Версия для печати
СУД & ДЕЛО
КРИЗИС В УКРАИНЕ – АГОНИЯ КРИМИНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Самой действенной мерой по выходу из кризиса было бы проведение процесса декриминализации экономики и очищение ее от коррупционной составляющей. При окончательной потере доверия со стороны иностранных инвесторов и мировых финансовых институтов эти мероприятия могут остаться единственными рычагами воздействия властей на ухудшающуюся ситуацию. Вот только наберутся ли власти смелости воспользоваться этими рычагами…
В то же время наблюдался ряд серьезных структурных перекосов, подкладывающих под экономическое развитие мину замедленного действия. К таковым можно отнести убыточность сферы ЖКХ, пассажирских перевозок на железной дороге, остающуюся условно-бесплатной для большинства населения медицину.
Государство упорно предпочитало не платить деньги своим гражданам в подобающем объеме, а субсидировать производство тех или иных товаров и услуг путем предоставления дотаций субъектам экономики. Оно и понятно: ведь из пенсии или зарплаты библиотекаря гораздо труднее получить частичный возврат средств, именуемый в простонародье откатом. Еще одной бедой стало стремительно нарастающее расслоение населения Украины на бедных и супербогатых. Чего стоит тот факт, что среди 100 самых богатых людей центральной и восточной Европы 23 места принадлежит нашим соотечественникам! Россиян в списке больше – 35, но надо учесть, что население России втрое превышает население Украины.
Так что по количеству богачей на душу населения наша страна уверенно держит первенство. С другой стороны по уровню заработной платы и прочих доходов Украина занимает одно из последних мест в регионе.
Это не только деформировало структуру спроса в пользу дешевых товаров ежедневного разового потребления, но и привело к лавинообразному росту кредитования населения для покупки товаров длительного пользования. Причем на деньги иностранных финансовых институтов, которые при первых признаках кризиса устремились из страны в обратном направлении, поставив на колени ее банковскую систему и национальную валюту. Свою лепту в расслоение общества внес и всевозрастающий уровень коррупции. Вы заметили, как за последние 4 года вырос уровень жизни "простых " таможенников, прокуроров, налоговиков, отдельных работников милиции? А ведь полученные ими сверхдоходы производители товаров и услуг закладывали в цены выпускаемой продукции, раскручивая тем самым маховик инфляции. Отдельно хочется отметить строительную отрасль. Ведь рынок недвижимости первым сигнализировал о болезнях экономики, практически замерев в конце благополучного 2007 года. Причина его стагнации – небывалый размах взяточничества, начиная с этапа отведения участка под строительство и сопровождающий весь процесс строительства недвижимости вплоть до сдачи объектов в эксплуатацию.
Добавим к этому якобы бесплатное выделение жилья для нужд местных властей, непомерные аппетиты организаций, снабжающих население коммунальными услугами. Результат – жилая недвижимость стала недоступной даже для куцего отечественного среднего класса, превратившись в инвестиционный инструмент для приумножения денег. Что ожидает нас в сложившейся ситуации? Для ответа на этот вопрос, прежде всего, необходимо признать, что в преддверии президентских и возможных парламентских выборов страна не станет привлекательной для независимых иностранных инвесторов. Поэтому ожидать притока денег в страну от коммерческих организаций в ближайшее время не стоит. В лучшем случае, можно рассчитывать на поступление средств от международных финансовых организаций типа МВФ. В худшем – лишь на свои ресурсы, которых, как известно, практически нет. Меры же, принимаемые развитыми экономиками для тушения финансового пожара, нашим правителям, увы, недоступны. Дополнительный впрыск денег в экономику в наших реалиях приведет лишь к гиперинфляции да обесцениванию национальной валюты. Видимо, поэтому власти борются с кризисом путем увеличения налоговой нагрузки на малый и средний бизнес, товары народного потребления импортного производства, транспортные средства. Ярким примером экономической неадекватности выглядят действия правящей элиты на табачном и алкогольном рынках. Именно эти действия как нельзя лучше демонстрируют трогательную заботу об отечественных олигархах в трудную годину кризиса. Рядом законов, акцизный сбор на сигареты был повышен в несколько раз, что увеличило их стоимость практически вдвое. И увеличит еще.
При этом на рынке алкогольной продукции акцизный сбор практически не растет, зато регулярно увеличивается минимальная розничная цена водки и коньяков. При таком подходе значительная часть дохода от продажи табачных изделий попадает в государственный карман, а от продажи спиртного – в карман производителей. Причина такой избирательности кроется в том, что сигареты у нас производят представительства иностранных компаний, минимально или вообще не втянутые в коррупционные схемы власти и верхушки бизнеса, производители же водки – свои, родные олигархи, которые, в случае чего и на выборы могут деньжат подкинуть. Тут уж не до нужд многострадального бюджета!
Для рынка ЖКХ особо актуальным является прозрачности в сфере энергоснабжения населения. Ведь именно здесь сформировались финансовые тромбы, не дающие дойти деньгам плательщиков до генерирующих и импортирующих энергоносители (Нафтогаз) компаний. Подспорьем для худеющего бюджета было бы сокращение разницы между минимальными и максимальными пенсиями путем увеличения первых и уменьшения вторых. Наполнить бюджет помогли бы и новые налоги, прежде всего – на избыточную недвижимость и предметы роскоши. В среднесрочной перспективе необходимо задуматься о введении страховой медицины и монетизации льгот, хотя бы по российскому сценарию. Увы, для осуществления вышесказанного стране необходим консенсус ведущих политических игроков, который в текущих политических условиях практически недостижим. Часть из них вообще играет по принципу "чем хуже – тем лучше".
Не заинтересованы они и в ломке бизнес-криминальных схем, наполняющих деньгами партийные кассы. Так что рассчитывать на скорое улучшение ситуации не приходится.
Версия для печати Обсудить на форуме (0) |