Сегодня подорожал хлеб. А вскоре станут недоступными яйца (куриные). Говорят, будут по трешке за штуку. О твердом сыре, зимней обуви, колбасе и бензине я и вовсе не говорю. У цен – осеннее обострение. И, что прискорбно, их рост вовсе не влияет на качество. Сапоги как были китайскими во всех вариантах – так китайскими и остались. А колбаса как делалась из сои с туалетной бумагой, так… Кстати, бумага тоже дорожает...
Читать спокойно сводки новостей с рынка потребительских товаров невозможно. Тут никакая нервная система не выдержит. Все началось в августе с гречки. Народ кинулся сметать с полок ставшую враз дефицитной крупу. И цена гречки подскочила до 14 гривен за килограмм.
Почему это произошло – понятно: засушливое лето, низкий урожай, проблема с импортом (гречку мало где выращивают). Но выход вроде бы нашли: теперь Украина будет покупать гречневую группу в Китае.
С хлебом тоже все очевидно. Причины те же: засуха, неурожай, рост мировых цен на зерно. Скажем, тонна муки 3-го класса, из которой пекут батоны, в январе стоила 930 грн., а в июне – 1250 грн. К тому же Кабмин великодушно разрешил производителям муки увеличить рентабельность до 10%, а хлебопекам – до 12% с нынешних 3-6%. Ну, они и рады стараться.
Самые необходимые после хлеба товары – водка, пиво и сигареты – дорожают из-за налогов. С 1 июля повысился акциз на водку, коньяк, шампанское и пиво. А с 1 сентября была повышена ставка акцизного сбора этилового спирта. Стоимость бутылки горячительного увеличилась на 20%.
Акциз на сигареты подняли с 1 июня. В результате цена популярных марок увеличилась в среднем на гривну за пачку. Ничего страшного – курить надо меньше. Правда, по расчетам экспертов, стоимость товаров нагоняют и другие повысившиеся расходы: вода, спирт, хмель, солод, перевозки и прочее. Но тут я не специалист, ничего сказать не могу.
Беда с сыром. На 15 сентября средняя цена сыра в некоторых торговых сетях составляла 68,33 грн./кг, тогда как на 26 июля – лишь 57,49 грн./кг. Так, за полтора месяца сыр в рознице подорожал более чем на 10 грн./кг.
Производители поясняют это тем, что твердые сыры производят из молока высокого качества, которое сильно подорожало в августе. С одной стороны, это вызвано мировой тенденцией роста цен на молочные продукты. С другой – нашей внутренней проблемой: засуха изничтожила траву, коровы не наелись и плохо доятся.
В результате цены на молочные продукты в Украине превышают европейские примерно на 30%. Поэтому, пугают эксперты, в октябре лучшие сорта отечественного сыра будут выставляться по 100 грн./кг.
Но нет худа без добра: подорожание сыра в Украине сделало более привлекательным импорт, даже с учетом 10% ввозной пошлины и других расходов. Появилось больше польских и немецких продуктов.
В то же время экспорт сыра из Украины ощутимо снизился и составил 5,7 тыс. тонн, в то время как за предыдущие несколько месяцев он составлял порядка 7-7,5 тыс. тонн. Учитывая, что наш основной зарубежный покупатель – это Россия, можно констатировать: украинский сыр стал неконкурентоспособным по соотношению цены и качества в сравнении с европейскими аналогами.
Из интересных перспектив – колбаса по 200 грн. и яйца по 3 грн. за штуку. По словам председателя правления Украинской национальной ассоциации производителей мяса и мясопродуктов "Укрмясо" Владимира Попова, главная причина – подорожание сырья.
«Вот, например, цена на говядину для промышленной переработки в сентябре выросла до рекордного уровня за все годы. Кроме того, на цену колбасы влияет стоимость тех же специй, цена на газ», – сказал Попов.
Тоже большая загадка для меня: по данным статистики, на сегодняшний день отечественная отрасль мясопереработки использует свои производственные мощности на 20-25%. Почему бы не увеличить выпуск и не удовлетворить спрос по нормальным ценам? Тем более что, по данным экспертов, поголовье крупного рогатого и толстого-хрюкающего скота у нас неуклонно растет. Да и насчет содержания мяса в колбасе – это тема отдельной дискуссии. И специальной тщательной экспертизы.
Поэтому что-то мне подсказывает: засуха – это повод. Да и мясо поднялось в цене не так сильно – на 10-15%. Вот специи и эмульгаторы подорожают – тогда другое дело.
Плохи дела у кур. Мерзнут несушки. И ненесушки тоже. Приходится их обогревать дорогой электроэнергией. К тому же корма подорожали. Поэтому, если летом можно было за 2,5 грн. купить десяток «с машин» на базаре, то теперь пугают, что столько будет стоить одно яйцо.
И снова глубокие сомнения закрадываются мне в душу. Что, они каждой курице по персональному калориферу ставят? Не верю! Вот прямо, как говорил Станиславский: не верю и все! Ну да, пшеница стоила 100 гривен центнер. А теперь 200. А что кур кормят исключительно пшеницей, а не спецкормом, в котором такого намешано?.. Зато недорого стоит. И в сочетании с антибиотиками весьма эффективно дает прирост живой массы.
В общем, если покушать по сносной цене не удастся, залить этот прискорбный факт дешевой водкой и закурить недорогими сигаретами – тоже, остается применить испытанный способ душевной терапии: шопинг-релакс.
И снова нас ждет глубокое и тяжелое разочарование. Цены на готовую одежду в Украине до конца 2010 года увеличатся примерно на 15-20%. Об этом заявили представители компаний-импортеров продукции легкой промышленности.
В частности, директор крупнейшего оператора отечественного рынка легпрома – группы компаний "Текстиль-Контакт" Валерий Дубовой утверждает, что прямое влияние на цену товаров легкой промышленности сегодня имеет ситуация со стоимостью волокна из хлопка. Это сырье на мировых биржах в последнее время растет в цене из-за неурожая хлопка в Пакистане и частично в Индии.
По словам эксперта, в большей степени подорожание пока сказалось на тканях, цены на которые уже подросли на 20-25%. Кроме того, автоматически повышаются цены и на другие виды продукции на основе хлопка: например, на постельное белье, домашний текстиль (шторы, халаты, полотенца), технические материалы и изделия медицинского назначения (вату, марлю).
Несмотря на это, украинские производители и импортеры надеются, что неплохой объем урожая хлопка в Китае, Бразилии, Узбекистане и Туркменистане в дальнейшем сгладит этот негативный тренд.
Елки-палки, какой хлопок?! Где они видели в одежде хлопок, когда там сплошная синтетика? Если хлопок и остался в марле и вате, то, спасибо «Олвейсу», мы эти товары теперь применяем гораздо реже, чем раньше. Девочки поймут.
Но окончательно г-н Дубовой добил меня, когда сказал, что самый больший рост цен будет наблюдаться в эконом- и в среднеценовом сегменте – т.е. на массовом вещевом импорте из Китая и Турции. Причем тут подорожание хлопка в мире к цене китайской готовой одежды? Что, на китайских химических заводах увеличились цены на химволокно?
Впрочем, радует другое: оказывается, на дизайнерскую одежду цены, скорее всего, останутся неизменными из-за большого размера маржи. Пойти по этому пути – сохранить цену за счет уменьшения наценки, – возможно, решат и некоторые европейские производители брендовых изделий среднего ценового сегмента.
Какие молодцы! Неужели они, наконец, догадались чуть-чуть умерить аппетиты на прибыль? Ладно, знаменитые дизайнерские дома Европы. У нас 99% населения не имеет к их изделиям никакого отношения.
Удивляют всякие доморощенные модельерные гении, которые почему-то решили, что их одежда должна стоить, как пропеллер от вертолета. Лично мне кажется, что, если бы наши модельеры были поближе к людям, а не к звездам, массовый спрос сам бы нашел и озолотил их. А так выбор между китайскими «пиратами» и нашими «наследниками фабрики «Большевичка» ставит среднего потребителями практически в тупик.
Но самая зловещая новость пришла от консалтинговой компании «ААА». Ее аналитик Мария Колесник предрекла резкий рост цен на обувь. По ее расчетам, можно ожидать 40%-й рост цен на обувь, который связан, с одной стороны, с сезонным фактором, с другой – с инфляцией, с третьей – с тем, что таможня стала тщательнее проверять соответствие декларируемой цены импорта индикативными ценами.
Такого же мнения придерживается и владелец одного из украинских обувных предприятий Дмитрий Ткач.
«Думаю, самая низкая розничная цена на той же Барабашовке (рынок в Харькове) на зимние сапоги будет 700-800 грн., если же говорить о качественной модельной обуви, то ее цена от 1800-2000 гривен», – сказал Ткач.
Предприниматель называет ряд причин, способствующих подорожанию. Во-первых, поскольку основная масса продукции ввозится в Украину из Китая, очень сильно повлияло повышение минимум на 50% стоимости ввоза одного контейнера продукции. Во-вторых, процедура прохождения таможенного контроля сегодня настолько усложнена, что грузы по несколько месяцев стоят в портах.
«Их владельцы мало того, что “прилично” платят за ввоз, так еще и после этого не уверены, пройдет ли вообще товар таможню», — рассказал Ткач и добавил: «Спрос сегодня на внутреннем рынке высок, и те отечественные предприятия, которым хоть как-то удалось выжить, не могут справиться с предлагаемыми объемами».
Еще одна загадка современности: в стране безработица, спрос на обувь высокий, есть какие-то модельеры, но забросать рынок качественной украинской продукцией почему-то не получается. Что мешает? Рук нет? Или растут они не оттуда, откуда у китайских обувщиков? Или секрет совсем в другом – в норме прибыли?
Знаете, летом отдыхали мы в Турции. Нормальная страна, с нормальной туристической инфраструктурой, не сравнимой, увы, с крымской. Выбрались из отельной резервации побродить по милому городку Белеку и зашли в одно кафе.
Официант там был один. И на кухне работали двое – старик и подросток. А все 10 столиков – заняты голодными туристами. И каждый заказывает по 2-3 блюда, плюс напитки.
Скажу сразу, что своего заказа мы ждали не более 10 минут. А похвалив вкусный кебаб, получили в подарок от заведения по рюмке наливки и шарику мороженого, в которое еще были воткнуты зажженный бенгальский огонь и зонтик с бантиком. И все это, повторюсь, делал один официант.
Объевшись, мы просто сидели и смотрели за тем, как этот шустрый малый летает между столиков, попутно сметая мусор, собирая грязную посуду и полные пепельницы. За 1,5 часа нашего вальяжного пребывания в кафе он не притормозил ни на секунду.
Так вот, норма прибыли у этого кафе, как они нам сказали, 10%. Еще одна пара украинских туристов, которая сидела с нами, глубоко изумилась.
«Я бы в жизни не приступила к бизнесу, если бы зарабатывала меньше 50%», – честно призналась тетка, которая по ее словам занимается поставкой мебели.
И созналась, что на одной только перепродаже польских стенок она имеет 100%. Правда, за время кризиса стенку у нее купили лишь одну.
К чему я это веду? К тому, что ни куры, ни свиньи, ни сгоревший на солнце урожай, ни подорожание хлопка в Бразилии не имеют ничего общего с ценовой политикой в Украине.
И когда наши предприниматели, наконец, поймут, что 10% – это тоже хорошая норма прибыли, а чиновники перестанут объедать их, как голодная саранча посевы, китайские сапоги перестанут выставляться по цене модельной обуви из европейского Аутлета. И не надо спихивать все беды на кризис и инфляцию. Это лишь небольшой привесок к реальным проблемам.
Галина Акимова, Версии
Комитет