Крупнейший энергоконцерн Германии E.ON сообщил, что ожидает почти четырехкратного повышения прибыли благодаря пересмотру цен на российский газ. На первый взгляд, это дает Украине надежду. Но если вникать глубже, то становится очевидным, что нельзя сравнивать нашу ситуацию с немецкой. Полученную скидку E.ON отработает с лихвой. Во-первых, он крупнейший иностранный инвестор в модернизацию электроэнергетики РФ. Во-вторых, еще один хищник, помогающий России «прибить» взбунтовавшихся газовых партеров в Прибалтике – Литву и Эстонию.
В последние годы сразу несколько крупных клиентов «Газмпрома» в Европе потребовали снизить цены на сырье. E.ON оказался в числе тех, кому «Газпром» уступил. Кроме него, скидки получили еще четыре компании.
В январе этого года «Газпром экспорт» пересмотрел цены для немецкой Wingas, австрийской Econgas, итальянской Singerie Intaliane и словацкой SPP. Подробности не были раскрыты, однако сначала предполагалось, что речь идет о незначительном снижении – на 10-15%. Цены были снижены путем корректировки некоторых показателей формулы расчета.
В последнее время в прессе появились догадки, что уступка E.ON может оцениваться почти в треть прежней стоимости газа. И заявление совета директоров немецкой компании об ожидаемом росте прибыли в 3,6 раза является косвенным подтверждением этому.
Согласно сообщению компании, базовая прибыль E.ON за первые шесть месяцев может составить до 3,3 млрд. евро по сравнению с уровнем 0,9 млрд. евро в прошлом году. В то же время показатель EBITDA (аналитический показатель, равный объему прибыли до вычета расходов по уплате налогов, процентов и начисленной амортизации, – Авт.) может повыситься в 1,6 раза, до 6,7 млрд. евро. Для сравнения, прошлогодний EBITDA снизился на 30% до 9,3 млрд. евро, а концерн получил чистый убыток в размере 2,2 млрд. евро.
Надо заметить, что соглашение с таким крупным покупателем, как E.ON, никак не отразится на прибыльности «Газпрома». Напротив, в рейтинге американского журнала Forbes российский газовый монополист стал самой прибыльной компанией мира по итогам 2011 года. Ранее тот же Forbes в рейтинге самых крупных нефтегазовых компаний мира отдал «Газпрому» второе место.
Однако прибыль прибылью, а перспективы у «Газпрома» не самые радужные. По сообщению российских источников, со ссылкой на данные Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса, в первой половине 2012 года добыча газа в России упала до 338,67 млрд. куб. м. Это на 2,8% ниже показателей аналогичного периода прошлого года. В конце мая «Газпром» оценивал падение добычи в 1% по отношению к плану, который составляет 528 млрд. куб. м.
С другой стороны «Газпром» все сильнее прижимают в Европе. В европейской прессе одна за другой появляются статьи такой же направленности, как колонка обозревателя «The Independent» Джереми Уорнера.
Уорнер пишет, что «Газпром» стал настоящей угрозой для национальной безопасности Великобритании. И хотя сейчас доля России в газовом рынке Британии крайне скромна, все может измениться после покупки россиянами местной компании Centrica за 10,9 млрд. фунтов. Это может резко переориентировать британский рынок, пока вполне самодостаточный, на покупки российского сырья.
Для справки: последние 10 лет Британия была второй в Европе по добыче газа, благодаря месторождениям в Северном море. Она добывала 105 млрд. куб. м газа в год. Но запасы постепенно исчерпались. И перспектива распространения экспансии «Газпрома» вглубь Туманного Альбиона стала почти неизбежной.
Но страх перед «Газпромом» в Европе носит не только политический или, скорее, политико-ментальный характер. Любой резкий рост цен может, грубо говоря, обанкротить погрязший в долгах Старый Свет и сделать его экономически зависимым от России.
Не удивительно, что страны Евросоюза употребляют все свое влияние, дабы добиться скидок на газ и пересмотра формул, заложенных в договорах с «Газпромом». Так, французская GdF Suez заявила, что пересмотрит 80% своих газовых контрактов – с «Газпромом», Statoil, Eni и Sonatrach. И это притом, что последний раз «Газпром» предоставлял скидки GdF Suez в январе.
Всего же с начала 2009 года (другими словами, после кризиса) концерн получил заявки от 20 европейских компаний с требованием снизить цены на газ. Из них 10 обращались дважды, в том числе германская E.ON. Более того, E.ON стала первой из трех компаний, подавших иски к «Газпрому» в Стокгольмский арбитраж (две других – это немецкая RWE и польская PGNiG).
Впрочем, знающие люди говорят, что судебный процесс с E.ON был имитацией драки между любящими супругами. Немецкий партнер «Газпрома» делает слишком много для него и России в целом, чтобы априори иметь право на особые условия.
Достаточно сказать, что подразделение немецкого гиганта – E.ON AG – реализует в рамках инвестиционной программы ОАО «Э.ОН Россия» проекты суммарной стоимостью 109,4 млрд. рублей по модернизации пяти электростанций. Это – Сургутская ГРЭС-2, Березовская ГРЭС, Шатурская ГРЭС, Смоленская ГРЭС и Яйвинская ГРЭС, суммарная мощность которых составляет 8630 МВт. Немцы занимаются строительством и вводом в эксплуатацию новых парогазовых мощностей и модернизацией действующего оборудования на объектах энергетического комплекса РФ.
Уже сейчас, благодаря работе E.ON, Россия нарастила мощности на 10 345 МВт. Чтобы понять, что означает эта цифра, достаточно сказать, что первая советская АЭС – Сибирская, введенная в эксплуатацию в 1958 году, имела мощность аж 100 МВт и впоследствии была доведена до 600 МВт. Как говорится, почувствуйте разницу.
Поэтому не удивительно, что E.ON получила такие значительные скидки на газ, а «Нефтегаз» нет. И тут не нужно испытывать мучительный комплекс неполноценности. Да, Германия самая мощная страна Европы, у нее особые отношения с Владимиром Путиным, учитывая его жизненный путь и биографию. Мы не можем предложить России ничего подобного. И посему нам надо ориентироваться на другие, более близкие к нашей ситуации примеры.
Скажем, на ситуацию с поставкой российского газа в Прибалтику. Весьма оптимистичная новость для нас: Стокгольмский арбитражный суд отклонил претензии "Газпрома" к литовскому правительству. Иск был подан в августе 2011 года в связи с конфликтом вокруг компании Lietuvos dujos. "Газпром" требовал возмещения ущерба, связанного с судебным процессом, инициированным Литвой в марте 2011-го. По версии литовской стороны, представители "Газпрома" в СП Lietuvos dujos действовали не в интересах компании. Суд в Стокгольме с аргументами Литвы согласился.
Обращение "Газпрома" в Стокгольмский арбитраж состоялось после того, как парламент Литвы одобрил национализацию газопровода, а президент Даля Грибаускайте подписала соответствующий закон. Правительство решило выделить транспортные сети в отдельную компанию и таким образом привести Lietuvos dujos в соответствие с требованиями третьего энергетического пакета ЕС, которые запрещают добывающим компаниям владеть распределительными сетями.
Но вот что характерно: победа литовцев была бы еще более убедительной (в ее нынешнем виде она не дает ничего, кроме морального удовлетворения), если бы была поддержка другого акционера-собственника Lietuvos dujos. Но этим акционером, который держит такое же количество акций, как и «Газпром» (37%), оказался... все тот же немецкий гигант E.ON. Два хищника, сговорившись, слегка потрепали третьего слабейшего. И не важно, что Литва – член Евросоюза. Дружба дружбой, а интересы врозь.
Аналогичная ситуация и по судебным разбирательствам «Газпрома» с Эстонией, где близкий партнер E.ON и «друг Кремля» Ruhrgas AG подает иск на Эстонию в связи с ее желанием уменьшить влияние «Газпрома» на распределение природного газа внутри своей страны. Аналитики говорят, что этот иск – на руку россиянам.
Каков же вывод? А он такой: не стоит обольщаться по поводу враждебной и настороженной позиции отдельных европейских стран в отношении экспансии «Газпрома». Ибо недружелюбие одних он с лихвой компенсирует за счет тесного сотрудничества с другими. А учитывая вес Германии в Евросоюзе, можно констатировать: европейский вектор «Газпрома» в ближайшее время не ослабеет. Как бы этого ни добивались Франция, Англия и другие крупные участники ЕС.
Украине в решении своих газовых проблем не стоит рассчитывать на поддержку соседей по Европе. Они не будут всерьез играть против России на нашей стороне, только лишь чтобы пощекотать нервы «российскому медведю». Но даже если мы сумеем добиться протекции одних, консенсуса все равно не будет. Германия и другие партнеры «Газпрома» заблокируют принятие любых решений, не выгодных их деловому союзу. Так что остается одно: рассчитывать на себя и предлагать России то, от чего она не сможет отказаться. Что именно – честно скажу, не знаю.
Источник: Версии, Галина Акимова
Комитет