он гражданин Украины. Заявление, скажем так, весьма странное для человека подобного мировоззрения. И что же на него повлияло? Оказывается, дедушка – божий одуванчик – поехал в паломничество в одну из лавр в России. Где встретил группу «истинно верующих», которые и открыли ему глаза на положение православия в России. И что житья православным в «эрефии» никакого нет. И что телефоны у православных прослушивают. И как узнают, что православный, сразу милиция приезжает, в тюрьму сажают, где печать дьявола ставят. Да и вообще – власти Богу нормально поклоняться не дают. И так далее, и тому подобное. Естественно, что, наслушавшись таких ужасов про Великую Русь, дедушка стал чуть ли не украинским националистом. Ведь он-то точно знает, что на Украине не сажают в тюрьму, если в телефонном разговоре назовёшь себя православным. И если дедушка доживёт до референдума о сближении России и Украины, то он будет голосовать против: он же не хочет, чтобы ему в российской тюрьме печать дьявола поставили. В общем, чрезмерное очернение сегодняшней России в кругах русских патриотов, возможно, и приводит к их мобилизации на территории Великой Руси. Но на Украине это приводит к деморализации многих сознательных русских. Ведь для многих из них лозунг максимального сближения Украины с Россией является не просто одним из основных лозунгов, а главным, для некоторых – вообще единственным. А куда там сближаться, если, следуя писаниям многих русских патриотических авторов, и России никакой нет, а есть только страшно-непонятная «эрефия» или ещё чего хуже. И если против русофобии, исходящей от украинских националистов или российских либералов, русские Украины ещё могут отстраниться или просто её не воспринимать, то что делать, если подобные взгляды исходят от идейно близких? И чему потом удивляться, что, например, добрая половина активных «деомидовцев» была с Украины. Между собой договориться бы…Другая проблема, как говорилось уже выше, – это слишком серьёзное отношение к своим взглядам у многих русских Украины. Из-за которых люди не замечают самого главного. Что сфера употребления русского языка резко сокращается, что через пару лет русских школ и в Донбассе не останется, про остальную Украину я вообще молчу. Что большинство русскоязычной молодёжи уже потеряли навыки письменной русской речи. А сознательные русские в этот момент выясняют, чья идеология лучше. Организовывая пикет или митинг в поддержку русского языка, приходится много времени тратить, чтобы уговорить на подобное правозащитное мероприятие прийти русского сталиниста, потому что он не хочет стоять в одном строю с женщиной, у которой в руках будет икона с ликом Николая Второго. Потом нужно будет уговорить женщину с иконой, чтобы она осталась в одном строю с человеком, у которого на лацкане профиль Сталина. В результате львиная доля времени и сил уходит на сглаживание острых углов между своими же. Но и взять какую-либо из существующих идей за основу Русского движения на Украине тоже не получается. Потому что, как показало время, ни одна из идеологических групп не является сильной и самостоятельной сама по себе. Ни православные монархисты, ни сталинисты, ни национал-большевики, ни тем более другие не являются многочисленным и влиятельным движением. Поэтому для того, чтобы чего-то добиться, нужно действовать совместно. А совместно не очень получается, поскольку постоянно приходится лавировать, чтобы ненароком не обидеть никого по политическим, религиозным и идейным соображениям. Подобный же подход не позволяет слишком уж активно привлекать к себе идейных прозелитов (народ любит простую конкретику, а не вынужденный синтез идей и взглядов), не позволяет более жёстко отстаивать свои права (для чего опять же нужно их чётко формулировать). Молчит Русь, не даёт ответа…Какой же выход из подобной ситуации? Пока в самой России не произойдёт пересмотр тезисов в отношении к роли русского народа как государственно образующего этноса Российской Федерации и необходимости всесторонней его защиты вне пределов России, ничего кардинального в среде русских Украины не произойдёт. Пока Россия чётко не назовёт основные принципы идеологии для русских Украины, этот сегмент украинского общества и будет вариться в собственных идеологических противоречиях, с каждым годом уменьшаясь численно и ухудшаясь качественно. Русские российские организации, которые обзавелись филиалами на Украине, должны всё-таки учитывать региональную специфику и понимать, что пока «Украина не Россия» и что многие идеи и слова нужно корректировать. Например, многие русские националисты и представители левого фланга в России в пух и прах раскритиковали личность Михаила Зурабова, заведомо прививая к нему ненависть у многих русских Украины. А ведь этот человек будет послом России на Украине. Он в этом качестве ещё ни одного дня не проработал, а многие русские Украины уже исключают любую форму взаимодействия с ним по любому вопросу. Таких примеров десятки. И пока в российских властных и патриотических кругах не выработают систему идейных взаимоотношений с российскими соотечественниками на Украине, дело с места не двинется. Нет внутри русских Украины такой силы, которая смогла бы всех объединить в рамках одной идеологии. А Россия может. Поскольку именно она в глазах многих русских соотечественников на Украине остаётся главным идейным арбитром и высшей инстанцией. Без этого же русские на Украине не станут влиятельным фактором украинской политики. А ведь именно это было бы в интересах как России, так и Украины. АЛЕКСЕЙ ИВАНОВ, ОДНАКО
Версия для печати Обсудить на форуме (0) |