МУДРОЕ ВСЕГДА
Я не верю в коллективную мудрость невежественных индивидуумов. Томас Карлейл.
Бедность - корень всех беспорядков в стране. Мо-цзы.
  ГЛАВНОЕ СЕГОДНЯ  
ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   ПОЛИТИКА   НАШ ИЗБИРАТЕЛЬ   СУД & ДЕЛО   СЛУХИ   ЗАБОРНЫЙ ЧАТ   ФОРУМ   ГАЛЕРЕЯ   БИЗНЕС  
NED: Имя им Легион

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
Чужие в Украине: Дети Грантов

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Евреи и создание третьего Рейха

Части: 1, 2
ОБЫКНОВЕННЫЙ СИОНИЗМ

Части: 1, 2, 3, 4, 5
ЕВРЕЙСКИЕ ДИВИЗИИ СТАЛИНА

Части: 1, 2
WIKILEAKS: США О КОМИТЕТЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ ДОНБАССА

Части: 1
Новости@mail.ru:

АНДРЕЙ ЮЩЕНКО – ПЕРСОНАЖ И «ЛЕГЕНДА»
Часть 1 | Часть 2
ФСБ ОБЛИЧАЕТ: ОУН-УПА – ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ

Части: 1, 2, 3
ЙА – БЛОНДИНКО? НЕТ, Я СЕКРЕТАРЬ!

Часть 1 | Часть 2

ЦЕНТР политического прогнозирования UA-PRAVDA





Одесская  Общественная Организация 'Единое Отечество'






Версия для печати БИЗНЕС
АТОМНЫЕ ГОНКИ

Белоруссии, Болгарии, Литве, России и Украине предстоит борьба за поставки атомной электроэнергии на европейский рынок... В период атомного ренессанса в мире никого не удивляют намерения многих государств строить собственные АЭС. Россия, Китай, Индия или США с их огромными территориями могут себе позволить разместить новые ядерные объекты без оглядки на соседей. А вот в сравнительно небольшой Европе мода на реакторы привела к тому, что желание каждой страны иметь свою атомную станцию грозит излишком генерирующих мощностей.

Яркий пример – планы развития ядерной энергетики Белоруссии, Болгарии, Литвы, России и Украины. Первую Белорусскую АЭС из двух блоков по 1200 МВт планируется пустить к 2016-2018 гг. Болгария в 2011 г. начнет сооружение двух блоков-миллионников на АЭС “Белене” и включит их в сеть через 6-7 лет. В России стартовали работы на площадке Балтийской АЭС в Калининградской области, где в 2016-2018 гг. должны заработать два блока по 1150 МВт.

Литва хотела бы построить АЭС “Висагинас” к 2018 г. мощностью 3000-3200 МВт вместо закрытой в 2009 г. Игналинской атомной станции. Украина также к 2018 г завершит строительство третьего и четвертого блоков Хмельницкой АЭС мощностью 1000 МВт каждый. И это не говоря уже о планах Польши построить собственную АЭС, Чехии – расширить АЭС “Темелин” еще на два блока или Финляндии – ввести новые мощности АЭС “Ловииза”.

Даже неспециалисту ясно, что концентрация новых АЭС в одном регионе явно завышена. С учетом роста электропотребления в Европе не более 1,5% в год, профицит атомной генерации налицо. Даже в странах Северной Европы, Балтии и в Польше дополнительную потребность в электроэнергии до 2025 г., которая оценивается в 10-14 ТВт ч в год, вполне может закрыть Балтийская АЭС.

Очевидно, что атомные проекты государств СНГ и ЕС в той или иной степени конкурируют между собой. Все решает время. Страна, которая может быстрее других запустить атомные блоки, имеет больше шансов выйти со своей электроэнергией на европейский рынок и даже убедить ЕС включить ее мощности в общеевропейскую энергетическую стратегию.

В этом отношении у Киева есть очень большая фора, так как третий и четвертый блоки Хмельницкой АЭС строятся не на пустом месте, а с использованием законсервированных конструкций. Если во времена СССР атомная станция возводилась за 1700 суток, то на третьей площадке ХАЭС выполнено работ на 1000 суток.

С другой стороны, у Украины нет необходимых финансовых ресурсов, поэтому она вынуждена обращаться за кредитом к России. А россияне продолжают проводить политику блокирования поставок украинской электроэнергией на рынок Балтии, поэтому заинтересованы в скорейшем пуске своей Балтийской АЭС.

При этом у Москвы есть серьезные рычаги для влияния на стройки конкурентов. В Белоруссии – это кредит, об условиях которого стороны так и не могут договориться. Польше уже предложили участие в строительстве Балтийской АЭС в качестве одного из инвесторов. Ситуация в других странах также на руку России: Болгария сама тормозит свой проект, а Литва никак не может определиться с финансовым партнером.

Что касается Украины, то здесь потянуть время россияне могут как за счет согласования кредита, так и условий строительства. В настоящее время стороны продолжают переговоры о разделении объемов работ и ответственности.

При этом, как бы это парадоксально не звучало, но украинскому «Энергоатому» выгоднее работать с Россией на условия EPC (от англ. engineering, procurement, construction - проектирование, организация поставок, строительство). В этом случае российский подрядчик строит объект под ключ и полностью отвечает за сроки введения его в эксплуатацию. Отставание от графика грозит ему серьезными штрафами. По такому пути пошла Белоруссия, Китай.

Украина, наоборот, в погоне за призрачное право распоряжаться миллиардными инвестициями пытается перетянуть на себя стройку. И Россия соглашается с тем, чтобы за сооружение станции отвечал Киев.

Логика здесь простая: в Москве понимают, что НАЭК «Энергоатом» будет очень трудно реализовать проект из-за банального отсутствия опыта, непонимания современных норм и правил строительства ядерных объектов.

Россиянам это поможет ликвидировать разрыв во времени между проектами Балтийской и Хмельницкой АЭС. В итоге Россия выйдет на рынок электроэнергии стран ЕС первой. Украина в лучшем случае сможет заместить выводимые из эксплуатации старые атомные энергоблоки. В худшем варианте АЭС страны вновь будут работать в режиме ограничений из-за превышения выработки электроэнергии над ее спросом.

В такой ситуации Украине следует серьезнее взглянуть на подготовку к строительству блоков на ХАЭС. Прежде всего, необходимо определить ответственного за реализацию проекта. Выполнить такую задачу может не каждый. Среди реальных претендентов можно вспомнить бывшего министра топлива и энергетики Сергея Тулуба, экс-главу «Энергоатома» Андрея Деркача и др.

К сожалению, нынешнее руководство «Энергоатома» не проявило надлежащих организаторских способностей. Белоруссия, начавшая подготовку к строительству АЭС на год позже Украины, в 2006 г., продвинулась гораздо дальше. Две белорусские компании вошли в российскую саморегулируемую организацию “Союзатомстрой”, что дает возможность участвовать в строительстве ядерных объектов как в России, так и за рубежом.

Членство в этой структуре не только подтверждает соответствие высоким строительным нормам в сфере ядерной энергетики, но и дает дополнительные гарантии заказчику. Дело в том, что в рамках “Союзатомстроя” формируется компенсационный фонд, средства которого предназначены для возмещения ущерба от возможных строительных ошибок.

Ни НАЭК “Энергоатом”, ни его обособленное подразделение “Атомпроектинжиниринг”, отвечающее за новое строительство, не значатся в перечне участников “Союзатомстроя”. Не трудно угадать, кого бы выбрали россияне, например, для работы в Украине – “Энергоатом” или белорусских подрядчиков.

В Индии российский “Атомстройэкспорт”, который выиграл тендер и по отбору проекта для блоков Хмельницкой АЭС, не боится привлекать местные компании и давать гарантии на их работу, как в случае с индийской Larsen&Toubro. Эта фирма хотя и не входит в состав “Союзатомстроя”, но сертифицирована по международным нормам. У нее есть сертификат Американского общества инженеров-механиков. Компания участвовала в строительстве первой индийской атомной подводной лодки.

А какой лицензией может похвастаться тот же “Атомпроектинжиниринг”? Понятно, что “Атомстройэкспорт” не согласится передать НАЭК “Энергоатом” возможность распоряжаться средствами стройки и при этом гарантировать выполнение сроков работ, а также их качество.

Единственной украинской компанией, получившей допуск к работам на атомных объектах России, является киевское ЗАО «Укратомэнергострой». Но эта фирма в период политического двоевластия в Украине переориентировалась на рынок России и Китая. Не исключено, что ее вообще выкупят структуры “Росатома” для привлечения к своим проектам. Только в РФ до 2025 г. планируется построить 15 атомных блоков, 9 из которых уже сооружаются.

Кроме того, “Атомстройэкспорт” в ближайшие 15 лет намерен сдать 30-45 новых реакторов за рубежом, в том числе в Иране, Болгарии, Индии, Китае, Турции, Чехии, Белоруссии, Вьетнаме. Поэтому не случайно, что россияне скупают перспективные инжиниринговые компании, например, уже приобрели немецкую NUKEM Technologies.

Можно, конечно, пойти путем Армении, которая провела тендер и выбрала международный консорциум Worley Parsons в качестве управляющей компании для реализации программы строительства нового атомного энергоблока на АЭС “Мецамор”. Но для этого нужны несколько сот миллионов долларов, которых у правительства Украины нет.

В рамках подготовки к строительству АЭС белорусские специалисты в разных сферах прошли обучение в России. В Украине вопросом кадрового обеспечения стройки на ХАЭС вообще никто не занимался. Минск провел общественные слушания по экологическим аспектам строительства своей АЭС в приграничной Литве. Украина не может организовать такое мероприятие даже внутри страны.

Еще одним важным вопросом в проекте расширения Хмельницкой АЭС является механизм финансирования строительства. Тут уже Россия имеет конкурентные преимущества, предлагая широкие возможности для инвестирования частному бизнесу.

В Турции россияне планируют впервые применить схему BOO
(build-own-operate, строй – владей – эксплуатируй) для реализации проекта АЭС “Каккую”. Турецкое правительство не будет вкладывать средства в стройку. Все расходы возьмет на себя проектная компания, которая будет на 100% владеть АЭС. В обмен Турция гарантирует покупку электроэнергии с этой станции в течении 15 лет по контрактной цене.

В Балтийской АЭС Россия готова уступить инвестору до 49% и проработать возможность совместного экспорта электроэнергии в Европу. Не удивительно, что Италия уже заинтересовалась проектом. На очереди Польша. В обоих случаях круг участников проекта может быть расширен за счет энергопоставляющих компаний, крупных энергопотребителей.

Украина же пока не имеет возможности пустить в атомную энергетику частный сектор из-за ограничений законодательства, поэтому может рассчитывать только на поддержку госбанков России и собственный государственный бюджет.

Но в любом случае речь пойдет о льготном кредите. Ведь средства необходимы как минимум на 15 лет с пятилетней отсрочкой платежа по телу кредита на время строительства. А такие условия невыгодны даже государственным российским банкам.

Так что, к сожалению, чем ближе Украина подходит к началу работ на Хмельницкой АЭС, тем больше возникает проблем. Их решение требует комплексного подхода, который невозможен без определения ответственного за строительство, выбора генерального подрядчика и схемы финансирования с возможным увеличением государственной доли.

Алексей Андрущенко, From-UA

Комитет

 


Версия для печати Обсудить на форуме (0)
Nick: Сообщение:
НОВОСТИ
Понедельник, 18.03
Воскресенье, 17.03
Среда, 06.03
Четверг, 29.02
Среда, 28.02
Вторник, 27.02
Суббота, 24.02
Вторник, 20.02
Понедельник, 19.02
Среда, 14.02
Среда, 29.11
Вторник, 21.11
Понедельник, 20.11
Пятница, 17.11
Среда, 15.11
Вторник, 14.11
НАШ ОПРОС
КАКОЕ ВТОРОЕ ГРАЖДАНСТВО ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ПОЛУЧИТЬ?
Российское
Израильское
Американское
Не хочу получать
Я гражданин только своей страны
Не скажу
Ваш вариант
Любое, только не украинское

©komitet.net.ua, 2006