Если дорога в преисподнюю лежит через биржевую панику, то мир катится именно туда. Снижается все: цены на нефть, биржевые индексы, кредитные рейтинги. Растет лишь золото, которое всегда дорожает в период глобального экономического психоза. Так что, собственно, происходит? Находимся ли мы на пороге второй волны кризисного цунами или это эмоциональный отклик рынков на проблемы в Штатах, который быстро пройдет?
Нефть
Нефть всегда была, есть и будет индикатором экономического благополучия, хотя, на первый взгляд, цепочка «опасения – снижение спроса – падение цен» слишком длинна, чтобы срабатывать мгновенно. Тем не менее…
Международное рейтинговое агентство S&P в ночь на субботу впервые в истории человечества понизило долгосрочный кредитный рейтинг США с максимального уровня ААА до уровня АА+. Что самих американцев просто насмешило, а местную прессу подвинуло на сравнения рейтингов с батарейками «пальчиковыми» и «мизинчиковыми».
Но, видимо, смеялись далеко не все. Потому, что уже в понедельник начался обвальный спад цен на нефть, который продолжился и во вторник. В целом, за последние два дня цены на нефть снизились в среднем на 12%, что является самым сильным спадом с января 2009 года.
Более того, есть предположение, что тон падению задали… сами смеющиеся американцы. США являются крупнейшим потребителем энергоресурсов в мире. Именно они начали покупать меньше. Нет, не галлонов на автозаправках, а крупнооптовых партий по фьючерсным контрактам.
Стоимость сентябрьских фьючерсов на американскую легкую нефть марки WTI (Light Sweet Crude Oil) на электронных торгах в Нью-Йорке снизилась на $3,710, или на 4,56%, до $77,6 за баррель.
Цена сентябрьских фьючерсов на североморскую нефтяную смесь марки Brent потеряла $3,010, или 2,9%, упав до $100,730 за баррель. Ранее в ходе торговой сессии цена на смесь Brent опускалась ниже психологической отметки в $100 за баррель.
Биржи
Биржевое падение шло в ногу с ценами на нефть. Ведущий японский биржевой индекс Nikkei 225 на открытии торгов во вторник упал более чем на 2%, опустившись на 202,320 пункта – до 9097,56 пунктов. Гонконгский Hang Seng просел на 6,67% – до 19123,40 пункта. Корейский KOSPI потерял 8,11%, до 1717,75 пункта. Индекс Шанхайской фондовой биржи SSE Composite снизился на 1,03%, составив 2500,70 пункта.
Не отставали и европейские индексы. Основной индекс акций Лондонской фондовой биржи FTSE100 по состоянию на 18.00 (по киевскому времени) понедельника показал падение на 3,4%, германский DAX снизился на 5,08%, французский САС – 4,36%, Dow Jones Industrial - 3,14%, индекс широкого рынка S&P 500 потерял 3,74%, высокотехнологичный Nasdaq упал на 3,91%.
Индекс РТС на торгах в понедельник за 10 минут потерял 3,27%. А весь торговый день закончился самым глубоким падением со времен кризиса: РТС обвалился без малого на 8%. ММВБ рухнул на 5,5%. Фактически для российских фондовых индексов настал «черный понедельник»: они пережили самое сильное падение за три года. За компанию с ценными бумагами обвалился и рубль: на ММВБ он подешевел к евро на 89 копеек.
Во вторник падение продолжилось. Российские индексы снова упали сразу же после открытия торгов. За первые полчаса индекс РТС потерял 4,91% и пробил вниз психологическую отметку в 1600 пунктов, опустившись до 1576,44 пункта. Индекс ММВБ по данным на 10.30 составил 1464,32 пункта, опустившись на 2,36%.
Потом для обеих индексов пошло небольшое отыгрывание назад. В результате к концу торговой сессии вторника российские фондовые индексы показали смешанную динамику: индекс ММВБ вырос на 0,07%, а индекс РТС упал на 3%.
А для Штатов обвал на фондовых рынках, похоже, закончился окончательно. Dow Jones за первые полчаса торгов (к 16.30 по киевскому времени) вырос на 1,17%, индекс широкого рынка S&P 500 показал рост в 1,12%, а высокотехнологичный Nasdaq – 1,42%. Основные европейские индексы к этому времени также в основном отыграли утренние потери.
Украинский рынок, который и так привык падать, в понедельник с радостью обвалился за компанию, завершив торговую сессию очередным «рекордом». Индекс «Украинской биржи» снизился на 8,28% до 1952,59 базисных пунктов, индекс ПФТС – на 6,19% до 780,73 базисных пунктов. Во вторник падение продолжилось, индекс «Украинской биржи» утром «просел» более чем на 10%. Но затем темпы полета вниз замедлились: и к 16.30 упал в общей сложности только на 3,5%.
Выводы и размышления
Единственное, чего я не понимаю: мы-то с какой радости падаем? Ладно, Азия. У нее есть причины переживать: крупнейший кредитор США – Китай, на втором месте «пришибленная» радиацией и цунами Япония. Понятно, почему Азия острее всех реагирует на проблемы американской экономики.
Да еще и подлый Standard & Poor's подливает масла в огонь заявлениями, что «новый мировой финансовый кризис ударит по Азии сильнее, чем предыдущий, особенно по нациям, сильно зависимым от оффшорных рынков, или тем, которые до сих пор восстанавливаются после кризиса 2008-2009 гг.».
Но нас эта беда почти не касается. А что нефть дешевеет, так это даже к лучшему.
С другой стороны, как правильно замечают аналитики, учитывая взаимосвязанность мировых рынков, неожиданно резкий спад на финансовых рынках развитых стран может изменить картину в любой стране. Причем, совершенно неожиданно.
Максим Блант, экономический обозреватель NEWSru.com, пишет, что разговоры о том, будто мир может накрыть новая волна кризиса, не менее разрушительная, чем предыдущая, начались практически сразу после того, как мировая экономика начала оправляться после коллапса 2008 года.
«Фундаментальная причина неустойчивости глобальной экономики всегда была очевидной: дисбалансы, которые привели к американскому кризису, стартовавшему в 2007, и мировому, накрывшему всех остальных годом позже, не только никуда не делись, но и приобрели еще более угрожающие масштабы.
Приняв на себя долги "системообразующих" банков, нарастив существенно госрасходы для того, чтобы стимулировать платежеспособный спрос и поддержать оставшуюся без заказов промышленность, правительства сделали проблему госдолга главным и единственным источником потенциальной угрозы. По сути, государственные финансы по всему миру стали последним бастионом, который отделяет планету от финансового хаоса.
О том, что следующий кризис будет связан не с крупными банками, а с погрязшими в долгах правительствами, многими экспертами и аналитиками говорится с 2009 года. Уже тогда стали появляться "слабые звенья". Сначала "зашатался" госфонд в Дубаи, который спасли многомиллиардными вливаниями богатые нефтью соседи, потом постоянным и неуклонно растущим поводом для треволнений стали Афины, за которыми последовали и другие "евроаутсайдеры".
Проблема госдолга США тоже обсуждалась, причем на самых разных уровнях, вплоть до саммитов "большой двадцатки", однако до нынешнего года ни у кого и никогда не возникало даже тени сомнений в том, что США при любых обстоятельствах будут обслуживать свои обязательства.
Очередной экономический спад в США ударит и по всему миру, поскольку американцы остаются крупнейшими потребителями, и снижение спроса с их стороны приведет к застою во всей мировой экономике.
Однако, судя по последним высказываниям денежных властей США, не исключено попытка в очередной раз залить разгорающийся кризис деньгами, включив печатный станок и запустив третью программу "количественного смягчения". Риск подобных действий довольно велик, поскольку доверие к доллару уже и без того сильно подорвано. Достаточно взглянуть на цену золота, побившего в понедельник очередной исторический рекорд…».
Золото, действительно, остается, похоже, единственным активом, которое сохранило доверие инвесторов и надежды спекулянтов. На торгах COMEX в Нью-Йорке оно вновь обновило исторический максимум: котировки декабрьских фьючерсов на золото повысились на $57,80 (рост на 3,37%) до $1 771 за унцию. В то же время цена унции серебра снизилась на 1,41% до $38,825.
Как свидетельствуют данные агентства Bloomberg, котировки золота повысились с начала года и до сегодняшнего дня более чем на 23%, а всего золото дорожает уже 11 лет подряд. Веру инвесторов в безопасность инвестиций в золото иллюстрирует также то, что в декабре 2008 года стоимость золота впервые в истории превысила стоимость платины.
«Рынок сейчас очень обеспокоен возможностью начала очередного спада мировой экономики, – говорит в интервью Bloomberg аналитик товарных рынков Australia & New Zealand Banking Group Ltd Натали Робертсон, – Понижение кредитного рейтинга США агентством S&P вызвало множество опасений, рынок также сосредоточен на ситуации в Европе. Мировой финансовый кризис произошел всего несколько лет назад. Считаю, что все очень хорошо понимают это. Существует множество связей между тем, что происходит сейчас, и тем, что случилось три года назад».
Галина Акимова, Версии
Комитет