Версия для печати
БИЗНЕС
УКРАИНА – ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ. ПЕРВЫЕ ОЩУТИМЫЕ ПОТЕРИ УКРАИНЫ
Введение с первого июля 2011 года единых таможенных тарифов на внешних границах Таможенного союза (ТС) повлекло за собой вполне определённые последствия для Украины и для дальнейшего развития украинско-российских отношений. К Украине, которая, стремясь в зону свободной торговли (ЗСТ) с ЕС, так и не стала членом ТС, в течение июля были предъявлены особые требования к производству и сбыту на территории стран ТС целого ряда наименований продукции, которые в случае их выполнения серьёзно ухудшают для украинских товаров условия их конкуренции с товарами членов ТС. На период до выполнения этих требований в отношении некоторых украинских товаров введён запрет на их реализацию в РФ, Казахстане и Белоруссии.
«Во многих случаях люди и предприятия не были готовы к тому, что пройдет серьезная инспекция, они не знали требований Таможенного союза, а технологии и инфраструктура предприятий оставляли желать лучшего и не соответствовали предъявляемым требованиям», - сказал помощник руководителя Россельхознадзора Алексей Алексеенко, комментируя результаты инспекции.
Так, в 2004 году объем поставок в Россию карамели составил 60 тыс. тонн. Последующее введение Россией пошлин снизило эту цифру до 16 тыс. тонн. После введения очередной пошлины экспорт карамели из Украины снизился до минимума. Есть основания полагать, что и этот минимум не предел.
В качестве беспошлинного исключения разрешены только изделия, изготовленные в Беларуси, которая является членом Таможенного союза и участником ЕврАзЭС. Украинский крепеж уже облагается на территории России специальным таможенным платежом на общих основаниях, поскольку Украина не входит в названные интеграционные объединения. В прошлом году на поставки в Россию приходилось более 71% всего украинского крепежного экспорта.
Официальные высказывания представителей российского политического руководства и специальных исполнительных органов описывают объективные следствия, которые наступают для торгово-экономических отношений Украины со странами ТС в результате её невхождения в данное объединение, независимо от желания руководства стран – членов ТС. Разные нормативные требования и правила торгово-экономических отношений внутри ТС и за его пределами создают независимо от воли правительств государств – членов ТС такую логику ситуации, при которой Украина начала терять традиционные рынки сбыта и свои конкурентные преимущества на них. И процесс этот, чем дальше, тем больше будет набирать обороты. А вот процесс присоединения и должен выводить нас, в конце концов, на равные условия. Мы вряд ли согласимся с условиями, при которых наши партнёры захотели бы воспользоваться преимуществами интеграционного объединения, но не брали бы на себя никаких обязательств. Ещё раз повторяю: главное добиться, чтобы условия конкурентной борьбы были для всех одинаковые».
По логике этой формулы Украина хотела бы выторговать себе некое промежуточное положение между полноправным членством в ТС и обычным торговым партнёрством. Руководство Украины, видимо, рассчитывает выгадать по этой формуле максимально возможный объём преимуществ от сотрудничества с ТС, какие полагаются членам объединения, избежав в то же время взятия на себя конкретных обязательств, поскольку участником ТС Украина становиться не желает. Не исключено, что зона свободной торговли в рамках СНГ, на которую так надеется украинское руководство, призвана, по мысли украинских властей, своими правилами перекрыть потери Украины от неучастия в ТС. По расчетам Министерства экономического развития и торговли, создание ЗСТ СНГ позволило бы Украине увеличить товарооборот с участниками договора на 35%. Уполномоченный правительства Украины по вопросам сотрудничества со странами СНГ Валерий Мунтиян заявил, что Киев не теряет надежды на подписание договора. Однако из заявления чиновника следует, что он сомневается в успехе данного предприятия… Российская власть в лице председателя Правительства РФ Владимира Путина всего лишь описала неизбежные и объективные негативные следствия от неучастия Украины в ТС, отменить которые может лишь полноправное членство Украины в этом экономическом объединении, а не разные изощрённые форматы ухода от полноценного сотрудничества. Остаётся надеяться, что за оставшееся время политическое руководство Украины сможет поставить экономические интересы страны над групповыми интересами определённой части украинского крупного капитала, которые лежат в направлении ЕС.
Виктор ПИРОЖЕНКО, ОДНА РОДИНА
Версия для печати Обсудить на форуме (0) |