Версия для печати
БИЗНЕС
ПОД ШЕЛЕСТ СОЦИАЛЬНОГО ПАКЕТА
Судя по всему, в наступающем году базовой стратегией работодателей на украинском кадровом рынке станет политика «удержания». Некоторое оживление в осенне-зимнем бизнес-сезоне активизировало спрос на квалифицированный персонал даже в таких секторах, как банкинг и страхование. И совершенно неожиданно оказалось, что качественных работников в «свободном обороте» практически нет – всех лучших дальновидные собственники компаний разобрали в разгар кризиса. Теперь проницательность нужно направить на то, чтобы оставить эти кадры в составе команды. Как ожидается, наряду с небольшим ростом зарплат в ход пойдет возвращение соцпакетов. И здесь особое внимание эксперты советуют уделить нюансам нового Налогового кодекса. Первой статьей расходов, попавшей в немилость к работодателям в разгар кризиса, стали внутрикорпоративные мероприятия: около 85% компаний сократили или отменили их полностью. Практически сразу «под нож» пошли социальные пакеты: большинство работодателей в процессе перехода к режиму тотальной экономии последовательно «отрезали» по ломтику от нематериальной мотивации сотрудников. Так, сначала из соцпакетов исчезли такие «барские» позиции, как компенсация занятий спортом и программы льготного кредитования. Затем многие отказались от обучения иностранным языкам и тренингов личностного роста. После работники лишились компенсации стоимости проезда, корпоративных «безлимитов» и бесплатных обедов. В конце концов, из списка бонусов на многих предприятиях исчезло добровольное медицинское страхование (ДМС). Более того, несмотря на информацию о бурной деятельности Федерации профсоюзов Украины на благо трудящихся (которую, кстати, продуцирует сама ФПУ), на крупных предприятиях были нередкими случаи незаконного ухудшения рабочих условий, задержек с выплатой зарплаты и перехода на «черную» оплату труда. Так, например, по результатам проверок ГНАУ, на конец ноября в 96% фирм «бонусы» (в виде основной части заработной платы) работникам выдавались в конвертах. Например, согласно статистике кадрового холдинга АНКОР (специализируется на подборе персонала на просторах СНГ), на протяжении всей осени в Украине планомерно росло количество открытых вакансий, а работодатели были заинтересованы в привлечении в свои восстанавливающиеся ряды квалифицированных специалистов. Которых среди нетрудоустроенных на проверку оказалось не так уж и много. Поэтому сейчас работодателям следует быть внимательными в плане удержания сотрудников и уделять серьезное внимание вопросам безопасности бизнеса, а также мотивации ключевых специалистов, дабы не потерять ценные кадры». Зато есть хороший «задел» на следующий год: уже сейчас многие работодатели заказывают мониторинг заработных плат и их динамику по рынку. Небольшой процент повышения (по нашим данным – около 10-15%) закладывается в бюджеты компаний на следующий год (около 10%)». В зависимости от позиции сотрудника, которого собирается мотивировать работодатель, планируется возврат бесплатных обедов, безлимитной мобильной связи и компенсации аренды жилья. Хорошим топ-менеджерам (особенно приезжим) можно будет рассчитывать на вполне приличные апартаменты и автомобиль. «Впервые в налоговом законодательстве в структуре расходов предприятий рассматриваются затраты на связь, в том числе и мобильную, – рассказывает адвокат юридической фирмы Schoenherr Виктор Скопинцев. – Если ранее эта статья расходов не была прописана ни в Законе «О налогообложении прибыли предприятий», ни в Законе «О налоге с доходов физических лиц», то теперь четко определено, что затраты на любую связь в состав расходов предприятия в налоговом учете включаются без ограничений. Однако при этом данная норма не касается разговоров по мобильному в личных целях сотрудника – такие затраты компания оплачивает за счет прибыли, а также включает в налогооблагаемый доход сотрудника». Проще говоря, несмотря на очевидный позитив, сохраняется коллизия: каким образом компания будет доказывать налоговой инспекции, что ежедневные разговоры сотрудника с женой велись исключительно в целях хозяйственной деятельности фирмы? Впрочем, по мнению Виктора Скопинцева, речь здесь идет, видимо, о тех авто, которые находятся на балансе или в аренде самой компании как юрлица. Для тех средств передвижения, которые являются личной собственностью сотрудников этой компании, «списание» затрат в Налоговом кодексе не предусмотрено. Аналогичная норма относится к аренде жилья – эти траты можно будет отнести в состав расходов только в том случае, если будет подтверждена такая рабочая необходимость. «Если сотруднику для выполнения трудовых функций или ведения хозяйственной деятельности необходим сертификат об образовании, то затраты на получение этого образования включаются в состав расходов предприятия, – комментирует юрист. – Правда, есть один нюанс: в кодексе не определен критерий, определяющий эту обязательность. Да, существует перечень профессий, для которых необходимость получения специфического образования или периодического переобучения определена законом, – это, например, специалисты по ценным бумагам, медики, госслужащие. Однако ссылки на то, что «необходимость должна быть подтверждена законом», в налоговом кодексе нет. Так что вопрос остается спорным». Алина Полищук, Версии
Версия для печати Обсудить на форуме (0) |