Прошли первые 6 месяцев реальных реформ, которые властями по традиции именуются непопулярными. За 20 лет существования независимой Украины не случилось ничего такого, что можно было бы окрестить термином «популярные».
Страна, по заявлениям Президента, оказалась «тяжело больна, в том числе от политиканства и политического авантюризма».
Вызывает интерес – кто же тот вурдалак, что вогнал нэньку в тяжкую хворь? Высшим руководством заявлена шоковая терапия.
«Безусловно, если болезнь запущена и она является хронической, и есть возможность за счет хирургического вмешательства вылечить – мы не можем терять время», – популярно объясняет Виктор Федорович зароптавшему электорату, секущему принципиальную разницу между горькими пилюлями, то бишь терапией, и режущими инструментами коновалов, взявших на себя функции хирургов.
Но Гарант большой – ему видней. Резать – значит резать. Власти в таком случае обязаны сопровождать процесс вырезки позитивной информацией о состоянии оперируемого.
Просматривая официальную статистику, можно констатировать – страна потеет. Значит, очередная бригада украинских эскулапов режет где надо и как надо.
Эх, полным-полна моя коробочка…
Первое, что может свидетельствовать об улучшении здоровья державы – наполняемость государственной казны. По итогам января-мая текущего года поступления в Общий фонд госбюджета демонстрируют бурный, временами неконтролируемый рост. Впору объявлять об очередном украинском экономическом чуде. Посудите сами.
«До загального фонду Державного бюджету України у січні-травні 2011 року надійшло 103 570,4 млн. грн., що на 28 784,3 млн. грн. або на 38,5 відсотка більше за відповідний показник 2010 року» – размазывает по стенке скептиков Госказначейство. А налоговые поступления вообще безумствуют – рост на 58,9 %.
Если так пойдет и дальше, то 238,581 млрд. Общего фонда, требуемого Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2011 год», будут собраны к 10 декабря. И при таком баснословном притоке средств в казну реформаторы решили лопать чижей. Имеется в виду ежегодная экономия 500 млн. грн. от того, что «наши любимые, очень ранимые» теперь обречены выходить на пенсию в 60 лет.
Но, что интересно, стахановская мобилизация средств в Госбюджет достигнута при реальном росте ВВП в пределах 5 %. Более того, физический объем оптового товарного производства за январь-май 2011 г. по сравнению с тем же периодом прошлого года вырос на статистическую погрешность – 0,8 %.
Откуда дровишки? Вестимо, «от того, что срабатывают механизмы, заложенные нами в новом Налоговом кодексе» – не моргнув голубым глазом, безбожно торжествуют реформаторы.
Как бы не так – сомневаются осведомленные оппозиционеры.
«Перевыполнение плана бюджета идет за счет того, что налоги собираются не по закону, а по разнарядке. Они собираются наперед. Но это скоро закончится, и по году будет совсем иная ситуация», – выводит на чистую воду бравых модернизаторов пан Бондарь, нардеп от блока НУ-НС.
Ему верится, ведь в Украине так повелось, что как только важный человек перебирается из тесных рядов реформаторов в плотную колонну оппозиции, у него тотчас прорезается необоримая страсть к правдолюбию. И то, что он раньше благословлял (те же налоговые наезды на три месяца вперед и лютые шмоны на таможне), вдруг становится в его глазах крайним непотребством. Диалектика, однако.
При всем том нельзя выпускать из виду такой существенный фактор роста поступлений в бюджет, как нешуточный рост цен. Индекс цен производителей промышленной продукции за январь-май составил 115 %. Увы, но это верный признак сползания в галопирующую инфляцию.
Вперед к девальвации гривны
Николай Янович уверяет, что рост импорта в страну свидетельствует о выздоровлении экономики. Подводя итоги 2010 года, он с удовольствием сообщал: «Если говорить по товарам, мы почти на 9 миллиардов долларов завезли больше в страну, чем продали (за год рост отрицательного сальдо с $ 5,7 млрд. до $ 9,3 млрд.). Аналитики отмечают (это не мое заключение, но я с этим согласен), что такой разрыв объясняется прежде всего тем, что экономика начала восстанавливаться. Это обусловило потребности в импорте».
Но когда это резкое увеличение торгового дефицита являлось симптомом развития? Наоборот, это классическое движение к существенной девальвации нацвалюты и дефолту. Огромная дыра в торговом балансе означает, что в экономике усиливаются диспропорции, которые при малейших сбоях на внешних рынках мгновенно переводят хозяйство в состояние глубокой депрессии. Что мы имели удовольствие наблюдать в конце 2008 г. и весь 2009 г.
Собственно, это прекрасно понимает и премьер. Но должность обязывает публично наводить тень на плетень.
Январь-апрель 2011 года продемонстрировал ту же тенденцию с нарастающим итогом – отрицательное сальдо внешней торговли составило $ 3,829 млрд. В прошлом году за тот же период было $ 1,762 млрд. Учитывая опережающий рост импорта (52,3 %) над экспортом (44,4 %), по году выйдем на $ 12,5 млрд. Если мировая экономика не обвалится в 2012 году, то в декабре следующего года будет превышен результат 2008 года – минус $ 18,5 млрд. А такое сальдо потянет на дно и весь платежный баланс страны.
Помимо того, что в текущем году держава обязана вернуть $ 4,8 млрд. прямого госдолга, ей, по неафишируемым данным, предстоит погасить около $ 40 млрд. корпоративного долга. А корпоративные долговые обязательства, как показывает практика, ложатся на хрупкие плечи державы. Если даже оперировать официальными данными о резервах НБУ порядка $ 37,5 млрд. (которыми нам не дадут воспользоваться в полной мере, вспомните все тот же 2009-й год), ситуация выглядит хреново. Дальше «расти» экономике без девальвации гривны, а то и дефолта, будет невозможно.
Сегодняшний ход событий на мировых площадках вселяет тревогу в то, что текущий год пройдем без срывов.
Внешние вызовы
Риски очередного падения цен на черные металлы сейчас достаточно высоки. Локомотив мирового металлопотребления (30 % мирового спроса) рынок жилья Китая явно «перегреет». Цены на недвижимость в Поднебесной в последние годы росли значительно моторнее, чем доходы населения.
Китайские власти, по сути, сотворили пузырь аналогичный американскому, который прокололся весной 2008 года, задув мировой потребительский спрос. Собственно руководство Китая признает, что спекуляция стала основой роста рынка недвижимости.
Будет ли пузырь аккуратно сдут благодаря новой политике, которая получила название «Одиннадцать мер», или он лопнет с грохотом – сути не меняет: потребление черных металлов будет снижаться, а это потянет за собой снижение спроса и, соответственно, цен на стальную продукцию. Очевидно, под воздействием этого фактора с марта в Украине наблюдается медленное снижение производства чугуна и стали.
Последние данные по экономике США тоже не внушают оптимизма. Общее число лиц, получающих пособия по безработице, на 11 июня – 3,697 млн. против прогноза 3,668 млн. Число первичных заявок на получение пособий по безработице на 18 июня – 429 000 против прогноза 412 000.
Товарные рынки почувствовали суровую реальность после последнего заседания ФРС 22 июня, на котором не были даны конкретные обещания новых эмиссионных вливаний в экономику США.
Добавило копоти Международное энергетическое агентство, огласившее нефтяные интервенции из своих резервов в ближайший месяц для компенсации ливийской нефтяной недостачи. Цены на нефть тут же стали лихорадочно отплясывать в поисках точки опоры. А следом дали слабину зерновые и зернобобовые – они слетели со своих пиков на 20-35 %.
Переговоры о цене на российский газ зашли в тупик. По всему видать, за него в третьем квартале придется платить больше на $ 55 за тысячу куб. м. Публичная порка дамы с Майдана за газовые договоренности 2009 года не впечатлили «Газпром».
Ситуация крайне неустойчива. «Куда ведет нас рок событий» понятно даже последнему монетаристу – к очередным мировым катаклизмам после нескольких лет затишья. Украинские вожди, как и раньше, не воспользовалась «перекуром», а, наоборот, увлеклись очередной авантюрой – созданием ЗСТ с ЕС. Уроками ВТО решено пренебречь.
А падать будет очень больно, т. к. соломки не заготовлено. Экономика благодаря неустанным бдениям реформаторов упрощена до предела. По сути, она сведена к нескольким отраслям, производящим продукт с низкой добавленной стоимостью и зависящим почти исключительно от внешней конъюнктуры. И которым, к слову, до советских показателей, как до Киева рачки.
Потому даже незначительные спады мирового спроса мультиплицируются в обвал экономики. 2009-й год продемонстрировал именно такое положение вещей. В том году ВВП скукожился на 15,1 %. Хотя по косвенным данным этот показатель был ещё хуже на 2-3 %. Таких провалов мировая экономика не знала. Даже в 1932 г. на пике Великой депрессии падение валового национального продукта США составило всего 13,4 %.
Ну а пока гром не грянул, власти с удовольствием бряцают надутой всеми правдами и неправдами отчетной цифирью, не заглядывая в завтрашний день.
Владимир Поляков, From-UA
Комитет