Версия для печати
СУД & ДЕЛО
БЕСПРАВНЫЕ СОВЛАДЕЛЬЦЫ
Казалось бы, благая идея - дать возможность жильцам самим управлять своим, выражаясь языком чиновников, многоквартирным жилым домом, в наших реалиях может быть реализована с точностью до наоборот. При этом пробелы законодательства, безразличие должностных лиц, отвечающих за всестороннюю поддержку данного начинания, и человеческий фактор могут сделать целый дом заложником ситуации.
Уйти от ЖЭКа, платить деньги за квартиру выбранному тобой человеку, который будет контролировать их расходование именно на ваш дом, - мечта почти каждого владельца жилья в многоэтажке. Однако в Донецке сложилась ситуация, когда жители целого дома, отчаявшись найти общий язык и здравый смысл в действиях председателя своего общества совладельцев многоквартирных жилых домов (ОСМД), уже всерьез задумываются о том, чтобы вернуться к ЖЭКу, хотя и здесь перед ними встает масса проблем.
Напомним, что идея домашнего самоуправления, когда жильцы дома берут на себя ответственность за его содержание и эксплуатацию, вот уже несколько лет является неотъемлемой частью реформирования жилищно-коммунального "бесхозяйствия" в нашей стране.
Создателям ОСМД власти обещают всяческую поддержку, для чего в различных органах власти созданы и работают специальные отделы, существуют заместители первых руководителей, курирующие эту тему. Справедливости ради стоит отметить, что новейшая история знает и положительные примеры такого самоуправления. Однако, как оказывается, даже, казалось бы, отработанная технология на деле может быть разрушена безразличием и безынициативностью.
Истоки
Весной 2008 года в Ленинском районе Донецка "забил" "Родник". Именно под таким названием райсовет зарегистрировал новое ОСМД. Как вспоминают жильцы дома, в феврале 2008 года у них прошло ознакомительное собрание, на котором в общих чертах рассказывали о преимуществах ОСМД. По рукам ходил список жильцов, в котором присутствующие расписались. Потом список был приложен к протоколу учредительного собрания.
Инициатором нового был Виктор Задоенко, впоследствии ставший председателем общества. На собрании, по словам жильцов, он говорил, что ЖЭКи скоро закроют, буквально в текущем году (2008), потому нужно брать управление в свои руки. А поскольку им самим это не потянуть, нужно создавать ассоциацию с соседними домами. Никакой конкретики - вроде обсуждения и утверждения устава, выборов правления и т.д. - не было. Однако, как уже отмечалось, в апреле ОСМД получило официальную регистрацию.
Проблемы начались практически сразу. На подготовительном этапе будущий председатель завел речь о том, что ему нужно собрать по 20 грн. с квартиры на "представительские расходы" для регистрации ОСМД, хотя все это делается бесплатно. Когда процесс был уже запущен, местный ЖЭК отказался обслуживать дом, в результате вызов слесарей стал для жильцов серьезной проблемой.
С удивлением узнав, что ОСМД уже зарегистрировано, жильцы стали интересоваться тем, что записано в уставе созданного ими общества. Увидеть его им удалось только в августе 2008 года, при этом документ сильно отличался от типового в худшую сторону. На фоне конфликта в доме начала формироваться оппозиция, тут же попавшая под административное давление.
Одной из претензий жильцов к председателю ОСМД стала выдача необходимых им справок за деньги или за подпись под нужным документом. Дело доходило до прокуратуры. Показателен в этом плане, по словам жильцов, и выборочный ремонт крыши, который был временно приостановлен над двумя из четырех подъездов, где проживали оппоненты председателя. Работы возобновились только тогда, когда квартиры стало заливать.
Со временем список претензий к председателю ОСМД значительно увеличился. Один из интернет-провайдеров в декабре прошлого года долго не мог обновить оборудование, которым пользовались жильцы, - председатель не давал ключей от чердака, аргументируя это тем, что нужно выбрать на собрании одного провайдера (такая внутридомовая демократия и конкуренция), чтобы все по крыше не шастали, и с ним уже работать.
Смету расходов на содержание дома и отчет по осуществляемым платежам жильцы не видят уже несколько лет. А одна из проверок выявила случай самовольного распоряжения имуществом ОСМД - был куплен паяльник для монтажа пластикового трубопровода, а спустя некоторое время Виктор Задоенко его выкупил… с учетом амортизации. Жильцы искренне надеются, что по такой же схеме не были выкуплены бензопила и другая техника, приобретенные за общественные деньги.
Борьба за власть над собственным домом
Попытки разрешить проблему в узком "домашнем" кругу не увенчались успехом. Уходить с занимаемой должности председатель не пожелал. В декабре 2009 жильцы дома собрали подписи за его отставку, провели собрание, итогом которого стало письменное заявление Виктора Задоенко, что он сложит полномочия и передаст документы, если собрание будет проведено в соответствии с законом.
Еще одно собрание (13 февраля 2010 года) состоялось в присутствии заместителя председателя Ленинского районного в г. Донецке совета С.В. Шайтера и депутата Ленинского районного в г. Донецке совета В. Гнатюка. На собрании было избрано новое правление и ревизионная комиссия. Но Виктор Задоенко отказался отдать документы, не отдал и после письменного требования.
Если в случае с отказом в выдаче справок обращение в прокуратуру помогло пресечь злоупотребления, то с возвратом документов помощи жильцы пока не дождались. Несколько заявлений в милицию - о незаконности создания ОСМД, о самоуправстве, об отказе передать дела - остаются без ответа.
Помощь Ленинского райисполкома закончилась после проведения собрания. Горсовет в лице начальника управления жилищного хозяйства Литвинова Валерия Александровича отделывается письмами - да, есть нарушения, да, должен отдать документы. Отдел новых форм хозяйствования данного управления, который заведует работой с ОСМД, по словам жильцов, официально хранит молчание, а на словах рекомендует "заблокировать счет" или "дать по шее, и пусть документы отдаст".
Попытка решить вопрос через суд тоже не принесла результата. Причем, исходя из ответов, пришедших на 2 исковых заявления, складывается впечатление, что судьи даже не ознакомились с материалами дела и удовольствовались стандартной отпиской, написанной практически слово в слово, с теми же ошибками.
Подобная ситуация больше напоминает не самоуправление, а самоуправство, борьба с которым разбивается о стену безразличия в органах власти, внутренних дел и в суде. Пока жители дома колеблются: либо снова идти в суд, либо ликвидировать ОСМД и вернуться на обслуживание в ЖЭК: "Там хоть потребовать можно с кого-нибудь", - вздыхают они.
Сейчас идет процесс сбора подписей под письмом к директору КП "Управляющая компания Ленинского района" Олегу Бексултанову, с требованием закрыть ОСМД, поскольку дом все еще находится на балансе у его компании и является коммунальной собственностью.
Мытарства "Родника" выявили ряд системных проблем. Это бесконтрольность ОСМД как со стороны власти, так и со стороны жильцов, невозможность привлечь руководителя общества к ответственности, ведь, имея дело с общественными деньгами, он остается нематериально ответственным лицом.
Ликвидировать же ОСМД по закону практически невозможно - единственная вариант "по решению суда" оказывается недоступен. Хотя в российском варианте законодательства все предельно просто - процесс ликвидации, как и для обычной общественной организации, если из состава ОСМД вышло более 50% жильцов, такое ОСМД ликвидируется автоматически.
Хотелось бы понять, когда наконец проблема конкретного дома, хорошо известная различным органам власти и подкрепленная неоднократными обращениями граждан, будет решена? Или же всесторонняя поддержка реальна до тех пор, пока все идет без сучка без задоринки, а с проблемами люди должны разбираться сами?
Иван ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ
Версия для печати Обсудить на форуме (0) |