В последние годы с празднованием Дня Победы все чаще становится связан такой праздничный атрибут, как Георгиевская ленточка. Но почему именно Георгиевская, а не, скажем, Андреевская или еще какая-либо историческая наградная лента?
Дело в том, что Георгиевская наградная символика в нашей стране является символом мужества уже около четверти тысячелетия. Впрочем, это касается скорее официального закрепления такого смысла за Георгиевской символикой. На самом же деле отношение к Святому Георгию и всему, что с ним связано, как к символу мужества и, более того, победы добра над злом, уходит вглубь веков. Чтобы разобраться во всем по порядку, нам придется вернуться на семнадцать столетий назад.
Итак, Святой Георгий-Победоносец, согласно церковному житию, родился в семье христиан во II веке в Каппадокии (область в Малой Азии, современной Турции, в то время – Римской Империи). Эта область до турецкого завоевания имела пестрый этнический состав, поэтому трудно сказать, какой национальности был Св.Георгий при жизни. Возможно, разнообразие народов в Византийскую эпоху отличило Каппадокию множеством святых.
Так или иначе, само имя «Георгий» греческого происхождения, от слова «георгос» - земледелец. А сам будущий святой, повзрослев, поступил на военную службу, где он отличился мужеством, силой и умом. Эти качества помогли ему продвинуться по служебной лестнице – и вот уже Георгий становится одним из тысяченачальников и любимцем самого императора Диоклетиана.
В то же время Георгий отличался и особой честностью: несмотря на гонения на христиан, даже казни, он продолжал открыто исповедовать христианство. Услышав на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, Георгий выступил против самого императора. Он явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и возразил императорскому приказу преследовать христиан.
В итоге император сменил милость на гнев, и Георгий был подвергнут жесточайшим пыткам: его избивали, колесовали, заставляли бегать в обуви с гвоздями внутри, бросали в негашеную известь. И все же, перенеся все мучения, Георгий не отрекся от своей веры.
После восьмидневных мучений, после безуспешных попыток императора Диоклетиана убедить своего бывшего военачальника отказаться от своих убеждений, в 303 году Георгий был обезглавлен. В настоящее время мощи святого Георгия находятся в греческой церкви в ныне израильском городе Лод (Лидде), а глава святого хранится в Риме.
Между тем, чудеса святого стали происходить уже после его смерти. Таким образом, здесь скорее уместно будет говорить о духовной борьбе духа святого с демонами. Самым известным чудом Святого Георгия является его бой со змеем (драконом), который опустошал землю одного из языческих царей в Бейруте (нынешний Ливан).
Некоторые исследователи считают, что жертвы приносились реальному животному, например, крокодилу или удаву. Как бы то ни было, язычники приносили змею человеческие жертвы, и когда жребий выпал на царскую дочь, явился Георгий на коне и, пронзив змея копьем (в других описаниях – мечом, с молитвой), спас ей жизнь.
После этой победы святого над воплощением дьявола, жители царства приняли христианство. В православном каноническом "Чуде Георгия о змее" его победа над змеем (драконом) трактуется как победа христианства над скверной, над язычеством. Иконография изображает Георгия-Победоносца верхом на белом коне и с копьем, которым он пригвоздил змея.
Во многом благодаря отважному Георгию и подобному ему святым, некогда языческая империя становится христианской. И вот уже император Константин Великий перестроил церковь над мощами святого в Лидде, «граде святого Георгия», а в новой столице империи, будущем Константинополе, воздвигнул церковь во имя этого святого.
Во времена Константина (306-337 годы) впервые на государственном уровне стали тиражироваться изображения с побежденным (копьем) змеем. А император Феодосий II в 428 году превратил освящение новой церкви Св. Георгия в настоящее международное событие. Почитание святого сопровождалось и составлением канонических описаний.
Наиболее подробное описание деяний Св. Георгия хранится в славянской Минее, а мученичества святого известны в латинских, сирийских, армянских, коптских (египетских), эфиопских и арабских переводах.
Почитается Св. Георгий также в разные дни. Так, Православная церковь празднует День Святого Георгия 6 мая (соответствует 23 апреля по старому стилю, весенний Юрьев день), 16 ноября и 9 декабря. Последняя дата установлена в честь освящения храма великомученика Георгия в Киеве в 1051 году и известна в народе как осенний Юрьев день. В Католической церкви Георгиевский день отмечается 23 апреля (как было у нас по старому стилю). Стоит отметить, что с 1963-го Св. Георгий в Католической церкви был отнесен к числу «малых», местных святых, однако в 2000 году справедливость была все же восстановлена.
Характерно, что культ Святого Георгия был и до сих пор распространен в самых различных странах, культурах и вероисповеданиях. Издавна святой считается покровителем воинов, земледельцев и пастухов. Так, на Западе Св. Георгий был покровителем рыцарства. Там также верят, что молитвы к святому помогут избавиться от ядовитых змей и заразных болезней.
В славянских странах, на Балканах земледельцы обращаются к нему с молитвами о ниспослании дождя. Вообще же, у православных он считается покровителем земледелия и скотоводства. В Индии, в провинции Керала, на 6 мая в церквях, построенных в честь святого, собирается множество паломников-последователей древней сирийской церкви.
Интересно, что Святой Георгий известен и исламским народам Ближнего Востока и даже Африки под именем Джирджис (ведь чудеса свои он творил еще до возникновения ислама). Мусульмане считают, что сам Аллах воскрешал Георгия- Джирджиса всякий раз после жестоких пыток язычников.
У нас же, на Руси, Св. Георгий с давних времен почитался под именами Юрия или Егория. В 1030-ых годах великий князь Ярослав Мудрый (в крещении - Юрий) основал на юге в Киеве и на севере в Новгороде монастыри святого Георгия (затем церкви в честь святого были построены в Каневе, Владимире, других городах) и повелел по всей Руси осенью «творити праздник» святого Георгия. Больше того, князь Ярослав в честь святого на северо-западных рубежах Руси даже основал в 1030 году город Юрьев (сейчас Тарту в Эстонии).
Почитание его в эпоху Киевской Руси и в последующие времена было весьма значительно. К примеру, изображения святого Георгия встречаются на различных великокняжеских монетах и печатях (например, на печатях князя Александра Невского).
Во времена Дмитрия Донского, того самого, что покончил с монгольским игом, изображение всадника, поражающего змея копьем, входит в московскую геральдику. Впрочем, почитание святого Георгия-Юрия на московской земле укрепил киевский князь Юрий Долгорукий, основатель Москвы. Он также основал в городе Юрьеве-Польском, в Суздальской Руси, храм в честь Св. Георгия в 1234 г. На фасаде этого собора – Св. Георгий (с копьем, но без коня), одно из старейших сохранившихся изображений святого на Руси.
Изображение же святого с копьем всегда воспринималось в народе как Егорий-Победоносец, а в 1730 году такое толкование для московской символики было закреплено официально. А в годы революционного лихолетья георгиевский символ приобрел особое значение. Вот как обращалась к святому Марина Цветаева:
Московский герб: герой пронзает гада.
Дракон в крови. Герой в луче. – Так надо.
Во имя Бога и души живой
Сойди с ворот, Господень часовой!
Верни нам вольность, Воин – им живот.
Страж роковой Москвы – сойди с ворот!
И докажи – народу и дракону –
Что спят мужи – сражаются иконы.
Присутствие Св. Георгия было отмечено в символике других городов. Так, святой изначально считался заступником Одессы, его присутствие предполагалось на начальных вариантах герба. Также в старину Св. Георгий на коне был гербом Каменец-Подольского.
Интересно отметить и изображение Св. Георгия на коне как часть герба князя Константина Острожского, напечатанного первопечатником Иваном Федоровым в изданном в княжеской типографии «Букваре», первой русской светской печатной книге.
Известно, что князья Острожские были важнейшими ревнителями православия в Великом княжестве Литовском и обладали обширными владениями на Волыни. С другой стороны, с Волыни георгиевская символика распространяется по всему Великому княжеству – став, например, частью печатей литовского князя Витовта (1400-1410-ые).
Однако георгиевская символика была популярна на волынских землях и во владениях других князей. Так, Святий Юрій Змієборець - на гербе городка Тайкуры, князей Вишнивецких. Св. Юрий, поражающий змея, вместе с равносторонним волынским крестом – на гербе городов Владимир-Волынский и Любомль.
Впрочем, волынский крест сегодня восстановлен как эмблема области в целом. Вообще же использовать массово Св. Юрия-Георгия на землях нынешней Западной Украины стали со времен князя Юрия Львовича (1300-ые).
Юрий-Змееборец со временем перешел и на казачьи знамена – таковое было отмечено в 1655 году в войсках Богдана Хмельницкого. Христианская символика, включая Св. Георгия, была любима на знаменах Черниговского, Нежинского и Киевского казачьих полков. А уже сегодня сам змееборец Юрий-Георгий стал основой и флага, и герба Киевской области.
Впрочем, Русь в своем почитании Святого Георгия далеко не одинока. Он считается покровителем таких стран, как Англия, Болгария, Греция, Грузия, Мальта, Словения, Эфиопия, Португалия (а также португальской армии и флота), провинций в различных государствах (например, немецкая Бавария, испанская Каталония, итальянские Калабрия, Рагуса и Сицилия) и ряда городов (например, итальянская Генуя, чей крест, как считается, позаимствовали англичане). Георгий – покровитель скаутов и даже бразильских футбольных команд, солдат и пастухов. Св. Георгию как покровителю рыцарства были посвящены десятки аристократических орденов и сообществ.
Особо почитается святой в Болгарии, где его весенний день – Гергьовден – объявлен государственным праздником. Причем с 1880 года этот день также является днем болгарской армии. Схожий праздник и у соседей болгар - в Сербии.
Святой Георгий вместе с Богородицей считается небесным покровителем Грузии, будучи в этой стране самым почитаемым святым. Местные жители уверены, что он был родичем равноапостольной Нины, просветительницы Грузии – также святой из Каппадокии тех времен.
Интересно, что первый храм в честь Георгия был построен в Грузии вскоре после его смерти, в 335 году, на месте погребения святой Нины, а в средние века строительство георгиевских церквей в этой стране становится повсеместным. Георгиевский крест появился на грузинских знаменах еще при легендарной царице Тамаре, присутствует он на них и сейчас. Почитать Георгия, хотя и значительно позже, стали и соседи грузин – осетины.
Равносторонний крест есть на греческом флаге. И недаром – если раньше Св. Георгий считался покровителем православных Византийских императоров, то сейчас – греческой армии.
Примерно такой же крест, как на грузинском флаге (красный на белом) – и на флаге английском (не путать с общебританским, где сочетается с Андреевским крестом). Считается, что в английскую символику этот крест привнес король Ричард Львиное Сердце после крестовых походов, ведь Св.Георгий был покровителем рыцарей. Как там, у Шекспира, в «Генрихе V»? Король (« Гарри») обращается к войскам: «Во время атаки кричите: "Бог за Гарри! Англия и Святой Георгий!"».
Кстати, подобный крест был (и есть сейчас) на Руси – на Волыни (где георгиевская геральдика издавна популярна). Волынский крест такой же, только белый на красном.
И если в средние века в Западной Европе были популярны рыцарские баллады про Георгия, то на Руси странники-паломники распевали духовные песнопения про этого святого, которые позже плавно перетекли в народные, в которых отважный витязь - "Ой ты гой еси, чудный отроце,Святый Егорий Хорабрый!" - вызволяет царскую дочь от змея пещерного (собственно, практически былинный сюжет борьбы богатырей со змеем).
В иных песнях Егорий спасает всю Русь. Чудеса Егория Храброго в народных песнях основаны на переводах и пересказах жития Георгия-Победоносца и появились на Руси еще в первые десятилетия христианства, а вот особо любимыми в народе стали в годы борьбы с монгольскими захватчиками.
Вынимал Егорий саблю острую,
Посек он, порубил стадо змеиное.
Кстати, из народных песен виден и высокий уровень почитания Св. Георгия на Руси. Вот как пели в старину на Псковщине:
На тых столах все святки,
Все святки, все празднички:
Перво свято – Велик Христов день,
Друго свято – Юрий-Егорий:
В чистом поле статок спасает,
Статок спасает, домой гоняет;
Третье свято – святой Микола…
Поскольку весенний Юрьев день часть шел за Пасхой (поздней), то народ часто связывал и самого святого со Светлым Христовым Воскресением.
Согласно нашим народным поверьям, Святой Георгий защищает людей, их жилища, скот и пашни от нечистой силы, змей и стихийных бедствий и болезней, от нашествия иноплеменников. При этом он также покровительствует животным: "На Юрья святой Егорий разъезжает на белом коне по полям и раздает зверям наказы", "Вся живая тварь у Егорья под рукой". Осенний Юрьев день служил датой завершения работ на поле, а весенний – началом: "Егорий работу починает, Егорий и кончает".
А на Галичине Георгия-Юрия прозывали просто Юром, в его честь был возведен самый известный собор во Львове – Святого Юра (сейчас он в юрисдикции Греко-католической церкви, но некогда там стоял православный храм; как бы то ни было, издавна Св. Георгий-Юрий был покровителем Львова).
Вообще же в Украине и в Белоруссии, на Восточных Балканах (особенно в Болгарии) на весенний Юрьев день происходили обрядовые выходы в поле с осмотром посевов, часто даже с молебнами.
В разных концах земли стоят монастыри в честь Святого Георгия – монастырь Зограф на святой горе Афон, Георгиевский монастырь в Москве, монастырь Св. Георгия в Болгарии. А несколько лет назад был возведен прекрасный Свято-Георгиевский храм в Киеве, близ вокзала – именно он встречает паломников, приезжающих в украинскую столицу поклониться ее святыням.
Пару лет назад, во время проведения акции «Георгиевская ленточка», один священник в этом Свято-Георгиевском столичном храме поведал, что многие православные считают, что именно в день Св. Георгия по сути завершились основные бои в Великой Отечественной войне.
Действительно, исторические факты подтверждают это – основное сопротивление нацистов (а по сути, агрессивной языческой мега-секты нашего времени) завершилось в этот день; тогда же они собирались капитулировать перед западными союзниками. «Техническая капитуляция» нацистов (с советским представителем) была принята уже 7 мая, а с 8 на 9 мая 1945 прошла их полная и безоговорочная капитуляция.
И в этом году, повязывая Георгиевскую ленточку перед Днем Победы, вспомним и о давних корнях Георгиевской символики, и о глубоком сокровенном ее смысле – всеобщей победе добра над злом.
Олег Вакуленко, From-UA
Комитет