Телевидение подписало позорный акт капитуляции перед Костицким. На очереди провайдеры? Если так, то о свободе слова можно забыть... Было ли это бессмысленной глупостью со стороны телевизионщиков? Есть подозрение, что телебоссы просто «договорились» с Костицким. Действительно, о «договороспособности» упомянутого чиновника ходят легенды еще с тех пор, когда он возглавлял Госипотеку. Что ж, тогда это больше чем глупость - это предательство.
Когда мы, журналисты «Фразы», с товарищами из «Багнета» и «From-UA» устанавливали под зданием УНИАН виселицу, на которой «ушли из жизни» двое из нас, то хотели тем самым - пусть эпатажно, но доходчиво - продемонстрировать, что ждет свободу слова в Украине, если ее судьба и впредь будет находиться в руках таких людей, как Василий (в народе - «Генрих») Костицкий, и таких организаций, как СБУ.
Каким же было наше удивление, когда спустя всего несколько дней после этой акции сотни журналистов и интернетчиков полезли в петлю совершенно добровольно и с заслуживающим сожаления энтузиазмом...
Как это зачастую бывает, больше всех о смысле нашей акции принялись рассуждать те, кто ни на самой пресс-конференции не был, ни новостей о ней не читал.
Представитель муляжа одной «Деловой» столичной газеты вообще придрался к тому, что, мол, виселица была ненастоящая. Мы бы пригласили его повисеть на ней минут пять, да, боюсь, нас неправильно поймут. Впрочем, Бог с ним.
Куда сильнее удивили эксперты, которым вроде как по статусу положено интересоваться последними событиями в мире интернет-медиа. Так, на круглом столе, посвященном проблеме возможной государственной регистрации интернет-изданий, собрались люди, в большей части искреннее уверенные, что весь смысл нашего «висельного» протеста сводился к нежеланию регистрироваться.
Впрочем, чего еще ожидать от «экспертов», свято верящих, что единственным признаком принадлежности сайта к украинским интернет-изданиям является наличие букв «ua» в конце доменного имени.
Поэтому мы вынуждены повторить сказанное на пресс-конференции 17 марта.
Во-первых, мы не против регистрации. Но против того, чтобы профильный законопроект разрабатывали в СБУ. Да, у нас есть все основания не доверять парням с «холодной головой и горячим сердцем».
Один такой шустрый капитан спецслужбы уже совершил «рейд» на интернет-издание «Багнет», в ходе которого пытался «взять на голый понт» провайдера и разработчика сайта, дабы получить к нему неограниченный доступ. Если этого конкретного примера мало - приведем (и приводили на пресс-конференции) и другие.
Во-вторых, наши опасения о том, что свобода слова в Интернете находится под угрозой, далеко не ограничиваются только сомнениями относительно СБУ.
Повторяли и не устаем повторять: украинское государство очень нервно относится к существованию независимых сайтов. За примерами тоже далеко ходить не надо: тут тебе и демонстративный плевок Ющенко в лицо «Корреспондента», «Лиги» и «Украинской правды» и печально известная своей деятельностью Нацкомиссия «по морали».
Вдохновители этой самой Комиссии находятся в здании Кабмина. Именно там вице-премьер Васюник трудится «прикрышкой» Костицкого. Именно там Тимошенко расписывает план законодательных работ, оставляя вопросы регистрации интернет-СМИ на откуп СБУ.
Вот о Нацкомморали и хотелось бы сказать отдельно. Точнее об удивительном желании тележурналистов и провайдеров наперегонки бежать в объятия ведомства Костицкого.
Вчера, 19 марта, состоялся акт позорной капитуляции украинского телевидения перед распоясавшимися цензорами. Каналы, за редчайшим исключением («Интер» и НТН), сами полезли в петлю «общественного договора», сварганенного Васюником и Костицким. Идиотизм такого самоубийственного решения еще предстоит оценить.
Как будто не было тупых наездов на «Лесю+Рому», как будто не было требований убрать с экрана то Астафьеву, то клип Кузьмы. Как будто не признавали аморальными «Симпосонов»...
Было ли это бессмысленной глупостью со стороны телевизионщиков? Есть подозрение, что телебоссы просто «договорились» с Костицким. Действительно, о «договороспособности» упомянутого чиновника ходят легенды еще с тех пор, когда он возглавлял Госипотеку. Что ж, тогда это больше чем глупость - это предательство.
Публицист Ульянов, привыкший называть вещи своими именами, отреагировал на подписание «договора» так:
«Господа подписавшие!
Вы - это ходячие и презренные манифесты трусости, свора жадных собачонок, поджимающих хвост при первых раскатах грома над вашими мокрыми кошельками. Именно из-за таких, как вы, государство полагает, что украинский журналист - ссыкло и шлюха.
То, что вы сделали - преступление против свободы. То, что вы сделали - это символическая казнь духа информационных матадоров.
Вы - застилатели простыней фюрера, которые скоро поймут, что натворили. Вы - схавали наживку, совковые химеры; обманулись, не увидев за кутерьмой слов типа «саморегуляция» сущность такой Хартии, которая в существующем виде и при любом участии Комиссии по Морали всецело неприемлема».
И у меня лично нет никаких поводов не согласиться с таким определением.
Хартия - это капитуляция. Трусость и обман. Ведь существует Закон о защите общественной морали, который и так все вынуждены выполнять. (По-хорошему, всем нормальным людям нужно бороться за отмену этого в высшей степени идиотского закона - так как в существующем виде он неприемлем).
Вы же не подписываете «хартии» с милицией об обязательствах не бить морды прохожим и не мочиться в лифтах?! Хартия нужна не вам, а Костицкому - она оправдывает его существование и его деятельность. И вы подыгрываете.
Ну что ж. Телевизионщики в очередной раз дали понять - кроме Интернета, других территорий, свободных от самозваных святош, в Украине нет. Спасибо и на этом.
Впрочем, здесь следует написать «пока нет». Так как на сегодня, 20 марта, запланировано подписание очередного «меморандума» между Костицким и «Интернет-ассоциацией Украины».
Что заставило провайдеров пойти на сделку с совестью - скоро узнаем. Следите за событиями.
P.S. Насколько стало известно «Фразе», 5-6 марта сотрудники СБУ (о, чудо!) изъяли финансовую документацию Нацкомисии. А с февраля «моралистов» проверяет КРУ. Никак повторяется история с Госипотекой?
Может, телевизионщикам да провайдерам стоит задуматься - с тем ли «деятелем» они подписывают унизительные акты о капитуляции?
Фюрер (нем. Führer) - слово, означающее «вождь», «лидер».
Егор Стружкин, «Фраза»
Комитет