Русские организации Украины так и останутся разрозненными и невлиятельными до тех пор, пока сама Россия не сформулирует внятную идеологическую платформу – и себе, и своим союзникам в зарубежье. Знаете, в чём разница между русским и украинским национальным движением? У украинцев нет никакого разнообразия в идейных направлениях. У украинцев всё чётко, без изысков. Шевченко – пророк, пШептицкий – святой, Бандера – герой, «москали та жыды» – враги, мова – калынова, нация выше Бога и так далее. Есть большой набор тезисов, под которыми подпишутся как какой-нибудь умеренный руховец, так и неумеренный член «Патриота Украины».
Вопросы, по которым спорят украинские националисты сегодня, по большому счёту, бывают двух видов. Первый – это кто из нынешних украинских политиков больший националист (ну и, соответственно, в чью политсилу вступать). И второй – это вопрос об окончательном решении «русской и еврейской проблемы».
Те, кого называют радикалами, выступают за «здесь и сейчас». Те, кого называют умеренными, предлагают немножко обождать: мол, часть ассимилируется, а уже потом не ассимилированных «здесь и сейчас».
У русских всё наоборот. Из-за отсутствия внятной национальной политики в отношении русского народа в России в невероятном количестве расцвели самые разнообразные идеологические течения, именующие себя «русскими», «патриотическими», «национальными» и «националистическими».
Поэтому человек, именующий себя русским националистом, может быть и национал-большевиком, и евразийцем, и монархистом, и «красным патриотом», и национал-либералом, и язычником, и национал-социалистом, и много кем ещё. И это, увы, не тот случай, когда права расхожая фраза про «силу в разнообразии».
Русские очень серьёзно относятся к своим политическим взглядам: не гибко, не компромиссно. Мы готовы вцепиться в глотку единомышленнику из-за любого второстепенного вопроса. Не зря же именно у русских в период раскола возникла пословица «и за ять пойдём умирать».
А теперь представим себе не очень большую группу граждан Украины этнически русского происхождения, которые сознательно отстаивают права своего этноса на территории бывшей УССР. Которые, вполне естественно, идейно очень восприимчивы. И в поисках хоть какой-то русской идеи обращают свой взор к России. Но, как говорилось выше, у России никакой особой идеологии ни для русских внутри страны, ни для русских за рубежом нет.
Но свято место пусто не бывает, особенно в человеческой душе. Вот тут-то и всплывают разнообразные идеи, буйным цветом расцветшие на поле русского национального самосознания на Украине.
Кто-то проникается ими самостоятельно, читая Лимонова, Дугина, Кара-Мурзу или Солоневича. Кто-то сам выходит на связь во время поиска единомышленников в России. На кого-то единомышленники из России выходят сами, мечтая заиметь филиал своей политической силы на Украине.
При таком положении вещей возникают несколько видов опасности, которая мешает развитию русского национального движения на Украине. И в первую очередь это связано с тем, что многие русские организации внутри России в своём отрицании нынешнего российского руководства весьма серьёзно перегибают палку и для своих сторонников на Украине абсолютно не адаптируют свои идеологические постулаты.
Поэтому на Украину и попадает литература и наглядная агитация, призывающая бороться с «кремядью», «путиномедведями», «красной патриархией», «эрефией» и так далее. При этом чрезвычайная демонизация нынешней России приводит к прямо противоположным результатам на Украине, чем хотелось бы многим русским патриотам.
Для примера: приходилось мне в своё время общаться с одним ультраправославным дедушкой, который буквально жил идеями «Святой Руси», «православной монархии», и вдруг при встрече он заявляет, что безумно счастлив, что он гражданин Украины. Заявление, скажем так, весьма странное для человека подобного мировоззрения. И что же на него повлияло?
Оказывается, дедушка – божий одуванчик – поехал в паломничество в одну из лавр в России. Где встретил группу «истинно верующих», которые и открыли ему глаза на положение православия в России. И что житья православным в «эрефии» никакого нет. И что телефоны у православных прослушивают. И как узнают, что православный, сразу милиция приезжает, в тюрьму сажают, где печать дьявола ставят. Да и вообще – власти Богу нормально поклоняться не дают. И так далее, и тому подобное.
Естественно, что, наслушавшись таких ужасов про Великую Русь, дедушка стал чуть ли не украинским националистом. Ведь он-то точно знает, что на Украине не сажают в тюрьму, если в телефонном разговоре назовёшь себя православным. И если дедушка доживёт до референдума о сближении России и Украины, то он будет голосовать против: он же не хочет, чтобы ему в российской тюрьме печать дьявола поставили.
В общем, чрезмерное очернение сегодняшней России в кругах русских патриотов, возможно, и приводит к их мобилизации на территории Великой Руси. Но на Украине это приводит к деморализации многих сознательных русских. Ведь для многих из них лозунг максимального сближения Украины с Россией является не просто одним из основных лозунгов, а главным, для некоторых – вообще единственным. А куда там сближаться, если, следуя писаниям многих русских патриотических авторов, и России никакой нет, а есть только страшно-непонятная «эрефия» или ещё чего хуже.
И если против русофобии, исходящей от украинских националистов или российских либералов, русские Украины ещё могут отстраниться или просто её не воспринимать, то что делать, если подобные взгляды исходят от идейно близких? И чему потом удивляться, что, например, добрая половина активных «деомидовцев» была с Украины.
Другая проблема, как говорилось уже выше, – это слишком серьёзное отношение к своим взглядам у многих русских Украины. Из-за которых люди не замечают самого главного. Что сфера употребления русского языка резко сокращается, что через пару лет русских школ и в Донбассе не останется, про остальную Украину я вообще молчу. Что большинство русскоязычной молодёжи уже потеряли навыки письменной русской речи.
А сознательные русские в этот момент выясняют, чья идеология лучше. Организовывая пикет или митинг в поддержку русского языка, приходится много времени тратить, чтобы уговорить на подобное правозащитное мероприятие прийти русского сталиниста, потому что он не хочет стоять в одном строю с женщиной, у которой в руках будет икона с ликом Николая Второго. Потом нужно будет уговорить женщину с иконой, чтобы она осталась в одном строю с человеком, у которого на лацкане профиль Сталина. В результате львиная доля времени и сил уходит на сглаживание острых углов между своими же.
Но и взять какую-либо из существующих идей за основу Русского движения на Украине тоже не получается. Потому что, как показало время, ни одна из идеологических групп не является сильной и самостоятельной сама по себе.
Ни православные монархисты, ни сталинисты, ни национал-большевики, ни тем более другие не являются многочисленным и влиятельным движением. Поэтому для того, чтобы чего-то добиться, нужно действовать совместно. А совместно не очень получается, поскольку постоянно приходится лавировать, чтобы ненароком не обидеть никого по политическим, религиозным и идейным соображениям.
Подобный же подход не позволяет слишком уж активно привлекать к себе идейных прозелитов (народ любит простую конкретику, а не вынужденный синтез идей и взглядов), не позволяет более жёстко отстаивать свои права (для чего опять же нужно их чётко формулировать).
Какой же выход из подобной ситуации? Пока в самой России не произойдёт пересмотр тезисов в отношении к роли русского народа как государственно образующего этноса Российской Федерации и необходимости всесторонней его защиты вне пределов России, ничего кардинального в среде русских Украины не произойдёт. Пока Россия чётко не назовёт основные принципы идеологии для русских Украины, этот сегмент украинского общества и будет вариться в собственных идеологических противоречиях, с каждым годом уменьшаясь численно и ухудшаясь качественно.
Русские российские организации, которые обзавелись филиалами на Украине, должны всё-таки учитывать региональную специфику и понимать, что пока «Украина не Россия» и что многие идеи и слова нужно корректировать.
Например, многие русские националисты и представители левого фланга в России в пух и прах раскритиковали личность Михаила Зурабова, заведомо прививая к нему ненависть у многих русских Украины. А ведь этот человек будет послом России на Украине. Он в этом качестве ещё ни одного дня не проработал, а многие русские Украины уже исключают любую форму взаимодействия с ним по любому вопросу. Таких примеров десятки.
И пока в российских властных и патриотических кругах не выработают систему идейных взаимоотношений с российскими соотечественниками на Украине, дело с места не двинется. Нет внутри русских Украины такой силы, которая смогла бы всех объединить в рамках одной идеологии. А Россия может.
Поскольку именно она в глазах многих русских соотечественников на Украине остаётся главным идейным арбитром и высшей инстанцией. Без этого же русские на Украине не станут влиятельным фактором украинской политики. А ведь именно это было бы в интересах как России, так и Украины.
АЛЕКСЕЙ ИВАНОВ, ОДНАКО