МУДРОЕ ВСЕГДА
Я не верю в коллективную мудрость невежественных индивидуумов. Томас Карлейл.
Бедность - корень всех беспорядков в стране. Мо-цзы.
  ГЛАВНОЕ СЕГОДНЯ  
ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   ПОЛИТИКА   НАШ ИЗБИРАТЕЛЬ   СУД & ДЕЛО   СЛУХИ   ЗАБОРНЫЙ ЧАТ   ФОРУМ   ГАЛЕРЕЯ   БИЗНЕС  
NED: Имя им Легион

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
Чужие в Украине: Дети Грантов

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Евреи и создание третьего Рейха

Части: 1, 2
ОБЫКНОВЕННЫЙ СИОНИЗМ

Части: 1, 2, 3, 4, 5
ЕВРЕЙСКИЕ ДИВИЗИИ СТАЛИНА

Части: 1, 2
WIKILEAKS: США О КОМИТЕТЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ ДОНБАССА

Части: 1
Новости@mail.ru:

АНДРЕЙ ЮЩЕНКО – ПЕРСОНАЖ И «ЛЕГЕНДА»
Часть 1 | Часть 2
ФСБ ОБЛИЧАЕТ: ОУН-УПА – ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ

Части: 1, 2, 3
ЙА – БЛОНДИНКО? НЕТ, Я СЕКРЕТАРЬ!

Часть 1 | Часть 2

ЦЕНТР политического прогнозирования UA-PRAVDA





Одесская  Общественная Организация 'Единое Отечество'






Версия для печати НАШ ИЗБИРАТЕЛЬ
ДЕНЬ ПОБЕДОНОСЦА

В последние годы с празднованием Дня Победы все чаще становится связан такой праздничный атрибут, как Георгиевская ленточка. Но почему именно Георгиевская, а не, скажем, Андреевская или еще какая-либо историческая наградная лента?

Дело в том, что Георгиевская наградная символика в нашей стране является символом мужества уже около четверти тысячелетия. Впрочем, это касается скорее официального закрепления такого смысла за Георгиевской символикой. На самом же деле отношение к Святому Георгию и всему, что с ним связано, как к символу мужества и, более того, победы добра над злом, уходит вглубь веков. Чтобы разобраться во всем по порядку, нам придется вернуться на семнадцать столетий назад.

Итак, Святой Георгий-Победоносец, согласно церковному житию, родился в семье христиан во II веке в Каппадокии
(область в Малой Азии, современной Турции, в то время – Римской Империи). Эта область до турецкого завоевания имела пестрый этнический состав, поэтому трудно сказать, какой национальности был Св.Георгий при жизни. Возможно, разнообразие народов в Византийскую эпоху отличило Каппадокию множеством святых.

Так или иначе, само имя
«Георгий» греческого происхождения, от слова «георгос» - земледелец. А сам будущий святой, повзрослев, поступил на военную службу, где он отличился мужеством, силой и умом. Эти качества помогли ему продвинуться по служебной лестнице – и вот уже Георгий становится одним из тысяченачальников и любимцем самого императора Диоклетиана.

В то же время Георгий отличался и особой честностью: несмотря на гонения на христиан, даже казни, он продолжал открыто исповедовать христианство. Услышав на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, Георгий выступил против самого императора. Он явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и возразил императорскому приказу преследовать христиан.

 

В итоге император сменил милость на гнев, и Георгий был подвергнут жесточайшим пыткам: его избивали, колесовали, заставляли бегать в обуви с гвоздями внутри, бросали в негашеную известь. И все же, перенеся все мучения, Георгий не отрекся от своей веры.

После восьмидневных мучений, после безуспешных попыток императора Диоклетиана убедить своего бывшего военачальника отказаться от своих убеждений, в 303 году Георгий был обезглавлен. В настоящее время мощи святого Георгия находятся в греческой церкви в ныне израильском городе Лод
(Лидде), а глава святого хранится в Риме.

Между тем, чудеса святого стали происходить уже после его смерти. Таким образом, здесь скорее уместно будет говорить о духовной борьбе духа святого с демонами. Самым известным чудом Святого Георгия является его бой со змеем
(драконом), который опустошал землю одного из языческих царей в Бейруте (нынешний Ливан).

 

Некоторые исследователи считают, что жертвы приносились реальному животному, например, крокодилу или удаву. Как бы то ни было, язычники приносили змею человеческие жертвы, и когда жребий выпал на царскую дочь, явился Георгий на коне и, пронзив змея копьем (в других описаниях – мечом, с молитвой), спас ей жизнь.

 

После этой победы святого над воплощением дьявола, жители царства приняли христианство. В православном каноническом "Чуде Георгия о змее" его победа над змеем (драконом) трактуется как победа христианства над скверной, над язычеством. Иконография изображает Георгия-Победоносца верхом на белом коне и с копьем, которым он пригвоздил змея.

Во многом благодаря отважному Георгию и подобному ему святым, некогда языческая империя становится христианской. И вот уже император Константин Великий перестроил церковь над мощами святого в Лидде,
«граде святого Георгия», а в новой столице империи, будущем Константинополе, воздвигнул церковь во имя этого святого.

 

Во времена Константина (306-337 годы) впервые на государственном уровне стали тиражироваться изображения с побежденным (копьем) змеем. А император Феодосий II в 428 году превратил освящение новой церкви Св. Георгия в настоящее международное событие. Почитание святого сопровождалось и составлением канонических описаний.

 

Наиболее подробное описание деяний Св. Георгия хранится в славянской Минее, а мученичества святого известны в латинских, сирийских, армянских, коптских (египетских), эфиопских и арабских переводах.

Почитается Св. Георгий также в разные дни. Так, Православная церковь празднует День Святого Георгия 6 мая
(соответствует 23 апреля по старому стилю, весенний Юрьев день), 16 ноября и 9 декабря. Последняя дата установлена в честь освящения храма великомученика Георгия в Киеве в 1051 году и известна в народе как осенний Юрьев день. В Католической церкви Георгиевский день отмечается 23 апреля (как было у нас по старому стилю). Стоит отметить, что с 1963-го Св. Георгий в Католической церкви был отнесен к числу «малых», местных святых, однако в 2000 году справедливость была все же восстановлена.

Характерно, что культ Святого Георгия был и до сих пор распространен в самых различных странах, культурах и вероисповеданиях. Издавна святой считается покровителем воинов, земледельцев и пастухов. Так, на Западе Св. Георгий был покровителем рыцарства. Там также верят, что молитвы к святому помогут избавиться от ядовитых змей и заразных болезней.

 

В славянских странах, на Балканах земледельцы обращаются к нему с молитвами о ниспослании дождя. Вообще же, у православных он считается покровителем земледелия и скотоводства. В Индии, в провинции Керала, на 6 мая в церквях, построенных в честь святого, собирается множество паломников-последователей древней сирийской церкви.

Интересно, что Святой Георгий известен и исламским народам Ближнего Востока и даже Африки под именем Джирджис
(ведь чудеса свои он творил еще до возникновения ислама). Мусульмане считают, что сам Аллах воскрешал Георгия- Джирджиса всякий раз после жестоких пыток язычников.

У нас же, на Руси, Св. Георгий с давних времен почитался под именами Юрия или Егория. В 1030-ых годах великий князь Ярослав Мудрый
(в крещении - Юрий) основал на юге в Киеве и на севере в Новгороде монастыри святого Георгия (затем церкви в честь святого были построены в Каневе, Владимире, других городах) и повелел по всей Руси осенью «творити праздник» святого Георгия. Больше того, князь Ярослав в честь святого на северо-западных рубежах Руси даже основал в 1030 году город Юрьев (сейчас Тарту в Эстонии).

 

Почитание его в эпоху Киевской Руси и в последующие времена было весьма значительно. К примеру, изображения святого Георгия встречаются на различных великокняжеских монетах и печатях (например, на печатях князя Александра Невского).

Во времена Дмитрия Донского, того самого, что покончил с монгольским игом, изображение всадника, поражающего змея копьем, входит в московскую геральдику. Впрочем, почитание святого Георгия-Юрия на московской земле укрепил киевский князь Юрий Долгорукий, основатель Москвы. Он также основал в городе Юрьеве-Польском, в Суздальской Руси, храм в честь Св. Георгия в 1234 г. На фасаде этого собора – Св. Георгий
(с копьем, но без коня), одно из старейших сохранившихся изображений святого на Руси.

Изображение же святого с копьем всегда воспринималось в народе как Егорий-Победоносец, а в 1730 году такое толкование для московской символики было закреплено официально. А в годы революционного лихолетья георгиевский символ приобрел особое значение. Вот как обращалась к святому Марина Цветаева:

 

Московский герб: герой пронзает гада.
Дракон в крови. Герой в луче. – Так надо.
Во имя Бога и души живой
Сойди с ворот, Господень часовой!
Верни нам вольность, Воин – им живот.
Страж роковой Москвы – сойди с ворот!
И докажи – народу и дракону –
Что спят мужи – сражаются иконы.


Присутствие Св. Георгия было отмечено в символике других городов. Так, святой изначально считался заступником Одессы, его присутствие предполагалось на начальных вариантах герба. Также в старину Св. Георгий на коне был гербом Каменец-Подольского.

Интересно отметить и изображение Св. Георгия на коне как часть герба князя Константина Острожского, напечатанного первопечатником Иваном Федоровым в изданном в княжеской типографии
«Букваре», первой русской светской печатной книге.

Известно, что князья Острожские были важнейшими ревнителями православия в Великом княжестве Литовском и обладали обширными владениями на Волыни. С другой стороны, с Волыни георгиевская символика распространяется по всему Великому княжеству – став, например, частью печатей литовского князя Витовта (1400-1410-ые).

Однако георгиевская символика была популярна на волынских землях и во владениях других князей. Так, Святий Юрій Змієборець - на гербе городка Тайкуры, князей Вишнивецких. Св. Юрий, поражающий змея, вместе с равносторонним волынским крестом – на гербе городов Владимир-Волынский и Любомль.

Впрочем, волынский крест сегодня восстановлен как эмблема области в целом. Вообще же использовать массово Св. Юрия-Георгия на землях нынешней Западной Украины стали со времен князя Юрия Львовича (1300-ые).

Юрий-Змееборец со временем перешел и на казачьи знамена – таковое было отмечено в 1655 году в войсках Богдана Хмельницкого. Христианская символика, включая Св. Георгия, была любима на знаменах Черниговского, Нежинского и Киевского казачьих полков. А уже сегодня сам змееборец Юрий-Георгий стал основой и флага, и герба Киевской области.

Впрочем, Русь в своем почитании Святого Георгия далеко не одинока. Он считается покровителем таких стран, как Англия, Болгария, Греция, Грузия, Мальта, Словения, Эфиопия, Португалия
(а также португальской армии и флота), провинций в различных государствах (например, немецкая Бавария, испанская Каталония, итальянские Калабрия, Рагуса и Сицилия) и ряда городов (например, итальянская Генуя, чей крест, как считается, позаимствовали англичане). Георгий – покровитель скаутов и даже бразильских футбольных команд, солдат и пастухов. Св. Георгию как покровителю рыцарства были посвящены десятки аристократических орденов и сообществ.

Особо почитается святой в Болгарии, где его весенний день – Гергьовден – объявлен государственным праздником. Причем с 1880 года этот день также является днем болгарской армии. Схожий праздник и у соседей болгар - в Сербии.

Святой Георгий вместе с Богородицей считается небесным покровителем Грузии, будучи в этой стране самым почитаемым святым. Местные жители уверены, что он был родичем равноапостольной Нины, просветительницы Грузии – также святой из Каппадокии тех времен.

Интересно, что первый храм в честь Георгия был построен в Грузии вскоре после его смерти, в 335 году, на месте погребения святой Нины, а в средние века строительство георгиевских церквей в этой стране становится повсеместным. Георгиевский крест появился на грузинских знаменах еще при легендарной царице Тамаре, присутствует он на них и сейчас. Почитать Георгия, хотя и значительно позже, стали и соседи грузин – осетины.

Равносторонний крест есть на греческом флаге. И недаром – если раньше Св. Георгий считался покровителем православных Византийских императоров, то сейчас – греческой армии.

Примерно такой же крест, как на грузинском флаге
(красный на белом) – и на флаге английском (не путать с общебританским, где сочетается с Андреевским крестом). Считается, что в английскую символику этот крест привнес король Ричард Львиное Сердце после крестовых походов, ведь Св.Георгий был покровителем рыцарей. Как там, у Шекспира, в «Генрихе V»? Король (« Гарри») обращается к войскам: «Во время атаки кричите: "Бог за Гарри! Англия и Святой Георгий!"».

Кстати, подобный крест был
(и есть сейчас) на Руси – на Волыни (где георгиевская геральдика издавна популярна). Волынский крест такой же, только белый на красном.
И если в средние века в Западной Европе были популярны рыцарские баллады про Георгия, то на Руси странники-паломники распевали духовные песнопения про этого святого, которые позже плавно перетекли в народные, в которых отважный витязь -
"Ой ты гой еси, чудный отроце,Святый Егорий Хорабрый!" - вызволяет царскую дочь от змея пещерного (собственно, практически былинный сюжет борьбы богатырей со змеем).

В иных песнях Егорий спасает всю Русь. Чудеса Егория Храброго в народных песнях основаны на переводах и пересказах жития Георгия-Победоносца и появились на Руси еще в первые десятилетия христианства, а вот особо любимыми в народе стали в годы борьбы с монгольскими захватчиками.

Вынимал Егорий саблю острую,
Посек он, порубил стадо змеиное.



Кстати, из народных песен виден и высокий уровень почитания Св. Георгия на Руси. Вот как пели в старину на Псковщине:

На тых столах все святки,
Все святки, все празднички:
Перво свято – Велик Христов день,
Друго свято – Юрий-Егорий:
В чистом поле статок спасает,
Статок спасает, домой гоняет;
Третье свято – святой Микола…


Поскольку весенний Юрьев день часть шел за Пасхой
(поздней), то народ часто связывал и самого святого со Светлым Христовым Воскресением.

Согласно нашим народным поверьям, Святой Георгий защищает людей, их жилища, скот и пашни от нечистой силы, змей и стихийных бедствий и болезней, от нашествия иноплеменников. При этом он также покровительствует животным:
"На Юрья святой Егорий разъезжает на белом коне по полям и раздает зверям наказы", "Вся живая тварь у Егорья под рукой". Осенний Юрьев день служил датой завершения работ на поле, а весенний – началом: "Егорий работу починает, Егорий и кончает".

А на Галичине Георгия-Юрия прозывали просто Юром, в его честь был возведен самый известный собор во Львове – Святого Юра
(сейчас он в юрисдикции Греко-католической церкви, но некогда там стоял православный храм; как бы то ни было, издавна Св. Георгий-Юрий был покровителем Львова).

 

Вообще же в Украине и в Белоруссии, на Восточных Балканах (особенно в Болгарии) на весенний Юрьев день происходили обрядовые выходы в поле с осмотром посевов, часто даже с молебнами.

В разных концах земли стоят монастыри в честь Святого Георгия – монастырь Зограф на святой горе Афон, Георгиевский монастырь в Москве, монастырь Св. Георгия в Болгарии. А несколько лет назад был возведен прекрасный Свято-Георгиевский храм в Киеве, близ вокзала – именно он встречает паломников, приезжающих в украинскую столицу поклониться ее святыням.

Пару лет назад, во время проведения акции
«Георгиевская ленточка», один священник в этом Свято-Георгиевском столичном храме поведал, что многие православные считают, что именно в день Св. Георгия по сути завершились основные бои в Великой Отечественной войне.

 

Действительно, исторические факты подтверждают это – основное сопротивление нацистов (а по сути, агрессивной языческой мега-секты нашего времени) завершилось в этот день; тогда же они собирались капитулировать перед западными союзниками. «Техническая капитуляция» нацистов (с советским представителем) была принята уже 7 мая, а с 8 на 9 мая 1945 прошла их полная и безоговорочная капитуляция.

И в этом году, повязывая Георгиевскую ленточку перед Днем Победы, вспомним и о давних корнях Георгиевской символики, и о глубоком сокровенном ее смысле – всеобщей победе добра над злом.

Олег Вакуленко, From-UA

Комитет

 

 


Версия для печати Обсудить на форуме (0)
Nick: Сообщение:
НОВОСТИ
Понедельник, 18.03
Воскресенье, 17.03
Среда, 06.03
Четверг, 29.02
Среда, 28.02
Вторник, 27.02
Суббота, 24.02
Вторник, 20.02
Понедельник, 19.02
Среда, 14.02
Среда, 29.11
Вторник, 21.11
Понедельник, 20.11
Пятница, 17.11
Среда, 15.11
Вторник, 14.11
НАШ ОПРОС
КАКОЕ ВТОРОЕ ГРАЖДАНСТВО ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ПОЛУЧИТЬ?
Российское
Израильское
Американское
Не хочу получать
Я гражданин только своей страны
Не скажу
Ваш вариант
Любое, только не украинское

©komitet.net.ua, 2006