Версия для печати
НАШ ИЗБИРАТЕЛЬ
СЛАВНОЕ ПРАЗДНОВАНИЕ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ТРОЕРУЧИЦА"
Икона Божией Матери "Троеручица" прославилась во времена иконоборчества. 11 июля (28 июня по старому стилю) совершается празднование в честь иконы Божией Матери "Троеручица".В 716 году византийский император, ярый противник икон, страстно желал извести преподобного Иоанна Дамаскина, который доказывал истинность почитания икон. Его оклеветали перед калифом, и тот велел отсечь у Иоанна правую руку и повесить ее на городской площади. Иоанн сильно страдал и просил калифа вернуть ему отсеченную руку.Просьба была выполнена. Затворившись у себя, Иоанн приложил отсеченную руку и ушел в глубокую молитву. Скоро он уснул, и во сне ему предстала Богоматерь и сказала: "Ты исцелен. Трудись же прилежно твоею рукою". Тогда же, по преданию, благодарный Иоанн излил свою любовь к Божией Матери в дивной песне: "О Тебе радуется. Благодатная, всякая тварь..."Весть об исцелении Иоанна разнеслась по дамаску. Калиф осознал свою вину и просил Иоанна снова взять на себя государственные дела. Но Иоанн удалился в монастырь Саввы Освященного и принял иноческий постриг. А икону, через которую он получил исцеление, взял с собой и в память чуда приделал к нижней части серебряное изображение руки.До XIII века по Р.Х. икона находилась в Лавре, а затем монахи передали ее Святому Савве, Архиепископу Сербскому, и она была перенесена им в Сербию. При нашествии на Сербию турок православные положили икону на осла и пустили его без провожатого. Осел прошел один до Афонской горы и остановился у ворот Хиландарского монастыря. Иноки приняли икону, как великий дар свыше, а на место появления иконы с той поры ежегодно совершается Крестный Ход. Однажды в Хиландарском монастыре умер Игумен. Братия приступили к избранию себе нового Игумена. Когда стали намечать и называть имена достойных кандидатов, то среди братии произошли разделение и распря. Богоматерь явившись одному затворнику, объявила, что сама желает быть игуменьей обители, и в знак этого икона Троеручицы, стоявшая дотоле в алтаре, чудесно перенеслась на средину храма, на игуменское место. С тех пор Хиландаром управляет наместник-иеромонах и стоит во время службы у игуменского места, где помещается икона Троеручицы. Прикладываясь к иконе, братия свято веруют, что принимают благословение от самой ЦАРИЦЫ НЕБЕСНОЙ, как от ИГУМЕНЬИ. В эпоху русско-турецких войн долгие годы на Афоне хозяйничали турки. Но Хиландарская обитель оставалась вне их власти. Сами турки свидетельствовали, что они часто видели недосягаемую для людей и оружия таинственную жену, охраняющую стены монастыря. На Руси Хиландарская икона "Троеручица" весьма почитается издревле. По просьбе Святейшего Патриарха Никона, с Афона список образа "Троеручицы" был доставлен в Москву 28 Июня 1661 года . Тогда-то и был установлен второй праздник памяти иконы в честь её сретения на Московской Земле. После тот образ был помещен Патриархом Никоном в основанный им на Истре Воскресенский монастырь, именуемый Новым Иерусалимом. Оттуда и стали распространяться по России списки иконы, многие из которых были прославлены БОГОМ чудотворениями и потому стали особо чтимы в народе. Один из наиболее почитаемых в России списков "Троеручицы" находится в Московском Свято-Данииловом монастыре. Этот большой образ был написан во второй половине XVII века. В девятнадцатом столетии дважды в год, накануне праздника "Троеручице" при огромном стечении народа прямо на монастырской площади совершалось Всенощное бдение. Икона была возвращена в Даниилов монастырь в середине 80-х годов прошлого века. На ней были повреждения, и первоначальный образ был в несколько слоев записан поновлениями. Церковный художник кропотливо восстановил первоначальный облик иконы. Теперь лик БОГОМАТЕРИ вновь, как и в древности, светел. Уже во время реставрации икона явила свою чудотворную силу, просветляясь более, чем успевала сделать для этого рука реставратора, а у самого иконописца-поновителя за время работы над иконой восстановилось зрение. Теперь перед Данииловской иконой "Троеручицы" в Троицком соборе обители каждую вторую пятницу в пять часов вечера совершается пение Акафиста. Другой – пока гораздо менее известный – список иконы "Троеручицы", который изображен на обложке данного издания, находился в Екатеринбурге – в Ипатьевском доме во время пребывания там в заточении Святых Царственных Мучеников в 1918 году. Предшествующая история этого скромного домашнего образа нам неизвестна и, скорее всего, судя по безыскусности его письма, он принадлежал не Императорской Семье, а кому-то из бывших владельцев особняка на Вознесенской горке, а может быть, даже их прислуге. Но Августейшие Страдальцы, обращаясь в Своем страшном заточении с молитвами к Богу и Пресвятой Владычице, как и подобает всем православным, безусловно, не различали иконы, находящиеся в доме заключения на привезенные – "свои" и бывшее прежде там – "чужие", а значит совершали Свои молитвы и перед этой скромной иконой, которая стала духовным свидетелем Их страданий и мученического подвига. После освобождения Екатеринбурга от большевиков икона БОЖИЕЙ МАТЕРИ Троеручицы был найдена в Ипатьевском доме одним офицером – знакомым Сестры Святого Государя Императора Николая II – Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны. Этот офицер в начале 1920-х годов привез икону в Данию, где тогда проживала Государыня Императрица Мария Феодоровна и семья Ея Дочери – Великой Княгини Ольги Александровны, для передачи памятной реликвии Императрице. Государыня же Сама распорядилась, чтобы сия Екатеринбургская святыня хранилась в семье Ея младшей Дочери. Все последующие годы Екатеринбургская икона "Троеручицы" всегда была овеяна семейным молитвенным вниманием, благоговением, и, по свидетельству старшего сына Великой Княгини – Тихона Николаевича Куликовского-Романовым, их семья постоянно ощущала на себе Покров БОЖИЕЙ МАТЕРИ во всех великих жизненных испытаниях, которых немало выпало на долю Великой Княгини и Ея близких. До самой Своей смерти в 1960 году Великая Княгиня Ольга Александровна никогда не расставалась с Екатеринбургской святыней и завещала её хранить Своему старшему сыну. Но все эти годы икона "Троеручица" почиталась не только домашними Тихона Николаевича. Неоднократно по Царским дням или в дни памяти самой иконы внук Императора Александра III доставлял Екатеринбургскую святыню в свой приходской храм Пресвятой Троицы, чтобы вся русская православная община города Торонто могла приложиться к святыне, покаянно помолиться перед ней о Воскресении плененной России. В 1991 году, когда Т.Н.Куликовский-Романов узнал, что в России уже практически обсуждается вопрос о строительстве Храма-Памятника на месте убийства Царской Семьи, он обратился с письмом к Его Святейшеству Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, где заявил о том, что по завершении его строительства во время освящения собора он намерен передать Екатеринбургскую икону БОЖИЕЙ МАТЕРИ "Троеручица" в храм на Крови Царственных Мучеников. Осенью 1992 года на Покров ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ супруга Тихона Николаевича – Ольга Николаевна Куликовская-Романова по воле мужа посетила Екатеринбург, и по его же просьбе в её присутствии на месте мученической кончины Царской Семьи русским духовенством был отслужен молебен Святым Царственным Мученикам. После этого первого паломничества на Всероссийскую Голгофу 20 октября уже в Москве О.Н.Куликовская-Романова встречалась со Святейшим Патриархом и в ходе продолжительной беседы ещЈ раз подтвердила намерение своего супруга – Тихона Николаевича передать свято чтимую им икону "Троеручица" в храм, который намереваются воздвигнуть в Екатеринбурге. И Его Святейшество подтвердил Свое одобрение этого благого и жертвенного намерения родного племянника Святого Царя-Мученика Николая. Однако в путях Господних Тихону Николаевичу при жизни не довелось исполнить свой святой обет: он почил в БОЗЕ 8 Апреля 1993 года, накануне завещав выполнить его волю своей супруге – Ольге Николаевне Куликовской-Романовой – председателю им основанного Благотворительного Фонда во имя Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны. Всё это время О.Н.Куликовская-Романова, ежегодно посещая Россию по делам Благотворительного Фонда, неизменно стремилась побывать и помолиться на Русской Голгофе. Когда наконец началось строительство храма Всех Святых в земле Российской просиявших на Вознесенской горке, надежда, что воля её супруга будет ею исполнена, возросла и укрепилась. Во время своей последней поездки в Россию летом-осенью 2002 года на ставшей уже традиционной встрече с Его Высокопреосвященством Высокопреосвященнейшим Викентием, Архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским, была достигнута договоренность о торжественном протоколе встречи иконы "Троеручица" Крестным Ходом в Екатеринбурге в канун празднования дня памяти "Троеручицы" 10 Июля 2003 года по Р.Х. для последующей передачи её на вечное хранение в храм Всех Святых в Земле Российской Просиявших, когда в 85-ю годовщину мученической кончины Святой Царской Семьи будет совершаться большое освящение этого величественного собора. В ознаменование этого долгожданного события силами Екатеринбургской епархии, Благотворительного фонда во имя Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны и попечением благотворителей, имена коих ведает ГОСПОДЬ БОГ, и было предпринято данное издание Канона с Акафистом иконе Божией Матери "Троеручица", дабы содействовать усердному молитвенному почитанию среди православно верующих новой Екатеринбургской святыни, освященной безпримерным подвигом Святых Царственных Мучеников Дома Российского. Празднование в честь киевской чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица», совершается 11 и 25 июля, а также 1 (14) и 9 (22) марта — в дени Первого и Второго явления Божией Матери Преподобному Ионе, Киевскому чудотворцу. Тропарь, гл. 8 Веселися пустыня нераждающая, благодушествуй неболевшая, яко Матерь Божия умножи тебе чада духовная, благочестия ради насажденная, воздержанием воспитанная, в добродетели преумноженная, Троеручным образом благословенная, и Триединому Богу посвященная. Сего ради припадающи, Владычице, умильно сокрушенным сердцем зовем: спаси всех предстоящих и молящихся Тебе, и остени обитель Твою от враг видимых и невидимых. Не отврати Твоя рабы тщы. Тя бо едину надежду и покров имамы. Кондак, гл. 1 Источник исцелений и милостей бездна Троеручная Твоя Икона Богородице явися, тем же и нас, к ней притекающих, от бед и искушений свободи, обитель Живоначальныя Троицы невредиму сохрани, Православие во стране нашей утверди и грехи разреши молитвенник Твоих, елика бо хощеши, можеши.
По материалам открытых источников
Версия для печати Обсудить на форуме (0) |