Версия для печати
БИЗНЕС
УКРАИНА–2015: ПОДГОТОВКА К «СЕЙЛУ»?
21 февраля 2014 года стало для граждан Украины рубиконом, разделившим жизнь на «до» и «после»
Разрубить «гордиев узел» братства
В первый же день новые политические лидеры Украины обозначили вектор своих действий: - изменение статуса русского языка; - пересмотр договора аренды базы Черноморского флота России в Крыму; - отказ от внеблокового статуса и получение членства в НАТО; - активная интеграция в Европу в противовес Таможенному союзу.
Ровно через неделю в Крыму произошел тихий, без выстрелов захват «вежливыми зелеными человечками» административных зданий власти. Затем, с их же участием и при поддержке сил общественной самообороны, прошла подготовка, и был проведен референдум, подавляющее большинство участников которого высказались за вхождение Крыма в состав России.
У нейтрального наблюдателя сразу возникает множество вопросов. Неужели это были самые актуальные для Украины проблемы? Чем русский язык, внеблоковый статус и база в Крыму могли помешать подписанию договора об ассоциации с Европой в условиях уже полученной власти? Зачем было так торопиться с отказом от 15 млрд. долларов российской помощи и скидки на газ, которые опять-таки нисколько не мешали договору об ассоциации? И ради чего, наконец, нужно было разрушать отношения с Россией, терять контроль над Крымом, а с ним и над территорией Донбасса, втягивать страну в братоубийственную войну?
Так тяжко давшийся нам прожитый год ответил на многие из этих «почему?». А первый ответ прозвучал уже в марте, когда министр иностранных дел РФ Лавров на форуме по ядерной безопасности в Голландии озвучил позицию России: нейтральный военный статус Украины, восстановление статуса русского языка и федерализация. Выполнение этих условий, и прежде всего, первого — уход Украины под зонтик НАТО это прямая угроза национальной безопасности России — привело бы к стабилизации ситуации на Донбассе и сохранению территориальной целостности страны.
Однако переходная администрация во главе с Турчиновым и Яценюком от имени всех граждан страны отказалась рассматривать предложения России. А заодно — и вести какие-либо переговоры с протестующим населением восточных регионов Украины. Вместе с Евроинтеграцией был взят курс на вооруженное подавление Донбасса и разрыв отношений с Российской Федерацией. Россия была объявлена агрессором. В подкрепление этой позиции Украина заявила о выходе из состава СНГ и обратилась за статусом особого военного партнера НАТО и союзника США.
Торопливость, с которой совершались эти шаги, со всей очевидностью говорит о страхе — слишком уж нелепыми выглядят воинственные амбиции Украины по отношению к соседу, располагающему вторым в мире военным потенциалом. Но вся беда в том, что никаких других вариантов у новой власти не оказалось. Да и не могло быть, поскольку все последние годы стержнем политической борьбы оппозиции был альтернативный (то есть — безроссийский) путь в Европу. И его теперь надо было доводить до конца. Отсюда и «странная война»: об агрессоре трубит весь мир, но дипломатические посольства исправно работают и в Москве, и в Киеве, а потерпевшая сторона изо всех сил заманивает россиян на свою территорию — в надежде на ответное введение войск союзного Запада.
Союзники, однако, с танками пока не торопятся, предпочитая ограничиваться политическим и экономическим давлением на Россию. Таким образом, на долю граждан Украины достался худший из всех возможных вариантов: воевать на Юго-Востоке и при этом как-то жить, сводить концы с концами в своей стране.
Итоги первого года войны По данным Комитета по государственной статистике и Нацбанка Украины, ВВП начал устойчиво падать со второго квартала прошлого года и к октябрю снизился на 7,6% ВВП по отношению к предыдущему аналогичному периоду. К концу года падение, очевидно, составило около 10%. Это потеря примерно 18 млрд. долларов в ценах 2013г.
Доходы населения и, соответственно, внутренний платежеспособный спрос упали на 5%. Инфляция составила 21,2%, тарифы на тепло, воду, электроэнергию, газ выросли на 32,6%, услуги здравоохранения — на 26,5%.
Торговый и платежный балансы несколько улучшились за счет превышения темпов падения импорта над экспортом: 37% и 14,4%. Но отрицательное сальдо сведенного баланса составило 4,9 млрд. долларов. В 2013 году было +1,5 млрд. Падение — в четыре с лишним раза.
Внешний долг страны на начало декабря составил 135,891 млрд. долларов (ВВП за три квартала — примерно 93 млрд. долларов в текущих ценах). Государственный внешний долг — 29,569 млрд. долларов. Золотовалютные резервы за год сократились с 17,5 млрд. долларов до 7,5 млрд. долларов. Девальвация национальной валюты достигла 100%.
Логика новой власти В мае 2014-го страна получила законно избранного президента Петра Порошенко, который сразу же после выборов начал активную боевую фазу антитеррористической операции на Юго-Востоке. В октябре прошли парламентские выборы, завершившие формирование структуры новой власти — новый президент, парламент с мощной, поддерживающей его коалицией и скромной оппозицией, а также новое правительство. Однако ни установку на войну, ни падение экономики не только не удалось переломить — оба эти вектора только усилились. Нормальный человек, полагаю, никак не сможет объяснить столь удивительное поведение людей, которым удалось возглавить не самую маленькую страну в Европе, с очень даже неплохим экономическим потенциалом. Но тайны здесь нет. Все объяснения можно найти в программных документах новой власти.
Наиболее содержательный из них — коалиционный договор. В его первом же разделе — реформа системы национальной безопасности и обороны — отменяется внеблоковый статус и закрепляется приоритетность получения членства в блоке НАТО. Также предусматривается резкое увеличение финансирования обороны, восстановление суверенитета на территориях, где утрачен государственный контроль (Донбасс и Крым), реформирование системы мобилизации.
План действий Кабинета министров Украины ещё конкретнее подходит к обустройству жизни в 2015-2017 годах. Первым пунктом в разделе «Цели» стоит: «Остановить агрессию России и восстановить суверенитет и территориальную целостность страны». Учитывая, что ни в этом плане, ни в других принятых новой властью документах не предусматривается возможность дипломатического или какого-либо иного мирного урегулирования конфликта с пророссийски настроенным населением Донбасса и Крыма, можно сделать вывод: правительство твердо намерено воевать до победы руками сынов украинского народа. А широкомасштабный вооруженный конфликт на территории страны считает своей главной политической и экономической задачей.
В полном соответствии с этим принято решение об увеличении численности Вооруженных сил до 250 тысяч человек. Президентом подписан закон о мобилизации, в соответствии с которым на срочную службу будут призваны до 50 тысяч человек и мобилизованы еще 100-150 тысяч. Практически все ремонтные заводы способные восстанавливать военную технику, вовлечены в гособоронзаказ и загружены работой. Следует отметить, что гражданской войны на востоке страны у нас нет — по мнению правительства, идет война с Россией. Хотя и ее официального объявления также, слава Богу, пока нет. Поскольку объявление войны автоматически вводит военное положение, а значит — ставится крест на международных кредитах, в первую очередь МВФ. Да и в целом, нынешнее состояние «странной войны» весьма неустойчивое.
Но на этот случай заготовлен ещё и план «Б». Если Россия покажет свое «вооруженное» несогласие с возможным разгромом ЛНР и ДНР, то правительство Украины и парламентская коалиция изменят статус АТО на открытые военные действия с Россией. После чего, обратятся за помощью к гарантам целостности страны по Будапештскому договору — к США и Великобритании. То есть, к НАТО. И альянс вынужден будет реагировать. Тем более, что подготовка к такому развороту событий уже идёт.
Создаются совместные бригады с Польшей и Литвой. На западных границах Украины идут интенсивные учения с иностранными подразделениями. Там же сосредоточены две бригады НАТО быстрого реагирования общей численностью до 10 тысяч человек. В странах Прибалтики, Польше, Болгарии и Румынии создаются шесть командных центров НАТО. Конгресс США в декабре прошлого года принял закон «О поддержке независимости Украины», которым предусматривается поставка в нашу страну летальных вооружений на 350 млн. долларов. Втягивание иностранных войск в конфликт на Юго-Востоке Украины неизбежно развернёт его, как минимум, до европейских масштабов. Не исключено, впрочем, и его перерастание в 3-ю мировую войну.
В связи с этим возникает совсем уж прагматический вопрос: а кто и чем за всё это будет платить? За неполный прошлый год экономика страны свалилась в крутом пике. Только на падении ВВП потери составили 18 млрд. долларов. Ещё на 10 млрд. долларов снизились и без того скудные золото-валютные резервы. В этом году из обрезанного со всех сторон бюджета извлекаются 86 млрд. гривен на финансирование военных расходов. А иностранцы тоже «за спасибо» помощь не оказывают.
Где деньги брать? За ответом рекомендую опять-таки обратиться к программным документам новой власти. Источники там чётко указаны. Во-первых, новая политика энергетической независимости и её сердцевина — реформирование газо-транспортной системы и передача ее в управление инвесторам из ЕС и США. Плюс к этому строительство к 2017 году хранилища — для своих и европейских ядерных отходов (чего в нашей стране никогда не было), расширение программы приобретения топлива для АЭС в США у компании «Вестингауз», консервация собственных шахт и переход к закупкам угля на мировых рынках. Второй важнейший блок: ускоренная приватизация госсобственности. Всего объектов, которые не могли быть прежде проданы нерезидентам, — 1500. На 1251 из них запрет решено снять, они будут приватизированы, а госпакеты акций проданы на зарубежных фондовых биржах.
Третий источник — земельная реформа. И по всем этим направлениям идёт активная работа.
Нагляднее всего, пожалуй, её результаты проявились в денежно-кредитной политике. Учетная ставка в прошлом году была поднята с 6,5% до 14%. Прямой эффект этой меры: за 9 месяцев общий объём кредитов, выданных в национальной валюте, сократился на 50,6 млрд. гривен и на 4,6 млрд. долларов — в иностранной. В итоге страна получила падение производства, ВВП, торговли, экспорта и доходов. А девальвация гривны в 100% вдвое снизила стоимость национального богатства в ценах 2013 года.
Вряд ли такие действия можно объяснить непрофессионализмом. Но есть ведь и другая позиция: объявленные правительством планы продать иностранным партнерам и собственным олигархам госимущество, в том числе, «Припортовый Одесский завод», «Укрзализница» и другие «вкусные» предприятия. И тогда обесценение их стоимости в иностранной валюте, наращивание государственного и внешнего долгов, снижение золотовалютных резервов — всё это выстраивается в цепочку вполне профессиональной подготовки к распродаже по дешевке государственного имущества на десятки миллиардов долларов по Аргентинскому сценарию. И эта точка логически связывает неадекватную макроэкономическую политику, ведущую страну к банкротству, с заявленной на 2015 год программной целью — воевать с Россией.
И если правительство продержится на иностранной помощи до 2017 года, то земля Украины тоже пойдёт с молотка. Для этого в 2015г планируется привести в порядок земельный кадастр и законодательство. Надо ли добавлять, что это полностью укладывается в задачи национальной продовольственной безопасности развитых стран — зарубежных партнеров правительства. Но не Украины.
Политический пасьянс Законодательное обеспечение военного сценария обеспечивает парламентская коалиция, в которую входит пять политических партий :
«Блок Петра Порошенко» —146 депутатов, лидер Юрией Луценко; «Народный Фронт» — 83 депутата, лидер Александр Турчинов и сподвижники: А. Аваков, А. Яценюк, А. Парубий, С. Пашинский (ярко выраженная партия войны); «Самопомощь» — 32 депутата, лидер О.Березюк (проект Игоря Коломойского); Радикальная партия Олега Ляшка — 22 депутата (проект С.Левочкина); «Батькивщина» — 19 депутатов, лидером Юлия Тимошенко.
Кроме того в парламент входит партия «Оппозиционный блок» — 40 депутатов и две депутатские группы: «Экономическое развитие» — 19 депутатов, лидер В.Хомутник и «Воля народа» — 19 депутатов, лидер И.Еремеев.
Из всего многообразия богатых людей Украины, участвующих в политическом процессе, выделим олигархов, которые не только имеют бизнес-интересы в стране, но и обладают медиаресурсами, способными влиять на умонастроение людей, формирование внутренней и внешней политики.
Петр Порошенко способен финансировать свою партию сам. Располагает он и собственными СМИ: 5-й канал и 1-й государственный канал плюс оставшиеся после продажи Курченко, медиа-активы господина Ложкина. Это, собственно, и есть основной информационный инструмент партии войны и всей коалиции.
Игорь Коломойский также оказывает информационное и финансовое содействие коалиции в обмен на поддержку интересов группы «Приват». Он изначально финансировал майдан и проект «Правый сектор», но, с другой стороны, большая война ему не выгодна — это разрушит его империю и может лишить исключительных позиций, которые он с единоверцами выстроил в Днепропетровске и области. Кроме того, по информации СМИ, Коломойский находится в вялотекущем конфликте бизнес-интересов с Порошенко. Причины называют разные, но в любом случае для остановки национального украинского проекта «война с Россией — 3-я мировая война» он может пойти на сотрудничество с антивоенной оппозицией, особенно если увидит свои бизнес-интересы в будущей целостной Украине.
Ренат Ахметов, В.Новинский, Д.Фирташ по сути финансируют оппозиционный блок. Они также располагают собственными СМИ, закрывающими очень приличный сектор информационного пространства: прежде всего, телеканалы «Интер» и «Украина». Но на деле они ведут военную пропаганду с русофобской риторикой. Хотя все трое наверняка потеряют свои активы на Донбассе, если развернется «большая война». Но в это, похоже, пока мало кто из олигархов и политиков верит. Но объективно, исходя из рисков бизнес-интересов, маховик войны для них лучше не запускать. И, скорее всего, они также могли бы переориентировать свои СМИ на антивоенную позицию.
Юлия Тимошенко со своей партией «Батькивщина» — наиболее непримиримый борец с партией войны. Перед выборами в сентябре прошлого года она жестко разошлась с инициаторами военных действий Яценюком, Турчиновым и Парубием, которым пришлось выйти из БЮТ и организовать свою партию. Этот конфликт и президентские амбиции Тимошенко могут стать основой раскола коалиции «Батькивщиной» при поддержке «Самопомощи» и «Радикальной партии». Но чтобы претендовать на пост президента, ей нужно сохранить в целостности и государственное имущество, и территорию страны. Тимошенко, пожалуй, единственный политик в стране с явно выраженной мощной антивоенной мотивацией. Потому, прежде всего, что для неё, как для политика, такая позиция — безальтернативна.
В.Пинчук со своей бизнес-империей стоит отдельно. По оценкам аналитиков, в структуре СМИ Украины его меда-холдинг занимает первое место по влиянию на население страны и значительно перекрывает возможности Порошенко при участии Коломойского, которые могут быть направлены на информационную подготовку к военному сценарию 2015 года. Кроме того, у него хорошие связи и авторитет среди западных политиков. Но нет своей партии. В то время, как мотивация бороться за влияние в политике появилась — по причине очередного витка «дела Гонгадзе» против его тестя Леонида Кучмы. В связи с этим, вполне возможно, его ждёт жёсткая борьба за свои активы с Коломойским. Свой банк «Кредит Днепр» он уже перевел в Киев из Днепропетровска, но производство группы «Интерпайп» так легко не передвинешь. А остаться без них, в случае «большой войны», можно. Точно так же, как могут лишиться своих активов Ахметов, Фирташ и сам Коломойский.
Таким образом, расклад сил основных финансово-политических игроков сегодняшней Украины даёт надежду на потенциальный альянс интересов антивоенной направленности. Тимошенко с ее президентскими амбициями в политике при поддержке В.Пинчука, а также Ахметова, Фирташа и Новинского с «Оппозиционным блоком» и при достижении компромисса с Коломойским вполне в состоянии развалить парламентскую коалицию и разрушить военные планы правительства. Что станет исключительно важной услугой экономике и народу Украины.
|