В начале августа мировые рынки заштормило не на шутку. Поводом для бурных событий стала эпопея с принятием в американском Сенате предложения президента Обамы увеличить в законном порядке государственный долг США на $ 2,4 трлн.
Процедура эта совершенно рутинная. Каждый год в конце июля голова Белого дома запрашивает у Сената разрешения начать новый финансовый год (в США он начинается в октябре) с увеличенной дырой в бюджете. Причем по мере необходимости в течение года долг федерального правительства легко и без стонов в рабочем порядке увеличивался, не дожидаясь формирования очередного годового финансового плана.
Верхнюю планку долговых обязательств США с 1940 года без шума и пыли поднимали около 100 раз. По-другому и быть не может, когда в стране заправляет финансовая братва.
Однако на этот раз оппоненты всенародно избранного Гаранта из стана республиканцев не понарошку заартачились, тем самым немало удивив всё прозорливое экспертное сообщество. От лауреата Нобелевской премии потребовали – неслыханное дело! – радикальный проект урезания госрасходов. И Барак ибн Хусейн с муками человеколюбия на лице дал высочайшее согласие, что в начале сентября накропает и явит его законодателям. Согласно требованию Верхней палаты Конгресса, расходы федерального бюджета США в ближайшие годы будут урезаны как минимум на 2,1 трлн. долларов.
Все эти требушения не могли не найти отклика на мировых площадках, где подъедается полошливый спекулянт от мала до велика. А тут ещё в досыл играм в незамутненную демократию одно из трех крупнейших рейтинговых агентств Standard and Poor's впервые в истории понизило кредитный рейтинг США с уровня ААА до АА+.
Надо сказать, что главные рейтинговые агентства, по которым сверяют часы в деловом мире, не вольные хлебопашцы и не глашатаи правды, а челядь Уолл-Стрита. Потому их умствования строго регламентируются финансовой олигархией. В мире не родилось ещё юридическое лицо, которое бы публично было готово рубить правду-матку и ничего окромя её.
Ешё не ночь, а только вечер…
С 5 августа, когда буковку «А» заменили на крестик и пошло-поехало, биржевой люд «как лань лесная боязлива», понимая от куда растут рога, заметался подобно чешуйчатым рептилиям на сковороде. Сразу обозначился падеж нефти: Brent со 116 долл. улетел к 100, а WTI – к 75 долларов за баррель. Путин со товарищи поди начал припивать на ночь валокордин. Затем, однако, последовала коррекция. Черные металлы тоже поползли вниз. Хотя и не так лихо. Азаров, наверняка, вспомнил про «отче наш, иже еси на небесех…». Золото взлетело к горним мирам – за 1800 долл. за унцию.
На данный момент обстановка несколько устаканилась. Однако ситуация полностью не отыграна, а «золотой телец» продолжает карабкаться по лестнице в небо, что говорит о том, что кердык гуляет где-то рядом и всё норовит зайти сзади. Одним словом – ещё не ночь, но сумерки неотвратимо наваливаются.
Первопричина мировых катаклизмов, увы, не устранима в рамках существующего экономического миропорядка. А он, как отмечают кризисоведы-мрачновидцы, жестко определяется совокупным спросом, который сейчас пребывает в фатальном упадке. На протяжении трех десятков лет потребительство без удержу накачивалось кредитованием домохозяйств и государства.
Подобная система развития, вызванная к жизни конкуренцией с советским социализмом, принципиально пирамидальная, поэтому не могла существовать долго. Она и так зажилась на белом свете. Ей удалось протянуть до сегодняшнего дня благодаря крушению СССР, в первую очередь. И во вторую – за счет умелого маневрирования учетной ставкой ФРС. С 1981 (старт «Рейганомики») по 2008 гг. она была аккуратно снижена с 19 % до 0,2 5%. Меньше уже «zero». А это число принципиально невозможно для ссудного капитала.
Совокупный относительный долг американских домохозяйств неподобающе вырос и перевалил за черту здравого смысла – с 60-65 % от годового дохода до более чем 130 %. Дальше потребитель физически не может и не желает кредитоваться – хоть расстреливай! Кредитная пирамида ещё поддерживается мощными бюджетными расходами, которые ведут к бешеному росту госдолга. За последние три года госдолг США вырос с $ 9,985 трлн. до $ 16,59 трлн.
Бюджетные вливания теперь решено сократить. Расходы казны сходу планируется уменьшить на $ 917 млрд. Вторая волна сокращений, на сумму в $1,5 трлн., пройдет в конце 2011 года, а самое большое сокращение придется на период после 2012 года. Цель бюджетной хирургии, якобы, достичь гармоничного состояния доходов и расходов домохозяйств. Но это, очень вероятно, и будет спусковым крючком обвала мировой финансовой системы.
Существующими инструментами уже не удастся нащупать гармонию, ибо «число зверя», которое называется экспертами (в частности, аналитиками компании «НЕОКОН» Михаила Хазина, рассчитавшей начало активной фазы глобального кризиса ещё в далеком 2002 году) баснословно.
«Совокупный масштаб этого падения (снижение частного спроса) должен по итогам кризиса составить около $ 3 трлн. по прямому счету (т. е. без учета падения доходов), а до достижения равновесного состояния по отношению доходов и расходов домохозяйств – на $ 5,5-6 трлн. в год. Ни у какого бюджета и близко не может быть ресурсов такого масштаба», – делает апоплексический вывод Михаил Хазин.
Финансовая олигархия засдалась. Но все прелести её шулерства испытают не они, а чернь.
Механизм кризиса отлично смазан и ждет нажатия кнопки «пуск». Когда её надавят? Есть основания полагать, что если не осенью 2011 года, то аккурат под выборы президента в США. Уолл-Стрит приуготовляется к этому очень активно. Есть причина так считать. Например, потому что у особ, приближенных к банковским кругам, стали развязываться языки.
Роберт Зеллик, американский банкир, бывший сотрудник ФРС США, 11-й президент Всемирного банка (с 1 июля 2007 года): «Мир перешел в новую и еще более опасную фазу. Мы на пороге нового и совершенно иного шторма, чем финансовый кризис 2008 года».
Пол Кругман, лауреат Нобелевской премии по экономике (2008): «Не сомневайтесь: то, что мы сейчас наблюдаем, – это катастрофа на всех уровнях».
Пока же, считают независимые эксперты (те, которые живут не на зарплату по казенным ведомостям и не на гранты международных организаций, аффилированных с Госдепом), – «это была генеральная репетиция перед разрушением мировых финансовых рынков и сбрасыванием мировой экономики в депрессию».
Вот на этом унылом фоне слышны бравурные заявления украинских властей о радужных перспективах экономики Украины, настырных планах внедриться в европейское сообщество и стать истинными европейцами.
По опыту 2008 года мы уже убедились, что если на Западе экономика забуксует, то у нас все летит в тартарары. Такова доля сырьевых придатков Запада. А экономика Украины именно таковой является, что бы там власти о своих талантах не думали.
Пока же в обстоятельствах затишья перед мировой катастрофой, страна местами скромно прибавляет, а где-то наращивает диспропорции сложившиеся в процессе приобщения к глобальным ценностям.
Грезить, право, не грешно
Рост валового внутреннего продукта Украины во втором квартале 2011 года замедлился до 3,8 % к аналогичному периоду прошлого года. За первые 6 месяцев рост – 4,4 %. Во втором полугодии темпы восстановления ещё несколько подожмутся. Если, конечно, на мировых торговых площадках всё обойдется без кровопускания. Ну, а случись не будет хватать каких-нибудь 0,5 % до искомой величины 4,5 %, указанной в Госбюджете, то показатель ВВП всегда можно будет притянуть за уши. Это всё старые песни о главном.
Спад темпов возрождения экономики во многом обусловлен тем, что вторую половину июля и весь август по традиции мировая металлургическая общественность обычно отправляется на перекур, примериваясь к осеннему рывку. Но в текущем году осеннего обострения вряд ли стоит ждать. Экспортные цены на черные металлы с конца апреля не растут. А в начале августа даже слегка подсели.
Для Украины сляб – мерин успехов. 40 % валютной выручки формирует именно отечественный металлитет. Если он наращивает обороты, то благодаря мультипликатору роста вся экономика начинает дышать более ровно. А когда внешняя конъюнктура интенсивно дует в паруса, то внутреннее пространство цветет и благоухает, а на щеках можновладцев появляется румянец самодовольства.
Потребительская инфляция в июле ушла в минус – 98,7 %. С начала года – 104,6 %. Заложенные в госбюджете 8,9 % наверняка будут исполнены.
По официальным данным, растет реальная зарплата: «Індекс реальної заробітної плати у червні 2011р. відносно травня становив 104,7 %».
Казна наполняется уверенными темпами.
«Благодаря позитивным тенденциям роста экономики, поступления в государственный бюджет за семь месяцев 2011 года выросли на 23,9 % – до 168,8 млрд. грн. (в том числе по общему фонду рост произошел на 30,5 % – до 142,9 млрд. грн.)», – с удовольствием рапортует первый заместитель министра финансов Анатолий Мярковский.
О сравнительно честных способах наполнения закромов – как-нибудь в другой раз.
Общий объем инвестиций в основной капитал в январе-июне 2011 года вырос на 15,9 % против падения на 7,4 % в январе-июне 2010 года. Такая динамика свидетельствует о выходе из инвестиционного кризиса на фоне общей стабилизации и роста экономики, заявляет первый вице-премьер Андрей Клюев.
Тарифы на газ для населения и теплокоммунэнерго в текущем году правители решили больше не беспокоить. Спасибо и на этом. Мужественное решение. Супротив воли МВФ пошли. Скорее всего, поняли, что Пенсионной реформы в этом году будет достаточно для биомассы.
Жизнь чуток налаживается. Есть правда кое-где кое-какие недочеты. Взять хотя бы платежный баланс державы – колеблет сей треножник. Нацбанк в начале августа дал некоторые сведения: дефицит платежного баланса Украины в июне 2011 г. составил $ 376 млн., тогда как в июне-2010 профицит составлял $ 2,816 млрд., в мае-2011 также сохранялось положительное сальдо операций – $ 21 млн. \
«Продолжается рост кумулятивного дефицита текущего счета за последние 12 месяцев, который в июне составлял $ 6 млрд. (4 % от ВВП)», – отмечается в сообщении НБУ.
В туже лузу загоняет шар и Госстат: «Обсяг експорту зовнішньої торгівлі України товарами за січень-червень 2011р. становив 32843,3 млн. дол. США, імпорту – 38352,9 млн. дол. США».
Таким образом дефицит торгового баланса составил 5,51 млрд. долл.
Июль нарастил дефицит почти на 1 млрд. долл. По году, учитывая темпы увеличения объемов импорта и некоторые негативные обстоятельства (например, существенный рост платежей за российский газ), отрицательное сальдо зашкалит за отметку 11 млрд. долл.
Чем это чревато? Если тренд сохранится, то не позднее весны придется в очередной раз ощутимо девальвировать гривну. Ничего не попишешь. Членство в ВТО обрекает нас на периодические «мелкие пакости».
Но в целом жить можно. О развитии, всяких там высоких технологий, разумеется, речи не идет. А если невзначай по волшебным причинам мировой шторм будет отложен до конца десятилетия, то прибавляя в год по 5 %, Украина может к 2019 году превзойти уровень 1989 года. Чем не национальная идея – достичь объема ВВП 30 летней давности! Тогда для 35-миллионного населения, задержавшегося на территории суверенного государства, возможно, будет умерено комфортно.
Эка меня понесло!
Но что остается? Только бредить иллюзиями...
Антон Дальский, From-UA
Комитет