На Юлию Владимировну снова любо-дорого смотреть. Ещё пару недель назад она производила впечатление надломленного человека, переусердствовавшего в разгрузке вагонов с шинами. Непокорная ненависть к судьбе, отобравшей у неё самую заветную мечту, лишила остатков душевного равновесия. Теперь же на лице златоуста Майдана снова засияла знаменитая ухмылка дружелюбной неприязни к окружающим.
Суицидальные настроения оппозиции преобразились в сдержанный оптимизм, иногда переходящий в нервически бодрое настроение людей, нашедших на тротуаре смятую пятерку.
А всему-то виной демонстрация по телевидению ничтожного эпизода, где дама с распущенными волосами, удивительно смахивающая на Юлию Владимировну, на литературном русском языке, без примесей днепропетровского диалекта, пыталась прощупать судей на предмет коррупционной работоспособности.
Преображение сердечно-оранжевых джентльменов с большой дороги имени Грушевского, пять лет искусно пребывавших в результативных поисках финансового сочувствия со стороны казны любимой страны, вызвали действия по-халдейски мстительной Генеральной прокуратуры.
Вместо великих дел во славу законности и порядка она подобно щедринскому Топтыгину 1-му, поставленному на воеводство, принялась лопать мелких «чижей» семилетней свежести. В точности по классику:
«Делай знатные дела, от бездельных же стерегись!» – а я, с первого же шага, чижей глотать вздумал!» – переживал косолапый посланник Льва, по хмельному делу впавшего в позорное дурачество.
Кто же у нас за такое нанонепотребство (в смысле микроскопической малости содеянного) привлекает к уголовной ответственности!? Вот и взыграла духом многогрешная оппозиция, запылала многоцветьем политических заявлений, зарделась неподдельным оптимизмом. Власти предоставили им блестящую возможность для обретения смысла жизни.
Вместо того, чтобы инициировать серьёзную работу по доведению тотального казнокрадства и мздоимства до приемлемого цивилизованного уровня, Генпрокуратура ударилась в потешные игры.
А резерв для Государственного бюджета в случае усекновения глав «чудища стозевного» огромен. Эксперты настырно утверждают, что теневая экономика, базирующаяся на всеохватном трепетном корыстолюбии чиновного люда, вымахнула на уровень 50% ВВП.
Нет причин радикально корректировать данную цифру. Например, по данным Московского института социоэкономических проблем, если в 1973 году теневой сектор в СССР равнялся примерно 3% ВВП, то в конце 90-х в Эрефии он разбух до 46%.
Эксперты журнала «Экспресс» несколько лет назад дали развернутую картину «теневой экономики». В развитых странах средний показатель «неформальной экономики» равнялся 16,8% (от 29% в Греции до 8,1% в Швейцарии). В среднем по палате постсоветских новоделов – 35,3%. В России – 41%, в Украине – 47,3% (изрядная точность, уж не монетарный метод Танци привлекли для расчетов?).
Нет смысла долго и нудно распространяться о том, что «левая экономика» сокращает налоговую базу и как следствие вынуждает налоговиков усердствовать сверх разумной меры в легальном сегменте бизнеса, снижая его конкурентоспособность и стимулируя рост ресурсного обеспечения коррупции.
К тому же неконтролируемые государством крупные финансовые потоки, естественно, делают политику страны податливой влиянию тех, кто сидит на этих потоках, а избирательный процесс превращают в фикцию междусобойчиков.
Принято считать, что показатель 40-50% является критическим. На этой отметке воздействие теневых факторов на хозяйственную жизнь становится настолько мощным, что уже не разобрать, где легальная, а где подпольная жизнь.
Снижение теневой экономики в Украине хотя бы до греческого уровня даст казне столько средств, что дух захватывает. Объем планируемого в 2010 году номинального ВВП равен 1083,1 млрд. грн. Вывод из тени 20% нелегального сектора нарастит внутренний валовой продукт на 200 млрд. грн.
Если учесть, что в Украине примерно 33% ВВП распределяется через Государственный бюджет, то можно рассчитывать на то, что казна легким движением руки закона может пополниться примерно на 70 млрд. грн.
И пусть казенные пессимисты не рассказывают страшные байки о фатальной трудности борьбы со мздоимством и нелегальной экономикой. Методы борьбы с этим злом уже давно выписаны на все случаи жизни, под любую культурно-историческую формацию. Для реализации мер всего-то надо желание и воля верхних людей державы.
Ну, скажите, что трудного в том, чтобы попавшегося на мзде чиновника не только упечь в тюрьму, но и конфисковать у него и его родни всё нажитое непосильным трудом взяточника, оставив 9 квадратных метров на человека в служебной «хрущёбке» и халупу на 6-ти сотках?
Примерно так действуют в США: у членов организованных преступных сообществ (а коррупция, без натяжек, является организованной преступной деятельностью), которые не сотрудничают со следствием, выгребают в пользу государства все активы, под которыми понимаются не красивые портки, а счета и имущество, пусть даже легально приобретенное.
А если будет искреннее желание обуздать хищнические инстинкты крупных компаний, пользующихся монопольным положением, то в рамках антимонопольной политики несложно гармонизировать стоимость их услуг с реальной зарплатой граждан. Тем самым двузначную инфляцию сбить до однозначной.
Ведь доходит до абсурда – средняя зарплата украинца на порядок меньше дохода среднестатистического янки, а стоимость, например, жилья, сопоставимого по качеству, в разы выше, чем у него.
Почему бы державе публично не спросить – с каких шишей у товаропроизводителя между себестоимостью и отпускной ценой получается астрономическая разница? Пусть дадут калькуляцию прибыли. Ежели рентабельность, как у тружениц коммерческого совокупления, 100-300% и выше, то это повод налоговым органам въяремить субъекту предпринимательской наживы начет на сверхдоход. То бишь, мобилизовать в казну всё, что выходит за пределы нормативной прибыли. При таком раскладе коррупции не на чем будет жировать.
И ничего здесь антирыночного нет. Всё в рамках цивилизованного рыночного антимонопольного регулирования, основанного на контроле за структурой цены предприятий, имеющих виды на монополизм. Государство просто корректно просит объяснить «откуда дровишки». И всего-то.
Однако пока прокуратура, надувая мускулистые щёки, занимается ловлей «чижей», коррупция в державе будет переливаться всеми цветами казначейских билетов, а правительства обречены лихорадочно сгребать крохи с внеочередного повышения акцизов на товары повышенного спроса, тем самым воспитывая в народе искреннюю любовь к отечеству.
Вот и в Госбюджете на 2010-й год Кабмин запланировал состричь дополнительный доход в казну в размере 4,6 млрд. грн. с увеличения акцизного сбора на горилку, вино, пиво, курево и бензин. Но это добыча лилипута, в сравнении с тем, что может дать нормальная, без экстремизма и фанатизма борьба с коррупцией.
Заспорили с приятелем, слегка вдохновленного последними телодвижениями славных сынов правосудия, – посадят или не посадят на тюремную шконку за бескорыстное служение державе «дважды несудимого бомжа» (по определению афористичного до неприличия лучшего друга украинских пчеловодов) и некоторых персон из челяди?
Спор не пустой. На кону доброе количество снеди и «дринка». Кто выиграет, тот и накрывает поляну. Моё неизменное мнение – Юлия Владимировна со товарищи отделаются лёгким весельем на потуги властей установить видимость законности. Даже на побывку к Абрамычу в Лондон будет слабо выпроводить. Кто же её посадит? Она же памятник молодой, но зело наваристой украинской демократии!
А значит, мне необходимо систематически тренировать сердечно-сосудистое здоровье, дабы в финале спора не отдохнуть до полной потери самоиндентификации. Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это взаимовыгодно.
Владимир Поляков, From-UA
Комитет