Не терять веру в лучшее, быть оптимистом – это замечательное качество. Перефразируя поэта: блажен, кто оптимист, – тепло ему на свете! Но есть оптимизм, основанный на реальных возможностях, и есть оптимизм должностной, когда чины обязаны долдонить о светлом будущем реформируемого пространства, хотя по многим из них плачет диагноз «инвалид умственного труда».
Казенный оптимизм весьма находчив по части рапортов и разговоров про «жить стало лучше, жить стало веселей» и весьма опасен по мере практической реализации.
Вот, главный министр страны 5 января с оптимизмом поведал публике, что Государственный бюджет практически выполнен. Т.е. мобилизовано в общий фонд бюджета 99 % запланированных средств.
Недобор – сущий пустяк, о нём грешно говорить. Потому после оглашения недюжинных результатов Николай Янович по закону жанра лягнул предшественников: «Дефицит – в пределах 5 % ВВП после 15 % ВВП бешеного дефицита в 2009 году».
Лихо работает наш премьер. Кремень! За три недели до конца года министр финансов пан Ярошенко признался, что по итогам года ожидает недобор в Общий фонд секвестрированного в июле Госбюджета в размере примерно 7,2 млрд. грн. Но Николай Янович усилием кремневой воли подвел дефицит средств почти к нулю.
Каким образом удалось в последние дни 2010 года заткнуть прореху в казне? Догадываемся. Но про это в другой раз.
Однако если внимательно присмотреться к заявленному непорочному оптимизму, то выяснится, что он притянут за ушные раковины.
Что такое Государственный бюджет Украины? Это государственная копилка, состоящая из общего фонда, куда поступают традиционные налоги и платежи, и из которого финансируются текущие расходы державы, а также специального фонда, средства которого составляют около 20 % общего объема бюджета и имеют целевое назначение.
Согласно Закону Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» (с поправками), доходы запланированы на уровне 254,996 млрд. грн., в том числе доходы общего фонда – 210,091 млрд. грн.
На сайте Государственного казначейства Украины опубликовано: доходы Государственного бюджета Украины за 2010 год, по оперативным данным, составили 240,398 млрд. грн., что на 5,7 %, или на 14,598 млрд. грн., меньше, чем было запланировано (254,996 млрд. грн.). Доходы общего фонда, по сравнению с планом, недовыполнены на 2,62 млрд. грн. (1,3 %) и составили 207,473 млрд. грн.
Таким образом, Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» не соблюден. А что бывает с теми руководителями, которые не выполняют законов суверенной державы? Ровным счетом ничего травматического. Плохиши-оптимисты, как правило, или чинно следуют в оппозицию, откуда с высоты презумпции «невинности» мечут в электорат гневные филиппики про разруху, или продолжают «керувать», излучая сшибающее с ног жизнелюбие.
Однако разгул чиновничьего оптимизма а-ля «Ukrainian» в отрыве от реальности чреват. Как правило, он приводит к ощутимым практическим потерям. Поясню. На базе «исполненного» с помощью всевозможных манипуляций бюджета-2010 строится оптимизм бюджета-2011. В этом году в общий фонд планируется мобилизовать на 13,1 % больше средств – при том, что инфляцию Кабмин закладывает на уровне 8,9 % и рост ВВП на 4,5 %.
К чему это ведет? К дальнейшему росту внутреннего и внешнего государственного долга, со всеми вытекающими обстоятельствами.
Если в 2009 году на оплату госдолга уходила каждая пятая гривна из дохода госбюджета, то после того, как экономика в 2010 году под чутким руководством Януковича-Азарова выросла на 4 %, в 2011 году надо будет отдать «налево» более каждой третьей гривны (конечно, на перспективу потрудилась и Тимошенко со товарищи): по данным самого Азарова, из 281,5 млрд грн. запланированных доходов Госбюджета придется возвращать 87,5 млрд. грн. долгов.
Теперь о том, как чувство глубокого оптимизма нам «строить и жить помогает», на конкретном животрепещущем вопросе, который касается трети жителей Украины.
Дефицит Пенсионного фонда по итогам 2010 года составил 26,6 млрд. грн. В два раза больше, чем в 2009 году. Сразу видно, как в угаре оптимизма экономика крепчает на глазах. В 2011 году паном Тигипко оптимистично обещано резкое сокращение дефицита ПФ до 18-20 млрд. грн. при умеренном (со всеми полагающимися приписками) росте ВВП на 4,5 %. Каким манером будут исполнены предначертания эффективного менеджера? Вестимо, обрезанием пенсий.
Но прежде о том, почему ПФ пришел железный капут? Если до 2004 года нехватка средств в ПФ росла умеренными темпами, то в 2004 году пришла пора всеобъемлющего оптимизма. За несколько месяцев до президентских выборов урядом Януковича на ура были введены доплаты к минимальным пенсиям – так, чтобы каждый пенсионер получал не меньше 285 грн. («И раб судьбу благословил…»).
Через год с приходом во власть «доброкачественной эпидемии» надбавки переделали в полновесные пенсии – минимальная пенсия была узаконена на уровне 332 грн. В 2007 году очередное человеколюбие на фоне яркого оптимизма по поводу будущего украинской экономики. В 2008 году оптимизм украинских прорывов валит с ног – пенсии вновь резко повышены. Таким образом, всего за пять лет расходы ПФ выросли почти в пять раз и составили более 17 % ВВП – европейский рекорд (!).
Вместо того, чтобы источать клинический оптимизм и заниматься реальным увеличением карликового ВВП, власти предпочли кропотливому систематическому труду систематические внутренние и внешние заимствования для покрытия дефицитов Госбюджета и ПФ. Полагая, что долги будут возвращать в оптимистичном будущем.
И так, жонглируя оптимизмом, не заметили, как оказались в железобетонном тупике. Выяснилось: демографическая ситуация в результате неусыпного оптимизма не подкрепленного реальными делами, стала соответствовать термину «коллапс». И через 10-12 лет количество работающих и пенсионеров сравняется. А если учесть тот факт, что на сегодняшний день 4,5 млн. украинцев не отчисляют в ПФ средств из своих заработков, то количество пенсионеров превысило число работающих на 2-3 млн. человек.
И что теперь прикажете делать с ПФ? Но наши властители являются записными оптимистами, и действия их будут соответствовать их уровню понимания проблем: чик ножичком коновала по пенсиям – и дефицит уходит в небо.
Сиквестирование в ближайшие годы ожидаемых пенсий на 500 грн. нескольким миллионам пенсионеров из многочисленного племени «пятидесятников» посредством наглых, но законных манипуляций с порядком обсчета пенсий позволит через несколько лет привести дефицит ПФ к цивилизованному уровню. И не беда, что пенсия 90 % пенсионеров в 2020 году будет составлять едва ли четверть зарплаты работающих.
Конечно, всенародно избранные не позволят, чтобы в ощип до среднего уровня простого пенсионера в 900 грн. пошли нардепы (893 человека со средней пенсией 15,5 тысяч грн.), члены правительства (103 чел. по 10,1 тыс. грн. в ср.), прокуроры (5,2 тыс. чел. по 5,6 тыс. грн. в ср.), судьи (1,01 тысч чел. по 5,6 тыс. грн. в ср), госслужащие (96,6 тыс. чел по 2,7 тыс. грн. в ср.) и прочие «розбудови», доведшие страну до оптимистичного состояния.
А таковых на круг без малого 1 млн. человек. И если их пенсионное довольствие скопом привести к общему знаменателю в 900 грн. (а они и на него не наработали!), то ПФ сходу получил бы почти 11 млрд. грн. годовой экономии.
Но разве наши верховные оптимисты могут подумать про этакое неслыханное злодеяние… А там уже ножкой притопывает афера с ОСМД. Власти очень оптимистично настроены по поводу реформы ЖКХ на костях населения.
Нет, не безвреден должностной оптимизм, ибо казенное жизнелюбие обязывает смотреть на кладбищенские кресты, как на знаки плюс.
Когда я слышу из уст чинодралов изложение светлых перспектив, то хочется пожелать им поменьше оптимизма и побольше реальных созидательных дел, и тогда оный сам приложится.
Владимир Ветров, From-UA
Комитет