Большие взятки, как и блондинки, являются предметом вожделения многих мужиков при власти, но достаются редко кому. Некоторым – неудачно. Неудачников ловят с поличным. И так происходит всегда, при любой власти. Достаточно вспомнить «засевалу» Зварыча или председателя Партенитского сельсовета, который отхватил «пятерик лимонов» в «оранжевые» времена. Или сестру Парубия с ее земляком замминистра экологии Преснером в новейший период истории. Вопрос не в сумме взятки и даже не в том, кто ее берет, а в способности организма госуправления самоочищаться.
Помню, года два с половиной назад в Одессе при получении взятки был задержан председатель хозяйственного суда Николаевской области Юрий Коваль. Я как раз был в тех краях по делам, и наблюдал оживление вокруг этой новости.
Тогда аресты судей высокого ранга были еще чем-то экзотическим. Но прошло не так много времени, и вся страна угорала от Игоря Зварыча, председателя Львовского апелляционного административного суда и его объяснения, почему в его служебном кабинете были обнаружены пакеты с деньгами, общей суммой в миллион «зеленых».
«В кабинете собралось то, что с ИЮНЯ «посевали» по украинской традиции в новом помещении. Нам дарили много образов и засевали деньгами. Все это я хотел с водителем передать в церковь, но не успел», – пояснял Зварыч при аресте поздней осенью.
Вскоре веселился уже Крым. 12 июня прошлого года при получении максимальной взятки в истории Украины – $5 200 000 – были задержаны три местных руководителя из Партенита. Но фоне сложенных горкой купюр старательно позировал гроза немецкой полиции, министр внутренних дел Юрий Луценко.
Тоже, кстати, странный пиар: министр на фоне взятки. А если бы маньяка задержали, он бы что, сфоткался на фоне трупов? Но это так, к слову…
По итогам 2008 года ГУБОП опубликовал рейтинг крупнейших взяток, общим числом 84 позиции. Попадались в основном на земельных делах. Председатель одного из сельсоветов Барышевского района Киевской области просила 4,5 млн. грн. за выделение земельного участка площадью почти 9 га, при среднем «нормативе» в 3 млн. грн. Жадную тетку повязали.
В 2009-м рейтинга не было. Или забыли подсчитать в связи с выборами, или поняли, что перестарались, когда 15 декабря 2008 года объявили о факте вымогательства взятки в $42 млн.
По словам Луценко, руководители Броварской райгосадминистрации якобы вымогали у иностранного инвестора взятки размером $38 млн. и $4 млн. за отведение двух земельных наделов, площадью 36 и 40 гектаров. Правда, в ходе операции удалось задокументировать факт получения… 11 млн. грн.
Да и всем, кроме очковтирателей в погонах, было ясно, что $42 млн. – это уже перебор. Таких взяток не дают даже в Америке за контракты по полному обеспечению какой-то там горячей точки всем остро необходимым для целой армии. А Бровары, они, конечно, круты до невозможности, но все же не центр вселенной…
В общем, ЮВТ велела Луценко временно снизить обороты и прекратить имитацию ловли оборотней в рядах исполнительной власти, ибо, во-первых, уже было смешно; во-вторых, это разрушало предвыборный имидж тяжело работающей команды. Поэтому воровали смелее, и многие вошли во вкус.
А привычка – это такая штука, которая со сменой должности не искореняется. И со сменой президента тем более. Ведь не станет Виктор Федорович каждого чиновника обыскивать, телефоны прослушивать и в сейфе рыться? Не станет. А, значит, можно брать, как брали.
Правда, в «доходных местах» не учли одной маленькой детали: вместе с президентом и правительством сменился, например, начальник ГУБОПа. И нынешний, Сергей Черных, не из тех людей, кто скучает на должности или ждет команды свыше «прокачать» кого-то из образцово-показательных коррупционеров. Он сразу собрал команду профессионалов и без лишнего шума принялся за работу.
Скажем по секрету, Богдан Преснер – не первый банально спалившийся любитель крупной наживы. Но, допускаю, самый типичный. Провинциал, повязанный с местным бизнесом (является учредителем ряда охотхозяйств), всегда пытавшийся примкнуть к тем, кто выбился в столичные шишки (его партнер по бизнесу был тесно связан с сыном депутата Ореста Фурдычко, и Преснер этим весьма гордился), и наконец дорвавшийся до кресла в министерстве не устоял перед банальным соблазном.
Каким? Ну, типа продать через посредников (помощника или водителя) должность в системе своего ведомства кому-то из земляков. Это тоже по-нашему, по-хуторянски – обдирать тех, кого знаешь.
И сестра Андрея Парубия Елена тоже действовала по тому же принципу: скинутые ею в туалете 2 тыс. баксов это явно не «пилотный транш». Брала дамочка всегда, небольшими суммами (а кто мелкой сошке из районной налоговой больше-то даст!), но попалась впервые, когда прохудилась «крыша» в лице брата. Что ж, все когда-то происходит в первый раз.
По странному совпадению, оба резонансных происшествия, связаны с разными политическими силами, но с одной территорией – Галичиной. Ничего не хочу сказать (взятки берут всюду, и какой-то особой региональной привязки тут нет и не было), но невозможно не заметить и то, как тень «колядника Зварыча» оказывает губительное воздействие на умы и хватательные инстинкты земляков.
Может, пора, наконец, вкатить ему срок?! Для профилактики в масштабах всего чиновничьего аппарата? Чтобы, как сказал премьер Николай Азаров, «если нет совести, то пусть будет страх…».
«Власть просто вынуждена самоочищаться, – говорит президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко. – После «умелого» хозяйничанья Юлии Владимировны от бюджета осталась едва ли треть. А как говорят умные люди, воровать надо не с убытков, а с прибыли.
Новая команда понимает, что ей любыми силами нужно стабилизировать экономическое и финансовое состояние страны.
Не надо забывать, что действующая власть сформирована в основном из национальных производителей и их сторонников, которым в условиях кризиса и так непросто. И они меньше всего хотят, чтобы их обдирали чиновники. Поэтому скажем прямо: в наведении порядка коалиция заинтересована и с точки зрения спонсоров…».
Что будет с первым крупным коррупционером новой эпохи, который пока на больничном? Максимум – посадят, минимум отправят в отставку (уже сделано).
Возможно, следом за ним без работы окажется министр Владимир Бойко: его уже критикуют за неуважение к своим соратникам и сауну на служебном месте. Он, кстати, Преснера попытался очень неловко отмазать. Лучше бы промолчал – получилось еще хуже.
На стойкости коалиции это, по мнению аналитиков, никак не отразится.
«Ну, поменяли одного министра на другого, какие проблемы?!», – удивился на наш вопрос Ростислав Ищенко. И мы не смогли с ним не согласиться…
Егор Смирнов, Версии
Комитет