МУДРОЕ ВСЕГДА
Я не верю в коллективную мудрость невежественных индивидуумов. Томас Карлейл.
Бедность - корень всех беспорядков в стране. Мо-цзы.
  ГЛАВНОЕ СЕГОДНЯ  
ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   ПОЛИТИКА   НАШ ИЗБИРАТЕЛЬ   СУД & ДЕЛО   СЛУХИ   ЗАБОРНЫЙ ЧАТ   ФОРУМ   ГАЛЕРЕЯ   БИЗНЕС  
NED: Имя им Легион

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
Чужие в Украине: Дети Грантов

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Евреи и создание третьего Рейха

Части: 1, 2
ОБЫКНОВЕННЫЙ СИОНИЗМ

Части: 1, 2, 3, 4, 5
ЕВРЕЙСКИЕ ДИВИЗИИ СТАЛИНА

Части: 1, 2
WIKILEAKS: США О КОМИТЕТЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ ДОНБАССА

Части: 1
Новости@mail.ru:

АНДРЕЙ ЮЩЕНКО – ПЕРСОНАЖ И «ЛЕГЕНДА»
Часть 1 | Часть 2
ФСБ ОБЛИЧАЕТ: ОУН-УПА – ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ

Части: 1, 2, 3
ЙА – БЛОНДИНКО? НЕТ, Я СЕКРЕТАРЬ!

Часть 1 | Часть 2

ЦЕНТР политического прогнозирования UA-PRAVDA





Одесская  Общественная Организация 'Единое Отечество'






Версия для печати ПОЛИТИКА
ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ НА УКРАИНЕ

Средства и цели

Наиболее масштабной реформой, которую проводит президент Порошенко, является реформа местного и регионального самоуправления, называемая в СМИ «децентрализацией». Чтобы оценить масштабность задачи, достаточно указать, что ее проведение требует внесения изменений в Конституцию (до их принятия осталось провести голосование проекта во втором чтении, требующем квалифицированного большинства в 300 голосов).

 

Как правило, эту тему увязывают с Минскими соглашениями (в которых действительно упоминается конституционная реформа и децентрализация), однако, на мой взгляд, это не совсем правильно. Вопросы мирного урегулирования конфликта в Донбассе и реформирования системы госуправления и местного самоуправления отличаются довольно существенно. Во всяком случае, прежде чем определять «особый статус Донбасса» (что бы это ни значило), необходимо определить «не особый статус» других территорий.



Итак, собственно о реформе местного самоуправления. Состоит она из трех блоков, из которых к «децентрализации» имеют какое-то отношение только два.

Во-первых, это административно-территориальная реформа, содержанием которой является переход от советской двухуровневой системы регионального управления и самоуправлении к европейской трехуровневой. При этом:

— области переименовываются в регионы;

— количество районов сокращается примерно в 4 раза (например, в Херсонской области из 18 районов остается три, а во всей стране, соответственно, из 476 — примерно 120);

— в сельской местности населенные пункты «добровольно» объединяются в общины («громады»), которых будет около 750.

 

Отмечу, что создание общин — результат некритического восприятия польского опыта. Дело в том, что в Польше (да и в Европе в целом) основным типом сельских поселений являются не села, а хутора или фольварки. Они изначально экономически и политически несамостоятельны, потому формирование из них общин имеет смысл. На Украине же территориальной общиной являются жители населенного пункта — села или города. Вопросы экономической состоятельности единиц самоуправления и приближения административных услуг при создании общин решаются в лучшем случае лишь частично.

 

Во-вторых, это реформа исполнительной власти. Сейчас на уровне района и области она осуществляется назначаемыми президентом главами государственных администраций. По новой системе власть в регионах, районах и общинах принадлежит исполкомам местных советов. Назначаемые президентом префекты имеют контрольные функции. Президент имеет право, посредством Конституционного Суда и при определенных условиях, отменять решения советов и даже распускать их.

По сути, президентская власть в регионах получает новые возможности, а вот ответственность — снижается. Так что политический вес префектов во многих отношениях будет даже большим, чем вес нынешних глав администраций.

В-третьих, это бюджетная реформа, которая должна построить систему «снизу — вверх», причем большая часть финансов должна остаться на уровне общин. При этом очертания реформы в конституционном проекте прямо не прописаны, а по косвенным данным финансирование самоуправления на уровне района и области сохранится на прежней основе (т.е. — путем субсидирования из центра).

 

В результате двух последних реформ возникает достаточно противоречивая картина. Децентрализация происходит где-то на уровне общин, которые, сами по себе, являются результатом централизации и сокращения самоуправления на уровне сел, поселков и небольших городов. Централизация, судя по всему, произойдет также на уровне области и района, где полномочия центральной власти расширятся.

 

Перечисленные особенности реформы местного и регионального управления легко объясняются ее целями, которые президентом, в общем-то, и не скрываются. Целей этих две:

1. Ликвидация угрозы сепаратизма. Ослабление областей и относительное усиление общин приведет к тому, что исчезнут субъекты, способные сформировать подобие государства. Общины для этого слишком слабосильны, а чтобы объединиться, им нужны усилия, которые немедленно будут зафиксированы спецслужбами.

2. Ослабление местных элит и разрушение в регионах схем работы олигархов. Собственно, местные элиты и олигархические схемы ориентированы на нынешнее административно-территориальное устройство. Вписывание в новую схему потребует много времени и средств, причем вписаться смогут далеко не все. Собственно, уничтожается сама среда обитания украинского бизнеса и чиновничества.

Уничтожение украинского крупного и сверхкрупного капитала (деолигархизация) — это не просто борьба Порошенко с конкурентами, но и задача, поставленная США и ЕС. Крупный национальный капитал несовместим с курсом евороинтеграции, что бы под ним не подразумевалось. Даже если этот капитал сам является ее (евроинтеграции) главным мотором.

 

Как представляется, результат борьбы за достижение этих целей будет прямо противоположным. В результате проведения реформы разрушается бизнес-номенклатурный консенсус относительно не только унитарного устройства, но и самой по себе территориальной целостности Украины. Т. е. центробежные тенденции объективно усиливаются. Что уже заметно — укрупнение районов и второе чтение конституционной реформой уже перенесены на «после выборов» (местных выборов 25 октября).

 

Сосредоточение же власти и финансов на уровне общин не только не укрепляет целостность, но выполняет ту же функцию, которую выполняет нарезка на поражающие элементы «рубашки» гранаты Ф-1. Учитывая экономическую несостоятельность современной Украины, система власти посыплется сразу же, как только будет прекращена внешняя финансовая помощь и номенклатура утратит привычные бюджетные потоки. И сыпаться она будет как раз до уровня общины и ниже. Как в 1918 году.



Источник:
Василий Стоякин, «Regnum»

Комитет


Версия для печати Обсудить на форуме (0)
Nick: Сообщение:
НОВОСТИ
Понедельник, 18.03
Воскресенье, 17.03
Среда, 06.03
Четверг, 29.02
Среда, 28.02
Вторник, 27.02
Суббота, 24.02
Вторник, 20.02
Понедельник, 19.02
Среда, 14.02
Среда, 29.11
Вторник, 21.11
Понедельник, 20.11
Пятница, 17.11
Среда, 15.11
Вторник, 14.11
НАШ ОПРОС
КАКОЕ ВТОРОЕ ГРАЖДАНСТВО ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ПОЛУЧИТЬ?
Российское
Израильское
Американское
Не хочу получать
Я гражданин только своей страны
Не скажу
Ваш вариант
Любое, только не украинское

©komitet.net.ua, 2006