МУДРОЕ ВСЕГДА
Я не верю в коллективную мудрость невежественных индивидуумов. Томас Карлейл.
Бедность - корень всех беспорядков в стране. Мо-цзы.
  ГЛАВНОЕ СЕГОДНЯ  
ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   ПОЛИТИКА   НАШ ИЗБИРАТЕЛЬ   СУД & ДЕЛО   СЛУХИ   ЗАБОРНЫЙ ЧАТ   ФОРУМ   ГАЛЕРЕЯ   БИЗНЕС  
NED: Имя им Легион

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
Чужие в Украине: Дети Грантов

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Евреи и создание третьего Рейха

Части: 1, 2
ОБЫКНОВЕННЫЙ СИОНИЗМ

Части: 1, 2, 3, 4, 5
ЕВРЕЙСКИЕ ДИВИЗИИ СТАЛИНА

Части: 1, 2
WIKILEAKS: США О КОМИТЕТЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ ДОНБАССА

Части: 1
Новости@mail.ru:

АНДРЕЙ ЮЩЕНКО – ПЕРСОНАЖ И «ЛЕГЕНДА»
Часть 1 | Часть 2
ФСБ ОБЛИЧАЕТ: ОУН-УПА – ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ

Части: 1, 2, 3
ЙА – БЛОНДИНКО? НЕТ, Я СЕКРЕТАРЬ!

Часть 1 | Часть 2

ЦЕНТР политического прогнозирования UA-PRAVDA





Одесская  Общественная Организация 'Единое Отечество'






Версия для печати БИЗНЕС
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО УКРАИНЫ И РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Договорённости 17 декабря 2013 года между Россией и Украиной по восстановлению торгово-экономических отношений и углублению промышленной кооперации напрямую затрагивают и военно-техническое сотрудничество двух стран. ОПК и РФ, и Украины до сих пор остаётся местом концентрации высоких технологий, квалифицированных кадров и при определённых условиях может стать локомотивом экономического роста наших стран. Одним из таких непременных условий является украинско-российская производственная кооперация в этой отрасли.

Ко времени провозглашения независимости Украины в состав украинского ВПК входило 3594 предприятия, на которых работало около 3 млн. человек. В сугубо военном производстве, по заявлению бывшего министра машиностроения и конверсии Украины В.Антонова, было задействовано 700 предприятий, в том числе 205 производственных объединений и 139 научно-производственных объединений с общей численностью занятых 1 млн. 450 тыс. человек. Украина унаследовала почти треть космической промышленности бывшего СССР. В космическую отрасль входило 140 предприятий и институтов, которые обеспечивали работой 200 тыс. человек. Заводами Украины ежегодно изготовлялось 350 самолетов.

Уже к 1997 г. количество оборонных предприятий сократилось в пять раз, доля оборонного производства в украинской промышленности упала с 35 до 6%. Около 550 связанных с «оборонкой» предприятий и конструкторских бюро самоликвидировались или были закрыты, а число рабочих мест в отрасли сократилось в семь раз. В 2010 г., по данным Министерства промышленной политики Украины, в интересах обороны в стране работает всего 143 предприятия. В 2011 г. Украина выпала из десятки основных глобальных поставщиков вооружений, заняв 12-е место.

Попробуем разобраться в причинах столь негативного положения вещей.

ВПК – жертва идеологии

Едва ли не с первых дней независимости Украины военно-промышленный комплекс страны стал приноситься в жертву идеологическим построениям «демократов» о необходимости избавить «оборонку» от зависимости от России. Особый урон развитию отрасли был нанесен волюнтаристскими решениями Л.Кучмы и В.Ющенко о вступлении Украины в НАТО. Негативные последствия русофобской и откровенно враждебной политики «оранжевой» власти чувствуются до сих пор.

Например, Россия с 2014 г. прекращает использовать крымский полигон НИТКА. Причиной стал запрет Виктора Ющенко использовать полигон во время грузинской агрессии в Южной Осетии. В результате в 2009 г. Россией было принято решение построить аналогичный полигон в г. Ейске, который будет готов в нынешнем году. Ранее Россия отказалась от использования радиолокационных станций в Севастополе и Мукачево.

Вместо военно-технического сотрудничества с традиционными партнерами украинская сторона ринулась строить воздушные замки по поводу совместных проектов с НАТО и западными странами. Один из печальных примеров такого сотрудничества – украинский корвет, разработанный опытно-проектным центром кораблестроения в Николаеве. Строительство корвета должно было стартовать еще в 2010 г., а поставить его на вооружение планировали в 2014 г., но первый корабль был заложен лишь 17 мая 2011 г. И на данный момент его изготовление зависло, что позволяет оценить сотрудничество с НАТО как полный провал.

Для спасения отечественной разработки правительство планировало пересмотреть проект корвета и отказаться от кооперации с западными фирмами, поскольку российское вооружение и оборудование будет обходиться дешевле.

Но включились «идеологи». В частности, директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения В. Бадрак заявил: «”Корвет” мы должны делать с западными партнерами, вертолет с французскими партнерами… Россия не может быть донором в вопросах модернизации ВПК».

Не лучше ситуация и с попыткой сотрудничества ГП «Антонов» с европейской  Airbus по производству транспортного самолета А400М. Закончилось все тем, что европейцы, получив от ГП «Антонов» техническую документацию самолета, через какое-то время произвели собственный, подозрительно похожий на украинский прототип. Естественно, без участия украинской стороны.

Более того, по словам премьер-министра Украины Николая Азарова, Airbus совершенно открыто заявляет о планах по препятствованию продвижения на рынке самолета Ан-70: «У меня состоялась встреча с французским руководством и руководством авиационной компании Airbus, и они мне сказали, что ваш самолет лучше нашего, но мы сделаем все, чтобы ваш самолет не нашел рынка сбыта».

Еще одна попытка уничтожить украинских конкурентов – проект по совместной разработке и продвижению средств гидроакустики с немецкой фирмой STN ATLAS Elektronik GmbH. Против украинско-германского сотрудничества выступили американские компании Ultra Electronics и Sparton. В итоге перспективный украинско-немецкий проект был свернут под политическим давлением США.

Наблюдаются и откровенные попытки со стороны стран НАТО уничтожить остатки военно-технической кооперации с РФ. Иначе расценить нельзя предложение директора программы контроля за вооружениями Brookings Institution и бывшего посла США в Украине С. Пайфера принять участие в проекте ПРО США, зная отношение России к этой программе.

На сегодняшний день нет ни одного случая успешного военно-технического сотрудничества Украины со странами НАТО.

Свято место пусто не бывает

Пока Украина искала свое место «в семье европейских народов», Россия начала программы развития собственного производства военной продукции и замещающих мощностей.

Без участия КБ «Южное» Россией начато производство новой баллистической ракеты «Тополь-М» и ее морского аналога  - «Булавы». При создании нового вертолёта Ка-60 Россия отказалась от вертолётных двигателей производства «Мотор-Сич». К проекту создания новейшего российского комплекса ПВО С-400 не был привлечен ГАХК «Днепровский машиностроительный завод», который когда-то принимал участие в создании и производстве С-300.

Перестала быть нужной России и межконтинентальная баллистическая ракета железнодорожного базирования SS-24 Skalpel, созданная конструкторами днепропетровского «Южмаша». Разработкой нового боевого железнодорожного ракетного комплекса  занимается Московский институт теплотехники, который ранее участвовал в создании ракет «Булава», «Тополь» и «Ярс».

Россия также приобрела у Украины права на военно-транспортную версию самолета Ан-140, которые собирает самарский завод «Авиакор».  В рамках программы развития оборонно-промышленного комплекса РФ на 2007-2010 годы и до 2015 года принято решение освоить серийное производство вертолетных двигателей на территории России. Речь идет в том числе о двигателях ТВ3-117 и ВК-2500, которые производит «Мотор Сич». Производство планируется организовать на базе петербургского ОАО «Климов», которое должно выйти на проектную мощность в 450 двигателей в год к 2015 г.

Сократилось также участие украинских предприятий в технической комплектации российских боевых самолетов и средств ПВО. Постоянные партнеры ГП «Производственного объединения «Киевприбор» – ОАО «Информационные спутниковые системы» (Железногорск, Красноярский край), ПО «Полет» (Омск) и КБ «Прогресс» (Самара) фактически отказались от дальнейшего сотрудничества с киевлянами и начали размещать заказы исключительно среди «компаний-соотечественников».

С аналогичной ситуацией столкнулась и государственная акционерная холдинговая компания «Артем» (Киев), до недавнего времени занимавшая значительное место на российском рынке ракет класса «воздух-воздух» для истребителей. Но сейчас российскими компаниями начато изготовление более современных модификаций УР этого класса Р-77 с полным закрытым циклом производства.

Если не будет достигнуто прогресса в военно-техническом сотрудничестве с Украиной, российские предприятия смогут самостоятельно производить большинство украинских комплектующих через два-три года, а самые сложные - через 8-10 лет.

Протоколом шестого заседания Российско-Украинской межгосударственной комиссии правительствам РФ  и Украины, в частности, поручено «уделить приоритетное внимание развитию российско-украинского военно-технического сотрудничества, кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности, созданию совместных предприятий в военно-технической сфере с учетом действующего законодательства Российской Федерации и Украины».

Сиамские близнецы

Предпринимаемые российской стороной усилия по организации на своей территории замещающих производств вовсе не означают, что Россия не заинтересована в развитии военно-технического сотрудничества с Украиной. В некоторых сферах до настоящего момента сохраняется критическая зависимость российских производителей от украинских поставщиков.

В частности, это относится к отраслям авиационного двигателестроения, гарантийного обслуживания межконтинентальных баллистических ракет и корабельного газотурбинного двигателестроения. Например, поставки «Мотор Сич» останутся критически важными для российских производителей вертолетов как минимум до 2017-2018 гг. Российско-украинский оборонный товаропоток насчитывает 7-8 тысяч наименований, а к сотрудничеству привлечены 1330 предприятий Российской Федерации и Украины.

Несмотря на проблемы в реализации проекта строительства самолета «АН-70», Россия не имеет ему альтернативы. Но осложняют сотрудничество традиционные украинские метания между РФ и НАТО. Например, не так давно главный конструктор ГП «Антонов» Д. Кива заявлял: «Нужно создавать холдинговую компанию на базе «Антонова»… Затем ее нужно акционировать и продать… Уже есть западные инвесторы, которые выразили желание купить часть этой компании».

Стоит ли удивляться, что вместо создания совместного предприятия с Россией по производству украинских самолетов Москва постепенно отказывается закупать украинскую технику для своих войск? Будут ли выполнены московские декабрьские соглашения о завершении летных испытаний самолета в первом квартале текущего года и принятии решения о его серийном производстве, покажет время.

Сколько раз отмечалось, что если разрыв кооперационных связей с Украиной для России и наступит, он будет хоть и болезненным, но не трагичным, для Украины это может обернуться полным крахом остатков оборонной промышленности. Практически все без исключения предприятия украинской «оборонки» работают благодаря российским контрактам, а половину своего оружия украинский ВПК изготовляет для России.

Более 70% поставщиков систем и комплектующих для украинских оборонных предприятий находятся в России. Без участия россиян Украина способна производить лишь танки Т-80, «Оплот» и «Ятаган», а также ряд старых бронетранспортёров. Осуществляя военно-техническое сотрудничество с 45 странами, Киев находится в ситуации, когда доля российского рынка для украинского экспорта составляет от 50 до 60%.

Неспособность самостоятельного существования отечественного ВПК вынуждены признать даже откровенные лоббисты НАТО.

Так, политолог Г. Перепелица считает, что «в результате сохранения глубоко укоренившихся сегментов некогда единой советской оборонной промышленности Украина и Беларусь оказались практически не способны продолжать выпуск военной техники без тесной кооперации с российским военно-промышленным комплексом».

Перспективы и горизонты

Подписание ряда важнейших документов между Украиной и РФ в ходе визита президента Украины Виктора Януковича 17 декабря 2013 г. и общее оздоровление двустороннего диалога открывает новые перспективы для «перезагрузки» и в оборонной сфере.

Решено «принять меры для подписания Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о реализации Программы военно-техничного сотрудничества между Украиной и Российской Федерацией на 2013–2017 годы».

Программа, помимо развития интеграционных процессов между вооруженными силами обеих стран, совместной оперативной и боевой подготовки, совершенствования военного и военно-технического сотрудничества и кооперации в сфере оборонной промышленности, предусматривает введение единых стандартов производства и защиту интеллектуальной собственности на произведенную продукцию. Проект такой программы давно обсуждается экспертами и политиками двух стран и предусматривает участие более 100 российских и около 70 украинских предприятий.

Интерес для Украины представляет участие в проектах создания совместного предприятия по модернизации ЗРК «Бук-М1», С-300 и развитию средств ПВО в целом, а также привлечение украинских предприятий к перевооружению и переоснащению ЧФ России. Опыт украинских ракетостроителей может быть полезен и в разработке нового российского боевого железнодорожного ракетного комплекса.

Киеву жизненно необходима загрузка серийных заводов и восстановление лицензионного производства многих важных видов российской военной техники. Прежде всего, это касается авиационной промышленности. Создание совместного предприятия между ГК «Антонов» и российской «Объединенной авиастроительной компанией» позволит возобновить работу над проектом «АН-70» и восстановить производство бортового оборудования для военных самолётов на Украине.

Восстановление военно-технического сотрудничества способно вдохнуть новую жизнь в проект достройки бывшего ракетного крейсера «Украина», в строительство «украинского корвета», что позволит создать тысячи рабочих мест в судостроительной и смежных отраслях.

Правительственный уполномоченный по вопросам сотрудничества с Российской Федерацией, государствами-участниками СНГ, Евразийского экономического сообщества и другими региональными объединениями Валерий Мунтиян отмечает, что Украина может достичь сразу несколько позитивных эффектов для отечественного народнохозяйственного комплекса.

В первую очередь увеличит количество заказов на украинские предприятия и укрепит кооперационные связи с РФ. Потому что около 400 предприятий российского оборонно-промышленного комплекса зависят от поставок комплектующих из Украины, а около 70% предприятий-поставщиков систем и комплектующих для украинских предприятий оборонно-промышленного комплекса расположены в России.

По его словам, сотрудничество в этой сфере также повысит национальную обороноспособность, привлечет инвестиции и инновации в страну, активизирует отечественный научно-технологический потенциал. Тем самым усилит конкурентоспособность отечественной продукции и стимулирует развитие смежных отраслей.

Реализация перечисленных взаимовыгодных и амбициозных планов возможна лишь при одном условии: полного отказа Украины от «самодеятельности» в сотрудничестве с НАТО. Обеспечение «продолжения конструктивного партнерства Украины с Организацией Североатлантического договора» с 14 января 2014 года возложено на Л.А. Кожару.

Хотя Украина и Россия осуществляют ряд совместных проектов в интересах партнеров из стран НАТО, несогласованные шаги украинской стороны по реализации проектов Североатлантического альянса могут заблокировать договоренности с Россией. И дело вовсе не в «имперских амбициях» Москвы.

Например, сотрудничество КБ «Южное» и ПО «Южмаш» с американским агентством NASA по ракете-носителю «Antares» предполагает использование некоторых технических решений, которые имеют отношение к стратегическим ракетам, стоящим на вооружении российских РВСН, что делает невозможным взаимодействие с украинской стороной в создании новых российских ракетных комплексов. А решение о начале разработки боевого железнодорожного ракетного комплекса для РВСН вообще является одной из мер реагирования на угрозу, которую будет представлять собой система ПРО НАТО на рубеже 2018-2020 гг.

Потому, как бы ни хотелось Украине оставаться в позиции геополитического шпагата, выбирать партнера придется. Россия не может себе позволить зависеть в вопросах стратегической ядерной безопасности от страны – потенциального члена НАТО.

Между тем, несмотря на провозглашение статуса внеблокового государства и отказ от подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, проевропейская риторика официального Киева не изменилась. В то же время статья 7 указанного договора прямо предполагает «конвергенцию» с ЕС в сфере внешней политики и политики безопасности, которая в Евросоюзе, как известно, базируется на основе НАТО.

Остается надеяться, что решения украинского руководства позволят сохранить уникальный потенциал отечественного ВПК и наладить военно-техническое сотрудничество с РФ.

Ольга ШЕЛКОВА, ОДНА РОДИНА

Комитет




Версия для печати Обсудить на форуме (0)
Nick: Сообщение:
НОВОСТИ
Понедельник, 18.03
Воскресенье, 17.03
Среда, 06.03
Четверг, 29.02
Среда, 28.02
Вторник, 27.02
Суббота, 24.02
Вторник, 20.02
Понедельник, 19.02
Среда, 14.02
Среда, 29.11
Вторник, 21.11
Понедельник, 20.11
Пятница, 17.11
Среда, 15.11
Вторник, 14.11
НАШ ОПРОС
КАКОЕ ВТОРОЕ ГРАЖДАНСТВО ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ПОЛУЧИТЬ?
Российское
Израильское
Американское
Не хочу получать
Я гражданин только своей страны
Не скажу
Ваш вариант
Любое, только не украинское

©komitet.net.ua, 2006