Если выстрел «Авроры» в 1917-м, как говорят шутники, породил 70 лет разрухи, то крах Lehman Brothers в 2008-м стал точкой отсчета всемирного экономического кризиса двухтысячных. По подсчетам финансистов, борьба с ним обошлась миру в 15 трлн. евро. И это еще не предел. Украине тревожный сентябрь 2008-го запомнился девальвацией гривни, началом безработицы и кратковременной банковской паникой…
Несмотря на то, что экономическое проблемы страны Запада испытывали с 2007-го, именно 15 сентября 2008 года считается днем рождения всемирного кризиса. В этот день один из крупнейших инвестиционных банков планеты Lehman Brothers подал в суд заявление о банкротстве. Крупнейшем в истории американского бизнеса.
На тот момент на балансе банка числились активы на $639 млрд., а обязательства превышали $760 млрд. Акции банка в этот день рухнули на 90% (!), а американские фондовые рынки продемонстрировали максимальное однодневное падение со времени террористических атак 11 сентября 2001 года.
Парадоксально, но затраты на «обслуживание краха» уже превысили сумму активов почти втрое. Только комиссионные и гонорары специалистов (юристов и бухгалтеров), занимающихся ликвидацией оставшихся активов банка, приблизились к $2 млрд.
В ближайшие годы эти товарищи продолжат зарабатывать на банкротстве банка, так как до окончания процесса еще далеко. Как сообщил на прошлой неделе в конгрессе главный юрист по банкротству североамериканских активов Lehman Brothers Харви Миллер, только в США на выплаты ликвидаторам потребуется еще два года и в общей сложности около $2 млрд. Только в США в процедуре банкротства Lehman Brothers заняты более 1 тыс. человек.
Так, расходы на ликвидацию активов в США, по данным на июль, составляли $917 млн. и должны превысить $1 млрд. в сентябре. В Лондоне, по данным Financial Times, работа 300 юристов и консультантов PricewaterhouseCoopers, занятых ликвидацией европейских активов инвестбанка, потребовала почти $900 млн.
«Банкротство Lehman Brothers стало крупнейшим, наиболее сложным и многогранным банкротством, когда-либо инициированным в США, и имело далеко идущие последствия», — заявил Миллер.
«Ликвидация Lehman Brothers стала тяжелым бременем для мировой экономики, - говорит финансист Чарльз Фергюсон. - Однако это стало наукой. Многие правительства стали четче контролировать финансовую систему. А банки - проводить осмотрительно политику».
Действительно, два года спустя после громкого крушения американского банка мировое сообщество окончательно пришло к новым стандартам банковского капитала и ликвидности. Эти стандарты известные как "Базель III", утверждены 12 сентября международным банковским регулятором - Базельским комитетом по банковскому надзору.
Новый пакет международных нормативов - "Базель III" предусматривает последовательное ужесточение минимальных требований к достаточности капитала банков. Так, коэффициент достаточности основного капитала первого уровня (common equity) будет повышен до 4,5% с нынешних 2% от совокупных активов, взвешенных по степени риска. А с учетом специального "буферного капитала" в размере 2,5% от активов, минимальные требования к базовому капиталу первого уровня возрастают до 7% - то есть более чем в три раза с текущих 2%. Постепенный переход на новые стандарты должен начаться в январе 2013 года, а к 2019-му банки должны будут привести свои капитальные параметры в полное соответствие с «Базелем III».
О намерении ужесточить регулирование рынка производных финансовых инструментов, в том числе рынка внебиржевых деривативов, объем которого составляет около $600 трлн., еще в марте текущего года объявили президент Франции Николя Саркози, канцлер Германии Ангела Меркель, премьер-министр Греции Йоргос Папандреу и глава еврогруппы Жан-Клод Юнкер.
Назвал новые стандарты «шагом в правильном направлении» и директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Доминик Стросс-Кан. «Было абсолютно необходимо переписать правила в финансовом секторе. На данный момент это гораздо важнее, чем возможные негативные эффекты от усиления регулирования в банковской сфере», - сказал глава МВФ. Однако при этом он считает, что в мире все еще недостаточно развит надзорный компонент.
В основном поддерживают «Базель III» и эксперты PricewaterhouseCoopers. Но, по их мнению, новым требованиям не хватает детальности и указаний к практическому применению. При этом повышенные нормативы достаточности капитала и введение такого нового требования как создание «буферного резервного капитала» вызвало у экспертов одобрение.
Критики нового «базельского» соглашения указывают на то, что одного ужесточения требований к банковскому капиталу недостаточно для того, чтобы гарантированно не допустить финансовых кризисов в будущем, необходимо более тщательно контролировать кредитную деятельность банков. При этом они напоминают, что Lehman Brothers, с которого все и началось, располагал более чем достаточным капиталом первого уровня, однако не смог избежать банкротства, которое поставило под угрозу всю мировую финансовую систему.
До сих пор, говорят специалисты, мир переживает последствия кризиса. Это высокий уровень безработицы в развитых странах. И невысокий потребительский спрос. Растущая долговая нагрузка на бюджеты развитых стран. Смена лидеров мировой экономики. И нестабильность национальных валют.
Несмотря на то что острая фаза кризиса, по единодушному мнению аналитиков, преодолена, на карте Европы появились сразу несколько потенциальных банкротов, для которых даже придумали специальную аббревиатуру - PIGS (несколько обидную, так как в переводе с английского - «свиньи»). Это Португалия, Ирландия, Греция и Испания.
Впрочем, если смотреть по уровню задолженности, о чем мы недавно писали, первой из европейских стран в этот список должна была войти Италия, у которой объем долговых обязательств – свыше 115% ВВП.
Что же касается проблем, которые за эти два года объединили мир, то это, прежде всего, безработица. По словам главы Международного валютного фонда Доминика Стросс-Кана, кризис не закончится до тех пор, пока сохраняются высокие показатели безработицы. Многие аналитики также считают, что финансовый кризис за эти два года трансформировался в кризис занятности. Точнее в ее отсутствие. Если посмотреть на цифры, которые приводит МВФ, ситуация критическая: количество безработных достигло 210 миллионов человек. Это исторический максимум.
В целом, финансовый кризис перекроил устройство мировой экономики. Теперь на первый план выходят страны БРИК - Россия, Бразилия, Индия и Китай. Именно они являются лидерами и по росту экономических показателей, и по интересу инвесторов.
Украина, увы, сумев обойтись без сильных потрясений, похоже, впала в вялотекущую экономическую стагнацию. В 2008 году наш ВВП впервые за последние годы резко упал. При ранее запланированных правительством 6,8%, он вырос лишь на 2,1%, инфляция составила 22,3% (притом что тогдашний премьер Тимошенко обещала не выше 10 %). Совокупный государственный долг за короткое время вырос до $24,121 млрд., при этом в гривневом эквиваленте он увеличился в 2,1 раза. В основном из-за стремительной девальвации гривни.
Поскольку общее благополучие и рост цен на недвижимость во многом были спровоцированы наплывом в контролируемые иностранным капиталом банки, дешевых и, как правило, краткосрочных кредитов, крах Lehman Brothers стал косвенным ударом под дых всей финансовой системе Украины. Еще раньше иностранные банки подняли ставки по своим кредитам; и это привело к удорожанию кредитов украинских банков и сокращению кредитования строительства, особенно жилищного.
Следствием сокращения доходов и невозможности взять кредит во время кризиса, девальвации гривни и удорожания кредитов, взятых в иностранной валюте, стало резкое падение цен на приобретение и аренду недвижимости. Кризис в строительной индустрии Украины стал заметен уже в мае 2008 года, когда снизились объемы строительства. В сентябре спад в строительстве принял обвальный характер, сделал неизбежным углубление кризиса в металлургии, поскольку строительная отрасль являлась одним из основных потребителей металла.
Параллельно началось падение цен на украинскую металлургическую продукцию. В начале октября Минпромполитики Украины официально объявило о начале серьезного кризиса в черной металлургии: было остановлено 17 из 36 украинских доменных печей, рассматривалась возможность полной остановки работы предприятий.
Но, главное, в сентябре 2008 года началось падение курса гривни по отношению к доллару США, которое в октябре переросло в панику на валютном рынке.
В течение 2008 года украинская гривня девальвировала на 38% по отношению к доллару США, что было лучшим показателем только по сравнению с исландской кроной и сейшельской рупией.
К этому времени многие коммерческие банки в одностороннем порядке подняли процентные ставки по ранее выданным валютным и гривневым кредитам — в среднем в 1,5 раза. С ноября кредитование населения банками практически полностью прекращено.
По данным Госкомстата, уровень безработицы в ноябре 2008 года по сравнению с октябрем 2008 года увеличился на 20,7 % — до 639,9 тыс. чел. Средняя заработная плата сократилась почти вдвое. Больше всего снизились доходы работников металлургического сектора, машиностроителей и специалистов коксохимической промышленности, у которых заработные платы стали снижаться, начиная с августа.
В ноябре Украина получила первый транш кредита МВФ, и с тех пор живет от транша до транша, вынужденно выполняя политику Фонда. И самое главное, что пока никто не обещает нам даже призрака прошлого благополучия. В общем, крепким орешком оказался этот Lehman Brothers, если даже такая не «инсталлированная» в мировую финансовую систему страна, как Украина до сих пор зализывает раны, причиненные его банкротством. А что говорить об остальных?..
Галина Акимова, Версии
Комитет