Скорейшая приватизация «Укртелекома» необходима по многим параметрам. И один из них – долговой... Начиная с 2005 года, телекоммуникационный гигант, поощряемый тогдашним правительством, набрался иностранных кредитов под завязку. В условиях кризиса выплачивать их ему трудно. Кредиторы не против дать отсрочку. Но если конкурс будет отложен и возникнет неясность с дальнейшей судьбой предприятия, могут передумать…
До 2004 года «Укртелеком» занимал деньги вполне умеренно: за пять лет он получил около 215 млн. грн. А в 2003 году выпустил процентные облигации (с доходностью 12%) на 700 млн грн., которые купили в основном банки – наши и зарубежные.
Ситуация кардинальным образом изменилась в апреле 2005 года. Как отмечают аналитики, правительство Юлии Тимошенко впервые своим распоряжением утвердило финансовый план компании (до этого подобное не практиковалось), и она получила право на $500 млн. внешних займов.
Уже в июле «Укртелеком» воспользовался этим правом, заняв упомянутую выше сумму на семь лет у «Deutsche Bank» и «Credit Suisse First Boston». При этом он заплатил последнему за организацию кредита $3,375 млн. комиссионных.
Поскольку кредит был взят накануне конкурса по выдаче лицензии на связь третьего поколения (3G), где госпредприятие не имело реальных конкурентов, все восприняли сделку как финансовое обеспечение революционного проекта.
Однако на самом деле кредит не был выгодным для «Укртелекома» хотя бы потому, что отдельным пунктом договора было прописано обязательство в случае приватизации в течение десяти рабочих дней погасить всю сумму с процентами.
После этого «Укртелеком» начал занимать еще активнее. Только в прошлом году компания взяла три кредита – $30 млн. у «Cisco Systems Capital Corporation» и по 200 млн. грн. у украинских «Укрэксимбанка» и «Райффайзен Банка Аваль». По всем этим кредитам, как и по облигациям приходится платить немалые проценты.
Все вместе это создало тяжелую нагрузку, способствующую ухудшению положения гиганта. С каждым годом финансовые показатели компании только падают. Если до кредитной эпопеи чистая прибыль «Укртелекома» составляла 947 млн. грн. (по итогам 2004 года), то уже 2008-й компания закончила с убытком в 1,5 млрд. грн. Чистый убыток “Укртелекома” за 2009 год составил 456,43 млн. грн.
В 2008 году подножку компании подставила девальвация — из-за обесценивания гривны на 40% в 2008-м размер долгосрочного кредита иностранных банков увеличился с 2,2 млрд. грн. в конце III квартала до 3,5 млрд. грн. на конец года. А по итогам 2010 года, долговые выплаты вырастут в разы.
Правда, то и дело "Укртелекому" удается договориться об отсрочке выплаты по кредиту «Credit Suisse» и «Deutsche Bank». Так, в конце февраля 2010 года он выпросил очередную отсрочку на три месяца погашения части основного долга в размере $41,656 млн. Чтобы платить дальше, ему приходится занимать снова.
Недавно (в конце октября текущего года) «Укртелеком» снова привлек больше 150 млн. грн. за счет размещения облигаций.
То, что облигации нашли своего покупателя – отрадная новость. Но даже несведущему в вопросах финансов человеку ясно: так не может продолжаться долго. На предприятие должен прийти собственник с серьезными финансами и планами развития.
Для этого сделаны все условия. В отличие от прежних условий конкурса по приватизации стратегических предприятий, в данном случае инвесторам не прописывают пошаговый план ведения бизнеса. Что модернизировать, как управлять бизнесом, чему отдавать приоритеты – решает собственник, а не держава.
Изменился сам подход к конкурсу: ФГИ больше не собирается после продажи объекта ни контролировать его, ни разными способами существенно влиять на работу. Таким образом, для инвестора не создается опасности, что за невыполнение слишком детализированных обязательств его по суду лишат приобретения. Этим конкурс по «Укртелекому» выгодно отличается от условий, на которых была продана «Криворожсталь».
«Диктовать собственнику, какое именно оборудование покупать в процессе модернизации, когда показывать прибыль и т.д. – все это не вписывается в понятия рыночной экономики и лишено здравого смысла.
Единственное, чего может требовать государство от будущего владельца – так это обеспечить максимальную эффективность работы актива. А какой применяется для этого инструментарий – дело инвестора», - говорит президент «Реформаторского клуба» Искандер Хисамов.
По мнению эксперта, чем больше самостоятельности получает инвестор, тем лучших результатов можно добиться от приватизации в целом.
«В случае приватизации «Укртелекома» будет действовать универсальное правило: «Чем больше инвестобязательств, требующих затрат инвестора, на него возложит государство, и чем длиннее будет срок их выполнения, тем меньше денег владелец потратит на модернизацию актива». Продавая компанию, Фонд госимущества и правительство должны держать это правило в уме», - отмечает г-н Хисамов.
Взамен перед новым собственником будет стоять непростая, но решаемая задача - уговорить иностранные банки не требовать немедленной выплаты внешнего займа $500 млн. В принципе, особых проблем ни юридических, ни переговорных возникнуть тут не должно.
В крайнем случае, есть такой механизм удостоверения долга, как государственные гарантии, от которого ни один иностранный банк никогда не откажется. В любом случае, говорить о кредитном соглашении как о существенном препятствии приватизации «Укртелекома» - не стоит. С этим согласны и эксперты.
«Кредитные соглашения заключались самой компанией, а не ее владельцем, а значит, смена владельца никак не должна отразиться на обязательности расчетов по долгам», - считает Искандер Хисамов.
Галина Акимова, Голос.ua
Комитет