Вот уже 20 лет кряду я слышу радостные всхлипы начальников земли украинской про огромный промышленный и интеллектуальный потенциал державы, данный нам в объективную реальность. «Блажен, кто верует, – тепло ему на свете!». Но это не про украинских элитариев. Их оптимизм в голос – пудра на мозги электората.
Тайные откровения экспертов
Приятно удивили откровения украинских аналитиков. Читая их публичные размышлизмы, полагал, что они и впрямь веруют в то, что на людях излагают. Ан нет! Это всего лишь должностной позитив, который обязан исторгать человек, добывающий хлеб насущный безответственным умствованием. И если они уверены, что анонимность личных взглядов будет обеспечена, то их оценки куда более откровенны.
Для экспертов откровенное без купюр обсуждение запаса прочности экономики страны также чревато серьёзными последствиями, как и обсуждение характера тёщи в присутствии жены.
Вот, в 2007 году, когда перла фишка у металлургов, а банки объедались иностранными инвестициями в виде процентных займов, словно мальчиши-плохиши сгущенным молоком и халвой, Центр социальных исследований «София» (Киев) в содружестве с консалтинговой компании «United Communications» провели исследование на злободневную тему «Энергетический потенциал Украины».
Парочка вопросов-ответов без включения публичных дураков.
Вопрос:
Сможет ли Украина обеспечить потребности своей экономики в газе и нефти за счет собственной добычи?
Ответы:
Да – 0%
Нет – 87,2%
Затрудняюсь ответить – 12,8%
Блаженненьких, верящих в светлое пришествие сланцевого газа, угольного метана, равно добычи углеводородов на шельфе Черного моря, и в помине нет. Однако на людях аналитики и должностные лица обязаны нести благостную чушь о потенциале недр державы.
Вопрос:
Обладает ли Украина финансовыми ресурсами для самостоятельной модернизации старых и постройки новых трубопроводов?
Ответы:
Да – 5,7%
Нет – 80,0%
Затрудняюсь с ответом – 14,3%
Как видим, количество контуженных близко к статистической погрешности. Заметим, вопрос не о модернизации всей экономики, а всего лишь о её мелком сегменте, который не требует ни великого интеллекта, ни запредельного напряжения сил державы, и такой апоплексичный ответ.
Однако оперуполномоченные державы, продолжая возносить финансовый потенциал державы, без суеты пытаются пристроить ГТС иностранным концессионерам и в дальнейшем не отвечать за её работоспособность, а лишь стричь свою часть купонов (хрустальная национальная идея).
Миф о потенциале
Наличие могучего промышленного (да, собственно, любого другого) потенциала – миф. Потенциал по латыни означающий силу, мощь, а в обыденном смысле «запасные средства», величина не постоянная и не может находиться в состоянии числа «пи», т.е. неизменным как до исторического материализме, так и после него.
Это в сказке преподобный Илья Муромец три десятка лет лежал на печи, созерцал потолок, скрёб в укромных местах, возможно и ерундой болтал, прирастая силушкой и полномочиями богатырскими. Одним словом копил и лелеял резервы роста, лёжа на боку. Потом глядь в окошко – а там картина душегубства: сыроедцы с раскосыми глазами зло творят великое – жгут и насильничают православных. Илья в дверь на свет божий и показал «безбожниим огарянам», как отлежавший все бока потенциал превращается в кузькину мать кинетической энергии.
Но то сказка, а жизнь любит наоборот. Если органы не нагружать, то они атрофируются. Даже бешеная внешняя конъектура на слябы и трубы в 2002-2007 гг. не смогла вывести ГКМ на уровень 1990 года. Объемы производства проката из черных металлов (топ-продукция нашего экспорта) к моменту начала кризиса осенью 2008 года находились на отметке 60% от уровня 1990 года.
И не потому, что 7-ми лет не хватило для полной реабилитации отрасли до советских показателей, а потому что безвозвратно утрачено примерно 30% производственных мощностей, а вместе с ними в хлябях «розбудовы» подвергся критической коррозии кадровый потенциал.
Яркий пример проеденных «запасных средств» является авиапром. Эта отрасль, по мнению Гаранта (которое я всецело разделяю), превратилась в артель по изготовлению одного самолета в год. Примером того, что авиастроители не в состоянии не то что развиваться, а хотя бы сколько-нибудь внятно исполнять взятые на себя ничтожные обязательства, явился «ливийский контракт».
Договор между ХГАПП и Управлением гражданской авиации Ливии был подписан в сентябре 2005 года и предусматривал поставку одного самолета АН-74ТК-300 в VIP-компоновке и двух АН-74ТК-200 в санитарном варианте (заказ на них поступил в 2004 году). Контракт провален так идеально, что прямо дух захватывает!
И здесь дело далеко не только в отсутствии средств на строительство лайнеров – Ливийская Джамахирия внесла предоплату. Просто украинские авиастроители разучились их делать. И научатся ли профессии по второму кругу – фатальный вопрос. Возраст уже не тот.
Ведущие инженеры и квалифицированные рабочие плотными рядами выходят на пенсию, а вузы и «бурсы» выпускают «черный полуфабрикат», из которого только в условиях напряженной системной работы на заводе можно через 15 лет выстрогать специалиста. Однако выпускники не идут на заводы, где им могут платить только лилипутские зарплаты, да и те нерегулярно.
Форумчанин «SS-18» в комментарии на одном из сайтов остужает пыл казенных позитивистов, привычно развешивающих на уши маниловщину (в 2012 году поставить на крыло сразу 18 самолетов):
«bellow, дружище я работал на ХАЗе и лично присутствовал на селекторных совещаниях, которые вел генеральный директор!...на тот момент (сентябрь 2009 г. – Авт.) там уже 1,5 года зарплату людям не платили и выплатили ее только в конце декабря - начале января перед выборами! Средняя зарплата рабочих в литейном цехе 1200 грн +/- 200 грн! И теперь подумай, как много там осталось специалистов и каков уровень качества наших самолетов?! Я уже не говорю о внедрении новых технологий, там хотя бы старые советские соблюдали!» (орфография и пунктуация оригинала сохранена)
Увы, связь времен и поколений прервалась – передавать трудовые навыки и совершенствовать их просто не кому.
Могу подтвердить, что с кадровым потенциалом у нас зеро. Имел недавно приватную беседу с главным бухгалтером одного из ведущих в Луганской области Высшего профессионального училища (сейчас ПТУ сплошь ВПУ – так звучит благороднее).
Он был донельзя удручен тем, что им на баланс поставили фонды полностью развалившегося училища, готовившего мехобработчиков: токарей, фрезеровщиков, шлифовщиков. В прошлом году было подано восемь заявлений на обучение. Понятно, что нельзя держать такую махину для десятка будущих станочников.
Тем не менее, пан руководитель и генконструктор «Антонова» Дмитрий Кива, сидя на могильном камне авиапрома, продолжает рассуждать про опасности слияния с российской «Объединенной авиастроительной корпорацией»: «Интеграция должна быть выгодна обеим сторонам. Поглощение же одного партнера другим может привести к развалу». Конгениально!
Кадры решают всё
Лозунг сталинский, но это не значит, что он неверный или преступный. Совсем наоборот – очень разумный и актуальный. Пора озаботиться строительством совершенно новой инфраструктуры, ибо то, что строилось полвека назад, исчерпало все мысленные сроки эксплуатации. Про это все говорят, но не ставят конкретных задач. А если невзначай внятно сформулируют, то кто их будет решать?
С кадрами умеющими построить с нуля завод и вывести его в люди у нас тишь да гладь. Украинская система генерирует в избытке только мародеров и безответственных теоретиков, с которых не спросишь за результаты их труда.
Попалось на глаза интервью Александра Кендюхова, председателя Всеукраинского союза ученых-экономистов. В нем ученый-экономист поведал: «При проведении экономических реформ Украина могла бы воспользоваться положительным опытом Японии и Китая.... ее руководители рискнули свернуть инвестиции в индустриальное производство и направить их на строительство новых высокотехнологичных предприятий, которые рассматривались многими экспертами как сомнительные и достаточно рискованные проекты».
Отсюда элементарное «средство Макропулоса» для омоложения капиталистического хозяйства – «для развития экономики государству следует стимулировать трансформацию структуры национального производства».
А «для создания высокотехнологичных предприятий обязательным является наличие интеллектуального капитала (который присутствует в нашей стране), а не уникальных природных ресурсов».
Про наличие интеллектуального капитала это он, наверное, о себе и подобных ему ученых-экономистах.
Упоминание на каждом углу опыта Китая уже порядком надоело, потому несколько абзацев для прояснения сути «китайского чуда».
О любимом Китае
Поднебесная начала динамично развиваться с конца 70-х годов прошлого столетия не на базе собственных интеллектуальных и промышленных ресурсов, и даже не с решения о создании национальной технологической базы, которое было принято в середине 60-х Мао Цзэдуном. А с получения новых американских технологий и рынка сбыта в США – крупнейшего мирового потребителя.
Для чего великий кормчий пошел даже на военный инцидент с Советами на Дальнем Востоке в 1969 году, прекрасно понимая, что получит от них по сусалам. Но его агрессивные телодвижения не имели желаемых последствий – Вашингтон не спешил открывать врата своего рая.
Но к счастью в США начался очередной экономический кризис. В 1971 году президент Никсон со скорбным видом сообщает миру об отказе от обязательств обменивать доллар на золото, что, по сути, означало объявление дефолта. А тут ещё вьетконговцы пинками вышибают янки из Вьетнама, а арабы своим эмбарго ввергают развитые страны в нефтяной кризис. И США принимает решение начать поставлять промышленные технологии в КНР и постепенно открывать для китайских товаров внутренний рынок.
Массовый импорт ширпотреба из Китая должен был поставить на ноги доллар, сохранив за ним статус главной мировой резервной валюты и связать избыточную долларовую массу наличием импортных товаров.
Далее в конце 80-х западные компании вошли во вкус и стали практически обвально выводить свои производства в Китай и Юго-восточную Азию, надувая азиатские экономики инвестициями. Причина банальна – очень дешёвая рабочая сила в купе с теплым климатом делали себестоимость продукции сверхрентабельной.
Очень схожие манипуляции в экономике были и в послевоенной Европе и Японии. Дело было не в американских кредитах по плану Маршала, а в наличии открытого для европейских и японских товаров очень емкого американского рынка сбыта. Это уже потом Германия и Япония на базе экспорта стали развивать внутренний спрос. К тому не надо забывать, что на «оборонку» эти, по сути, оккупированные страны не тратились.
Ничего из опыта Германии, Японии и тем более Китая нам не подходит. Капиталист понимает, что любое производство на территории Украины (тем более наукоемкого) будет значительно дороже производств в Юго-Восточной Азии (т.н. «петля Паршева»).
Чтобы развивать лежащую в позе эмбриона экономику Украины, необходимо поворачивать оглобли в сторону 180-миллионного рынка Таможенного союза, в котором наша продукция конкурентоспособна. Но разве такие простые мысли могут прийти в голову местным ученым-экономистам…
И последнее. Про наличие неисчерпаемого кадрового потенциала. В прошлом году один видный деятель Партии регионов (сам из бывших «красных директоров») купил у белорусов своему отпрыску цацку – промышленную установку для изготовления стекловолокна (продукция востребованная). Линию с помпой, якобы, запустили на территории развалившегося почти до руин советского предприятия. В присутствии мэра, чадолюбивого отца и его сына-предпринимателя и представителей СМИ гильотинировали красную ленточку.
Однако через пару месяцев установка, так толком и не заработав, бабахнула. Хорошо, что обошлось без человеческих жертв. Из братской Белоруссии приехали производители агрегата, посмотрели на то, что смонтировали местные интеллектуалы и виртуозы гаечного ключа, и на законных основаниях отказались от участия в наладке изделия до промышленных кондиций.
Всё в мире имеет свой предел. Советская инфраструктура находится по дороге в царство небесное, а точек роста новой не видно. Потому остается только одно – звенеть в бубен про вечно юный и безразмерный потенциал.
Владимир Ветров, From-UA
Комитет