ДЕНЬ ПОБЕДОНОСЦА


06.05.2009 12:25

В последние годы с празднованием Дня Победы все чаще становится связан такой праздничный атрибут, как Георгиевская ленточка. Но почему именно Георгиевская, а не, скажем, Андреевская или еще какая-либо историческая наградная лента?

Дело в том, что Георгиевская наградная символика в нашей стране является символом мужества уже около четверти тысячелетия. Впрочем, это касается скорее официального закрепления такого смысла за Георгиевской символикой. На самом же деле отношение к Святому Георгию и всему, что с ним связано, как к символу мужества и, более того, победы добра над злом, уходит вглубь веков. Чтобы разобраться во всем по порядку, нам придется вернуться на семнадцать столетий назад.

Итак, Святой Георгий-Победоносец, согласно церковному житию, родился в семье христиан во II веке в Каппадокии
(область в Малой Азии, современной Турции, в то время – Римской Империи). Эта область до турецкого завоевания имела пестрый этнический состав, поэтому трудно сказать, какой национальности был Св.Георгий при жизни. Возможно, разнообразие народов в Византийскую эпоху отличило Каппадокию множеством святых.

Так или иначе, само имя
«Георгий» греческого происхождения, от слова «георгос» - земледелец. А сам будущий святой, повзрослев, поступил на военную службу, где он отличился мужеством, силой и умом. Эти качества помогли ему продвинуться по служебной лестнице – и вот уже Георгий становится одним из тысяченачальников и любимцем самого императора Диоклетиана.

В то же время Георгий отличался и особой честностью: несмотря на гонения на христиан, даже казни, он продолжал открыто исповедовать христианство. Услышав на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, Георгий выступил против самого императора. Он явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и возразил императорскому приказу преследовать христиан.

 

В итоге император сменил милость на гнев, и Георгий был подвергнут жесточайшим пыткам: его избивали, колесовали, заставляли бегать в обуви с гвоздями внутри, бросали в негашеную известь. И все же, перенеся все мучения, Георгий не отрекся от своей веры.

После восьмидневных мучений, после безуспешных попыток императора Диоклетиана убедить своего бывшего военачальника отказаться от своих убеждений, в 303 году Георгий был обезглавлен. В настоящее время мощи святого Георгия находятся в греческой церкви в ныне израильском городе Лод
(Лидде), а глава святого хранится в Риме.

Между тем, чудеса святого стали происходить уже после его смерти. Таким образом, здесь скорее уместно будет говорить о духовной борьбе духа святого с демонами. Самым известным чудом Святого Георгия является его бой со змеем
(драконом), который опустошал землю одного из языческих царей в Бейруте (нынешний Ливан).

 

Некоторые исследователи считают, что жертвы приносились реальному животному, например, крокодилу или удаву. Как бы то ни было, язычники приносили змею человеческие жертвы, и когда жребий выпал на царскую дочь, явился Георгий на коне и, пронзив змея копьем (в других описаниях – мечом, с молитвой), спас ей жизнь.

 

После этой победы святого над воплощением дьявола, жители царства приняли христианство. В православном каноническом "Чуде Георгия о змее" его победа над змеем (драконом) трактуется как победа христианства над скверной, над язычеством. Иконография изображает Георгия-Победоносца верхом на белом коне и с копьем, которым он пригвоздил змея.

Во многом благодаря отважному Георгию и подобному ему святым, некогда языческая империя становится христианской. И вот уже император Константин Великий перестроил церковь над мощами святого в Лидде,
«граде святого Георгия», а в новой столице империи, будущем Константинополе, воздвигнул церковь во имя этого святого.

 

Во времена Константина (306-337 годы) впервые на государственном уровне стали тиражироваться изображения с побежденным (копьем) змеем. А император Феодосий II в 428 году превратил освящение новой церкви Св. Георгия в настоящее международное событие. Почитание святого сопровождалось и составлением канонических описаний.

 

Наиболее подробное описание деяний Св. Георгия хранится в славянской Минее, а мученичества святого известны в латинских, сирийских, армянских, коптских (египетских), эфиопских и арабских переводах.

Почитается Св. Георгий также в разные дни. Так, Православная церковь празднует День Святого Георгия 6 мая
(соответствует 23 апреля по старому стилю, весенний Юрьев день), 16 ноября и 9 декабря. Последняя дата установлена в честь освящения храма великомученика Георгия в Киеве в 1051 году и известна в народе как осенний Юрьев день. В Католической церкви Георгиевский день отмечается 23 апреля (как было у нас по старому стилю). Стоит отметить, что с 1963-го Св. Георгий в Католической церкви был отнесен к числу «малых», местных святых, однако в 2000 году справедливость была все же восстановлена.

Характерно, что культ Святого Георгия был и до сих пор распространен в самых различных странах, культурах и вероисповеданиях. Издавна святой считается покровителем воинов, земледельцев и пастухов. Так, на Западе Св. Георгий был покровителем рыцарства. Там также верят, что молитвы к святому помогут избавиться от ядовитых змей и заразных болезней.

 

В славянских странах, на Балканах земледельцы обращаются к нему с молитвами о ниспослании дождя. Вообще же, у православных он считается покровителем земледелия и скотоводства. В Индии, в провинции Керала, на 6 мая в церквях, построенных в честь святого, собирается множество паломников-последователей древней сирийской церкви.

Интересно, что Святой Георгий известен и исламским народам Ближнего Востока и даже Африки под именем Джирджис
(ведь чудеса свои он творил еще до возникновения ислама). Мусульмане считают, что сам Аллах воскрешал Георгия- Джирджиса всякий раз после жестоких пыток язычников.

У нас же, на Руси, Св. Георгий с давних времен почитался под именами Юрия или Егория. В 1030-ых годах великий князь Ярослав Мудрый
(в крещении - Юрий) основал на юге в Киеве и на севере в Новгороде монастыри святого Георгия (затем церкви в честь святого были построены в Каневе, Владимире, других городах) и повелел по всей Руси осенью «творити праздник» святого Георгия. Больше того, князь Ярослав в честь святого на северо-западных рубежах Руси даже основал в 1030 году город Юрьев (сейчас Тарту в Эстонии).

 

Почитание его в эпоху Киевской Руси и в последующие времена было весьма значительно. К примеру, изображения святого Георгия встречаются на различных великокняжеских монетах и печатях (например, на печатях князя Александра Невского).

Во времена Дмитрия Донского, того самого, что покончил с монгольским игом, изображение всадника, поражающего змея копьем, входит в московскую геральдику. Впрочем, почитание святого Георгия-Юрия на московской земле укрепил киевский князь Юрий Долгорукий, основатель Москвы. Он также основал в городе Юрьеве-Польском, в Суздальской Руси, храм в честь Св. Георгия в 1234 г. На фасаде этого собора – Св. Георгий
(с копьем, но без коня), одно из старейших сохранившихся изображений святого на Руси.

Изображение же святого с копьем всегда воспринималось в народе как Егорий-Победоносец, а в 1730 году такое толкование для московской символики было закреплено официально. А в годы революционного лихолетья георгиевский символ приобрел особое значение. Вот как обращалась к святому Марина Цветаева:

 

Московский герб: герой пронзает гада.
Дракон в крови. Герой в луче. – Так надо.
Во имя Бога и души живой
Сойди с ворот, Господень часовой!
Верни нам вольность, Воин – им живот.
Страж роковой Москвы – сойди с ворот!
И докажи – народу и дракону –
Что спят мужи – сражаются иконы.


Присутствие Св. Георгия было отмечено в символике других городов. Так, святой изначально считался заступником Одессы, его присутствие предполагалось на начальных вариантах герба. Также в старину Св. Георгий на коне был гербом Каменец-Подольского.

Интересно отметить и изображение Св. Георгия на коне как часть герба князя Константина Острожского, напечатанного первопечатником Иваном Федоровым в изданном в княжеской типографии
«Букваре», первой русской светской печатной книге.

Известно, что князья Острожские были важнейшими ревнителями православия в Великом княжестве Литовском и обладали обширными владениями на Волыни. С другой стороны, с Волыни георгиевская символика распространяется по всему Великому княжеству – став, например, частью печатей литовского князя Витовта (1400-1410-ые).

Однако георгиевская символика была популярна на волынских землях и во владениях других князей. Так, Святий Юрій Змієборець - на гербе городка Тайкуры, князей Вишнивецких. Св. Юрий, поражающий змея, вместе с равносторонним волынским крестом – на гербе городов Владимир-Волынский и Любомль.

Впрочем, волынский крест сегодня восстановлен как эмблема области в целом. Вообще же использовать массово Св. Юрия-Георгия на землях нынешней Западной Украины стали со времен князя Юрия Львовича (1300-ые).

Юрий-Змееборец со временем перешел и на казачьи знамена – таковое было отмечено в 1655 году в войсках Богдана Хмельницкого. Христианская символика, включая Св. Георгия, была любима на знаменах Черниговского, Нежинского и Киевского казачьих полков. А уже сегодня сам змееборец Юрий-Георгий стал основой и флага, и герба Киевской области.

Впрочем, Русь в своем почитании Святого Георгия далеко не одинока. Он считается покровителем таких стран, как Англия, Болгария, Греция, Грузия, Мальта, Словения, Эфиопия, Португалия
(а также португальской армии и флота), провинций в различных государствах (например, немецкая Бавария, испанская Каталония, итальянские Калабрия, Рагуса и Сицилия) и ряда городов (например, итальянская Генуя, чей крест, как считается, позаимствовали англичане). Георгий – покровитель скаутов и даже бразильских футбольных команд, солдат и пастухов. Св. Георгию как покровителю рыцарства были посвящены десятки аристократических орденов и сообществ.

Особо почитается святой в Болгарии, где его весенний день – Гергьовден – объявлен государственным праздником. Причем с 1880 года этот день также является днем болгарской армии. Схожий праздник и у соседей болгар - в Сербии.

Святой Георгий вместе с Богородицей считается небесным покровителем Грузии, будучи в этой стране самым почитаемым святым. Местные жители уверены, что он был родичем равноапостольной Нины, просветительницы Грузии – также святой из Каппадокии тех времен.

Интересно, что первый храм в честь Георгия был построен в Грузии вскоре после его смерти, в 335 году, на месте погребения святой Нины, а в средние века строительство георгиевских церквей в этой стране становится повсеместным. Георгиевский крест появился на грузинских знаменах еще при легендарной царице Тамаре, присутствует он на них и сейчас. Почитать Георгия, хотя и значительно позже, стали и соседи грузин – осетины.

Равносторонний крест есть на греческом флаге. И недаром – если раньше Св. Георгий считался покровителем православных Византийских императоров, то сейчас – греческой армии.

Примерно такой же крест, как на грузинском флаге
(красный на белом) – и на флаге английском (не путать с общебританским, где сочетается с Андреевским крестом). Считается, что в английскую символику этот крест привнес король Ричард Львиное Сердце после крестовых походов, ведь Св.Георгий был покровителем рыцарей. Как там, у Шекспира, в «Генрихе V»? Король (« Гарри») обращается к войскам: «Во время атаки кричите: "Бог за Гарри! Англия и Святой Георгий!"».

Кстати, подобный крест был
(и есть сейчас) на Руси – на Волыни (где георгиевская геральдика издавна популярна). Волынский крест такой же, только белый на красном.
И если в средние века в Западной Европе были популярны рыцарские баллады про Георгия, то на Руси странники-паломники распевали духовные песнопения про этого святого, которые позже плавно перетекли в народные, в которых отважный витязь -
"Ой ты гой еси, чудный отроце,Святый Егорий Хорабрый!" - вызволяет царскую дочь от змея пещерного (собственно, практически былинный сюжет борьбы богатырей со змеем).

В иных песнях Егорий спасает всю Русь. Чудеса Егория Храброго в народных песнях основаны на переводах и пересказах жития Георгия-Победоносца и появились на Руси еще в первые десятилетия христианства, а вот особо любимыми в народе стали в годы борьбы с монгольскими захватчиками.

Вынимал Егорий саблю острую,
Посек он, порубил стадо змеиное.



Кстати, из народных песен виден и высокий уровень почитания Св. Георгия на Руси. Вот как пели в старину на Псковщине:

На тых столах все святки,
Все святки, все празднички:
Перво свято – Велик Христов день,
Друго свято – Юрий-Егорий:
В чистом поле статок спасает,
Статок спасает, домой гоняет;
Третье свято – святой Микола…


Поскольку весенний Юрьев день часть шел за Пасхой
(поздней), то народ часто связывал и самого святого со Светлым Христовым Воскресением.

Согласно нашим народным поверьям, Святой Георгий защищает людей, их жилища, скот и пашни от нечистой силы, змей и стихийных бедствий и болезней, от нашествия иноплеменников. При этом он также покровительствует животным:
"На Юрья святой Егорий разъезжает на белом коне по полям и раздает зверям наказы", "Вся живая тварь у Егорья под рукой". Осенний Юрьев день служил датой завершения работ на поле, а весенний – началом: "Егорий работу починает, Егорий и кончает".

А на Галичине Георгия-Юрия прозывали просто Юром, в его честь был возведен самый известный собор во Львове – Святого Юра
(сейчас он в юрисдикции Греко-католической церкви, но некогда там стоял православный храм; как бы то ни было, издавна Св. Георгий-Юрий был покровителем Львова).

 

Вообще же в Украине и в Белоруссии, на Восточных Балканах (особенно в Болгарии) на весенний Юрьев день происходили обрядовые выходы в поле с осмотром посевов, часто даже с молебнами.

В разных концах земли стоят монастыри в честь Святого Георгия – монастырь Зограф на святой горе Афон, Георгиевский монастырь в Москве, монастырь Св. Георгия в Болгарии. А несколько лет назад был возведен прекрасный Свято-Георгиевский храм в Киеве, близ вокзала – именно он встречает паломников, приезжающих в украинскую столицу поклониться ее святыням.

Пару лет назад, во время проведения акции
«Георгиевская ленточка», один священник в этом Свято-Георгиевском столичном храме поведал, что многие православные считают, что именно в день Св. Георгия по сути завершились основные бои в Великой Отечественной войне.

 

Действительно, исторические факты подтверждают это – основное сопротивление нацистов (а по сути, агрессивной языческой мега-секты нашего времени) завершилось в этот день; тогда же они собирались капитулировать перед западными союзниками. «Техническая капитуляция» нацистов (с советским представителем) была принята уже 7 мая, а с 8 на 9 мая 1945 прошла их полная и безоговорочная капитуляция.

И в этом году, повязывая Георгиевскую ленточку перед Днем Победы, вспомним и о давних корнях Георгиевской символики, и о глубоком сокровенном ее смысле – всеобщей победе добра над злом.

Олег Вакуленко, From-UA

Комитет

 

 


Адрес статьи: http://www.komitet.net.ua/article/30488/
© 2006-2008, komitet.net.ua