Версия для печати
БИЗНЕС
ОЧЕРЕДНАЯ ГАЗОВАЯ АФЕРА УКРАИНЫ: РИНАТ АХМЕТОВ ЗАКРЕПИЛСЯ В ВЕНГРИИ В ОЖИДАНИИ ГАЗА ИЗ «ЮЖНОГО ПОТОКА»
6 ноября 2013 года новостные порталы Украины и России вновь обошло известие о предстоящем подписании Украиной меморандума о создании Адриатического газового коридора с Венгрией и Хорватией. Комментаторы посчитали, что продвигаемый Брюсселем "Адриатический газовый коридор" - это очередной антироссийский проект. Во время работы Всемирного экономического форума в Киеве премьер-министр Украины Николай Азаров встретился с венгерским вице-премьером Тибором Наврачичем. Во время встречи было озвучено желание Украины подписать подобного рода меморандум как можно скорее в Брюсселе, Будапеште, Загребе или Киеве.
Наврачич в ответ заверил Азарова, что за 20 лет независимости Украины отношения Будапешта и Киева переживают наилучшие времена, поэтому меморандум следует подписать, как можно скорее. За месяц до этого 4 октября 2013 года украинский премьер во время встречи с помощником госсекретаря США Викторией Нуланд объявил, что меморандум о создании Адриатического газового коридора торжественно подпишут в Киеве 5 ноября. Однако в итоге ни хорватский, ни венгерский премьер в Киев не явились, и меморандум подписан не был. В чем причина сдержанного отношения Венгрии и Хорватии к украинским устремлениям? Ведь на форуме Тибор Наврачич заявил, что Венгрия поддерживает политические усилия Украины для евроатлантической интеграции и инвестиции в инфраструктуру, которые служат стабильности региона. Гипотетическое наступление Москвы ожидалось в виде энергетической блокады с перекрытием поставок по нефтепроводу "Дружба". Для противодействия возможной блокаде венгры начали строить нефтепровод от Адриатики с тем, чтобы он мог обеспечить самые минимальные потребности страны. Нефтепровод был достроен уже после краха СССР и так и не был серьезно задействован. Нужда в альтернативной поставке нефти не возникала в регионе последние 20 лет. Проект венгерского Адриатического газопровода был принят Брюсселем и подверстан к плану создания в Центральной Европе газораспределительной сети по меридиальному направлению с севера на юг с опорой на две точки - два морских терминала по приему сжиженного природного газа (СПГ): один на побережье Балтийского моря в Польше, другой на побережье Адриатики. После создания подобного рода сети в регионе Центральной Европы можно было бы осуществлять переброску газа как в широтном, так и меридиональном направлениях. Адриатический газопровод изначально не рассматривался как изолированный проект. Это один из элементов газораспределительной системы идущей с севера на юг - от планируемого польского терминала СПГ в Свиноуйсьце через Польшу, Словакию в Венгрию для связи с адриатической веткой от хорватского порта с планируемым терминалом СПГ на острове Крка. Газовая война России и Украины, начавшаяся 31 декабря 2008 года, подсказала еще раз идею, что газопроводы, предназначенные, как правило, для переброски газа в одном направлении, при незначительной по средствам модернизации могут транспортировать газ по выбору в оба противоположных направления. Поэтому венгеро-хорватский проект газопровода от Адриатики в Венгрию изначально проектировался из расчета возможности транспортировки газа в оба направления, как от Адриатики в Венгрию, так и из Венгрии в Хорватию. Поэтому проект Адриатического газопровода оказался выгоден не только Венгрии, но и Хорватии. До постройки означенного газопровода Хорватия 33 предшествующие года имела единственную привязку к международной газотранспортной сети через Словению. Здесь надо уяснить, что после постройки Адриатического газопровода в 2011 году, он используется для транспортировки газа из Венгрии в Хорватию, а не наоборот. Разумеется, транспортируемый по нему газ является российским по своему происхождению. В начале июля 2008 года FGSZ Földgázszállító Zrt. и Plinacro в Загребе подписали промежуточное соглашение о сотрудничестве в деле строительства газопровода. Были названы его технические параметры: общая протяженность 298 км (210 - венгерская часть, 88 - хорватская), диаметр трубы 800 мм, давление 75 бар. Однако в 2010 году стало известно, что проект венгеро-хорватского газопровода находится на контроле председателя Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу. Были подтверждены фирмы-исполнители проекта: FGSZ Földgázszállító Zrt. с венгерской стороны и Plinacro d.o.o. со стороны Хорватии. Венгеро-хорватское соглашение, подписанное в июле 2010 года, помимо вопросов текущей деятельности, предусматривало условия технического обслуживания, реконструкции и приграничной деятельности, связанной с реагированием на чрезвычайные ситуации. В ноябре 2010 года было объявлено, что венгерская энергетическая компания MOL для строительства венгерского участка Адриатического газопровода протяженностью в 205 км. возьмет кредит в размере € 150 млн. Газопровод может работать в оба направления. Но первоначально он стал служить делу поставки газа из Венгрии в Хорватию. Дальше предусматривалась возможность поставки газа из Хорватии в Венгрию после постройки терминала для СПГ на прибрежном хорватском острове Крка в Адриатическом море. В ходе расследования выяснилась причастность к делу Санадера российского олигарха Михаила Гуцериева. Подобное обстоятельство вновь возбудило подозрение, что дело Санадера инициировано Москвой с целью нейтрализации проекта Адриатического коридора. С подобной же позиции некоторыми экспертами расценивалось дело "Сургутнефтегаза" и MOL в Венгрии. За попыткой российской нефтяной компании утвердиться в собственности доли MOL усматривалось стремление России взять под контроль региональные энергетические проекты, инициируемые венгерской компанией. Венграм удалось успешно отразить это устремление. После того, как выяснилось, что после всех споров Москвы и Будапешта российский газопровод "Южный поток" пройдет по территории все-таки Венгрии, а не Хорватии, президент последней Иво Йосипович публично вынужден был признать, что венгры по всем статьям переиграли хорватов, а неосмотрительная политика Хорватии и череда ошибок вызвали недовольство российских инвесторов, за которые Хорватии приходится расплачиваться. Таким образом, получается, что созданный 19 сентября 2013 года консорциум по разработке месторождения в Каспийском море "Шах Дениз" с транспортной мощностью газопровода в 10 млрд. кубометров азербайджанского газа будет частично отдавать этот объем вместо Греции и Италии - Украине. Заметим, что европейские эксперты, комментируя создание консорциума, сразу же предупредили, что мощностей TAP не хватит даже на Центральную Европу. Спустя месяц речь в Брюсселе зашла о подключению к TAP даже Украины, не говоря уже о центральноевропейцах. Из заявлений, сделанных в Брюсселе, следует, что будет какое-то дополнительное строительство по линии существующего венгеро-хорватского Адриатического газопровода для обеспечения мощностей в пользу Украины. Однако в опубликованном 15 октября 2013 года списке 250-ти энергетических проектов Евросоюза Адриатический газопровод не упоминается. Таким образом, брюссельские заявления о создании некоего Адриатического коридора для Украины являются блефом. Украина просто хочет сесть на существующую мощность, созданную хорватами и венграми в 2011 году. Поэтому ключевое значение для проекта имеет строительство терминала сжиженного газа на острове Крка в Хорватии. Деньги на него обязательно должен дать Евросоюз, поскольку финансовых средств на подобного рода проекты нет ни у венгров, ни у хорватов, ни, тем более, у украинцев. Собственно Евросоюз из своего бюджета запланировал на всю совокупность своих энергетических инфраструктурных проектов потратить с 2014 по 2020 год € 5,85 млрд. Даст ли денег на хорватский проект Германия? Без строительства терминала сжиженного газа на острове Крка в Хорватии этой стране неинтересен разворот поставок с юга на север. Потребности Венгрии в максимальном значении исчисляются примерно в 10-12 млрд. куб. метров газа в год. В 2011 году Венгрия приобрела у "Газпрома" 6,3 млрд. куб. метров, Словакия - 5,8 млрд., Хорватия - 1,1 млрд. куб. метров. Пропускная способность венгеро-хорватского газопровода составляет 6,5 млрд. куб. метров газа. Потенциально он может обеспечить минимальные потребности Венгрии в газе. Заявленное Киевом предполагаемое подписание меморандума между главами правительств Хорватии, Венгрии и Украины об "Адриатическом газовом коридоре" должно демонстрировать дрейф Украины в регион Центральной Европы. Венгерское правительство выкупило внутренний газовый рынок у германской энергетической компании E.On. В связи с этим венгерское руководство, в частности, заявило, что оно извлекло для себя урок из событий в Болгарии. Национальный контроль за внутренним энергетическим рынком нужен Будапешту для поддержания социальной и политической стабильности в стране. С января этого года Венгрия запустила проект региональной биржи торговли газом. 6 ноября 2013 года, т. е. в день, когда украинский премьер Азаров "грозил" Москве хорвато-венгеро-украинским меморандумом, в Будапеште было объявлено, что к продажам газа на внутреннем рынке Венгрии будет допущен украинский холдинг DTEK из донецкого System Capital Management, принадлежащего известному украинскому олигарху Ринату Ахметову. Под видом "адриатического газа" Киеву предложат российский газ из газопровода "Южный поток". Реверсные дела явно понравились венграм. Посредником же в организации очередной газовой аферы на Украине выступит именно Ринат Ахметов.
Версия для печати Обсудить на форуме (0) |