МУДРОЕ ВСЕГДА
Я не верю в коллективную мудрость невежественных индивидуумов. Томас Карлейл.
Бедность - корень всех беспорядков в стране. Мо-цзы.
  ГЛАВНОЕ СЕГОДНЯ  
ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   ПОЛИТИКА   НАШ ИЗБИРАТЕЛЬ   СУД & ДЕЛО   СЛУХИ   ЗАБОРНЫЙ ЧАТ   ФОРУМ   ГАЛЕРЕЯ   БИЗНЕС  
NED: Имя им Легион

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
Чужие в Украине: Дети Грантов

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Евреи и создание третьего Рейха

Части: 1, 2
ОБЫКНОВЕННЫЙ СИОНИЗМ

Части: 1, 2, 3, 4, 5
ЕВРЕЙСКИЕ ДИВИЗИИ СТАЛИНА

Части: 1, 2
WIKILEAKS: США О КОМИТЕТЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ ДОНБАССА

Части: 1
Новости@mail.ru:

АНДРЕЙ ЮЩЕНКО – ПЕРСОНАЖ И «ЛЕГЕНДА»
Часть 1 | Часть 2
ФСБ ОБЛИЧАЕТ: ОУН-УПА – ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ

Части: 1, 2, 3
ЙА – БЛОНДИНКО? НЕТ, Я СЕКРЕТАРЬ!

Часть 1 | Часть 2

ЦЕНТР политического прогнозирования UA-PRAVDA





Одесская  Общественная Организация 'Единое Отечество'






Версия для печати ПОЛИТИКА
НА ПУТИ К ФЕДЕРАЛИЗМУ


Важно, что президент Украины как минимум признает возможность дискуссий по проблеме федерализации. В своем недавнем интервью телеканалу «Интер» Виктор Янукович прямо сказал: «Возможно, проводить эту работу в дискуссиях, создание условий, потому что сегодня нам еще не достает информации. И любые судьбоносные вопросы ни в коем случае нельзя решать на эмоциях». … При этом Юго-Востоку следует, очевидно, отчетливо понять: никакой серьезной дискуссии о федерализме не будет, если не будет сделано все возможное для того, чтобы ее начать. Ни прошлая власть в лице Ющенко, ни нынешняя власть обсуждать это категорически не хочет.

Украина находится в кризисной общественно-политической обстановке. Это совершенно очевидно для всех как внутри страны, так и за ее пределами. Пути выхода из сложившейся ситуации на сегодняшний день – весьма туманны, и чем она завершится, сказать сложно. Но она отчетливо проясняет два важных положения.

Первое. Система устройства государства в своем нынешнем виде – неэффективна. И порождает лишь перманентные конфликты, решать которые от года к году становится все тяжелее. Это стало ясно не вчера и не сегодня, а значительно раньше. Но лишь попытки государственного переворота обнажили эту проблему со всей ее безапелляционной очевидностью.

Украине нужна реальная дискуссия о новом административно-территориальном устройстве. И не та фиктивно-демонстрационная, которая длилась со времен Ющенко и по сей день, а настоящая. Такая, которая охватит всю страну и найдет для нее действительно адекватную модель.

Второе. Именно сейчас открылось реальное окно возможностей, когда дискуссия не будет выглядеть инородно, искусственно или навязано. Хотя политики (как у власти, так и от оппозиции) этому активно оппонируют.

Важно, что президент Украины как минимум признает возможность дискуссий по проблеме федерализации. В своем недавнем интервью телеканалу «Интер» Янукович прямо сказал: «Если посмотреть на Германию, что дала федерализация Германии? Сегодня немцы говорят, что они получили реальный, действенный механизм, который влияет на справедливость распределения государственных средств. …Возможно, проводить эту работу в дискуссиях, создание условий, потому что сегодня нам еще не достает информации. И любые судьбоносные вопросы ни в коем случае нельзя решать на эмоциях».

Оппозиционеры совсем не настроены на обсуждение этого вопроса. Однако подобный нестабильный момент, наверное  -  лучшая возможность всерьез заговорить об этом. Тем более что идет дискуссия о новой Конституции. Если действительно будет написан новый проект Конституции (не возвращение к одному из старых, а именно новый), то вероятность того, что сторонникам федерализма хоть когда-то удастся вновь поднять об этом вопрос, ничтожно мала. Так что делать это надо сейчас.

При этом стоит помнить, что усилиями сторонников Ющенко еще в 2004-2005 гг. на любые дискуссии о федерализме были навешены ярлыки «сепаратизма», «дискуссии о развале страны» и прочие, совершенно не имеющие к обсуждаемому предмету отношения.

В устах украинских сторонников федерализма никогда (за редкими полумаргинальными исключениями) не звучали призывы к разделу страны, но лишь к оптимизации ее системы. Скорее, наоборот – нормальное федеративное устройство должно прекратить сепаратистские тенденции, не допустить развала страны, а ведь именно унитарное государственное устройство привело к нынешней ситуации.

При этом Юго-Востоку следует, очевидно, отчетливо понять: никакой серьезной дискуссии о федерализме не будет, если не будет сделано все возможное для того, чтобы ее начать. Ни прошлая власть в лице Ющенко, ни нынешняя обсуждать это категорически не хочет.

Более того, если тот же Ющенко был последовательным противником федерализма и от него ничего иного ждать не приходилось, то вот с действующей властью все не так просто.

Например, еще в 2009 году (то есть накануне президентских выборов) Партия регионов активно выступала за федеративное устройство Украины. Однако сразу после победы Виктора Януковича тогдашний вице-премьер по вопросам региональной политики В.Тихонов отход партии от этих положений объяснял… бедностью страны: «На самом деле сегодня мы говорим исключительно об унитарном государстве, потому что ни общество, ни власть не готовы вести разговор о классическом федерализме. Государство может стать классической федерацией, когда оно богато. Чтобы никто - ни Галиция, ни Донецк - даже и подумать не могли, что надо отделиться. Только богатая и сильная страна может позволить себе федерацию».

Следовательно, формируется практически замкнутый круг: сначала надо сделать государство богатым и лишь после этого – федеративным. Но при этом государство богато, когда богаты его регионы, а это возможно лишь при федеративной модели. И это убедительно доказывает как история, так и эксперты.

В чем действительно нуждается идея федерализма на Украине, так это в целостной информационной и пропагандистской кампании.

Она должна

а) снять с нее основные негативные ярлыки,

б) вывести эту идею на общегосударственный политический, социальный, экономический и медийный уровень,

в) утвердиться в качестве значимой темы политических обсуждений и

г) стать нормальной платформой для обсуждения на всех уровнях.

Частично этот процесс начался, хотя и имеет явный вид стихийной активности. Например, 12 февраля произошло сразу несколько заметных публичных мероприятий, на которых обсуждались вопросы текущей политической ситуации, а также перспектив федерализма.

Во-первых, это Всеукраинский форум областных советов и Верховной рады Крыма в Ливадийском дворце в Ялте. В принятом заявлении содержится призыв к системным реформам системы госуправления на Украине и прежде всего: децентрализация власти с учетом интересов местных территориальных общин, принятие действенного закона о государственном и местном референдумах, внедрение двухпалатного парламента, одна из палат которого (государственная палата) формировалась бы политическими партиями на пропорциональной основе, а вторая (палата регионов) – по мажоритарному принципу с равным представительством от каждого региона Украины.

Во-вторых, параллельно с форумом в Крыму проходил круглый стол «Социально-экономические и политические процессы в посткризисной Украине» в Харькове, который проводил председатель Харьковской ОГА М.Добкин. Там собрались давние сторонники федеративного устройства Украины, и дискуссия была весьма оживленной. Среди участников: М.Погребинский, В.Карасев, В.Скачко, В.Корнилов, В.Пиховшек, О.Бузина и другие.

О его плодотворности свидетельствует написанное уже на следующий день на имя главы СБУ и Генпрокуратуры письмо народного депутата И.Стойко с требованием немедленно разобраться с «сепаратистскими заявлениями» М.Добкина, который в своем выступлении отметил, что «не надо бояться говорить о федерализации как о максимально приемлемом варианте децентрализации власти».

В-третьих, в Киеве в тот же день приходил круглый стол «Федерализация Украины: от раскола к единству». Неожиданно именно этот круглый стол стал наиболее резонансным, поскольку вызывал весьма резкую реакцию со стороны госорганов.

В частности, на этом круглом столе советник-посланник посольства России в Киеве А. Воробьев заявил: «Уверен, что независимо от политических желаний, страна развивается в направлении федерализации. Будет это закреплено Конституцией или нет, или государство и дальше будет формально существовать как унитарное государство, однако неформально она уже является федерацией».

В тот же день А. Воробьёв был вызван в МИД Украины, где ему было указано на «недопустимость оценок», подвергающих сомнению государственное устройство Украины.

14 февраля российский МИД отреагировал на эту ситуацию совершенно логично: «Подобные претензии ничего, кроме недоумения, вызвать не могут… Удивление вызывает и тот факт, что подобный демарш МИД Украины предпринимается на фоне чуть ли не ежедневных безапелляционных заявлений, рекомендаций, требований и прямых указаний, что делать и как жить Украине, звучащих из уст высокопоставленных представителей различных западных государств и европейских структур. Все эти действия остаются почему-то в Киеве без комментариев. Возникает вопрос – почему?»

Ответ, скорее всего, обусловлен тем, что власть отчетливо понимает: заявления и действия западных игроков – это больше от попыток навязать внешнюю модель управления и поведения. С этим власть хотя бы примерно знает, как бороться. А вот разговоры о федерализации – это настолько глубинный внутренний процесс, что он может принципиально перекроить жизнь всего украинского государства.

Как правильно недавно отметил В.Пиховшек, для Юго-Востока страны все более справедливой становится «формула князя А.Горчакова», которую он сформулировал для России: «Россия не сердится. Россия сосредоточивается».

То же самое можно сказать и про Юго-Восток в целом – он начал сосредоточиваться, и это пугает как власть, так и оппозицию.

Вероятно, и темп не будет потерян. Дискуссия, очевидно, будет не только поддерживаться на текущем уровне, но и усилится. Круглые столы в этом смысле – важный первый этап. Идея федерализма найдет свое отражение в публикациях, аналитике, заняв существенное место в общем дискурсе.

На определенном этапе Юго-Восток, видимо, прекратит просто говорить о желании «федерализации», а перейдет к формированию документов, которые обозначают видение этого процесса – какой будет федеральная Украина? Как будут выстроены отношения центра и регионов? Важным элементом тут будет формирование собственного проекта Конституции Украины.

Примечательно, что на этом пути естественными союзниками юго-восточных «федералистов» могут стать их коллеги из западных регионов страны, где эта идея так же периодически обсуждается. Таким образом, именно федерализм может стать базой настоящего согласия Востока и Запада страны. 

Виктор КОСТЕНКО, ОДНА РОДИНА

Комитет




Версия для печати Обсудить на форуме (0)
Nick: Сообщение:
НОВОСТИ
Понедельник, 18.03
Воскресенье, 17.03
Среда, 06.03
Четверг, 29.02
Среда, 28.02
Вторник, 27.02
Суббота, 24.02
Вторник, 20.02
Понедельник, 19.02
Среда, 14.02
Среда, 29.11
Вторник, 21.11
Понедельник, 20.11
Пятница, 17.11
Среда, 15.11
Вторник, 14.11
НАШ ОПРОС
КАКОЕ ВТОРОЕ ГРАЖДАНСТВО ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ПОЛУЧИТЬ?
Российское
Израильское
Американское
Не хочу получать
Я гражданин только своей страны
Не скажу
Ваш вариант
Любое, только не украинское

©komitet.net.ua, 2006