МУДРОЕ ВСЕГДА
Я не верю в коллективную мудрость невежественных индивидуумов. Томас Карлейл.
Бедность - корень всех беспорядков в стране. Мо-цзы.
  ГЛАВНОЕ СЕГОДНЯ  
ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   ПОЛИТИКА   НАШ ИЗБИРАТЕЛЬ   СУД & ДЕЛО   СЛУХИ   ЗАБОРНЫЙ ЧАТ   ФОРУМ   ГАЛЕРЕЯ   БИЗНЕС  
NED: Имя им Легион

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
Чужие в Украине: Дети Грантов

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Евреи и создание третьего Рейха

Части: 1, 2
ОБЫКНОВЕННЫЙ СИОНИЗМ

Части: 1, 2, 3, 4, 5
ЕВРЕЙСКИЕ ДИВИЗИИ СТАЛИНА

Части: 1, 2
WIKILEAKS: США О КОМИТЕТЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ ДОНБАССА

Части: 1
Новости@mail.ru:

АНДРЕЙ ЮЩЕНКО – ПЕРСОНАЖ И «ЛЕГЕНДА»
Часть 1 | Часть 2
ФСБ ОБЛИЧАЕТ: ОУН-УПА – ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ

Части: 1, 2, 3
ЙА – БЛОНДИНКО? НЕТ, Я СЕКРЕТАРЬ!

Часть 1 | Часть 2

ЦЕНТР политического прогнозирования UA-PRAVDA





Одесская  Общественная Организация 'Единое Отечество'






Версия для печати СУД & ДЕЛО
КТО ХРАНИТ КЛЮЧ ОТ УКРАИНСКОЙ ГРАНИЦЫ?

Весь ход осетино - грузинского конфликта наглядно продемонстрировал как цену суверенитета, так и риски, которыми чревата для любой страны его утрата, полная или частичная, добровольная или невольная. Уступки в этом вопросе не то чтобы недопустимы - напротив, многие страны идут на них, и даже идут сознательно. Но они, скажем так, имеют свою цену, о которой следует знать заранее. К числу важных составляющих суверенитета государства относится и возможность контролировать свои границы. Об этом - о границах и о возможностях - и пойдет речь.

К тому же украинские депутаты, вернувшись с каникул, внезапно проявили к этому вопросу неподдельный интерес. Так, группа народных избранников предложила направить письмо Президенту Ющенко с требованием убрать с украинской территории пограничную миссию Европейского Союза EBAUM как вредную для интересов Украины. Дебаты будут продолжены на следующем согласительном заседании перед сессией, которая состоится в пятницу, 12 сентября.

Миссия выполнима?

Миссия
EUBAM на украино-молдавской границе была некогда открыта под предлогом борьбы с незаконным оборотом оружия, которым якобы торговало Приднестровье. Инициатива исходила от президента Молдовы Владимира Воронина - ныне, в очередной раз - лучшего друга России, а тогда - лучшего друга ЕС и США.

Справка: EUBAM - European Union Border Assistance Mission - проект Миссии ЕС по оказанию приграничной помощи двум странам: Молдове и Украине. Его реализация началась 30 ноября 2005 года. Финансирование проекта возложено на Еврокомиссию.

Интересно, что в ЕС сразу же поддержали инициативу Воронина. Как правило, идеи молдавского президента не встречали в Европе особой поддержки, а тут вдруг раз - и сразу широкий жест. Интересно и то, что инициатива EUBAM возникла еще в бытность президентом Украины Леонида Кучмы, но не встретила тогда понимания с украинской стороны и была аккуратно задвинута в тень. Не то чтобы Украина высказалась против нее, вовсе нет. Но при Кучме идея, что называется, не пошла. А вот при Викторе Ющенко - пошла.

Ничего особенного миссия
EUBAM за почти три года работы не выявила. Были, конечно, интересные открытия, и о них мы еще поговорим чуть ниже - но ничего такого, о чем вещал со всех европейских трибун молдавский президент, никаких многомиллиардных объемов оружейной контрабанды, никакого наркотрафика гигантских масштабов и такой же масштабной торговли людьми обнаружено не было. 

Иными словами, выстрел в цель не попал - однако деятельность миссии EUBAM все признают успешной, включая и европейцев. Собственно говоря, их оценка в данном случае является решающей, поскольку финансируют деятельность миссии именно они, и вовсе не собираются сворачивать ее деятельность. Значит, несмотря на то, что первоначально поставленной цели миссия не достигла, она успешно справляется с какой-то другой задачей. Зачем-то эта миссия ЕС нужна. Зачем?

Успехи, успехи...

Такая уж штука жизнь, что порой не знаешь, где потеряешь, а где найдешь. Соединенные Штаты искали в Ираке ОМП им. Саддама Хусейна - и не нашли ничего, даже близко на него похожего, хотя разбомбили и перерыли весь Ирак. Зато по ходу поисков саддамовского ОМП США ненароком обрели контроль над изрядной частью мировых запасов нефти и отличный очаг управляемой напряженности, который позволяет быстро, эффективно и без особой засветки влиять на мировую ситуацию в целом.

Главное, что при этом США и в прямом давлении не обвинишь - все всегда можно списать на международный терроризм и естественную реакцию на его происки. О том, что и Бен Ладен, и - если уж на то пошло - Саддам Хусейн пришли в политику с подачи американцев, никто теперь и не вспомнит. Но это так, к слову.

Так вот, то, что миссия
EUBAM искала одно, а нашла нечто совсем другое - дело, в общем-то, обычное. Нужно только разобраться в том, что же именно миссия нашла? Иными словами - поговорить о ее успехах. Никаких тайн тут нет - об успехах миссии говорят много и охотно, и прежде всего - сами ее руководители. Важно только внимательно читать пресс-релизы, отделяя информацию от протокольно-дипломатических восторгов. Итак - каковы успехи EUBAM?

Начнем с первоначальных целей и задач, которые сводились к следующим основным пунктам:

- работа совместно с Украиной и Молдовой по гармонизации стандартов и процедур управления границей с нормами, действующими на территории стран ЕС;

- содействие повышению профессионализма украинских и молдавских таможенных и пограничных служб на оперативном уровне;

- развитие системы анализа риска;

- улучшение сотрудничества и взаимодополняемости между пограничной и таможенной службами и другими правоохранительными органами;

- содействие трансграничному сотрудничеству
.

Теперь два слова о том, что достигнуто:

Сегодня европейские таможенники помогают украинским и молдавским пограничникам патрулировать 1222 километра государственной границы. На постоянной основе действуют 67 официальных пунктов пропуска, в том числе - международные, межгосударственные и местные. 470 из 1222 километров границы приходятся на границу с непризнанной Приднестровской Республикой, на этом участке работают 25 официальных пунктов пропуска в Украину.

И, наконец, о том, как это воспринимается в самой Европе. Как писала осенью минувшего года французская
Liberacion, «...около сотни таможенников и пограничников, представляющих 17 стран ЕС, наблюдают и оказывают содействие в работе своих украинских и молдавских коллег. Эта маленькая миссия способна значительно ускорить перемены в геополитической ситуации в этом регионе.

Эти таможенники оказывают весьма значительное давление на маленькую самопровозглашенную республику Приднестровье, оккупировавшую с 1990 года восток Молдовы при поддержке России и уже давно подозреваемую в контрабанде оружия и других видах контрабанды...».

Французской газете вторит и министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт, побывавший в свое время в Одессе специально для того, чтобы ознакомиться с работой
EUBAM.

«Два года назад моя страна поддержала открытие Миссии и вместе с другими странами - членами ЕС - внесла в это посильный вклад, - заявил Бильдт на пресс-конференции. - Теперь можно сказать, что ситуация на границе между вашими странами стабилизируется, порядок есть - и это сигнал всему миру! Следующий вопрос, решения которого мы ждём, - это ситуация в Приднестровье...»

Интересные признания. Особенно интересны они в связи с тем, что
руководство Миссии признало: никаких следов контрабанды оружия из Приднестровья не обнаружено. Следов нет, а участия EUBAM в разрешении ситуации с Приднестровьем все отчего-то ждут.

Но вернемся к успехам
EUBAM. За время работы Миссии на приднестровском участке границы были обнаружены «завышенные поставки товаров народного потребления». 

Говоря простыми словами, куриные окорочка оформлялись как транзит через Одесский порт, завозились в Молдову или в Приднестровье, а затем нелегально вывозились обратно в Украину, что давало нешуточную экономию на таможенных сборах. Звучали со стороны EUBAM и обвинения в том, что и Молдова и Приднестровье слишком часто становятся отстойниками для угнанных в Европе автомобилей - обвинения эти с жаром опровергались, но слово было сказано.

С одной стороны - хорошо, конечно, что
EUBAM помогла все эти нарушения вскрыть. С другой - все это обычная приграничная уголовщина, ничего выдающегося. С такими комбинаторами, в принципе, должна справляться собственная таможня. Если она с ними не справляется, то надо лечить ее внутренние болезни, а не бросаться за помощью со стороны. Потому что помощь со стороны просто загоняет проблему внутрь.

В самом деле: ну, хорошо, вот стоит таможенник из Европы, и пока он стоит и смотрит, как работают таможенники из Украины и Молдовы, они работают честно. Но не будет же он стоять вечно? Что будет, когда Миссия окончит свою работу? Что, кроме неудобного присутствия посторонних наблюдателей, заставит таможенников Молдовы и Украины строго соблюдать закон? Что изменится за несколько лет работы EUBAM? Что уже изменилось?

К числу достижений
EUBAM, согласно ее же отчетам, относится оперативный обмен предварительной информацией между таможенными службами Молдовы и Украины касательно товаров и транспортных средств, пересекающих молдавско-украинскую границу. Дело это, несомненно, нужное - но, опять-таки, зачем понадобилась Миссия?

Во всем мире таможенники, пограничники и полицейские сопредельных стран сотрудничают и обмениваются информацией - так было, есть и будет. И не надо кивать на фактор Приднестровья - приднестровские пограничники и таможенники всегда были готовы обмениваться рабочей информацией с соседями. Иной вопрос, что этому всеми силами препятствовал Кишинев - но тут уже позволительно задаться вопросом о том, кто был и остается особенно заинтересован в разного рода контрабандных схемах. 

Внимательное изучение ранней истории правящей сегодня в Молдове Компартии дает немало интересных фактов на сей счет, но... не будем уходить от основной темы. Итак: какие еще достижения есть у EUBAM?

Были проведены совместные операции по контролю границы - последняя, под названием
«Фокус-2» была осуществлена пограничными службами и правоохранительными органами Украины и Молдовы при содействии правоохранительных служб Венгрии, Польши, Словакии, Румынии - и Миссии ЕС.

В результате операции выявлены сотни случаев контрабанды товаров и нарушения правил таможенного оформления. Все очень хорошо - но, опять-таки, зачем нужна миссия? Почему таможенники и полицейские сопредельных государств не могут договориться сами?

Миссия проводит обучение таможенников, помогает развивать системы анализа рисков и безопасности на границе, предоставляет техническое оборудование? Все это замечательно, несомненно, очень полезно, отвечает интересам всех - и государств, которым предоставляется помощь, и стран ЕС, прямо заинтересованных в том, чтобы на границах и таможнях сопредельных с ними государств царил порядок. Но, опять-таки, зачем для всего этого понадобилась
EUBAM? Все перечисленное можно было реализовать и без того, чтобы ставить на своей границе чужого дядю! Так в чем же состоят успехи собственно EUBAM?

Выученная беспомощность и сопутствующие риски

Увы, никаких успехов, позитивных для стран пребывания Миссии, у
EUBAM, при ближайшем рассмотрении, нет. Точнее - успехи есть, но все они были бы достижимы и без помощи Миссии, которая, при внимательном изучении ситуации, оказывается, в общем-то, ненужной. А вот успех со знаком минус - есть. Привычка опираться на надзирающего дядю, приглашенного со стороны, постепенно вырабатывает то, что в психологии называют «выученной беспомощностью».

Иными словами, государство не выстраивает собственных механизмов регулирования деятельности компетентных служб, привычно рассчитывая на помощь извне - и становясь зависимой от нее. Потому что обмен опытом, когда ты едешь учиться и тебя учат тому, что и как надо делать, и приглашение сторонних наблюдателей к себе - очень разные вещи.

А охрана границы и таможенный режим - весьма важные сферы, от которых напрямую зависит стабильность государства. И тут уместно задаться вопросом: а что может быть в ситуации, когда эти сферы передаются, хотя бы частично, под сторонний контроль?

Тут могут быть разные варианты - и все они не очень хороши. Во-первых, структура таможенной и пограничной службы может быть мало-помалу перестроена таким образом, что они уже не смогут функционировать самостоятельно, без сторонней поддержки. Во-вторых, возможно создание предпосылок для прямого перехвата управления ими, пусть и на короткий срок.
 

И то и другое есть прямое ограничение государственного суверенитета. Конечно, эти ограничения весьма относительны и в обычное время не имеют особого значения. Но вот в критической ситуации даже минутная потеря управления пограничными и таможенными службами может сыграть роковую роль.

Причем для Украины, где государственная власть и без того значительно ослаблена внутренними противоречиями, это справедливо вдвойне.



Ще не вмерла? Тогда зачем вам в Европу?..

Последние события в Грузии убедительно показали: страны бывшего советского пространства для Запада не более чем пешки на шахматной доске, на которой идет Большая Игра за контроль над энергоресурсами - а следовательно, исходя из нынешних раскладов - за ослабление России и создание ей максимума пограничных проблем. Понятно, что Саакашвили готовили к авантюре. Точнее, к участию в авантюре готовили Грузию - руками Саакашвили.

И уже не столь важно, была ли атака на Цхинвал личной инициативой грузинского президента, превысившего отведенные ему полномочия, или частью заранее согласованного плана. В любом случае, Саакашвили использовали, причем использовали втемную, пообещав ему поддержку. Иными словами, использовали его (и всю Грузию, если уж на то пошло) как известное одноразовое изделие.

Стратегическая цель операции состояла в том, чтобы втянуть Россию в очередную войну на Кавказе - по возможности изматывающую, кровопролитную, с большими жертвами среди мирного населения, с хаосом, который распространился бы и вглубь России. Судьба Грузии и грузин, включая и самого Саакашвили, авторов этой авантюры интересовала в последнюю очередь.

Я не хочу сейчас читать морали. Политика - вообще крайне аморальная сфера человеческой деятельности. Я говорю лишь о фактах, а факты очевидны: в межгосударственных отношениях не бывает честной игры. Правила соблюдают только до тех пор, пока это выгодно. Станет невыгодно - спокойно переступят через них и пойдут дальше.

А контроль над границей и таможней суверенного (якобы суверенного!) государства открывает такие возможности для разного рода подстав и комбинаций, что одно перечисление их заняло бы с десяток газетных статей. Грубо говоря, с государством, позволившим контролировать свои границы сторонним силам, можно делать все, что угодно.

И даже без учета крайних ситуаций практика утраты контроля над своими границами есть первый шаг к утрате государственного суверенитета. Иной вопрос, что некоторые государства идут на такую утрату сознательно. По разным причинам. Если говорить о Молдове, то суверенитет для нее давно уже в тягость, и Кишинев не первый год ищет, кому бы его сдать. И сдаст, как только группировки внутри Молдовы договорятся между собой - а им придется договориться, поскольку ситуация внутри страны катится к краху.
 

Если говорить о государствах «старого ЕС» - то это был продуманный и очень непростой выбор, продиктованный желанием выйти из роли бесправных сателлитов США. «Старые» члены ЕС долго приглядывались друг к другу, пока не пришли к двум принципиально важным выводам:

- При всех различиях, общего у европейцев все-таки больше, и жизнь по единым правилам будет для них относительно терпима - при том, что, разумеется, не обойдется без трений.

- Пожертвовав частью государственного суверенитета в отношениях между собой, страны ЕС обретут большую независимость от США, чего они, в принципе, и добивались.


Несколько иными мотивами руководствовались новые члены ЕС. Они рассчитывали обрести относительное экономическое благополучие, подселившись в чужой дом, выстроенный без их участия. Отчасти - но только отчасти - их мечты сбылись. Сбылись в том смысле, что новых граждан ЕС стали почти свободно пускать в Западную Европу, где самые удачливые могут устраиваться, как сумеют. Правда, по ходу выяснились некоторые не очень приятные детали.

Например, оказалось, что при всех заверениях о равноправии всех наций, ЕС очень хочет ограничить разнообразие своих составляющих, сведя их к общему знаменателю и минимизировав различия. Новым элитам ЕС уже не очень нужны даже старые государства, составившие основу Европейского Союза. И уже тем более не нужны им его новые члены, не нужны Болгария, Румыния и прибалтийские страны.

Вернее, они нужны в ЕС - но лишь как фарш, лишенный всех признаков индивидуальности и суверенитета. Европе нужен материал, чтобы залепить демографические дыры, которые сегодня заполняют азиаты и африканцы, разъедающие изнутри привычный европейцам жизненный уклад.

Нужны человеческие массы, которые будут приживаться в европейском организме, не отторгаясь от него и не выделяясь из общей массы в силу относительной близости: исторической, расовой, религиозной, культурной.

Если говорить о перспективе вступления Украины в ЕС - то ЕС не нужна и Украина. По крайней мере, если говорить о ней как о государстве и как о самобытной культурной общности. И Украина, таким образом, оказывается перед выбором: либо постепенный отказ от себя и постепенное же, по мере отказа, движение в ЕС, либо отказ от перспектив слияния с ЕС и собственный путь.

Я не пытаюсь сейчас судить, что лучше, а что хуже. Любой выбор здесь не идеален. Любой из двух путей имеет и минусы, и плюсы, но я сейчас говорю не о них. Я говорю лишь о том, что интеграция в ЕС и сохранение украинской самобытности и суверенитета несовместимы. Это отчетливо видно на примере Болгарии, Румынии, на примере стран Прибалтики - достаточно лишь внимательно посмотреть на то, что там происходит. 

А уступка полномочий на границе, пусть даже и частичная - первый шаг к утрате суверенитета. И те, кто предлагают помощь в виде EUBAM, рассчитывают именно на его утрату. Поскольку все виды этой помощи могли быть предоставлены и напрямую, без создания Миссии.

Готова или не готова Украина к отказу от самой себя - это уже ее внутреннее дело. Дело ее граждан. Остается только пожелать, чтобы выбор, совершаемый ими, выбор границ, которые им удобнее считать своими - границ Украины или границ ЕС - был сделан сознательно.

Иван Медведев, From-UA

Комитет

 


Версия для печати Обсудить на форуме (0)
Nick: Сообщение:
НОВОСТИ
Понедельник, 18.03
Воскресенье, 17.03
Среда, 06.03
Четверг, 29.02
Среда, 28.02
Вторник, 27.02
Суббота, 24.02
Вторник, 20.02
Понедельник, 19.02
Среда, 14.02
Среда, 29.11
Вторник, 21.11
Понедельник, 20.11
Пятница, 17.11
Среда, 15.11
Вторник, 14.11
НАШ ОПРОС
КАКОЕ ВТОРОЕ ГРАЖДАНСТВО ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ПОЛУЧИТЬ?
Российское
Израильское
Американское
Не хочу получать
Я гражданин только своей страны
Не скажу
Ваш вариант
Любое, только не украинское

©komitet.net.ua, 2006