Украина, как нас уверяют вожди, на пороге вступления в Зону свободной торговли с ЕС. Глава совета Нацбанка Украины Петр Порошенко, потирая руки от удовольствия заявляет: «Я считаю, что реально подписать эту Зону свободной торговли буквально через четыре-пять месяцев».
«На сегодняшний день все зависит от двух составляющих: первое – это политическая воля Евросоюза, который должен реализовать обещания, которые были даны Украине относительно того, что зона будет действительно уникальной, беспрецедентной, углубленной, всеохватывающей и несимметричной.
То есть Украина получит больше преимуществ, чем Европейский Союз. В данном случае Украина идет на то, чтобы мы выходили по абсолютному большинству товарных позиций в ноль, то есть ни мы им – ни они нам», – распаляет воображение электорату глава совета НБУ.
Врет, конечно, вельмишановный про то, что «Украина получит больше преимуществ, чем Европейский Союз».
Это как надо не уважать Европу, чтобы так плохо о ней думать. Попытка через заднее крыльцо протиснуться в ЕС хоть пугалом огородным читается по лицам наших архистратигов. Что при этом будет с экономикой страны – вопрос десятый.
В лапах Евросоюза
Никаких экономических выкладок потерь и приобретений от участия в Зоне, естественно, никто не делал. Как не делали их до обретения членства в ВТО. Из уст начальников раздавались одни заклинания и благоглупости про «двері, за якими ми стаємо рівноправними партнерами».
Снова повторяется история с ВТО, когда наши умники слили интересы своего государства. И хотя уполномоченные на переговорах молчат как рыбы об лёд про условия организации пресловутой ЗСТ, однако в прессу просачиваются весьма неприятные сведения.
Но прежде следует сообщить, что ЕС с кем бы ни заключал «равноправные» соглашения о свободной торговле, всегда имел заметно большую выгоду, нежели партнеры. Последний пример – Мексика. Хотя мексиканцы добилась куда более лояльных условий – сразу было отменено только 46 % тарифов (наши же обормоты идут на отмену 95 % всех тарифов и пошлин), а к полному свободному рынку страны пришли только через 7 лет – Мексика почти сходу огребла рост дефицита торгового баланса на 80 %.
По прикидкам компании ECORYS, сделанным ещё в 2009 году, в торговом балансе с ЕС сельское хозяйство Украины потеряет 43 %, производители транспортного оборудования – 2 %, автопроизводители – 9 %, производители напитков – 3 %.
Я не говорю уже про «госзакупки», на которые ЕС желает наложить лапу (и ведь наложит). Открытие гостендеров для компаний из Евросоюза якобы «снизит расходы и должно потенциально увеличить качество государственных работ, товаров и услуг» и уменьшит коррупцию в этой сфере.
Замах наших европейских компаньонов – кусман госзакупок размером в 10-20 % ВВП. Если на данный момент 99 % всех контрактов заключаются с отечественными компаниями, то в случае создания ЗСТ бледнолицые братья крепко потеснят туземцев. Если вообще не отправят их в бессрочный отпуск.
По сведениям, скупо поступающим с «торжища», украинскими переговорщиками принят на вооружение принцип, который был успешно опробован в переговорах по вступлению в ВТО – ради звонкого названия организации, в коей Украина желает находиться во чтобы то ни стало (и раньше россиян), Украина готова в очередной раз поступиться экономическими интересами.
У Леонида Даниловича Кучмы глаза на лоб полезли, когда он ознакомился с некоторыми деталями переговорного процесса: «Они нам предлагают больше 400 изъятий. О чем говорить, о какой свободной торговле? Если посмотреть перечень сельскохозяйственной продукции, то там такая тарифная политика, что нам там делать просто нечего».
«Мы часто бросаем в народ, что нам кто-то предлагает, ну а сути-то правды мы не говорим, к чему это приведет... Так что нам такая свободная торговля не нужна, когда мы будем раздеты полностью. Сюда (в Украину) будет идти все и вся, а там (в ЕС) рынок для нашей продукции закрыт», – гневался аксакал Данилыч на заседании украинско-российского форума «Партнерство Украины и России в новых реалиях европейской и евразийской интеграции».
Но, увы, догмат «безальтернативности европейского выбора» пересилит любые разумные возражения. Да и не самостоятельны наши руководители в выборе партнерской позиции. Как и что делать, им расписывают в МВФ, считай в Вашингтоне. Задирать соседей – это пожалуйста, можете быть «самостийными». В остальном – не моги самовольничать. Зона свободной торговли с ЕС будет создана на самых скверных для Украины условиях.
Согласно «всеобщему естественному закону» Михайлы Ломоносова: «Так ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте». Опыт пребывания в ВТО прекрасно продемонстрировал, где материя убывает и у кого оная множится.
ВТО – сравнительно честный способ отъема денег
Для наглядности дам табличку динамики внешнеторгового сальдо на основе данных Государственного комитета статистики:
|
2004 год – последний год, когда дурь керманычей ещё не совсем отключила мозги. В 2005 году началась т.н. политика адаптации к условиям ВТО – добровольное снижение Украиной ввозных пошлин. А на переговорах о вступлении в ВТО наши переговорщики смиренно сдавали позиции.
Видный российский политик Дмитрий Рогозин писал, когда ознакомился с украинскими протоколами: «У меня волосы встали дыбом: мы в России выгоды выторговываем, боремся за каждый дюйм, а эти все сдают».
Украинские переговорщики приняли дискриминационные для украинского товаропроизводителя обязательства по доступу на свой рынок в 132 секторах услуг, в том числе в 94 секторах без всяких ограничений!
Для сведения: россияне согласились допускать без лимита иностранный капитал только в 28 секторах. В результате переговоров средневзвешенные импортные пошлины оказались на уровне 6 % (в два раза ниже того, что выторговали для себя россияне).
Желание вскочить быстрее россиян на палубу «Титаника» отшибло напрочь остатки разума: Украина по собственной инициативе (никто на сим жестко не настаивал) подключилась к 16 необязательным (!) секториальным инициативам, предусматривающим введение нулевых таможенных пошлин (рыба, крепкие спиртные напитки, спирт, лекарства, самолеты, сельхозоборудование, медоборудование, черные и цветные металлы и пр.).
Интересы страны в угоду корыстным интересам некоторых олигархов сдали самым наглым образом. К 2008 году страна стала абсолютно импортозависимой. Даже не верится, что до 2005 года Украина имела положительный баланс в торговле с РФ ($ 5,923 млрд.), ЕС ($ 1,77 млрд.) и Китаем ($ 0,981млрд.). Даже с заокеанским патроном у нас было плюс $ 0,743 млрд.
В 2008 году «писец» подкрался незаметно и мгновенно порвал в клочья наше сальдо: РФ – минус $ 3,678 млрд., ЕС – минус $ 10,744 млрд., Китай – минус $ 5,054 млрд.
Пан Ющенко – палата ума, сразу по вступлении в марте 2008 года в кучу ВТО обувал налогоплательщика в лапти: «...коли ми говоримо про СОТ, ми говоримо, як про двері, за якими ми стаємо рівноправними партнерами... Мова йде про те, що біля 5 мільярдів доларів, це той приріст товарообігу, який ми очікуємо тільки через те, що ми стали рівними гравцями...».
Вот ВТО и показало у кого в строю равных игроков галифе «ширше».
Через полгода грянул кризис – и уже «не тот парад на лице». Гарант 12 ноября возопил, будто пчелами покусанный: «Неотложно (Кабмину) провести консультации с заинтересованными государствами-членами ВТО и Международным валютным фондом о необходимости применения Украиной мер защиты национального товаропроизводителя».
ВТО – прекрасный инструмент для вскрытия национальных экономик иностранным капиталом. И Украина начала усердно инвестировать опережающими темпами не собственного производителя, а зарубежного.
Наглядный пример того, как ВТО напористо воздействовала на украинского товаропроизводителя – положение с производством сахара. В 2009 году в Украину впервые ввезли 260 тыс. тонн сахара-сырца из тростника по квоте ВТО (и это только начало), который значительно дешевле свекловичного белого сахара. Кроме того, стали завозить и сам тростниковый сахар.
Рентабельность производства сахара в 2008 году была и без того минусовая – общий убыток предприятий превысил 1 млрд. грн. Нам бы помогать своим сахарозаводчикам. Ан нет! ВТО – не благотворительная контора.
Итог: в 2009 году в производстве сахара было задействовано менее 60 заводов, и произвели они всего 1,545 млн. тонн сладкого продукта. Причем сам сахар для конечного потребителя не стал дешевле. Наоборот, цены на него росли рекордными темпами.
А ведь в 1990 году производством сахара-песка в Украине занималось 192 завода, и выпуск товара составлял 6,791 млн. тонн. Сахар стопудово являлся нашей экспортной позицией. Вот что животворящие руки рынка и ВТО могут делать с отечественным производителем. Порезано на металл уже более 70 предприятий. Ещё 60 порежут в ближайшие годы.
Общий платежный баланс державы в положительной зоне удерживает из последних сил приток заробитчанских «инвестиций». Но и они не всегда выручают. В 2009 году случился обвал на внешних рынках и страна оказалась банкротом. Если, Бог даст, восстановление мировой экономики продолжится ещё хотя бы два года, то дефицит торгового баланса державы к 2013 году выйдет на рубеж $ 20 млрд.
В пору тех, кто провернул операцию «ВТО», выводить на Майдан для публичной порки. Однако наши либеральные фундаменталисты затеяли устроить новый гешефт за наш счет.
Понос от ВТО состоялся, теперь на очереди золотуха от ЗСТ.
Антон Дальский, From-UA
Комитет