Версия для печати
СУД & ДЕЛО
ДНЕПРОВСКИЕ ФЛИБУСТЬЕРЫ
Если «козаченьки» так хотят служить государству – давайте сделаем им приятное. Для начала массовый призыв под знамена всех, кто подходит по возрасту. И того, кто не «оттрубил» в реестр не записывать! Во-вторых, сделаем из тех, кто честно Родине долг отдал что-то вроде американского Организованного Резерва. Со всеми сопутствующими прелестями. Т.е.: прохождением регулярных сборов (месяц в год). Причем реальных сборов, а не «партизан». С участием в учениях и боевых действиях…
«На эти прелестные острова стекался самый разный народ – от безграмотных мужланов до беспутных отпрысков знатных родов. При всем несходстве две вещи объединяли их: они молчали о своем прошлом и громогласно уверяли, что обеспечат себе великолепное будущее. Все до одного, они самозабвенно верили, что Фортуна ослепительно им улыбнется. Что ж, надо признать, с одним из тысячи такое все же иногда случалось...»
В своих обществах они играли практически одну и ту же социальную роль. Роль (если смотреть только на светлую ее сторону) первопроходцев и колонизаторов. То, что при этом они были грабителями и убийцами... Спишем на специфику времени.
Историю не делают в белых перчатках. В конце концов, Карибское море и остров Тортуга, где размещалась пиратская республика – знаменитое Береговое Братство, были для энергичных англичан и французов того времени не менее романтичными местами, чем низовские степи и Запорожская Сечь для наших пассионарных предков.
Поставьте на место испанцев и португальцев турок и татар, а на место моря – степь, и получится схожая картина. А уж Петр Конашевич-Сагайдачный, выручивший Речь Посполитую под Хотином, вполне сопоставим с Френсисом Дрейком, спасшим Англию от испанской «Непобедимой армады».
Автор изо всех сил пытается за уши затянуть казачество в «европейский контекст». Понятно, что никакие «ордена» тут и близко не валялись. Это даже не смешно. Но вот сопоставление с пиратами, особенно после всяческих Рафаэлей Сабатини или, чтобы быть понятным современному тинейджеру, «Пиратов Карибского моря» с Джонни Деппом в главной роли, может помочь в этом безнадежном деле. А иначе придется смириться с историческими фактами и признать, что никакой «Европой» в деле появления казачества и не пахнет.
А пахнет тут кизячным дымом кочевья, ковылем и горячей кровью степных батыров – «людей длинной воли», как любил выражаться дед Лев Гумилев. Батыров, которые после провала проекта «Наследие Чингисхана» русифицировались и занялись банальной добычей «хлеба казацкого» на бескрайних просторах Дикого Поля.
Южные половцы сберегли тюркоязычность, приняли ислам и стали известны как ногаи. Так что особо принципиальной разницы между казаками и ногайцами вплоть до XVIII века не существовало. Они вели сходный образ жизни, воевали и торговали между собой. Даже внешностью и одеждой мало отличались.
Ну, то, что само слово «казак» имеет тюркское происхождение, думаю, объяснять никому не нужно. Впрочем, как и слово «атаман», происходящее от «одаман» - руководитель чабанов сводного стада. И «кош», и «курень» и еще множество других.
Даже название, под которым днепровские казаки были широко известны еще до появления Запорожской Сечи – «черкасы» - происходит от тюркского «чери кысы» - «войско-народ».
Кстати, первоначальная столица донских казаков носила название Черкасск. Это я к тому, что существует достаточно влиятельное идейное течение, рассматривающее казачество XIV-XVI столетий как отдельный единый этнос (причем, наиболее яростные адепты настаивают на адыгском происхождении), часть которого была ассимилирована малороссами. Великорусская ассимиляция началась намного позднее (еще во время Смуты московиты рассматривали донцов как совершенно чуждый народ) и закончилась уже при Советской власти.
А ведь в казачество шли не только простолюдины, но и шляхтичи, подчас из очень знатных родов. Но для них характерно наличие каких-нибудь темных пятен в биографии. И казачьи подвиги рассматривались ними как средство восстановления чести: «или пасть со славою, или воротиться с добычею».
Коронный гетман Ян Замойский, обращаясь к провинившимся шляхтичам, выставлявшим в оправдание прежних проступков свои заслуги в запорожском войске, говорил: «Не на Низу ищут славной смерти, не там возвращаются утраченные права. Каждому рассудительному человеку понятно, что туда идут не из любви к отечеству, а для добычи».
Сейчас, я так думаю, демократия расценивается не по формальным признакам. Всеобщее равенство и выборность должностей в общине, живущей грабежом, способно восхищать лишь экзальтированных дамочек. Да и запорожская «демократия» с ее постоянными переворотами, убийствами кошевых и «разносом» имущества старшины была на самом деле охлократией.
Но, как говорила Екатерина Великая: «Исторического деятеля следует судить с позиций того времени, в которое он жил». Четыреста лет назад и уголовное право, и, главное, моральные понятия были не более туманными, чем сейчас. А ведь мы можем четко отделить любимцев радио «Шансон» - уголовную шпану от «новых русских», при всей специфике формирования этого «сословия».
Как писал Николай Ульянов: «Меньше чем через сто лет после введения реестра среди казачьей старшины можно было встретить людей, свободно употреблявших латынь в разговоре». И все бы вроде хорошо, и степной добытчик готов появиться в светской гостиной. Но на этом аналогия заканчивается. Потому что «старые хозяева жизни» - шляхта – казаков за своих признавать активно не желали. Абыдна, понимашь. И начинается череда «казацко-крестьянских» восстаний.
От Косинского и Наливайко до Острянина, Гуни и Павлюка. «Крестьянскими» эти восстания называются лишь потому, что казаки использовали крестьян как «пушечное мясо», предавая при каждом удобном случае. Антикрепостническая борьба крестьянства использовалась теми, кто всеми фибрами души мечтал обзавестись крепостными.
Поэтому Зборовский 1649 года мир был вершиной их желаний. Но из искры возгорелось пламя и народный бунт, который как известно «бессмысленный и беспощадный» (©А.С.Пушкин), превратился в настоящую стихию, для которой шляхетские мечтания казачьей тусовки значения не имели.
Сотни тысяч вчерашних крестьян стали называть себя казаками и им вовсе не хотелось возвращаться на панщину. Вот эта стихия и продолжила войну и в конце концов привела полонофильскую казачью верхушку к Переяславской Раде. Но списывать все на стихию не есть правильно. В результате крестьянского восстания вся польская администрация и весь шляхетский правящий слой был сметен. Его представители либо физически уничтожены, либо спасались бегством. И опустевшую экологическую нишу заняли «матерые казаки».
В силу своего военного опыта и организованности они заняли ключевые позиции в ополчении восставших, придав ему запорожское устройство. Сложившаяся в степи для небольшой военно-разбойничьей общины система была перенесена на довольно значительную страну с трудовым оседлым населением. По сути, произошел захват казаками Малой Руси и превращение ее в «Украину». Ведь «козаченьки» принесли все свои традиции: измены, перевороты, поиск добычи прежде всего - реализация которых и дала название целому периоду – «Руина».
А давайте на секунду представим, во что превратилась бы merry old England и как пошла бы ее история, если бы пираты, на протяжении всего XVI столетия игравшие весьма значительную роль в жизни страны и гнездившиеся по берегу Па-де-Кале, Ла-Манша и Ирландского канала, захватили бы власть. У-у! Была бы сплошная «Британская Украина». Но это чисто лирическое отступление.
Если про казачий реестр один современник выразился: «Можнейшие пописались казаками, а подлейшие остались в мужиках», то в старшину выбились можнейшие из можнейших – самые хищные и пронырливые. Мы ведь не путаем «новых русских», сумевших в славные 90-е «толкнуть за кордон», условно говоря, «вагон с красной ртутью» или прихватизировать заводик, и теперь почивающих на лаврах, с «широкими массами» псевдосреднего псевдокласса, которые благодаря «челночному бизнесу» или открывшемуся в последнее время кредитованию сумели приобрести автомобильчик, ну или там евроремонтик сделать.
Насилие, захват, обман, вымогательство, взяточничество – вот содержание того волшебного котла, в котором перекипала более удачливая часть казачества, превращаясь в благородное дворянство».
В качестве примера можно привести историю налогов, которые с 1654 года собирались в царскую казну. Вот только ни копейки туда не попадало. Московское правительство во времена Руины закрывало на это глаза. Тем самым покупая гетьманскую лояльность. (Сравним это с низкими ценами на газ). Но в 1722 году взбрело чего-то в голову Петру I разобраться с “нецелевым использованием средств”. В результате еще одним «мучеником» Петропавловской крепости – Павлом Полуботком – стало больше.
Но концов так и не нашли и плюнули «кляті москалі» на это темное дело. Кстати, все мемуаристы конца XVIII – первой половины XIX века отмечают, что средний малороссийский помещик жил намного зажиточней своего великорусского «коллеги». Вот оно - «золото Полуботка» и вот они - налоги. С этим, кстати, связано и ярое «самостийничанье» казачьей верхушки – отстаивание ею автономии Гетьманщины в первой половине XVIII века. Просто прав и привилегий у старшины в то время было намного больше, чем у великорусского дворянства.
Служить в армии тогда дворяне должны были с 14 лет и до самой смерти. А если и возвращался израненный инвалид в свое поместьице, то поджидал его тут «правёж». За недоимки своих крепостных перед государством расплачивался помещик. А дабы он не мухлевал, раскладывали ясного сокола на лавке и лупили палками, пока все долги не отдаст. И лишь после «Вольности дворянской», во времена правления «пресветлыя Фелицы» – Екатерины II, дворянство превращается в «благородное сословие». А казачью старшину за благородных не признают. Абыдна, понимашь!
И землица есть, и богатство есть, и крепостные есть… Кстати, о крепостных. На самом деле пресловутый указ от 3 мая 1783 года не внес никаких изменений в существующий порядок. И по мнению многих исследователей, не был даже замечен крестьянством. Земли были расхищены, и мужики закреплены еще задолго до воцарения Екатерины II.
Были, конечно, и обиженные, появилась «История Русов», буквально проникнутая воплем: «Казаки издревле шляхетского происхождения!»
От этой-то обиды и зародился украинский национализм. Но, в большинстве своем новоиспеченное малороссийское дворянство, добившись всего, о чем их деды-степовики и мечтать не смели, превратилось в сугубо верноподданных и столпов режима.
Немногие счастливцы достигли всего, о чем мечтали, сколотили капиталец, вышли в купцы и купили дворянские титулы. У доброй трети палаты лордов генеалогия восходит к абордажной сабле и «Веселому Роджеру». А всех остальных ждала судьба в лучшем случае Джона Сильвера, если не Слепого Пью.
Мы проследили судьбу одной части выпускников «запорожской школы», той, которая в 1648 году ушла вместе с Хмельницким и превратилась сначала в старшину, а затем и благородное дворянство. Вторая часть осталась в Сечи. Не следует путать эти два казачьи сообщества: казаков Гетьманщины (Войско Малороссийское) и собственно запорожцев, которые добились фактического выхода из под власти гетьмана, став отдельным казачьим войском (Войско Запорожское).
Судьба вторых была менее милостива на пряники. Бежав после мазепинской авантюры в турецкие пределы, запорожцы вернулись в российское подданство в 1734 году. А в 1775 году Войско Запорожское было ликвидировано.
Главных причин три. Военная – исчезновение опасности со стороны Крымского ханства после Кючюк-Кайнарджирского мира. Экономическая – необходимость освоения земель Северного Причерноморья. Политическая – невозможность терпеть на своей территории потенциально опасных «отморозков», тем более после Пугачевского бунта.
Кстати, правительство и тут гарантировало запорожской старшине неприкосновенность собственности и все прошло при обоюдном согласии сторон и с чувством глубокого удовлетворения.
Нынешние «возродители» равняются на имперское казачество, иначе объяснение любви ко всевозможным цацкам, погонам, лампасам и орденам может дать лишь психопатолог. Так вот, имперское казачество было сословием, а мы живем в национальном обществе. Никаким продолжением традиций, как в случае с Донским, Кубанским или там Уссурийским войском, «возрождение» у нас никакой психиатр не объяснит.
Местная традиция приказала долго жить еще в конце XVIII – начале XIX столетия. Так что все это напоминает «ролевые игры» толкиенистов. И не надо кивать на клубы исторической реконструкции! Там ребята честно играются. Не будем путать божий дар с яичницей. Если «козаченьки» так хотят служить государству – давайте сделаем им приятное. Для начала массовый призыв под знамена всех, кто подходит по возрасту. И того, кто не «оттрубил» в реестр не записывать! Во-вторых, сделаем из тех, кто честно Родине долг отдал что-то вроде американского Организованного Резерва. Со всеми сопутствующими прелестями. Т.е.: прохождением регулярных сборов (месяц в год). Причем реальных сборов, а не «партизан». С участием в учениях и боевых действиях.
Например, когда янки бомбили Сербию, то потери среди мирного населения появились лишь после того, как за штурвалы бомбардировщиков уселись резервисты. Им нужно было потренироваться. Действующие летчики уничтожили югославскую ПВО, а затем резервисты порезвились.
Ну, про резервистов (не только армии, но и Национальной Гвардии) в Ираке, наверное, все по телевизору слышали. Американское государство все эти мужские игры на свежем воздухе хорошо оплачивает.
А вот учитывая бедственное материальное положение нашей страны, денег «козакам» за проведенное время не платить. Они ведь «козаки», им за честь должно быть. И сколько тогда останется от всех этих костюмированных клоунских батальонов, где на одного рядового пятеро полковников?
Если кто думает, что еще где-то, то милости прошу к серьезному разговору. Но содержание рано или поздно повлияет на форму. В шароварах драться неудобно. Берцы, джинсы и «бомбер» в условиях мегаполиса намного практичнее. Да, и для исторических запорожцев шаровары боевой униформой никогда не были, а фуражек с высоченной тульей и погон они еще не знали.
Лубок, написанный плохим провинциальным маляром. Ходульные персонажи, произносящие пафосные речи и одетые как участники колхозной самодеятельности. И полное отсутствие умения делать и снимать боевые сцены. Хотя, второе, конечно, это вопрос не к идеологии, а к профессионализму.
Что же касается идеологии подобной тематики, то нужно учиться у лучших «митців» Голливудщины. И даже не о «фильмах про пиратов» речь. У американцев есть целый жанр, с которого нашему «кину про козаков» следует брать пример. Вестерн. Ну, по бедности, и спагетти-вестерн в качестве образца сойдет. Ихний Wild West – это, по сути, то же, что наш Дикий Юг. Дикое Поле. Казаки – «ковбойцы», татары – «индейцы». А вместо «стетсонов» – «шапка-бирка, зверху дірка». И побольше брутальности. Да, говорят американцы. Наши предки были ублюдками. Но зато какими эпичными ублюдками!
Так что, у Клинта Иствуда и Серджио Леоне учиться надо.
Версия для печати Обсудить на форуме (0) |