Закрыть [X]

ДОНЕЦК-2019 ГОД. ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЕ

"Komitet.net.ua"

ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ, ДРУЗЬЯ И КОЛЛЕГИ! 

Нам нужна ваша помощь!  

 Генеральный директор Интернет-издания «Komitet.net.ua» А.В.Хряков.

 

«Сбербанк России». Номер карты: 4276 8801 8811 6135 

 

Реквизиты для рублёвых переводов:

Получатель: Хряков Александр Витальевич

Счёт получателя:40820810252090024027

Банк получателя: отделение № 5221 Сбербанка России г. Ростов-на-Дону

ИНН Банка: 7707083893 

БИК банка получателя: 046015602

Корреспондентский счёт: 30101810600000000602

Код подразделения банка по месту ведения счёта карты (для внутренних переводов по системе Сбербанка России):5252210400

Адрес подразделения банка по месту ведения счёта карты: г. Ростов-на-Дону, ул. Гагринская,3.

Для валютных переводов:

Получатель: KHRYAKOV ALEXANDR VITALEVICH

Счёт получателя:40820810252090024027

Наименование банка получателя: SBERBANK (YUGO-ZAPADNY HEAD OFFFICE ROSTOV-ON-DON RUSSIAN FERERATION)

SWIFT-код: SABRRUMMRA1

Код подразделения банка по месту ведения счёта карты (для внутренних переводов по системе Сбербанка России):5252210400

Наш электронный адрес: komitet-post@mail.ru

 

Закрыть [X]
МУДРОЕ ВСЕГДА
Я не верю в коллективную мудрость невежественных индивидуумов. Томас Карлейл.
Бедность - корень всех беспорядков в стране. Мо-цзы.
  ГЛАВНОЕ СЕГОДНЯ  
ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   ПОЛИТИКА   НАШ ИЗБИРАТЕЛЬ   СУД & ДЕЛО   СЛУХИ   ЗАБОРНЫЙ ЧАТ   ФОРУМ   ГАЛЕРЕЯ   БИЗНЕС  
NED: Имя им Легион

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
Чужие в Украине: Дети Грантов

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Евреи и создание третьего Рейха

Части: 1, 2
ОБЫКНОВЕННЫЙ СИОНИЗМ

Части: 1, 2, 3, 4, 5
ЕВРЕЙСКИЕ ДИВИЗИИ СТАЛИНА

Части: 1, 2
WIKILEAKS: США О КОМИТЕТЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ ДОНБАССА

Части: 1
Новости@mail.ru:

АНДРЕЙ ЮЩЕНКО – ПЕРСОНАЖ И «ЛЕГЕНДА»
Часть 1 | Часть 2
ФСБ ОБЛИЧАЕТ: ОУН-УПА – ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ

Части: 1, 2, 3
ЙА – БЛОНДИНКО? НЕТ, Я СЕКРЕТАРЬ!

Часть 1 | Часть 2

ЦЕНТР политического прогнозирования UA-PRAVDA





Одесская  Общественная Организация 'Единое Отечество'






Версия для печати ПОЛИТИКА
УКРАИНА: ЧТО ДАЛЬШЕ? 

Развитие украинской ситуации сейчас определяется сложным сочетанием меняющейся суммы внутренних и внешних факторов. Каких именно?

Конечно же, нынешний острейший политический кризис на Украине возник не на голом месте. К кризису республика двигалась давно. Не случайно эксперты и за рубежом, и на Украине нередко называли республику "несостоявшимся государством". Отметим, что при этом одной из ключевых проблем (и одним из главных обвинений, предъявляемых власти) стали всепроникающая коррупция и введенное в широкую практику экономическое рейдерство.

Внутренние факторы

Когда мы в России возмущаемся отечественной коррупцией и говорим о борьбе с ней, мы недостаточно ясно представляем, насколько глубоко могут зайти коррупционные тенденции. Мы не понимаем, что такое коррупция и рейдерство, скажем, в Нигерии или Сомали.

Так вот, Украина слишком быстро и явно двигается по этому показателю в "нигерийском направлении". Ни одна власть в республике, начиная с обретения "незалежности", с коррупцией всерьез не воевала. Не воевала с ней и пришедшая к власти в 2010 г. команда "Партии регионов" во главе с Виктором Януковичем.

В результате коррупция неуклонно пропитывает не только власть, олигархический класс, чиновничество, но и самые широкие массы населения, превращаясь в новую — привычную и неизбежную — общесоциальную норму. Без коррупционного "вклада", как правило, не обходится не только выплата заниженного налога владельцем придорожной лавки или проезд/проход через таможенный пост, но и диалог с секретаршей директора мелкой прачечной (если, конечно, нужен какой-то результат).

Кроме того, именно при Януковиче произошел мировой кризис, который — из-за очень глубокой зависимости экономики Украины от масштабов экспорта и экспортных цен — сказался на уровне жизни большинства населения крайне болезненно. И "заточил" против власти, не способной решить главные социально-экономические проблемы среднего и мелкого предпринимательства, а также низовых масс, реальное большинство населения республики.

Особенно на западе Украины, где никогда не было крупной промышленности и крупного предпринимательства, где сосредоточено большинство "дотационных" областей, и где средние подушевые доходы населения гораздо ниже, чем в центральных областях и на промышленном востоке.

Именно по этой причине центральная, восточная и южная Украина очень нехотя ввязывались в публичную политическую борьбу в ходе нынешнего политического противостояния. Они не хотели защищать власть "команды" Януковича. И проснулись и "ощетинились" только тогда, когда стало понятно, что защищать нужно уже не Януковича, а Украину. И не от публичной майданной оппозиции Яценюка и Кличко, а от того бандеровского нахрапа, который начал всё откровеннее показывать свое лицо не только вокруг киевского Майдана, но и в центральных и восточных областях республики. А также от того цинично-наглого мурла зарубежного "цивилизованного Запада", которое выявилось в ходе майданных противостояний.


 

Следующий внутренний — и очень влиятельный — фактор нынешних украинских событий — сложившаяся в постсоветские годы олигархия.

Происходившая в постсоветские годы на Украине приватизация не только шла в коррупционно-рейдерском стиле (более обнаженном, чем в России), но и осложнилась многократными переделами собственности, происходившими при каждом последующем президенте и его правительстве. Причем приватизация (гораздо более глубокая, чем в России), привела к тому, что "олигархическое сообщество" влияет на экономику (а, значит, и на политику) республики в крайне высокой степени.

Каждый президент приводил с собой во власть собственные клановые группы. Которые не только очень сильно влияли на состав Верховной Рады и результаты законодательных голосований за счет "своих" лояльных депутатов, но и в значительной степени заполняли лояльными ставленниками олигархических кланов высшие уровни государственного чиновничества — от судов и прокуратуры до ключевых постов в "экономической" администрации.

В частности, украинские эксперты давно и спокойно перечисляют, что в депутатском корпусе нынешней Верховной Рады у "группы Януковича" 49 депутатов, у Рината Ахметова — 40, у Дмитрия Фирташа — 28, у Андрея Клюева — 18 человек, у Виктора Пинчука и Игоря Коломойского — по 6, у Петра Порошенко и Сергея Тигипко — по 5 человек. Договорившись между собой и "прикупив" для конкретного голосования еще по несколько депутатов, клановая группа олигархов может "продавить" в Раде почти любое нужное группе решение.

 

 

При этом новые кланы (как правило, на основании в целом справедливых обвинений предшественников в коррупционном и незаконном владении важнейшими предприятиями Украины) проводили хотя бы частичный (и столь же коррупционный и незаконный) передел наиболее прибыльных активов в свою пользу.

Кардинальное вмешательство Запада в этот процесс в 2004 г., приведшее к "оранжевой" ("помаранчевой") революции, поменяло кланы, но не эту олигархическую практику. И реванш предыдущих кланов в 2010 г., вернувший в украинскую власть Януковича, — тоже.

Специфика нынешней клановой олигархической ситуации состоит лишь в том, что если ранее наиболее прибыльная собственность доставалась клановым союзникам президента и премьера (при Ющенко — в основном клану Юлии Тимошенко), то при Януковиче в последние годы в передел собственности республики активно включился его собственный сын Александр.  

 

А это значительная часть "олигархического сообщества" (включая клановые опоры Януковича) восприняла как вполне вероятную перспективу передела своих активов в пользу семьи президента. И в результате некоторые олигархи нынешнего "околовластного" клана поставили под вопрос свою лояльность президенту Украины.

На описанную специфику украинской кланово-олигархической конфигурации накладываются вариации внешнеэкономической (и, значит, отчасти и внешнеполитической) ориентации олигархов.

Основные высокоприбыльные экспортные потоки республике обеспечивают крупные приватизированные предприятия востока и юга. Причем много лет никакого другого, кроме России, "крупнотоннажного" потребителя украинской продукции (металл, прокат, трубы большого диаметра, рудное сырье, удобрения, сельхозсырье) у этих предприятий не было. В последние годы существенная часть черных металлов и сельскохозяйственной продукции (зерно, подсолнечник и др.) пошла — при помощи зарубежных инвесторов, ставших совладельцами украинских предприятий, — на Запад. Кроме того, всё более значимым торговым партнером Киева (прежде всего по экспорту зерна) становится Китай.

Однако, тем не менее, основными торговыми партнерами Украины (и главными потребителями украинских товаров с высокой добавленной стоимостью, которые производятся в основном на востоке и юге республики) являются страны Таможенного союза. И прежде всего Россия. Но во время кризиса (особенно в урожайных 2012–13 гг.) рост экспорта зерновых привел к некоторому укреплению украинских кланов, занимающихся сельскохозяйственной сферой и более тяготеющих (по происхождению и политическим ориентациям) к западным областям республики.

Поворот Украины в направлении "ассоциации с ЕС" в условиях, когда Россия форсирует законодательные и организационные меры по закреплению норм Таможенного союза, начал приводить к торговым и таможенным проблемам для Украины. А поскольку выяснилось, что ассоциация с ЕС не дает в части доступа к европейским рынкам ничего, кроме обещаний на отдаленное будущее, большинство украинских олигархических кланов, прочно связанных с рынками стран ТС, начало относиться к идее Соглашения об ассоциации с ЕС всё более скептически.

Однако при этом украинский олигархат оказался под очень мощным давлением внутреннего политического "западенского" лобби и его чрезвычайно активной пропаганды в пользу "евровыбора", которая захватила широкие массы населения республики. Идти против такого течения было политически рискованно. И кроме того, этот олигархат начал получать всё более настойчивые предупреждения с Запада (где хранятся и "работают" почти все украинские олигархические деньги) насчет проблем, которые возникнут у хозяев этих денег в случае альтернативного, российского "выбора пути".

Именно такие основания были у принятого в сентябре 2013 г. решения президента Януковича и правительства Азарова подписать на саммите в Вильнюсе Соглашение об ассоциации с ЕС. И, повторим, именно предъявленные в последующие два месяца расчеты реальной цены "евроинтергации" для Украины побудили Януковича и украинский кабмин изменить (было сказано "отложить") "евроинтеграционное" решение.

Но при этом — по понятным причинам — и широкие украинские массы, и олигархическое сообщество почувствовали себя грубо обманутыми. Ведь на основе принятого ранее решения о евроинтеграции олигархи уже начали соответствующие трансформации своего бизнеса и изменения в системе зарубежного партнерства, и уже успели сделать определенные экономические и политические заявления, не слишком приятные для зарубежных контрагентов. Они почувствовали, что президент их грубо подставил. И решили припомнить ему и слишком жесткий диктат при переделе собственности, и экспансию его семейного бизнеса, и выкручивание рук при принятии законов в Раде и решений в судебных и арбитражных инстанциях.

Инструменты для такого наказания президента были и у провластных, и у антивластных олигархов.

Во-первых, многие из них не клали "яйца в одну политическую корзину", и одновременно финансировали и "Партию регионов" Януковича, и парламентскую оппозицию "Батькивщины", УДАРа и "Свободы".

Во-вторых, в руках у олигархов находится основной украинский пропагандистский медиаресурс в виде телеканалов, газет и интернет-порталов. Так, телеканал "Украина" — собственность Ахметова, телеканал "Интер" — собственность Фирташа, "Пятый телеканал" — собственность Порошенко.


 

В-третьих, почти у всех крупных олигархов были подготовленные и используемые для рейдерских операций неформальные "силовые группы", чаще всего в форме прикормленных "спортивных клубов" и клубов футбольных фанатов основных украинских команд.

Специфика такого рода "силовых групп" везде в мире очень часто состоит в тяготении к ультраправым политическим идеям фашистского образца. На Украине эта специфика оказалась резко усилена крайне активной, начиная с первых лет постсоветской государственности, пропагандисткой героизацией бандеровщины. А также фактической легализацией нацизма бандеровцев (в духе Дмитро Донцова) в период президентства Ющенко.

Нельзя не отметить, что в последние годы в формировании такого радикально-бандеровского политического и силового контингента большую роль сыграли не только олигархи, но и украинские спецслужбы — по заказу Януковича. Точнее, по совету его политтехнологов (не только украинских, но и зарубежных, в том числе американских и канадских). Эти "политтехнологи" якобы ввиду серьезной политической конкуренции "Партии регионов" со стороны "Батькивщины" и УДАРа предложили близким к власти олигархам "создать и поддержать" политическую силу, которая способна отобрать у названных конкурентов значимую часть электоральной поддержки.

Именно так радикально-националистическая (и насквозь бандеровская) партия "Свобода" Олега Тягнибока, которая на предыдущих парламентских выборах с трудом получала один процент голосов избирателей, "внезапно" приобрела серьезное влияние в легальном политическом поле Украины. Поскольку набрала более 10% голосов на выборах, крупную фракцию в Верховной Раде и уверенные позиции в региональной власти многих областей республики.

И именно "Молодежная свобода" стала тем партийным "инструментом", при помощи которого на Украине начали легально создаваться лагеря политико-идеологической обработки и боевой подготовки "активистов", которые сполна проявивших себя в нынешних "майданных" эксцессах в Киеве и регионах республики.

Внешние факторы

Как уже сказано выше, США и Европа с самого начала украинской "незалежности" начали оказывать на Украину мощное давление, обещая ей множество преференций и скорую счастливую жизнь в случае максимально полного и жесткого разрыва с Россией. Причем иногда "советы" Америки руководству Украины носили характер прямых директив.

В частности, пункт 11 Резолюции № 120 Конгресса США, принятой обеими палатами в сентябре 1996 г., гласит: "Правительству Украины следует продолжать действия в защиту своего суверенитета и суверенитета других независимых государств бывшего Советского Союза посредством противодействия... любой политической и военной организации, которая могла бы обладать потенциалом... реинтеграции государств бывшего Советского Союза".

А вот с обещанными "экономическими пряниками" со стороны США и ЕС на Украине было плохо даже при наиболее "идеологически близкой" администрации Ющенко. Никаких преференций в доступе на западные рынки Украина не получала. Навязанный Украине вариант соглашения о вступлении в ВТО заставлял Киев принимать экономические меры, буквально убийственные для отраслей национальной экономики.

А предлагаемые МВФ кредитные соглашения неизменно (что при Ющенко, что при Януковиче) настаивают на таких "либерализационных решениях" (вроде уравнивания с мировыми цен на газ и энергию для всех потребителей), которые в одночасье социально-политически взорвут все украинские регионы.

Еще один механизм американского экономического давления на Украину — работа рейтинговых агентств. После двух снижений суверенных рейтингов страны, произошедших прошлой осенью, новый удар по кредитоспособности республики нанесло агентство Fitch 7 февраля. Fitch (объясняя свое решение политическим кризисом) понизило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента для Украины сразу на две ступени, с "В-" до "ССС". То есть практически исключило для Киева возможность занимать деньги на сколько-нибудь приемлемых условиях.

Не менее мощным все эти годы было и американское политическое давление на Украину.

Именно США (через агентство USAID, через гранты Демократического и Республиканского институтов, через крупнейшие фонды, через множество неправительственных организаций диаспоры, а иногда напрямую через посольство и консульства) наиболее активно вели на Украине антироссийскую пропаганду, а также внедряли, вербовали и оплачивали пробандеровскую агентуру.

Как недавно сообщила замглавы Госдепа США Виктория Нуланд, за 20 лет США направили на эти цели около $5 млрд. Это — только официальная цифра, подотчетная Конгрессу. Неофициальная цифра (включая финансирование по линии разведслужб), по оценкам экспертов, вчетверо выше. Причем "отдельной строкой" в этих расходах шло спонсирование прошлой (2004 г.) и нынешней "оранжевых революций".

В этом смысле очень показательны приведенные украинскими спецслужбами и СМИ два факта.

Во-первых, сообщается, что все дни нынешней "оранжевой революции" самолеты с американской дипломатической почтой доставляли в Киев объемистые опломбированные сейфы, которые разгружались в украинские инкассаторские автомобили и отправлялись вовсе не в посольство. А после прибытия одного из таких автомобилей Служба безопасности Украины провела обыск в офисе партии "Батькивщина".

При обыске в компьютерах были обнаружены файлы с подробным описанием различных вариантов провоцирования "революционного переворота", а в кабинете зам. главы партии Александра Турчинова найдены $17 млн наличными. Далее СБУ сообщила, что из США в офисы "Батькивщины" и УДАРа ежедневно поступало около $20 млн, которые распределялись для финансирования оппозиционных действий как на киевском Майдане, так и в регионах республики.

Во-вторых, сейчас на Украине бурно обсуждается распечатка sms-сообщения (причем доказано, что не сфальсифицированная), направленного 27 января вторым секретарем политотдела посольства США на Украине Тимоти Пергальски главе организации "Спильна справа" (той самой, которая захватывала Минагропром, Минюст и Минэнерго) Александру Данилюку: "Здравствуйте, Александр — еще раз спасибо за встречу с нами вчера. Я слышал, что кто-то от оппозиции добивался от вас освобождения Министерства юстиции? Есть ли правда в этих слухах? Проверьте, чтобы здание было надежно защищено (достаточно ли баррикад?). У меня нет доступа к этому телефону в моем офисе, но я буду периодически проверять. Да, и звоните свободно на мой городской телефон (044–521–5238) (посольство США). Спасибо. Тим". 

 

  Лидер "Спильной справы" Александр Данилюк.

Потому вряд ли стоит удивляться тому, что очень скоро Данилюк тайно покинул Украину и направился в Лондон, заявив, что "на Майдане стало слишком опасно". А вослед за ним Украину покинула и его жена, предъявив британский паспорт и указав, что направляется в Лондон к мужу.

Конечно, не оставалась в стороне от этого процесса и Европа. Причем наибольшую активность в официальной поддержке украинской оппозиции проявляла Польша (напомним, взявшая на себя роль гаранта евроинтеграции Украины). А вот в неофициальной поддержке украинской оппозиции (в том числе в обучении и "поставках" квалифицированных уличных боевиков), как сообщают наши источники, очень большую роль играла и играет Литва.

Нужно отметить, что официальная польская поддержка украинских оппозиционеров в последние "революционные дни" заметно поубавилась. Варшава уже осознала, что процесс явно завернул не туда, и что ей на Украине приходится "таскать каштаны из огня" в пользу тех самых бандеровцев, которые призывают уничтожать поляков. Похоже, несколько убавляется и американская, и литовская поддержка "радикального Майдана". И это вряд ли можно списать только на "выдыхание протеста".

Во-первых, явно активизировалась антибандеровская Украина, которая на востоке и юге продемонстрировала, что способна давать "летучим отрядам" евромайдановских погромщиков решительный и вполне адекватно-жесткий отпор.

Во-вторых, судя по ряду сообщений, у СБУ накопилось слишком много доказательной информации о зарубежной поддержке майданных "активистов в масках", а также о конкретных личностях боевиков. И часть этих боевиков уже отозвана и покидает Украину.

Рассмотрение описанной выше игры Запада на Украине не может не вызывать естественного вопроса: кому это нужно и зачем?

Зарубежные интересанты и их цели

Как мы уже подчеркивали со ссылкой на "парадигму Бжезинского", генеральная цель США (которую разделяют все основные группы американской элиты) — не допустить даже "запаха" постсоветской интеграции Украины с Россией. И, соответственно, рисков возрождения у нового межгосударственного объединения во главе с Россией "неоимперских" глобальных амбиций. Главными американскими "контрагентами" в Европе, которым было поручено гарантировать реализацию этой цели США, стали дружественные Америке Польша и Литва.

В этом смысле наилучший вариант для США — достаточно сильная и агрессивно-антироссийская Украина, являющаяся членом НАТО и политически и экономически подконтрольная США.

Однако такого рода цели никогда не бывают единственными. Они всегда предполагают "дерево вариантов". Один из таких вариантов, который много лет просматривается в американской политике в Восточной Европе и на постсоветском пространстве — включить Украину в некий "буферный пояс" враждебных стран вокруг российских границ на Западе и Юге, который будет заставлять Россию нести огромные издержки на охрану своих границ.

Именно в русле этой идеи и попытки Вашингтона поскорее включить Украину в НАТО (как было бы здорово поставить базы и ракеты где-нибудь под Харьковом), и создание в СНГ, как мы уже сказали, антироссийского альянса ГУУАМ, и настойчивая поддержка включения Киева в инициированную Польшей программу ЕС "Восточное партнерство", состоящую из постсоветских республик к западу и югу от России (Белоруссия, Украина, Молдавия, Грузия, Армения, Азербайджан).

Отметим, что побочная задача американских проектов такого рода — создание вокруг России такого враждебного "буфера", который станет сложно преодолимым препятствием для транзитных обменов российского сырья на европейское промышленное оборудование и европейские технологии. И подчеркнем, что для этого Америке годится и слабая Украина — пусть даже радикально-бандеровская (мечта лобби бандеровских диаспор).

С этой точки зрения США не повредит и государственный распад Украины на конфликтные и воюющие между собой части (например, на Восток, Запад и Юг). В Америке, судя по обсуждениям такого варианта в солидных изданиях, явно есть достаточно влиятельные силы, которые не против такого исхода "майданных противостояний".

Главное, чтобы Украина сильно и болезненно мешала и России, и Европе, и чтобы идущие через ее территорию потоки нефти, газа, промышленных товаров находились под постоянным риском. Видимо, существенные группы американской элиты также вполне устроит и модель трансформации Украины в "незатухающий костер под Россией". То есть республика, охваченная безгосударственным хаосом по ливийскому образцу.

Но такая Украина явно не устроит ключевые страны ЕС, и прежде всего — Германию и Польшу.

Польшу это не устраивает хотя бы потому, что там в массовой памяти не остывают воспоминания о резнях поляков, которые устраивала УПА. Тем более когда эти воспоминания "освежают" нынешние высказывания "майданных активистов", а также призывы униатских священников на Галичине убивать москалей, ляхов, жидов и негров.

Для Германии торговые связи с Россией (как импорт российских нефти, газа и другого сырья, так и экспорт немецких промышленных товаров) — важнейший фактор развития экономики. Особенно в условиях продолжающегося мирового кризиса, резко сократившего спрос на всех мировых рынках.

Но и в целом для Европы сама по себе "ассоциированная" Украина — весьма важное потенциальное приобретение. И как вполне емкий новый рынок для европейских товаров (все-таки целых 46 млн чел. потенциально платежеспособного населения), и источник вполне "европеизированных" (по крайней мере, белых и неисламских) гастарбайтеров, способных бесконфликтно интегрироваться в местную жизнь и хотя бы частично заменить наплыв "неассимилируемых" и буйных иммигрантов из исламских стран.

И потому "украинский интерес" у США и европейцев очень существенно разнится. Что и зафиксировала "прослушка" разговора замглавы Госдепа В. Нуланд, в которой она определяет выгодную США фигуру будущего премьера, а также посылает "на три буквы" руководство ЕС...

Добавим, что серьезный интерес к судьбе Украины проявляет и Турция (где в ходе нынешнего украинского кризиса резко усилилась "забота о судьбе крымских татар"), и Румыния (приведшая крупные армейские контингенты в повышенную боеготовность "для защиты этнических румын в Одесской области, Северной Буковине и Приднестровье"), и ряд других соседей. Так что нынешний украинский кризис в случае его продолжения может по своим последствиям выйти очень далеко и за рамки украинских границ, и за рамки нынешней системы международной безопасности.

Наконец, нельзя не отметить, что Запад (и особенно США) адресовал столь мощную и хорошо подготовленную поддержку политического взрыва на Украине не в последнюю очередь В. Путину. Уже не нужно доказывать тот факт, что президент России стал личным врагом Запада с 2007 г., когда на Конференции по безопасности в Мюнхене он впервые жестко и ясно обвинил Запад в политике двойных стандартов и постоянного "политического мухлежа".

Именно тогда западная пресса разразилась невероятным по интенсивности визгом о "наглости бесцветного президента умирающей страны". И именно тогда в американских газетах появились отклики на Мюнхенскую речь Путина под заголовками типа "Вошь, которая зарычала".

А ведь речью дело не ограничилось. Далее Россия сумела переломить уже, казалось бы, выигранную западную игру в Грузии в 2008 г.: "отбила" попытку агрессии в Южной Осетии и Абхазии и предотвратила появление в Закавказье "миротворческих контингентов" НАТО.

Далее Россия сумела переломить еще более крупную западную игру в Сирии, не дав ее уничтожить по "ливийской" модели. И, наконец, лично Путину Запад приписывает жесткость российского законодательства в отношении пропаганды гомосексуализма. Которая, подчеркнем, воодушевила очень многих борцов с уничтожением общественной нравственности в Европе (в связи с этим отметим хотя бы стотысячные демонстрации в Париже).

Потому вполне законно предположение о том, что попытка новой украинской "оранжевой революции" была организована именно сейчас (не в привычный для такого рода "спецмероприятий" выборный период) с целью торпедировать (сорвать или, по крайней мере, дискредитировать) еще одну приписываемую лично Путину российскую глобальную акцию — зимнюю Олимпиаду в Сочи.

Наиболее откровенно эту цель назвал 26 января в Forbes влиятельный американский аналитик из Стэнфорда Пол Грегори. Он написал: "Победа широкого альянса прозападных и националистических сил на Украине будет первым серьезным поражением Владимира Путина за последние годы... Украина, глубоко интегрированная в Европу, положит конец мечтам Путина о восстановлении советской империи... Давайте надеяться, что увидим, как Путин натянуто улыбается толпам на Олимпиаде, скорбя об отходе Украины к Западу".

А что нужно России?

Разумеется, невозможно отрицать тот факт, что Россия также оказывала и оказывает влияние (и давление) на Украину в своих целях.

Во-первых, Россия, безусловно, практически во всех сегментах своей политической и экономической элиты (исключение — немногочисленные группы антисистемной оппозиции) заинтересована в том, чтобы отношение к России в политическом классе, олигархическом сообществе и широких народных массах Украины было дружественным или, по крайней мере, не воинственно-враждебным.

Риски бандеровского перерождения украинской внешней политики Россия не без оснований воспринимает как реальную угрозу своей национальной безопасности. Как по причинам, описанным выше, так и в силу понимания того обстоятельства, что собственно украинской территорией такое перерождение не ограничится.

В частности, в связи с этим стоит привести появившиеся прошлой осенью в украинских экспертных кругах рассуждения о том, что "пребывание российского Черноморского флота на территории Украины противоречит готовящемуся к подписанию соглашению об ассоциации с ЕС".

Один из этих экспертов, лидер движения "Украине — Единую церковь" и руководитель самосозданного "Гражданского комитета национального спасения" Павел Нусс в октябре 2013 г. заявил, что в случае подписания соглашения об ассоциации с ЕС "украинский территориально-водный ресурс мог перейти в пользование отечественного флота и европейских миротворческих миссий ООН и НАТО". Есть и более радикальные утверждения.

Так, лидеры движения УНА-УНСО ("Украинская национальная ассамблея-Украинская народная самооборона") Дмитро Корчинский и Андрей Шкиль (которые, кстати, отправляли своих боевиков воевать против России в Чечне, а сейчас управляют группами "активистов" на киевском Майдане) неоднократно заявляли, что "Россию нужно выбросить из Черного моря".

Но и государственный распад Украины для России представляет серьезную угрозу. Ведь как раз в "пробандеровской" Западной Украине регулярно проводятся совместные с НАТО военные учения (именно сейчас в Львовской области началось развертывание американского военного контингента для участия в таких очередных, запланированных через месяц, учениях).

Кроме того, в Москве понимают, что если в Польше разместить американские ракеты-перехватчики опасаются до сих пор, то на Галичине и ракеты, и американские военные базы, скорее всего, согласятся поставить "по первому зову".

Во-вторых, и экономическая переориентация Украины на Запад России явно невыгодна. И потому, что Украина является одним из важных российских внешнеторговых партнеров. И потому, что Украина по-прежнему — крупнейший транзитер российских нефти и газа в Европу. И потому, что прочное вовлечение Украины в межгосударственную экономическую кооперацию за счет восстановления разорванных производственных цепочек советской эпохи существенно поможет России реализовать ряд экономических программ в сфере высоких технологий.

Наконец, Россия очень заинтересована в том, чтобы Украина с ее почти 50-миллионным населением и отчасти сохранившимся мощным промышленно-производственным и научно-технологическим потенциалом вошла в Таможенный союз и Единое экономическое пространство.

В современных условиях объем внутреннего рынка и совокупный научно-технологический и производственный потенциал, необходимый для создания собственного глобального суверенного "полюса влияния", способного конкурировать с другими полюсами, может быть обеспечен лишь при численности населения в таком "полюсе" не менее 200–300 млн чел. Без Украины такой численности не достичь.

По этим причинам Россия, конечно, не только внимательно следит за событиями на Украине, но и старается оказывать на них заинтересованное влияние. И, разумеется, принятое в октябре 2013 г. руководством Украины решение "отложить" подписание Соглашения об ассоциации с ЕС было в немалой степени связано не только с созревшим у украинского правительства и президента пониманием экономической "ямы", в которую республику вовлекает это Соглашение.

Конечно же, в этот момент "на столе" уже были, в той или иной степени подробности, те альтернативные европейским российские предложения, которые стали в отказе Украины от форсированной "евроинтеграции" одним из решающих аргументов.

В российской, украинской, мировой прессе постоянно обсуждаются два "козыря" этих российских предложений: огромная (более чем на треть!) ценовая скидка на продаваемый Украине газ, а также огромный ($15 млрд!) дешевый кредит, позволяющий Киеву вынуть голову из уже вполне подготовленной Западом дефолтной долговой "удавки". Однако при этом почти не затрагиваются другие аспекты российских предложений. А среди них, видимо, одним из важнейших является восстановление полноценных кооперационных связей в сфере высоких и оборонных технологий.

Для Украины это — представившийся шанс сохранить и укрепить собственный высокотехнологичный научно-промышленный потенциал, который сейчас в основном простаивает и деградирует: ведь на Западе спроса на него нет. Евроинтеграция означает для этого высокотехнологичного комплекса практическое уничтожение хотя бы потому, что его (как, впрочем, и все украинские промышленные отрасли) требуется перевести на европейские стандарты. Специалисты понимают, что значит такая смена стандартов для огромной массы сложных научных разработок, технологических карт, производственных нормативов, технологического оборудования, оснастки и т. д.

Полноценная кооперация с Россией — это для Украины реальный шанс сохранить и коммерчески использовать многолетние результаты научно-технологических разработок. А заодно — восстановить высококвалифицированную занятость работников на множестве предприятий (и не только в Восточной и Южной, но и в Центральной и Западной Украине), а также резко расширить экспорт товаров с высокой добавленной стоимостью.

Для России такая кооперация — возможность не тратить скудеющие ресурсы на создание "дублирующих" украинские конструкторских бюро, лабораторий и заводов, без которых сегодня многие технологические задачи Россия решать не может. Причем в условиях, когда налицо экономический кризис, а технологический рывок острейшим образом стоит на повестке дня.

Именно и прежде всего в кооперации с Украиной Россия реально способна — причем уже сейчас, почти с "низкого старта", — начать выполнять намеченные огромные технологические и оборонно-промышленные программы в аэрокосмосе, судостроении, точной механике, электронной промышленности и т. д.

Таким образом, как мы видим, на Украине интересы Запада и России фундаментальным образом расходятся. Что ярко отражается в поддержке разных сторон украинского публично-политического и "майданного" противостояния.

Однако, как мы уже показывали в своем аналитическом мониторинге при анализе множества сопровождавших "майданный процесс" провокаций, есть в этом противостоянии и нечто, выходящее за пределы логики рассмотренных западных и российских интересов.

Третья сила

Начнем с того, что налицо слишком много данных о "странном" поведении в украинском кризисе государственных органов власти и правоохранительных органов. Начиная от тактически необоснованных жестких ночных "разгонов" милицией киевского Майдана, продолжая принятием странных "законов 16 января" и завершая неоднократными странными "договоренностями" между майданными оппозиционерами и правоохранителями.

То младший Кличко договорился с "Беркутом" о том, чтобы "потолкаться" с майданными "активистами" под телекамеры и дать в СМИ нужную, разогревающую протест, картинку... То спецслужбисты договорились с "Правым сектором" о том, что (вопреки закону об амнистии) сначала милиция отпустит арестованных, и лишь потом они начнут освобождать захваченные здания и убирать баррикады...

Некоторые записные "конспирологи" уже начали рассуждать в интернете о том, что нынешние украинские события — это на самом деле лишь хорошо организованная провокация украинских спецслужб.

Мол, подняли спецслужбы свою агентуру в радикальной части политического спектра, поручили ей "завести Майдан", регулировали мощность и длительность поднявшейся в обществе в целом и в его наиболее воинственных сегментах "антивластной волны". Позволили подключиться к процессу давно мечтавшим о чем-то подобном американцам и европейцам. А дальше внимательно (поименно и под видеосъемку и прослушки) фиксировали как зарубежных и украинских участников этого спровоцированного действа, так и механизмы и процедуры управления, которые обнаруживали различные группы и отдельные активисты возникшей попытки государственного переворота. И — набирали на них "убойный" компромат, который будет сполна использован в ходе будущих украинских политических кампаний.

Такой вот вырисовывается, если попытаться обобщить некоторые интернет-рассуждения, конспирологический миф.

Увы, думается, что всё иначе — сложнее и гораздо хуже.

Конечно, в партийках и партиях умеренного и радикального Майдана хватает спецслужбистской агентуры.

Конечно, эта агентура как-то "ловит мышей" и доставляет своим оперативникам достаточно много информации о происходящем на майданах и вокруг них как в Киеве, так и в регионах.

Конечно, спецслужбы информируют о важных агентурных данных политическое руководство страны и своих областей.

Однако главная загвоздка в том, чем является совокупный политический субъект, который получает эту информацию, и как этот субъект ее использует.

Повторим: Украина объективно глубоко расколота сразу по нескольким основаниям.

Страна исторически, географически и политически расколота на Запад, Восток-Юг и рыхло-колеблющийся Центр, а также языково — на украиноязычное и русскоязычное неселение.

Верующие расколоты не только на православных, греко-католиков, мусульман (которых уже довольно много) и иудеев (которых уже мало). Среди православных уже давно налицо раскол на приверженцев Московского и Киевского Патриархатов. А есть еще множество мелких конфессиональных групп и сект.

Политическая и экономическая элита "прагматически" расколота по линии между "евроинтеграцией" и Таможенным союзом, а также по преимущественным внешним ориентациям и связям — на Америку, Европу, Россию и т. д.

Властно-административная, дипломатическая, "силовая" (в том числе военная, спецслужбистская, правоохранительная), медийная, научная, преподавательская элита расколоты идеологически, в том числе по отношению к нацистскому бандеровскому национализму.

Поверх этих расколов проявляются очень мощные внешние влияния — от американских до европейских, от российских до исламских.

И, кроме того, в очень большой части элит и общества созрело достаточно стойкое неприятие особой двусмысленности и непоследовательности властной команды и властного стиля президента Януковича.

В результате, признаем, на сегодняшний день у Украины отсутствует полноценная и последовательная государственная субъектность. И представляется, что именно в недрах этого отсутствия субъектности постепенно вызревает та украинская колонна "третьей силы", о которой мы говорим.

Эта сила еще не готова заявить о себе в полный голос, и потому ее наличие в украинском процессе и ее цели возможно реконструировать лишь на уровне своего рода "рабочей гипотезы". Данная статья — не место для подробного и доказательного обсуждения этой гипотезы. Потому скажем лишь самое главное.

Нельзя считать эту силу собственно украинской: она интернациональна.

Вряд ли на сегодняшний день ее можно назвать главным генератором украинских эксцессов: она умело играет на мотивациях других легальных и нелегальных сил, "подправляя" (а значит, отчасти и направляя в нужное русло) как стихийно возникающие события, так и действия публично проявленных групп, сил и организаций.

Именно эта сила много лет возрождает в правом политическом спектре всех стран мира (включая Европу и США) те фашистские чаяния о "многоэтажном человечестве", которые питали идеологов фашизма первой половины ХХ века.

Именно эта сила особо ненавидит Россию — в ее любом обличье — за поражение в Великой войне, и мечтает об окончательном реванше.

Эта сила играла очень важную роль в развале СССР.

Эта сила делает арабские революции.

Эта сила глубоко пропитала основную часть "Правого сектора", который мы видим на Майдане, а также его украинских и зарубежных спецслужбистских кураторов.

И, повторим, этой силе особенно ненавистна именно Россия, которая сумела решительно сломать ее уже казавшееся неотвратимо-победным шествие к мировому господству. Так что не случайно наиболее "отвязные" и безответственные низовые представители этой силы уже не раз проговаривались на киевских майданных баррикадах о том, что Украина — это для них только первый шаг и своего рода боевая тренировка перед тем, как идти на Москву.

Переоценивать могущество этой силы не нужно. Но нельзя его и недооценивать. Не стоит забывать, что "Правый сектор" вполне интернационален, и что главным своим врагом он считает именно Россию. И не стоит забывать, что и в России элита расколота (а это очень ярко показали события попытки "снежной революции" 2011–2012 гг.)

Наша элита — пока! — расколота не настолько, как на Украине, и — пока! — не имеет настолько мощной антивластной социальной базы, как на Украине. Но кризис продолжается, и антивластная социальная база в России неизбежно будет расти.

А опыт украинских "майданов", включая фактические захваты нацистами власти в регионах, показывает, что уличные отряды "третьей силы" в виде нескольких тысяч обученных боевиков под руководством опытных планировщиков и при наличии пятой колонны в госадминистрации, олигархии, войсках и спецслужбах способны "поставить на уши" чуть ли не любую власть.

Все это нужно не только понимать, но и воспринимать, отслеживать и оценивать максимально серьезно.

И — готовиться к отпору.

Юрий Бялый, Суть времени

Комитет




Версия для печати Обсудить на форуме (0)
Nick: Сообщение:
НОВОСТИ
Пятница, 25.09
Четверг, 24.09
Среда, 23.09
Понедельник, 21.09
Пятница, 18.09
Четверг, 17.09
Среда, 16.09
Вторник, 15.09
НАШ ОПРОС
КАКОЕ ВТОРОЕ ГРАЖДАНСТВО ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ПОЛУЧИТЬ?
Российское
Израильское
Американское
Не хочу получать
Я гражданин только своей страны
Не скажу
Ваш вариант
Любое, только не украинское

©komitet.net.ua, 2006