Версия для печати
БИЗНЕС
«МЕРКОЛЛАНД» В ДЕЙСТВИИ И БРИТАНСКОЕ «ПРОЩАЙ» ЕВРОПЕ
18-19 октября 2012 года в Брюсселе прошел уже четвертый за этот год саммит лидеров Евросоюза. Вот только некоторые заголовки ведущих СМИ Запада, посвященные этому событию: "С глазами красными от бессонницы идем к банковскому союзу" (Observer); "Саммит демонстрирует расширяющееся франко-германское несогласие" (New York Times); "Саммит ЕС: гигантская политическая борьба, ничтожные результаты" (Népszabadság); "Отравленная атмосфера. Франция и Германия не в ладах перед саммитом ЕС" (Spiegel). Как видим, судя по этим заголовкам, встреча лидеров стран ЕС проходила непросто.
Саммит, начавшийся 18 октября, должен был закончиться вечером того же дня. Но заседание за закрытыми дверями продолжилось дальше за полночь, чтобы завершиться в три часа пополуночи. Поэтому его участники и разъезжались по отелям Брюсселя с "красными от бессонницы глазами".
Разногласия на саммите отмечены в двух плоскостях: в самой еврозоне (наиболее существенным здесь является отсутствие взаимопонимания между Францией и Германией) и группой еврозоны с остальными странами с собственной валютой. Особенное беспокойство по поводу интеграции в еврозоне испытывают центрально-европейские страны, которые опасаются, что уже в ближайшем будущем они никак не смогут влиять на решения, принимаемые в еврозоне, и касающиеся их, в том числе. Общий политический итог прошедшего саммита - он воочию продемонстрировал углубляющуюся пропасть разногласий между Францией и Германией и дрейфующую от ЕС Великобританию. Нынешний саммит проходил на фоне относительного спокойствия на европейских фондовых рынках и, как следствие, с меньшей степенью озабоченности относительно долгового кризиса в Испании и Греции. Накануне саммита президент Франции Франсуа Олланд оптимистично заявил, что еврозона близка к выходу из кризиса. Сейчас схема коренным образом изменилась. В варианте "Мерколланд" двойка лидеров перед саммитом начинает "ссориться", а потом в ходе совещания достигает "компромисса". Все остальные участники совещания становятся свидетелями этих споров и принимают результаты их компромисса, становясь на ту или иную сторону. Меркель утверждает, что сначала необходимо создать надзорный механизм за банковской деятельностью. В своем выступлении в Бундестаге в четверг утром 18 октября перед отъездом в Брюссель Меркель заявила, что Европейская комиссия должна иметь полномочия для контроля национальных бюджетов. Она отметила, что, хотя эта идея непопулярна в некоторых кругах, в том числе, во Франции, заинтересованной в сохранении суверенитета в этой области, тем не менее, Германия будет "делать дело" в любом случае. Канцлер Германии Ангела Меркель призвала к тому, чтобы Европейский союз располагал правом вето в отношении бюджетной политики входящих в него государств. Меркель сделала это важное заявление за несколько часов до открытия в Брюсселе двухдневного саммита Евросоюза. По словам германского канцлера, верховный комиссар ЕС по экономическим вопросам должен иметь четко оговоренные права вмешаться в тех случаях, когда какой-либо национальный бюджет составлен в нарушение правил Европейского союза. Внешне повод для столкновения не так уж велик. Но создание банковского союза уже в этом году позволило бы оказать финансовую помощь терпящему бедствие финансовому сектору Испании и Италии напрямую из фонда Европейского стабилизационного механизма (ESM) и ресурсов Европейского центрального банка. Меркель же, наоборот, по возможности оттягивает становление банковского союза, выводит проблему за временные рамки предстоящих в сентябре следующего года судьбоносных для нее парламентских выборов в Германии. Поэтому канцлер Германии, говоря о банковском союзе, утверждает: "Качество важнее, чем скорость... Мы должны работать очень быстро, но и очень тщательно". На практике, однако, это будет означать, что механизм банковского надзора станет устанавливаться в течение всего 2013 года. Европейский Центральный банк будет осуществлять банковский надзор за 6 тысячами банков еврозоны. В то время как повседневный надзор за деятельностью своих банков должны осуществлять национальные органы власти. Принятый на октябрьском саммите план, вероятно, войдет в полную силу лишь в начале 2014 года. Европейский орган банковского надзора не будет запущен в ближайшее время. А без него прямая поддержка кризисных банков становится невозможной. Штат этой новой организации к ревности противников евробюрократии потребует на службу к ней очередных 300 новых сотрудников. Позиция Меркель на саммите относительно надзорного органа была поддержана премьер-министром Швеции Фредриком Рейнфельдтом и его коллегой из Чехии Петром Нечасом. Они также предостерегли от слишком быстрого запуска банковского союза. Правда, Олланд по поводу позиции своих противников на саммите, не называя имен, довольно едко заметил: "Вопрос об учреждениях зачастую адресуется таким образом, что никакое решение не может быть принято. Те, кто говорят страстно о политическом союзе сейчас, это те, кто колеблется наиболее часто, когда дело доходит до принятия решений". Вот именно поэтому ключевая идея изменения базового договора ЕС вряд ли будет поднята до выборов в Европейский парламент в 2014 году. Хорошей новостью стало то, что Греция якобы близка к соглашению со своими кредиторами, обеспечивая тем самым свое дальнейшее пребывание в еврозоне. Лидеры еврозоны на саммите выразили поддержку Греции без явных знаков того, что они будут держать ее в валютном союзе или удалят ее из него. Накануне саммита в среду Греция, как сообщалось, достигла соглашения с международными кредиторами о необходимости жестких мер в обмен на очередной транш финансовой помощи. Именно в тот день истек срок ультиматума, предъявленного Греции еврогруппой. Сейчас испанский премьер ждет доклада тройки (МВФ, ЕЦБ, Европейская комиссия) с приговором о состоянии испанских дел. Лидеры ЕС заявили, что они не обсуждали меры спасения Испании в ходе встречи, хотя дипломаты в день саммита заявили, что испанское правительство готово обратиться за помощью в Брюссель в течение нескольких недель. "Я думаю, что Британия сейчас добровольно, по своей воле, вывела себя за рамки Союза", - сказал финский министр в интервью агентству Reuters. Соединенное королевство рассматривает проект банковского союза в ЕС и более глубокую интеграцию, как повод для пересмотра статуса Великобритании в Евросоюзе. Очевидно, что, во-первых, эта страна использует углубление интеграционных процессов в еврозоне, как повод для выгодного для себя отдаления от ЕС. И, во-вторых, создаваемый в еврозоне банковский союз прямо угрожает позициям британского Сити в финансовом мире. Банковская европейская сеть под контролем Европейского центрального банка становится сильным конкурентом для британских банков. Однако Кэмерон в очередной раз подтвердил, что он является противником выхода Великобритании из ЕС. Эта страна по-прежнему хотела бы использовать для себя выгоды общего рынка. "Выход из ЕС не в наших национальных интересах. Мы - торговая нация, и около 50% нашей торговли идет внутри ЕС", - сказал после саммита британский премьер. Напомним, что как раз накануне саммита министр внутренних дел Великобритании Тереза Мэй подтвердила, что Соединенное королевство откажется от навязанных ему Брюсселем 130 актов в области юстиции и внутренней политики. Однако при этом подчеркивается, что Великобритания проделает все это на основе соответствующих параграфов Лиссабонского договора Евросоюза. Т. е. речь о разрыве с ЕС в подобной ситуации не идет. Все делается законно. Что касается конкретики, то Великобритания, в частности, отказывается от т. н. "европейского ордера на арест" (European Arrest Warrant), который позволяет перемещать арестованных в рамках ЕС, невзирая на национальные границы. Заявление британского министра внутренних дел было сразу же подвергнуто критике в Брюсселе и Страсбурге. Британию обвинили в политике, препятствующей сотрудничеству между государствами-членами ЕС в борьбе с трансграничной преступностью. Вообще говоря, премьер-министр Кэмерон охотно пошел бы на изменение условий членства Великобритании в ЕС. Однако сам Брюссель не готов к этому, поскольку это создаст прецедент для того, чтобы каждое государство могло потребовать новых переговоров о членстве в ЕС. Излишний евроскептицизм членов правящей партии влияет на ее лидера даже в том случае, если он исходит из прагматичных соображений real politic по отношению к континентальной Европе. Парадокс нынешней ситуации заключается в том, что ни Кэмерон, ни лидер лейбористов Эд Милибэнд не хотят, чтобы страна вышла из состава Евросоюза. Сам Евросоюз не желает потерять Великобританию. Но если сторонам не удастся остановить существующую сейчас динамику, то уже спустя несколько лет их пути окончательно разойдутся. Очевидно, что на роль "мистер Европа" годятся председатель Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу, и председатель Европейского совета Херман Ван Ромпей. Но сразу же желание представлять Европу в Осло высказал еще и амбициозный председатель Европейского парламента Мартин Шульц. Дэвид Кэмерон, в свою очередь, в духе британского презрения к евробюрократии предложил послать за премией в Норвегию 27 европейских детей, по одному ребенку от страны союза. В целом, как признается, споры выглядят смешными и излишними. Путешествие высокопоставленных руководителей Евросоюза и сопровождающих их лиц может влететь в такую копеечку, что сумма затрат на перелеты в Осло, гостиницы, ланчи могут превзойти премиальные нобелевские 1,2 млн. долларов. На пресс-конференции президент Франции Олланд признал, что работа текущего саммита из-за разногласий по времени затянулась. Но Олланд пригрозил своим коллегам по лидерству в ЕС, что он уже готов просиживать в "жестких переговорах" на подобном мероприятии в ноябре целыми ночами. Вопрос переходит в плоскость, кто кого пересидит в ночных бдениях в декабре на следующем саммите ЕС. Дмитрий Семушин, ИА REGNUM Версия для печати Обсудить на форуме (0) |