Украина хочет, чтобы Россия и ЕС построили на ее территории дополнительный газопровод
Янукович сделал первый визит в Брюссель, и это был демонстративный шаг для России. Но Баррозу денег на трубу не дал. А поскольку он не мог прямо отказать, то сослался на то, что Украина не выполнила требования мартовского меморандума. Янукович кинулся их выполнять. Но когда Украина их выполнит, Европа еще что-нибудь придумает. Есть сильные сомнения, что она сейчас даст денег на ремонт украинской газотранспортной системы.
Виктор Янукович предложил России совместно с Евросоюзом построить на украинской территории дополнительный газопровод.
«У нас есть своя концепция. Речь идет о строительстве через территорию Украины газопровода, который бы обеспечил дополнительные объемы транзита газа в Европу», – пояснил Янукович, слова которого приводит РИА «Новости». А для этого необходимо создать совместную компанию с участием России, Украины и стран ЕС.
Янукович также добавил, что страна готова модернизировать существующую газотранспортную систему (ГТС) с участием России и Евросоюза. В настоящий момент с помощью украинской ГТС осуществляется 80% транзита российского топлива в Европу.
Напомним, в марте 2009 года Украина уже успела подписать с Евросоюзом декларацию о модернизации ГТС, однако дальше намерений дело не пошло. Сначала сообщалось, что Россия не будет принимать участия в этом проекте, однако позднее украинское правительство пригласило российскую сторону к участию в переговорах.
2 июля Верховная рада Украины приняла в первом чтении законопроект, предполагающий разделение газовых компаний по функциям добычи, транспортировки и реализации. В случае окончательного принятия законопроекта активы «Нафтогаза» могут быть разделены, хотя, как предполагают аналитики, изменения в структуре компании вряд ли произойдут.
Прокомментировать неожиданное и достаточно экзотическое предложение украинской стороны мы попросили политолога Константина Симонова, генерального директора Центра политической конъюнктуры:
– Заявление довольно любопытное. Фактически Янукович предлагает повторить путь Белоруссии. Там существует традиционная советская труба, которая вошла в систему Белтрансгаза. Потом, в постсоветское время, был еще построен газопровод Ямал – Европа. В 2007 году он был доведен до пропускной способности 33 млрд кубов.
Фактически на территории Белоруссии есть две трубы, и одна из них, Ямал – Европа, является стопроцентной собственностью «Газпрома». Янукович предлагает повторить эту практику, тем самым сняв вопрос о политической драме Украины под названием «Как же нам можно отдать свою трубу?»
Предложение является бредовым по нескольким причинам. Чему научила нас история с Белоруссией? Тому, к сожалению, что даже собственность на трубу не является сегодня гарантией ее использования. «Газпром» являлся стопроцентным собственником второй трубы в Белоруссии, однако это не мешало Лукашенко делать странные заявления на тему «вот сейчас возьму и перекрою вентиль».
Труба – не его, она не находится в правовом режиме Белоруссии; как он собирался это делать, на каком основании? К счастью, это осталось загадкой: президент государства не пошел на прямое нарушение международного права и не продемонстрировал пренебрежительное отношение к чужой собственности.
Построив новую трубу через территорию Украины, мы не решим всех проблем, связанных с Украиной, потому что Белоруссия показала нам: даже если вы владеете трубой, это не означает, что вы всегда сможете ее использовать.
В случае с Белоруссией мы строили не параллельную трубу, а дополнительную мощность по транзиту газа в Европу. А в случае с Украиной – какой смысл строить вторую трубу, если совершенно очевидно, что настолько увеличить пропускную способность через украинскую территорию просто не получится?
Таким образом, когда мы говорим про «Южный» и «Северный» потоки, мы понимаем, что это – очень затратные проекты, которые лучше на самом деле было бы не строить. Но проблема в том, что мы имеем Украину, которая использует трубу как возможность шантажировать Россию при любом правительстве.
Т. е. мы прекрасно понимаем, что «Южный поток» – это не столько проект по появлению нового газа на европейском рынке. Это – проект отказа от Украины как ненадежного транзитного государства. За это и приходится платить достаточно большие деньги.
Конечно, России лучше было бы отказаться от «Южного потока», если бы мы получили надежные долгосрочные гарантии того, что труба через территорию Украины действительно является надежным каналом перекачки российского газа в Европу. Но мы прекрасно понимаем, что даже если мы построим новую трубу по украинской территории, то ее политическая надежность не будет выше. Так какой смысл строить новые трубы на Украине?
Это, конечно, абсолютный абсурд, но само по себе предложение очень показательно. Мы перед Украиной поставили прямое условие: «Чтобы сохранить транзит через вашу территорию, чтобы, возможно, Россия отказалась от «Южного потока», вам нужно уже сейчас, немедленно пойти на ряд шагов».
Первый из этих шагов – передача «Нафтогаза» России, и он – не единственный, который нужно сделать. Ведь, как мы видим на примере Белоруссии, собственность не является решением проблемы. Но, по крайней мере, это – первый важный шаг, который нужно сделать обязательно.
А украинское руководство сделать его не может, потому что вокруг этой трубы создано огромное количество мифов. И украинское общество не готово вот так взять и принять передачу трубы России. А это означает, что новое руководство Украины вертится, как уж на сковородке. Ему сделали предельно конкретное предложение: «Отдайте «Нафтогаз». Они в ответ: «Не можем отдать «Нафтогаз», давайте по-другому поступим». И возникают предложения разной степени бредовости.
Первым из них было предложение Азарова: «Давайте вместо передачи «Нафтогаза» мы лучше будем добывать у вас газ, а вы – у нас, на шельфе Черного моря». Это называется «мы вам – про Фому, а вы нам – про Ерему». Мы вам говорим про трубу, а вы нам – про добычу газа. Кто там будет добывать газ, тем более на Ямале? Что, у Украины есть там производственные мощности? Или новые технологии? Или же деньги, наконец? Нет, ничего подобного.
Потом – еще более смешное предложение Азарова: откажитесь, пожалуйста, от строительства «Северного» и «Южного» потоков без всяких гарантий, очень вас просим. Мы пожали плечами. А теперь – еще одно, не менее бредовое предложение: давайте, вы построите еще одну трубу через нашу территорию...
Предложение по передаче «Нафтогаза» Украина принять не может по политическим мотивам. Янукович понимает, что пока мы строим «Южный поток» (а это займет 5–7 лет), нам от Украины отказаться нельзя. Значит, есть возможность пошантажировать.
Что будет с ним через 5 лет, он не знает, но знает точно, что ближайшие несколько месяцев он протянет. А если он откажется от этой трубы, внутри Украины начнется такой шум, что неизвестно, сколько его правительство продержится. Вот он и вынужден лавировать. Я думаю, что это – не последняя «великая идея», которая прозвучит с территории Украины.
Я не удивлюсь, если он завтра предложит построить газопровод по черноморскому шельфу через украинские территориальные воды. Собственно, раньше мы так и планировали – до того, как повернули в Турцию…
Фантазия Украины этим наверняка не исчерпывается. Но эта фантазия есть проявление невозможности ответить на прямой запрос России отдать «Нафтогаз» «Газпрому» для того, чтобы, возможно, сохранить Украину как транзитное государство.
– 2 июля Верховная рада приняла в первом чтении законопроект о разделе активов «Нафтогаза»: добывающие мощности – отдельно, передающие – отдельно, сбыт – отдельно. Не является ли это подготовкой к его передаче и выводу активов?
– Я думаю, что это – не подготовка к объединению с «Газпромом», а реализация того меморандума, который был подписан Украиной в 2009 году с Евросоюзом. Это – попытка Украины показать России, что ее труба нужна Европе. Дескать, вы не думайте, что вы – одни претенденты… Это – требования, которые были прописаны Евросоюзом: он обещал денег на модернизацию ГТС, если Украина выполнит ряд обязательств.
Эти требования выгодны и нам. Основным источником газа для рынка Украины является Россия. Чем либеральнее будет ее рынок и выше цены на нем, тем больше мы будем зарабатывать. Эти предложения в конечном итоге предполагают и возможность «Газпрома» продавать газ напрямую потребителям Украины, минуя всяких сомнительных посредников, навязанных «Нафтогазом».
Схема сейчас – достаточно кривая: газ покупается «Нафтогазом», потом обратно перепродается «Газпрому». «Газпром» продает посредникам, а уже те – населению Украины. Зачем эти кривые схемы использовать?
Украина таким образом демонстрирует России, что Европейский союз о ней не забыл: «Вот, мы тут всё принимаем, скоро денежки потекут, и будет ремонт труб. Наша труба не только вам нужна, так что вы на нас не давите. Брюсселю труба тоже необходима».
Но Брюсселю эта труба не нужна. Да, он подписал декларацию, но у него – тоже прагматичная позиция: денег в трубу он вкладывать не будет. У него, если что, есть альтернатива в виде катарского сжиженного газа и сланца в Польше. Поэтому на сегодняшний день Украина заблуждается, думая, что Брюссель станет вкладывать деньги в ее трубу.
Янукович сделал первый визит в Брюссель, и это был демонстративный шаг для России. Но Баррозу денег на трубу не дал. А поскольку он не мог прямо отказать, то сослался на то, что Украина не выполнила требования мартовского меморандума. Янукович кинулся их выполнять. Но когда Украина их выполнит, Европа еще что-нибудь придумает. Есть сильные сомнения, что она сейчас даст денег на ремонт украинской газотранспортной системы.
А если все же даст, то нам это будет только выгодно. Пусть Европа платит за ремонт украинской трубы, проблем никаких нет. А Украина думает, что она тем самым сумеет нас развести, что мы не будем спать ночами и думать, каких еще пряников предложить Януковичу.
Справка
Национальная акционерная компания (НАК) «Нафтогаз Украины» – государственная компания по добыче, транспортировке и переработке нефти и природного газа.
«Нафтогаз Украины» является вертикально-интегрированной нефтегазовой компанией, которая совершает полный цикл операций по разведке месторождений, эксплуатационного и разведывательного бурения, транспортирования и хранения нефти и газа, транспортирования природного и сжиженного газа потребителям.
Леонид Рудницкий, KM.RU
Комитет