До конца года уже рукой подать. Можно подводить предварительные итоги деятельности 18-го правительства реформаторов. Державное казначейство выложило на своем сайте «Довідку про виконання державного бюджету за доходами у січні-жовтні 2010 року». Орган учета не преминул отрапортовать о баснословном росте поступлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – 34,5 %. Однако с весны Государственное казначейство, так же как и Минфин, категорически избегают афишировать фактическое исполнение плана мобилизации средств в казну. Потому их доклады по-школярски лукавы: о хорошем прозвеним, о плохом умолчим. Мол, пусть те, кому интересно, копаются в ворохе информации и сами определяются со здоровьем бюджета.
Нет проблем разобраться с мобилизацией средств в закрома родины. Казначейство указало, что за январь-октябрь в Общий фонд Государственного бюджета поступило 162,65 млрд. грн.
Таким образом, за два оставшихся месяца надо добрать 47,44 млрд. грн. – то есть по 23,72 млрд. грн. в ноябре и декабре. Рекорд этого года состоялся в июле – 19,5 млрд. А за все годы независимости самым урожайным стал август тучного 2008-го – 21,6 млрд.
В октябре текущего года, после взбучки премьера (Николай Янович, согласившись с доводами Минфина, распорядился увеличить поступления в госбюджет в IV квартале более чем в 1,5 раза) фискалы и мытари напружились и сгребли только 18,85 млрд. грн, хотя должны были 22,1 млрд. Если и в декабре сборщики податей поработают так же славно, то недобор Общего фонда госбюджета по году просматривается в пределах 9,7 млрд. грн.
Экономика державы пока не выказывает явных признаков выздоровления. Рост ВВП (ожидается, что увеличение валового продукта за 9 месяцев составит примерно 4,5 %) не подкреплен эквивалентным ростом поступлений в казну – один из парадоксов нашего смутного времени.
Откуда будут добирать, можно представить... Возможно, что в конце ноября бюджет ещё разок обрежут. Хотя маловероятно. Два раза за последние пять месяцев сиквестировать – кто же тебя умным назовет?
Таможня, которая у нас, как известно, мзды не берет, работает на пределе своих «мытарских» возможностей. В одночасье все контрабандные тропки, с тщанием торившиеся 20 лет, не свести в единую магистраль, ведущую в храм Государственной казны.
Вся надежда на ГНАУ, что она хотя бы львиную долю недобора перекроит своими домашними заготовками. Конечно, налоговики сравнительно честным способом не устранят отставание, но у них имеется такой проверенный левый резерв, как невозмещение НДС.
В декабре планировалось возместить 6,65 млрд. грн. – ничего страшного (дело уже привычное), если хозяйствующие субъекты, проникшись патриотическими чувствами, потерпят до лучших времен. В таком случае фискалы могут сильно улучшить сальдо поступлений.
С МВФ всегда можно договориться, чтобы фонд не брюзжал на то, что украинским правительством не исполняются взятые обязательства по искоренению бюджетной задолженности. Стоить это будет недорого для Украины – очередной кредит под углубление рыночных реформ и укрепление гривны. МВФ хлебом не корми – дай только возможность прокредитовать развивающиеся демократии.
Ну а терпил от бизнеса нетрудно склонить к нехитрой комбинации: адресатам возмещения оперативно (на словах) недополученные средства отнесут, например, в счет уплаты такой болезненной подати, как налог на прибыль. Попробуй откажи правительству всенародно избранного гаранта! Не о себе ж печется Кабмин – ему за державу обидно.
Индекс потребительских цен в октябре 2010 г. относительно октября 2009 г. составил 10,1 %. Накопленная с начала года инфляция – 7,9 %. До годового планового показателя 13,1 % далеко будет. Есть где разгуляться!
Индекс реальной зарплаты за январь-сентябрь 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 9,8 %. Т.е. средний украинец стал более зажиточным почти на десятину.
Арифметически всё почти сходится: номинальная среднемесячная зарплата поднялась с 2059 грн. в январе-сентябре 2009 года до 2499 грн. в 2010 г. (рост на 21 %), а задекларированная инфляция 10,5 % (сентябрь к сентябрю) выводит рост реальной зарплаты на рубеж 10 %.
Тем не менее, нет ощущения праздника в кармане. Чем звонче Госкомстат рапортует об укрощении инфляции, тем бОльший скепсис у мирян и экспертов вызывает официальный индикатор изменения стоимости жизни. Систематические походы на рынок, в магазины и коммунальные платежи вызывают стойкое ощущение малости госкомстатовской цифири.
Дисгармония вызвана тем, что территориальные органы Госкомстата фиксируют цены почти на 330 товаров и услуг, а нормальный украинец, не обремененный сверхдоходами, довольствуется от силы полусотней позиций. Потому рост цен на социально значимую группу товаров и услуг, который и задает динамику инфляции, размазывается по всему товарному массиву.
Разница между тем, что ощущают граждане своими кошельками и рапортами Госкомстат, весьма существенна.
Так, например, исследование роста цен, которое провели маркетинговое агентство I-BTL и аналитическая группа «Экономическая Правда» в начале 2007 года выявило, что по итогам 2006 года (декабрь к декабрю) продукты питания подорожали на 11,2 % – тогда как по данным Госкомстата, всего на 3,5 %. Показанное Госкомстатом повышение индекса цен на продукты питания в январе-октябре 2010 года на 13,1 % явно причесано.
Для коррекции данных Госкомстата, почему бы их не пропускать через сито борщевого набора – понеже для украинца борщ, да с пампушками, также непорочен, яко Биг-Мак для янки. Если существует «индекс Биг-Мака», значит, грех не иметь национальный «коррелятор» индекса потребительских цен.
Это не моя идея. Им – борщевым набором – уже пытаются проверять успехи социальной политики Кабмина. Но пока делают это скорее в публицистических целях, дабы урезонить власти, увлекающиеся очковтирательством.
Вот и координатор Программы потребительских экспертиз ИА «Наш Продукт» Игорь Каневский 15 октября отметил, что «одна порция борща подорожала в два раза: с 5 грн. в 2008 году до 10 грн. в 2010 году».
Отталкиваясь от «индекса борща», есть основания предполагать, что реальная зарплата украинца в 2010 году не увеличилась на 9,8 %, а просела процентов этак на 20 %. Но не борщом единым сытен украинец. Хотя на борще с пампушками можно всю жизнь просуществовать в упитанном состоянии.
Впрочем, данные Госкомстата, если не допускать чехарды в методике сбора информации, по крайней мере, могут демонстрировать хотя бы динамику процессов. А она, объективно говоря, в этом году по сравнению с прошлым годом всё же положительная. И на том спасибо.
Как бы там ни было с достоверностью казенной информации, похоже, инфляция приобрела очертания родового проклятия независимой Украины. Однако, с инфляцией можно справиться, не прибегая к арифметическим манипуляциям.
«Инфляция не закон развития, а дело рук дураков, управляющих государством» – указывал истоки инфляции министр финансов послевоенной Германии Людвиг Эрхард, автор немецкого экономического чуда.
Справедливости ради надо сказать, что если бы Америка не открыла для немецких товаров свои рынки, чудо было более скромным.
И ещё из Эрхарда: «Никакая экономическая ситуация не может быть настолько безнадежной, чтобы решительная воля и честный труд всего народа не могли справиться с ней».
Но как для трудовых подвигов консолидировать общество, состоящее из тех, кого нагло обокрали, и тех, кто жирует с грабежа? Овцы и волки биологически не консолидируются.
Но это так – небольшое лирическое ворчание на тему борьбы с инфляцией…
Владимир Поляков, From-UA
Комитет