Версия для печати
СУД & ДЕЛО
АПТЕКА: ЗАХОДИ – НЕ БОЙСЯ, ВЫХОДИ – НЕ ПЛАЧЬ!
Ни для кого не секрет, что любой бизнес стремится к росту. День за днём и год за годом финансовые директора следят за тем, чтобы уровень доходности всегда превышал предыдущий показатель. Причин тому огромное множество: инфляция, обязательный рост дивидендов держателям акций, рост цен – всё это заложено в экономике и является неотъемлемой её частью. Какими же путями достигается это непременное условие существование бизнеса? В глобальном плане путей всего два – расширять производство и свой рынок или поднимать цены и продажи.
Фармакологическим концернам свойственна любовь к мелким, не нарушающим закона махинациям. Перед тем как осуждать их за это, давайте выясним причины и попытаемся избежать лишних трат.
Какими же путями достигается это непременное условие существование бизнеса? В глобальном плане путей всего два – расширять производство и свой рынок или поднимать цены и продажи.
Любой рынок изначально ограничен, а выходить на новые уже не имеет смысла, так как делать это, не ориентируясь на прямую выгоду, могут позволить себе лишь те корпорации, которые смогут перекрывать убытки долгие годы за счёт филиалов и при этом обеспечить и дивидендную доходность, и рост стоимости предприятия.
Понятно, что производители автомобилей, бытовой техники, потребительских товаров, пищевой продукции могут выпускать новые модели, модификации, создавать новые торговые марки и расширять ассортимент старых. Но что делать в такой «традиционной» отрасли, как фармакология? Всем известно, что вывод на рынок нового препарата – дело хлопотное, в крайней степени высоко затратное и к тому же рискованное.
Мало того, что длительное испытание новых лекарств может закончиться доказательством его полной бесполезности в лечении целевого недуга, так ещё возможны и пострадавшие от побочных эффектов непроверенных медикаментов.
И такие случаи довольно часты, поэтому многочисленные юристы, по возможности не в судебном порядке, улаживают иски пострадавших от рук эскулапов-экспериментаторов, а это тоже большие деньги. Таковы издержки производства.
Естественно, это обосновано и используется в основном на рынке безрецептурных препаратов, там, где потребитель сам выбирает продукт. Реклама, а особенно телевизионная, – вещь очень дорогая, и продукт должен её окупать. Потому цены на самые популярные продукты неимоверно завышены, так как зависят не от издержек производства, а от стоимости минуты на ТВ. Как же это влияет на продажи? Да самым лучшим образом! Человек покупает только то, что знает. Доходит иногда до смешного.
В США существует три основных торговых марки обычного аспирина, которые отличаются уровнем рекламы и, соответственно, ценой. Но не составом – на каждом из них честно написано, что это та же самая ацетилсалициловая кислота. Так вот 80 % людей, не задумываясь, покупают самый дорогой аспирин, потому что они видели его по телевизору. Он кажется лучше, надежнее и провереннее.
Люди тратят в десятки раз больше, сами оплачивают рекламу, покупая свою уверенность, и, что интересно, это играет в их пользу: срабатывает эффект плацебо – и выздоровление ускоряется. Но не всё так радужно в Датском королевстве.
Детский парацетамол, естественно, стоит дороже, но не потому, что в нём есть ещё и ароматизированный сахар, а потому что играть на родительском чувстве ещё проще – ребёнку только лучшее! Но помните, употребляя парацетамол, вы лишь глушите симптомы заболевания и уж никак не лечитесь. Кстати, в рекламе о целительных свойствах парацетамола и не говорят – это было бы прямым нарушением закона.
Хотя препаратов с силденафилом и прочими сосудосуживающими ничем, кроме цены, не отличающихся огромное количество. Здесь, кроме оплаты за бренд, в дополнительную стоимость входит игра на мужском страхе «опозориться», поэтому лучше уж переплатить. В таком невротичном заболевании, как неорганическая импотенция, снова работает эффект плацебо.
Зачастую мужчина принимает эти препараты «для уверенности» и мог бы совсем без них обойтись, пройдя психотерапию, но так уж мы устроены, что нам нужно все и сразу. За это приходится платить.
Препараты зачастую не проходят никаких испытаний, и вам повезёт, если там будет просто сахар или вода с отдушкой. Хотя опять же эффект плацебо да и зачастую самоизлечивающийся организм играет на руку шарлатанам. Достаточно вспомнить чеховского фельдшера, который всем бедным крестьянам прописывал двуокись натрия, простую пищевую соду, которая выглядит как солидный медицинский порошок. И ведь выздоравливали же!
Проблема заключается в том, что, толкая в одну сторону маятник настроения седативами, мы можем добиться того, что после отмены препарата придется лечить уже депрессию. Казалось бы, мелочь, но в США только за 2006 год было выписано около 26 миллионов рецептов на прозак – один из самых популярных антидепрессантов, а это говорит о пристрастии к препарату минимум пяти процентов американцев.
Сейчас подобное можно наблюдать и у нас. Это выгодный бизнес, и из него никто просто так уходить не собирается. И неважно, что иногда производители умалчивают некоторые факты, некоторые вещи выставляют в ином свете. Но мы с вами, как и любые потребители, все же защищены законами, и поэтому у нас есть прекрасная возможность самим выбирать, что нам покупать и с кем советоваться по этому поводу.
Конечно, придя в аптеку и спросив совета, мы зачастую получим самое дорогое лекарство, ведь провизоры получают процент от продаж определённых лекарств, но не бойтесь спросить: «А есть ли что подешевле?». Очень часто вам с пониманием предложат подобное или даже такое же по составу средство, но за умеренную плату.
Не бойтесь спросить врача, как совмещаются препараты и можно ли отказаться от некоторых, – это его работа. Не бойтесь долго и внимательно читать вкладыши в аптеках – это ваше здоровье, и вы за него в ответе.
Не стоит осуждать сложившуюся систему – она такая, какой ей лучше всего быть. Надеюсь, эта статья поможет вам избежать ошибок, которые мы все иногда совершаем. Желаю вам доброго здоровья! Вячеслав Ганзин, From-UA
Версия для печати Обсудить на форуме (0) |