Версия для печати
ПОЛИТИКА
ИМЯ ИМ - ЛЕГИОН
Millennium Challenge Corporation – на «службе» демократии "Миллениум" (англ. Millenium) — в манге и аниме "Хеллсинг" — вымышленная секретная организация, группа бывших военных и ученых нацистской Германии. Само название "Миллениум" (от латинского "тысячелетие") восходит к пропагандистской нацистской формуле "Тысячелетний рейх", который якобы должен был наступить после победы нацистской Германии во Второй мировой войне. После конца войны эта организация, бежав с помощью Римской курии в Латинскую Америку (вместе с немалой частью награбленных во время войны богатств), обосновалась там, лелея планы реванша и продолжая начатые в годы Второй мировой исследования по превращению людей в вампиров, а также контроля над теми с помощью интегральных схем". В списке поручений, выданных после избрания президенту США Обаме в совместном проспекте исполнительных директоров Международного республиканского и Национального демократического институтов США Лорна Крэйнера и Кеннета Уоллака, мы опустили одно: продолжить финансирование и развитие the Millennium Challenge Corporation и the Community of Democracies. Второе название пока трогать не будем, займёмся первым. "Корпорация вызова тысячелетия" (the Millennium Challenge Corporation) была основана в январе 2004 года на основании специального акта Конгресса США. Официальным прологом стало выступление президента Джорджа Буша-младшего в Межамериканском банке развития (the Inter-American Development Bank) 14 марта 2002 года, когда на фоне вторжения в Афганистан и похода против мирового терроризма американская администрация анонсировала необходимость новых, более эффективных для стратегической и долгосрочной перспективы инструментов международной экономической помощи – на основании селективного подхода, разумеется.
Выступая 14 марта 2002 года в Межамериканском банке развития (Монтеррей, Мексика), президент США Дж. Буш объявил о создании (в формате двустороннего развития) Фонда "Вызовы тысячелетия" (ФВТ). Он стал вкладом Соединённых Штатов в работу Конференции ООН по финансированию развития, состоявшейся там же через несколько дней, 18—22 марта. В рамках этой программы Дж. Буш обещал выделить 1,7 млрд долл. на 2004 финансовый год, 3,3 млрд долл. на 2005-й и 5 млрд долл. на 2006 финансовый год. Это означает увеличение базовой помощи на цели развития на 50% — самый большой объем помощи, оказанной США в течение многих десятилетий. Вот как отозвался об этом в журнале "Форин аффэрс" Стив Раделет: "На сегодняшний день это самый удивительный шаг Джорджа Буша-младшего за весь период его пребывания на посту президента Соединённых Штатов". Уже в то время стало очевидно, что со времен Кеннеди ФВТ — самая значительная структура, которая сможет внести в политику США по оказанию помощи другим странам наиболее существенные изменения... Так начинается статья Макса (Максата) Кобонбаева, "консультанта Всемирного банка, докторанта (политика и политология), выпускника магистратуры Миссурийского университета (Сент-Луис, США) по проблеме государственного политического управления", удостоившегося особой благодарности авторского коллектива сотрудников Всемирного Банка за помощь в подготовке книги "Многоликая коррупция" ("The Many Faces of Corruption"). Одним из центральных орудий новой попытки облагодетельствовать и поделиться стала вышеуказанная корпорация, которой доверили the Millennium Challenge Account – денежный фонд, проще говоря. Что в данном и других подобных случаях означает "селективный подход"? Означает он то, что утверждаемая в каждом случае американским Конгрессом помощь той или иной стране оказывается формально исходя из набора критериев, касающихся индикации текущего социально-экономическо-политического состояния реципиента и ожидаемых грантодателями результатов. Основной целью заявляется "экономический рост", дорога к которому должна лежать через "правильные экономические политики" в дотируемом государстве – либерализацию рынков, инвестиции в людей, снижение коррупции, развитие предпринимательства. Разумеется, ничто из перечисленного невозможно без деятельного участия куста различных пособников по каждому аспекту и их спонсоров из частного сектора и Госдепа США. Почему идея the Millennium Challenge Corporation и проталкивалась, и приветствовалась всем двупартийным лагерем соответствующего профиля и их зарубежными и транснациональными друзьями-единочаятелями. Путь к созданию нового инструмента всемирного благоденствия и его перспективное место в совершенствовании человечества описан в двух последовательно вышедших книгах уже упомянутого выше специалиста по помощи нуждающимся Стива Раделета (или Рэйдлета - Steve Radelet).
Названия говорят сами за себя: первая книга, 2004 года издания, называется "Counting Chickens When They Hatch: The Short-term Effect of Aid on Growth" ("Считая цыплят по осени: краткосрочный эффект помощи для экономического роста"), в соавторстве с Майклом Клеменсом (Michael Clemens) и Рикхилом Бхавнани (Rikhil Bhavnani), а вторая, хоть и 2003 года, но подготовленная позже первой, - "Challenging Foreign Aid: A Policymaker’s Guide to the Millennium Challenge Account" ("Занимаясь международной помощью: политический гид для Millennium Challenge Account"). Хвалебными отзывами книжки снабдили Джордж Сорос, Джеффри Сакс (поименованный директором Института Земли Колумбийского университета) и Питер Макфёрсон, нынешний президент Мичиганского госуниверситета, бывший управляющий USAID. Весьма показателен официальный термин, которым в документации Millennium Challenge обозначаются страны, достойные помощи – eligible. Словарные значения этого понятия: "имеющий право", "подходящий", "приемлемый", "отвечающий требованиям", "могущий быть избранным", "желательный", "имеющий право на избрание"… Какое ёмкое слово, не правда ли? Лично мне приходилось уже писать о том, почему в разряд eligible попал в своё время Мадагаскар, а также о том, почему он из этого разряда затем выпал. Прежде чем посмотреть на остальные объекты особого внимания радетелей всемирного экономического роста, попробуем взглянуть на руководство столь благородной организации. Речь о менеджменте Корпорации и её Совете директоров, в который по закону входят Госсекретарь США (the Secretary of State), секретарь государственного Казначейства (the Secretary of the Treasury), глава Агентства США по торговле (the U.S. Trade Representative), главный администратор USAID (Агентства США по международному развитию) и "представители частного сектора" (такая комбинация – одно из объяснений, почему, собственно, "корпорация"). Смотреть заслуги и жизненный путь Хиллари Клинтон, Тимоти Гайтнера, Рона Кирка и Раджива Шаха соответственно пока не будем, взглянем на остальных.
Итак, Дэниэль Йоханнес (Daniel W. Yohannes), исполнительный директор MCC (Chief Executive Officer). Этого "филантропа из Энглвуда, штат Колорадо, с 30-летним опытом банковской и экономической деятельности" 19 сентября 2009 года Барак Обама представил Сенату на вышеуказанную должность, а тот 20 ноября его на неё утвердил. До назначения на пост руководителя ворочающего бюджетными и пожертвованными миллиардами МСС г-н Йоханнес возглавлял M&R Investments, скромную фирму "из Техаса", занимающуюся финансовыми инвестициями и весьма ныне любезной сердцу многих темой возобновляемой ("зелёной") энергии. До того он на протяжении 20 лет побывал вице-председателем и членом управляющего комитета U.S. Bank, куда перешёл с руководящего поста в Colorado National Bank, также занимал пост вице-президента Security Pacific Bank (теперь это Bank of America). "Искренне увлечённый защитой окружающей среды и её практическими методами", Йоханнес стал в 2006 году сооснователем the New Resource Bank в калифорнийском Сан-Франциско. "Это банк для людей, которые прокладывают путь более надёжному миру. Мы помогаем предпринимательскому духу, посвящая себя не только финансовой отдаче, но и отдаче социальной и для окружающей среды". Банк выступает одним из основателей the Global Alliance for Banking on Values ("Глобальный альянс за банкинг, основанный на ценностях", девиз - "Люди, Планета и Прибыль"). Один из держателей акций - Generation Investment Management, основанная в 2004 году Алом Гором (тем самым) и Дэвидом Блудом. Также он был председателем Greenprint Council – учреждённого мэром столицы Колорадо Денвера совета, занимавшегося улучшением окружающей среды городов (?) и сокращением парникового эффекта. Кроме того, входил в попечительские и прочие советы таких структур как: Board Project C.U.R.E (Commission on Urgent Relief & Equipment) – Комиссия по срочной помощи и обеспечению, the National Jewish Hospital – Национальный еврейский госпиталь в Денвере, the Denver Art Museum’s Board of Trustees – Попечительский совет Денверского музея искусств, the Smithsonian National Board – Национальный Смитсоновский совет , the Board of Directors of Media One (now Comcast) _ Совет директоров , University of Washington Michael G. Foster School of Business – Школа бизнеса Майкла Фостера в Университете Вашингтона, Pacific Coast Banking School, Boy Scouts of America, First Western Trust Bank, the Board of Advisors for the University of Colorado Medical School. Родился Йоханнес, кстати, в Аддис-Аббебе, столице Эфиопии. В США он отучился в колорадском Claremont McKenna College, девиз которого – "Цивилизация обеспечивает процветание коммерции" и список попечительского совета такому девизу соответствует. Потом закончил Университет Пеппердайна, "аффилированный с Церквями Христа" - Churches of Christ. Это похоже на название конгрегации, к которой принадлежит сын кенийского выходца Барак Обама, но это не та же деноминация. США всё-таки не зря называют страной сектантов. Принадлежность к указанной секте (не хочу никого обидеть - термин sect, насколько мне известно, вполне официальный термин для таких случаев в протестантской литературе) не является обязательной для учащихся и преподавателей Пеппердайновского университета, но хочется поделиться своей мнительностью. Чтобы быть "филантропом" и основывать серьёзные финансовые учреждения, нужно обладать некоторым "бэкграундом". Хотя не обязательно он должен быть этноконфессиональным и историческая миссионерская активность Churches of Christ в Африке тут может быть ни при чём. Объективности ради отметим, что официальная версия биографии г-на Йоханнеса, засвидетельствованная им самим Си-Эн-Эн под заголовком "Человек Обамы по глобальному развитию" (Obamas man on global development), представляет его self made businessman’ом, уехавшим с родины со 150 долларами в кармане в страну, которая "помогла ему реализовать себя и добиться своих целей жизни". А на форуме эфиопской народности тиграи г-н Йоханнес назван представителем диаспоры. Вообще, просмотр дискуссии там весьма познавателен: кто-то надеется, что все эти "корпорации международной помощи" принесут облегчение населению Африки, кто-то считает, что обслуживают они только американские интересы, а кто-то полагает, что Обаме не до Африки из-за внутренних проблем и Ближнего Востока. Однако по итогам 2009 года, ставшим и итогами первой пятилетки деятельности Millennium Challenge Corporation по использованию Millennium Challenge Account африканские страны составляют едва ли не половину списка. Надо заметить. Тем не менее, осенью 2009 года, ещё между представлением своей кандидатуры Сенату и её утверждением, г-н Йоханнес самые свои "нашуршавшие" в Интернет-новостях визиты нанёс не в Африку, а в Молдову и Грузию. В ходе трёхдневного визита в Грузию г-н Йоханнес вместе с послом США в этой стране проинспектировал как осуществляются проекты по восстановлению и развитию дорожно-транспортной сети в горных районах Грузии (203,5 миллионов долларов США), организации водоснабжения Боржоми и Бакуриани (57,7 миллионов долларов США), развития агробизнеса (20,2 миллионов долларов США). Проекты, видимо, идут успешно – в 2012 году запланирован второй транш. В Молдову же Йоханнес приехал ещё раз в январе 2010 года, чтобы подписать с заместителем премьер-министра, министром иностранных дел и европейской интеграции Юрие Лянкэ в присутствии премьер-министра Влада Филата и государственного секретаря Хиллари Клинтон соглашения о предоставлении безвозмездной помощи в размере 262 млн. долларов на внедрение программы, "которая включает инвестиционные проекты в области ирригационной инфраструктуры, передового сельского хозяйства и восстановления дорог".
Марк Грин (Mark Green), управляющий директор вашингтонского Malaria Policy Center – лоббистской ветви Malaria No More. Это такая "некоммерческая" организация, созданная в 2006 году и ставящая своей целью "искоренение в Африке малярии в 2015 году". Основана Питером Черниным (Peter Chernin), одним из руководителей News Corporation и Fox Entertainment Group (надеюсь, читателям эти названия говорят кое-что) и корпоративным директором American Express, а также бывшим специальным представителем Генерального секретаря ООН по малярии Рэймондом Чамберсом (Raymond G. Chambers). Сей господин состоит в той же "студенческой" ассоциации (братстве) Tau Kappa Epsilon, к которой принадлежал Рональд Рейган, аффилированной к слову с одной из старейших систем студенческих братств Германии Weinheimer Senioren Convent (WSC). Карьере Чамберса, возможно, нисколько не способствовал тот факт, что он был председателем занимавшейся недвижимостью фирмы Wesray Capital Corporation, основанной им на пару с бывшим секретарём государственного Казначейства США Уильямом Саймоном (William E. Simon), известным как Energy Tzar, потому как официально честь основателя Федерального энергетического агентства США в декабре 1973 года принадлежит ему, и принадлежавшего к Delta Kappa Epsilon – "братству", в котором состояли и оба Буша, и оба Рузвельта, и Джеральд Форд (президент США имеется в виду). Также Чамберс основал Points of Light Institute, призванную вовлекать молодёжь в решение социальных проблем, а на пару с Колином Пауэллом – молодёжный альянс Americas Promise, созданный по официальной инициативе всех живых на 1997 год президентов США. Видимо, на молодёжном фронте были достигнуты такие успехи, что Чамберс стал председателем национальной ассоциации наставников (MENTOR / National Mentoring Partnership) и Millennium Promise Alliance, флагманским проектом которой является Millennium Villages Project – наставление бедных общин в Западной Африке и распределение среди них некоторых пожертвований. (Может, скептики с TigraiOnlineForum чего не знают?). В общем, с такими отцами-основателями малярия должна быть искоренена по-любому, видимо, так что у Марка Грина вполне найдётся время на работу в Совете директоров Millennium Challenge Corporation, куда его "двинул" президент Обама в сентябре 2010 года. Двинул, правда, не с бухты-барахты, судя по всему. Страничка Марка Грина на сайте МСС сообщает, что он, в бытность в составе Комитета по международным делам в Палате представителей американского Конгресса, "активно ратовал" за создание этой самой МСС. Был вовлечён в "международные усилия" по борьбе с ещё одной актуальной для Африки бедой – СПИДом. Надо сказать, что Марк Грин до прихода в Malaria Policy Center был послом США в Танзании. Той самой, где 28 мая минувшего года Даниэль Йоханнес на открытии 65-километрового шоссе Tanga-Horohoro призвал "идти вперёд вместе". К следующим 5 транспортным автодорожным путям в рамках 698.136 миллионов долларовом проекте МСС в Танзании. Стоит ли удивляться, что президент Танзании Джакайя Киквете публично проверяется на СПИД и призывает следовать своему примеру всё население страны поголовно? Ещё, правда, в Танзании не совсем демократично разгоняют демонстрации оппозиции слезоточивым газом и резиновыми пулями, ну так экономическому росту и эксплуатации транспортных артерий – это не помеха. Экономика Танзании, кстати, пока что базируется на переработке сельхозпродукции и добыче сырья - олово, фосфаты, железная руда, уголь, алмазы, драгоценные камни, золото, газ, никель – которые, конечно, большей частью уходят через добывающие, не то чтобы танзанийские, компании, а прибыль льётся по большей части не то чтобы в танзанийский бюджет. Кстати, за год до официального появления Millennium Challenge Corporation администрация Буша выделила 15 миллиардов долларов на борьбу со СПИДом в Африке и Карибском бассейне, а в 2005 году – 1,2 млрд на борьбу с малярией, в рамках "списания долгов беднейшим странам мира". Об этом рассказывает всё тот же Стив Рэйдлет (или Раделет). Программы финансирования из фондов Millennium Challenge Account делятся на два вида: долгосрочные "стратегические" (пятилетними блоками) сompacts и краткосрочные тактические thresholds. На первые на конец 2009 года ушло всего 7 миллиардов долларов (Армения, Бенин, Буркина-Фасо, Капо-Верде, Сальвадор, Грузия, Гана, Гондурас, Иордания, Лесото, Мадагаскар, Малави, Мали, Молдова, Монголия, Марокко, Мозамбик, Никарагуа, Намибия, Филиппины, Сенегал, Танзания. Вануату), на вторые – 495 миллионов долларов (Албания, Буркина-Фасо, Гайана, Индонезия, Иордания, Кения, Киргизия, Либерия, Молдова, Малави, Нигер, Парагвай, Перу, Филиппины, Сан-Томе и Принсипе, Танзания, Восточный Тимор, Руанда, Уганда, Украина, Замбия). Итак, 7,5 млрд долларов. Итог гордо задекларирован рядом: обучено 87 000 фермеров и 12 000 гектар земли занято под сельхозугодия, 3,362 километров дорог прокладываются или заканчивают прокладываться, роздано агрохозяйственных займов на 29 миллионов долларов. А сектора "инвестиций" МСС, между тем, включают не только сельское хозяйство и ирригацию, транспортные перевозки, водоснабжение, права земельной собственности и землепользования, но и доступ к здравоохранению, финансы и развитие предпринимательства, антикоррупционные инициативы, доступ к образованию. Наблюдается некоторое противоречие результатов с заявленным спектром, как по-вашему? Тем более, что процитированные итоги выделения фондов озаглавлены так: "Агрессивная имплементация программ предоставляет возможности роста, открытия рынков, подъём стандартов жизни и большие перспективы для некоторых из беднейших групп населения Земли".
Пять лет, конечно, короткий, может быть, срок для подъёма жизненных стандартов, которых пока ни в одной из перечисленных стран как-то не наблюдается (надо сказать, что подобная критика звучала из уст африканских президентов и американских сенаторов в адрес МСС накануне избрания Обамы). Зато Центр исследований и перспектив Министерства продовольствия Франции констатирует массовый захват иностранцами типа Goldman Sachs сотен тысяч гектар сельскохозяйственных земель в различных африканских странах (почти все перечисленные – клиенты МСС), в рамках экономических программ при силовой поддержке властей переходящих от превращающихся в батраков крестьян к "крупному агробизнесу". "Угроза отъёма земель у населения была предсказуема в свете программ по структурным преобразованиям, предложенным Всемирным Банком". Есть похожая публикация на тему Латинской Америки. Это не единичные свидетельства – в англоязычном Интернете их много, в отличие от русскоязычного. Не только замечательный телеканал "Моя планета", но и "информационно-аналитические программы" нам как-то не рассказывают об этом, да и Интернет-издания не часто балуют. Стоит набрать в поисковике Millennium Challenge Corporation and World Bank чтобы увидеть, что две эти структуры действуют рука об руку. Причём в разных сферах: вот, "Всемирный банк обнародовал результаты двух экспериментов, целью которых было снижение числа ВИЧ-инфицированных среди молодёжи Танзании и Малави. Подростки получали денежные премии за посещение школы и безопасный секс". Можно вспомнить, что специалисты последнего всячески восхваляли создание "нового единого инструмента зарубежной помощи", как назвал МСС Стив Раделет. Именно "аналитические выкладки" Всемирного Банка от 2002-2003 годов послужили основой для выбора достойных финансирования из Millennium Challenge Account африканских стран. Уже при создании МСС и МСА Госдепартамент официально заложил, что эксперты Всемирного Банка будут представлять сведения "об ответственности и коррупции, образовании и здравоохранении, ВВП тех или иных стран". Международный валютный фонд "был назначен" отвечать за оценку инфляционных процессов и бюджетных дефицитов, а Freedom House, к примеру, - за "гражданские свободы и политические права" (в самой Корпорации эти темы должна, похоже, курировать старший советник Кассандра Баттс (Cassandra Butts), бывший сотрудник администрации Обамы и его однокашница по Гарвардской юридической школе, хотя её назначение в МСС и восприняли некоторые как ссылку). Поближе к российским границам можно указать на уже упомянутый выше пример Грузии, где Millennium Challenge Corporation спонсирует местный Фонд муниципального развития на пару с ВБ. Так что личность второго представителя "частного сектора" в совете директоров МСС Алана Патрикофа (Alan J. Patricof) тут вполне уместна.
Этот господин – создатель и директор Greycroft, LLC – венчурной компании на карманные расходы, интересен своим послужным списком. В нём значатся Apple Computer, America Online, Cadence Systems, Office Depot, FORE Systems, Cellular Communications, Inc., NTL and Audible, Inc., председательство в совете директоров New York magazine, приобрётшем the Village Voice и New West magazine, а также членство в советах директоров Boston Properties, Pump Audio, Content Next, Handmark, Inc., The Newsmarket, VoodooVox, в попечительском совете Школы бизнеса Колумбийского университета. Но важнее работа советником в коммерческом подразделении Всемирного Банка – Международной финансовой корпорации (International Finance Corporation (IFC) и одновременно в Комиссии ООН по программам развития, в частном секторе - the UNDP Commission on Private Sector & Development. К тому же он – член комитета по африканской политике Совета внешних сношений (Council on Foreign Relations, CFR – тот самый), нигерийского Совета по инвестициям и африканской венчурной ассоциации (African Venture Capital Association (AVCA). Ключевая фигура, можно сказать. (Насчёт ООН – в декабре 2010 года руководители Millennium Challenge Corporation и Программы ООН по продовольствию подписали меморандум о совместных усилиях по глобальному сокращению бедности, экономическому росту и продовольственной безопасности. Звучит обнадёживающе, не находите?) Вот г-н Патрикоф совместно с Лорном Крэйнером призывает Обаму (в декабре 2008 года) продолжить дело МСС. Обама продолжил. "Поскольку в прошлом программы помощи развивающимся странам не приводили к желаемым результатам, в последнее время в практике предоставления международной экономической помощи возобладал новый подход. Согласно этому подходу, помощь бедным странам, которые проводят "правильную" политику по развитию и укреплению институтов гражданского общества, является эффективным механизмом обеспечения экономического роста и борьбы с нищетой. Идея о том, что финансовую помощь следует оказывать только тем бедным странам, которые проводят "правильную" экономическую политику, в корне отличается от традиционной практики, в соответствии с которой помощь направлялась развивающимся государствам независимо от курса, которого они придерживались, или как раз с целью стимулировать экономические реформы. Примерами использования нового селективного подхода к предоставлению экономической помощи являются инициированная президентом Бушем программа Millennium Challenge Account (Инициатива администрации Дж. Буша мл., нацеленная на оказание финансовой помощи развивающимся странам, которые осуществляют надлежащее управление, инвестируют средства в свое общество и проводят рыночные реформы) и политика Всемирного банка, также призывающего удвоить объем этой помощи.
Тем не менее, для энтузиазма, который вызывает концепция селективной помощи, нет никаких оснований. Селективное предоставление помощи целиком определяется данными Всемирного банка, который на основании собственных исследований решает, какие развивающиеся страны проводят "правильную" политику, а какие — нет. Между тем, адекватность этих данных не подтверждается исследованиями других экономистов. Хотя исследования Всемирного банка оказали огромное влияние на ход дискуссии по этой проблеме, несколько попыток повторить их на основе тех же данных и методики дали совершенно иные результаты. Предоставление помощи в целях развития только тем странам, где проводится "разумная" экономическая политика и существуют сравнительно эффективные институты, может привести к неоднозначным последствиям. "Наградой" за разумную политику становится экономический рост. Если же добивающиеся его страны получают еще и дополнительное вознаграждение в виде иностранной помощи, это может обернуться теми же результатами, которые мы уже наблюдали на примере традиционных программ помощи: замедлением темпа реформ и экономического развития. Даже если бы принцип селективности и мог каким-то образом привести к эффективному результату, его практическое применение ограничивается массой препятствий. К примеру, на выделение средств по линии Millennium Challenge Account, несомненно, будут влиять политические соображения, эгоистические интересы бюрократии и чрезмерная опека со стороны Конгресса. Кроме того, преобладание традиционного подхода в большинстве программ помощи развивающимся странам не может не отразиться на планируемых результатах узконаправленных проектов, основанных на принципе селективности". Это цитата из доклада Иана Васкеса, директора Центра Центра по глобальной свободе и развитию американского Института Катона (the Cato Institute). Желающие могут прочесть его целиком. Мы же можем констатировать, что рекомендацию Лорна Крэйнера, Кеннета Уоллака и Алана Патрикоффа о продолжении финансирования Millennium Challenge Corporation Барак Обама выполнил. Шейла Херрлинг (Sheila Herrling), вице-президент МСС по политике и оценке (Vice President for Policy and Evaluation) в сентябре 2010 года написала в своём блоге, что она "очень взволнована тем, что ключевая роль в планах деятельности администрации Обамы по глобальному развитию принадлежит МСС". А вот тюрьму в Гуантанамо Обама так и не закрыл.
Марат Кунаев, "Война и Мир"
Версия для печати Обсудить на форуме (0) |