В середине мая Верховная Рада приняла, как обычно, Бюджетную резолюцию. Это «подпорка», на которую должен опираться бюджет на будущий год. При этом нормально, если бюджет и его резолюция не совпадут в деталях. Главное, чтобы идея была сохранена. А она в том, что 2012 год принесет завершение кризиса и быстрый рост экономики. На это дают надежду сверхплановый ВВП в первом квартале нынешнего года и улучшенный годовой прогноз от ЕБРР. Скептики не верят: кризис, может, и пройдет, но турбулентность все равно останется…
Для начала – интересная деталь. Проект постановления «Об основных направлениях бюджетной политики на 2012 год» (это и есть – резолюция), за который проголосовала Верховная Рада, почему-то подан депутатами. Хотя традиционно – это прерогатива правительства.
В этом году правительство, как обычно, подало свой проект, подготовленный Минфином, но его внезапно «перебил» аналогичный проект группы депутатов. Найти 10 отличий между документами не удалось. Поэтому самой правдоподобной выглядит версия, что Кабмин позволил народным избранникам проявить «корпоративность» и поддержать собственный текст, который в точности копирует правительственный.
В итоге смысл не изменился, а вот нюансы – стали другими. В частности, ответственность за бюджетный курс приняла на себя Верховная Рада.
Какой же курс она видит? Как по мне, то даже чересчур оптимистичный. Хотя, может, он и сбудется. Так, согласно постановлению, рост ВВП в 2012 году прогнозируется на уровне 6,5%; номинальный (в цифровом выражении) ВВП на уровне 1,47 трлн. грн. Прогноз инфляции (декабрь к декабрю) на уровне 7,9%. Индекс цен производителей – 9,7%. Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) – 7,2-7,7%. Дефицит госбюджета-2012, как предполагается, составит 2,5% ВВП, а среднегодовой курс гривны к доллару – 7,9-8,0 UAH/USD.
Также в постановлении написано, что приведенные макропоказатели могут быть уточнены после поступления фактических данных об итогах экономического развития за 2010 год и оперативных статистических данных о ситуации в 2011 году.
Пока эти данные очень даже неплохие. Как насчитала официальная статистика, в первом квартале нынешнего года зафиксирован рост ВВП в размере 5,2%. Это на 1,1% выше, чем у России. Не говоря уже о странах Европы и США. И намного больше (если быть точными – на 0,7%) официально запланированной отметки в нашем текущем бюджете. Понятное дело, что первый квартал – лишь заявка на успех, а вовсе не итоговый показатель. Но, как говорится, «хорошее начало полдела откачало».
Это уже заставило мировые финансовые институты, такие как Европейский банк реконструкции и развития, повысить прогноз по росту ВВП Украины в 2011 г. с 4% до 4,5%. О чем сказано в опубликованном недавно квартальном экономическом отчете ЕБРР.
Напомню, что рост ВВП на уровне 4,5% заложен в государственном бюджете на 2011 год. Но иностранные финансовые структуры сомневались в том, что Украина может достичь такого показателя. И ставили нам более скромную планку – не больше 4%.
То, что уже после первого квартала ЕБРР скорректировал показатели в сторону повышения, оставив без изменений прогнозы по России, дает повод для оптимизма. Но сильно радоваться пока рано. Первый квартал – он и есть первый. Впереди еще – еще три, и за это время маятник может качнуться в любую сторону.
Конечно, правительство надеется, что движение будет исключительно в сторону позитива. Для этого тоже есть основания.
«Наведен порядок в государственных финансах. Снижен дефицит государственного бюджета до 3,6%, по итогам года дефицит планируется уменьшить еще, а рост ВВП в текущем году прогнозируется на уровне 5,5%», – заявил недавно первый вице-премьер Андрей Клюев во время встречи с государственным секретарем по вопросам ЕС МИД Испании Диего Лопесом Гарридо.
В то же время, что бы мы ни делали с нашей экономикой, она все равно зависит от мировых цен на металл и тенденций в этой отрасли. Растут цена стали и спрос на нее – у нас все благополучно. Падает – и мы с ними.
На сегодняшний момент все вроде бы хорошо. По данным мировых аналитических центров, в частности MetalВulletin, цены украинских и российских экспортеров на металлопрокат в июне вырастут в среднем на $20 за тонну. Дорожает и арматура. А вот трубы почему-то падают в цене. Возможно, в связи с окончанием строительства первой очереди «Северного потока».
Поэтому, если говорить коротко, летние прогнозы цен на металл – в нашу пользу. Что будет осенью – посмотрим. Но в долгосрочной перспективе вырисовываются тревожные контуры: многие аналитики прогнозируют, что цены на металл будут падать, конкуренция – усилится, требования к качеству повысятся. А у нас с этим делом не все идеально.
Если продолжить поиски повода для тревог, то фактором риска может стать общее неспешное развитие мировой экономики, которой прогнозируют «прибавку» только в 2% в лучшем случае. Что, по сути, является лишь продолжением выхода из кризиса.
Также нельзя забывать о цене на газ. В связи с удорожанием нефти российский газ для нас тоже дорожает. Руководство Украины ведет напряженные переговоры с российскими партнерами о пересмотре формулы ценообразования. Но переговоры – сложная штука, и не одного дня дело. А тем же металлургам нужно планировать свой баланс уже на третий квартал. Как это делать, если непонятно, сколько же будет стоить газ?
Если мы останется в том же тупике, куда завела страну своими договоренностями ЮВТ, то к концу года получим $400 за тысячу кубометров, с учетом «харьковской скидки». И это такой мощный удар под дых металлургической (и не только) промышленности, что она вряд ли от него отправится. Сумеем получить более привлекательную для себя цену? Тогда – какую?
Все это не имеет непосредственного отношения ни к бюджету, ни к Бюджетной резолюции. Но именно от них (цена газа, цена металла, мировая конъюнктура) зависят все основные показатели. Экспорт – это торговый баланс. Отсюда – платежный баланс и курс гривны. Дальше цепляется инфляция. Возможность финансировать долги – внешние и внутренние. Поведение инвесторов, в том числе и спекулянтов.
Например, сейчас, когда программа МВФ не возобновлена, часть иностранных спекулянтов, вкладывавших деньги в ОВГЗ, начала сбрасывать долговые расписки правительства и уходить с рынка. Это еще не приобрело массового характера и еще может измениться в противоположную сторону, но, тем не менее, такая тенденция прослеживается.
Скажу больше. Чтобы удержать инвесторов-спекулянтов, необходимо постоянно убеждать их в ясных перспективах украинской экономики. В этом смысле корректировка прогноза по ВВП со стороны ЕБРР и хорошие итоги первого квартала – нам очень на руку.
В целом, требовать от Бюджетной резолюции (как и от других прогнозных документов) четкого указания пути развития – это заставлять воробья петь соловьем. Прогноз – самая неблагодарная штука в природе. Предсказать экономическую ситуацию в будущем году с математической точностью не смог бы ни один величайший экономист мира. Не случайно такие солидные учреждения, как МВФ, Мировой банк, ЕБРР, нисколько не стесняются корректировать свои прогнозы на процент и более. В зависимости от реальной ситуации.
Единственное, чего не хватает в бочке меда оптимистичной Бюджетной резолюции, так это перечисления рисков. Хотя бы очевидных.
Пока их, как минимум, четыре:
1. Валютный курс выходит за рамки 8 грн./$, и если бы Нацбанк не удерживал его интервенциями, уже перешел бы психологически важный барьер.
2. Нерезиденты начинают сбрасывать ОВГЗ.
3. Перед Евро-2012 в Украину так и не пришли иностранные инвесторы с большими сумками денег.
4. Турбулентность мировой экономики в целом и рынков, связанных с Украиной, в частности, что делает наше поступательное развитие, по крайней мере, неустойчивым.
Можно ли назвать эти факторы симптомами нового кризиса 2012 года? Или это лишь незначительные пятна на общей позитивной картине ближайшего будущего? Как ни странно, экономического ответа на этот вопрос нет. Как нет ответа и на вопрос: то состояние, в котором находится наша экономика, – это еще кризис или уже посткризисный «отходняк», новая ступень нормального, но более экономного существования, по сравнению с докризисным «кредитным раем» и порожденной им беззаботностью?
Почему-то мне кажется, что какими бы ни были цифры бюджета, что бы ни проделывали с долговыми расписками нерезиденты, кризис – понятие сугубо личное. Он не в Бюджетной резолюции, а в голове каждого.
По-другому в условиях экономической турбулентности и быть не может. Чем сильнее «качка», тем больше вероятность совершенно непредсказуемого развития событий, по принципу «случайных цифр».
Никто не знает точно, какая сфера может выиграть в нынешней ситуации и выскочить вперед, а какая гарантированно забуксует. И за счет чего бюджет сможет обеспечить себе прирост ВВП в 200 млрд. грн., запланированный Бюджетной резолюцией на будущий год.
Галина Акимова, Версии
Комитет