Важно, что президент Украины как минимум признает возможность дискуссий по проблеме федерализации. В своем недавнем интервью телеканалу «Интер» Виктор Янукович прямо сказал: «Возможно, проводить эту работу в дискуссиях, создание условий, потому что сегодня нам еще не достает информации. И любые судьбоносные вопросы ни в коем случае нельзя решать на эмоциях». … При этом Юго-Востоку следует, очевидно, отчетливо понять: никакой серьезной дискуссии о федерализме не будет, если не будет сделано все возможное для того, чтобы ее начать. Ни прошлая власть в лице Ющенко, ни нынешняя власть обсуждать это категорически не хочет.
Украина находится в кризисной общественно-политической обстановке. Это совершенно очевидно для всех как внутри страны, так и за ее пределами. Пути выхода из сложившейся ситуации на сегодняшний день – весьма туманны, и чем она завершится, сказать сложно. Но она отчетливо проясняет два важных положения.
Первое. Система устройства государства в своем нынешнем виде – неэффективна. И порождает лишь перманентные конфликты, решать которые от года к году становится все тяжелее. Это стало ясно не вчера и не сегодня, а значительно раньше. Но лишь попытки государственного переворота обнажили эту проблему со всей ее безапелляционной очевидностью.
Украине нужна реальная дискуссия о новом административно-территориальном устройстве. И не та фиктивно-демонстрационная, которая длилась со времен Ющенко и по сей день, а настоящая. Такая, которая охватит всю страну и найдет для нее действительно адекватную модель.
Второе. Именно сейчас открылось реальное окно возможностей, когда дискуссия не будет выглядеть инородно, искусственно или навязано. Хотя политики (как у власти, так и от оппозиции) этому активно оппонируют.
Важно, что президент Украины как минимум признает возможность дискуссий по проблеме федерализации. В своем недавнем интервью телеканалу «Интер» Янукович прямо сказал: «Если посмотреть на Германию, что дала федерализация Германии? Сегодня немцы говорят, что они получили реальный, действенный механизм, который влияет на справедливость распределения государственных средств. …Возможно, проводить эту работу в дискуссиях, создание условий, потому что сегодня нам еще не достает информации. И любые судьбоносные вопросы ни в коем случае нельзя решать на эмоциях».
Оппозиционеры совсем не настроены на обсуждение этого вопроса. Однако подобный нестабильный момент, наверное - лучшая возможность всерьез заговорить об этом. Тем более что идет дискуссия о новой Конституции. Если действительно будет написан новый проект Конституции (не возвращение к одному из старых, а именно новый), то вероятность того, что сторонникам федерализма хоть когда-то удастся вновь поднять об этом вопрос, ничтожно мала. Так что делать это надо сейчас.
При этом стоит помнить, что усилиями сторонников Ющенко еще в 2004-2005 гг. на любые дискуссии о федерализме были навешены ярлыки «сепаратизма», «дискуссии о развале страны» и прочие, совершенно не имеющие к обсуждаемому предмету отношения.
В устах украинских сторонников федерализма никогда (за редкими полумаргинальными исключениями) не звучали призывы к разделу страны, но лишь к оптимизации ее системы. Скорее, наоборот – нормальное федеративное устройство должно прекратить сепаратистские тенденции, не допустить развала страны, а ведь именно унитарное государственное устройство привело к нынешней ситуации.
При этом Юго-Востоку следует, очевидно, отчетливо понять: никакой серьезной дискуссии о федерализме не будет, если не будет сделано все возможное для того, чтобы ее начать. Ни прошлая власть в лице Ющенко, ни нынешняя обсуждать это категорически не хочет.
Более того, если тот же Ющенко был последовательным противником федерализма и от него ничего иного ждать не приходилось, то вот с действующей властью все не так просто.
Например, еще в 2009 году (то есть накануне президентских выборов) Партия регионов активно выступала за федеративное устройство Украины. Однако сразу после победы Виктора Януковича тогдашний вице-премьер по вопросам региональной политики В.Тихонов отход партии от этих положений объяснял… бедностью страны: «На самом деле сегодня мы говорим исключительно об унитарном государстве, потому что ни общество, ни власть не готовы вести разговор о классическом федерализме. Государство может стать классической федерацией, когда оно богато. Чтобы никто - ни Галиция, ни Донецк - даже и подумать не могли, что надо отделиться. Только богатая и сильная страна может позволить себе федерацию».
Следовательно, формируется практически замкнутый круг: сначала надо сделать государство богатым и лишь после этого – федеративным. Но при этом государство богато, когда богаты его регионы, а это возможно лишь при федеративной модели. И это убедительно доказывает как история, так и эксперты.
В чем действительно нуждается идея федерализма на Украине, так это в целостной информационной и пропагандистской кампании.
Она должна
а) снять с нее основные негативные ярлыки,
б) вывести эту идею на общегосударственный политический, социальный, экономический и медийный уровень,
в) утвердиться в качестве значимой темы политических обсуждений и
г) стать нормальной платформой для обсуждения на всех уровнях.
Частично этот процесс начался, хотя и имеет явный вид стихийной активности. Например, 12 февраля произошло сразу несколько заметных публичных мероприятий, на которых обсуждались вопросы текущей политической ситуации, а также перспектив федерализма.
Во-первых, это Всеукраинский форум областных советов и Верховной рады Крыма в Ливадийском дворце в Ялте. В принятом заявлении содержится призыв к системным реформам системы госуправления на Украине и прежде всего: децентрализация власти с учетом интересов местных территориальных общин, принятие действенного закона о государственном и местном референдумах, внедрение двухпалатного парламента, одна из палат которого (государственная палата) формировалась бы политическими партиями на пропорциональной основе, а вторая (палата регионов) – по мажоритарному принципу с равным представительством от каждого региона Украины.
Во-вторых, параллельно с форумом в Крыму проходил круглый стол «Социально-экономические и политические процессы в посткризисной Украине» в Харькове, который проводил председатель Харьковской ОГА М.Добкин. Там собрались давние сторонники федеративного устройства Украины, и дискуссия была весьма оживленной. Среди участников: М.Погребинский, В.Карасев, В.Скачко, В.Корнилов, В.Пиховшек, О.Бузина и другие.
О его плодотворности свидетельствует написанное уже на следующий день на имя главы СБУ и Генпрокуратуры письмо народного депутата И.Стойко с требованием немедленно разобраться с «сепаратистскими заявлениями» М.Добкина, который в своем выступлении отметил, что «не надо бояться говорить о федерализации как о максимально приемлемом варианте децентрализации власти».
В-третьих, в Киеве в тот же день приходил круглый стол «Федерализация Украины: от раскола к единству». Неожиданно именно этот круглый стол стал наиболее резонансным, поскольку вызывал весьма резкую реакцию со стороны госорганов.
В частности, на этом круглом столе советник-посланник посольства России в Киеве А. Воробьев заявил: «Уверен, что независимо от политических желаний, страна развивается в направлении федерализации. Будет это закреплено Конституцией или нет, или государство и дальше будет формально существовать как унитарное государство, однако неформально она уже является федерацией».
В тот же день А. Воробьёв был вызван в МИД Украины, где ему было указано на «недопустимость оценок», подвергающих сомнению государственное устройство Украины.
14 февраля российский МИД отреагировал на эту ситуацию совершенно логично: «Подобные претензии ничего, кроме недоумения, вызвать не могут… Удивление вызывает и тот факт, что подобный демарш МИД Украины предпринимается на фоне чуть ли не ежедневных безапелляционных заявлений, рекомендаций, требований и прямых указаний, что делать и как жить Украине, звучащих из уст высокопоставленных представителей различных западных государств и европейских структур. Все эти действия остаются почему-то в Киеве без комментариев. Возникает вопрос – почему?»
Ответ, скорее всего, обусловлен тем, что власть отчетливо понимает: заявления и действия западных игроков – это больше от попыток навязать внешнюю модель управления и поведения. С этим власть хотя бы примерно знает, как бороться. А вот разговоры о федерализации – это настолько глубинный внутренний процесс, что он может принципиально перекроить жизнь всего украинского государства.
Как правильно недавно отметил В.Пиховшек, для Юго-Востока страны все более справедливой становится «формула князя А.Горчакова», которую он сформулировал для России: «Россия не сердится. Россия сосредоточивается».
То же самое можно сказать и про Юго-Восток в целом – он начал сосредоточиваться, и это пугает как власть, так и оппозицию.
Вероятно, и темп не будет потерян. Дискуссия, очевидно, будет не только поддерживаться на текущем уровне, но и усилится. Круглые столы в этом смысле – важный первый этап. Идея федерализма найдет свое отражение в публикациях, аналитике, заняв существенное место в общем дискурсе.
На определенном этапе Юго-Восток, видимо, прекратит просто говорить о желании «федерализации», а перейдет к формированию документов, которые обозначают видение этого процесса – какой будет федеральная Украина? Как будут выстроены отношения центра и регионов? Важным элементом тут будет формирование собственного проекта Конституции Украины.
Примечательно, что на этом пути естественными союзниками юго-восточных «федералистов» могут стать их коллеги из западных регионов страны, где эта идея так же периодически обсуждается. Таким образом, именно федерализм может стать базой настоящего согласия Востока и Запада страны.
Виктор КОСТЕНКО, ОДНА РОДИНА