Версия для печати
БИЗНЕС
УКРАИНА-РОССИЯ: НА ГАЗОВОМ ФРОНТЕ БЕЗ ПЕРЕМЕН
Все песни и пляски вокруг цен на голубое топливо для Украины носят чисто политический характер. Да и может ли быть иначе, если у Украины с каждым годом остается всё меньше и меньше возможностей влиять на несговорчивого северного соседа? «Северный» и «Южный» потоки, пусть даже не работающие в половину своей проектной мощности, делают газотранспортную систему (ГТС) Украины лишним элементом энергетического уравнения Евразии. И не просто лишним, но очень дорогим: ГТС Украины — это 37,5 тыс. км газопроводов, 71 компрессорная станция, 13 подземных хранилищ газа с общим объемом до 32 млрд кубометров. Все это хозяйство нужно регулярно обслуживать, а еще лучше — модернизировать. Помню, как в конце 2005 года знакомый журналист, получивший задание написать статью о газовом конфликте Москвы и Киева, жаловался на то, что никто из специалистов, которых он интервьюировал, так и не смог объяснить ему, кто же все-таки в этом конфликте выиграл. С тех пор энергетическая война между Россией и Украиной то утихала, то вспыхивала с новой силой, но результаты ее сражений окутывал густой туман. Судя по публикациям как в российских, так и в украинских СМИ, в проигрыше неизменно оказывался «Газпром», однако первая газовая война (2005–2006) привела к отставке правительства Юрия Еханурова, которому инкриминировалось, помимо прочего, «неумение отстаивать национальные интересы». А вторая война (2008–2009) стоила тогдашнему премьер-министру Украины Юлии Тимошенко свободы: ее, вернувшуюся из Москвы со словами «Я привезла вам победу!», впоследствии приговорили к семилетнему заключению «за превышение служебных полномочий». Все песни и пляски вокруг цен на голубое топливо для Украины носят чисто политический характер. Да и может ли быть иначе, если у Украины с каждым годом остается всё меньше и меньше возможностей влиять на несговорчивого северного соседа? «Северный» и «Южный» потоки, пусть даже не работающие в половину своей проектной мощности, делают газотранспортную систему (ГТС) Украины лишним элементом энергетического уравнения Евразии. И не просто лишним, но очень дорогим: ГТС Украины — это 37,5 тыс. км газопроводов, 71 компрессорная станция, 13 подземных хранилищ газа с общим объемом до 32 млрд кубометров. Все это хозяйство нужно регулярно обслуживать, а еще лучше — модернизировать. Долгое время в Киеве надеялись на помощь европейцев — еще четыре года назад была подписана совместная декларация с ЕС о модернизации. Но не срослось: Брюссель требовал реформирования оргструктуры «Нафтогаза», а на это Украина пойти не захотела. Затем «Укртрансгаз» объявил, что собирается модернизировать ГТС собственными силами. Тоже что-то не получилось: премьер-министр Азаров даже заявил, что Украина может законсервировать часть своей ГТС, поскольку затраты на его обслуживание слишком велики. Звучали даже предложения о возможном демонтаже части ГТС при ее низкой загрузке. «Скорее всего, трубу мы никому продавать не будем, она останется в собственности государства. Возможно, передадим трубу в аренду, чтобы арендной платы хватало на ее содержание, чтоб разделить ответственность и получить гарантии прокачки соответствующих объемов газа», — сказал Янукович. Два месяца назад, в декабре 2012-го, президент России Владимир Путин напомнил, что Россия некоторое время назад действительно хотела взять в аренду украинскую ГТС, которая осталась бы в собственности украинского государства, но тогда Киев отказал Москве. «Украинские партнеры совершили стратегическую ошибку», — сказал Путин. А теперь, по словам президента России, вообще «нужно ставить вопрос о существовании украинской ГТС». Возможно, на впечатлительных украинских телезрителей этот очаровательный в своей наивности аргумент и подействует, а вот на Стокгольмский арбитражный суд, в котором рассматриваются такие споры, — вряд ли. Тем более что «Нафтогазу» не внове проигрывать дела в Стокгольме — достаточно вспомнить проигранную им на днях тяжбу с итальянской компанией Italia Ukraina Gas на сумму $ 4 млрд. Может быть, даже списав Киеву семимиллиардный долг. Но за это потребует (и почти наверняка получит) договор аренды с последующим правом выкупить долю — до 50% — ГТС. А это означает фактический переход контроля над газовой инфраструктурой Украины от Киева к Москве. Кирилл Бенедиктов, Известия Версия для печати Обсудить на форуме (0) |