Носить вышиванку в 80-е было стильно и даже опасно, после 2000 года носить вышиванку – банально. А скоро станет комично, потому, что ушлые китайцы уже готовы производить вышиванки на любой вкус и цвет. Да, сегодня многие «укры» ее демонстративно носят. Вот только жаль, нет возможности посмотреть, что надето на них, когда нет телекамер.
ЗЫ – это не ругательство. Это русская транскрипция латинского выражения Р.S. Яркий пример того, как реагирует живой язык на новшества. И успех глобализации, и развитие Всемирной паутины отнюдь не значит, что русский язык теряет своих поклонников. В Сети успешно развивается кириллический сектор, где русский – основной язык. Почему же «свидомы» не дадут достойный ответ своим главным врагам - москалям? Где удачные и яркие интернет-проекты на укрмове? Что, опять великим танцорам что-то мешает?
Посмотрите внимательно комментарии оранжоидов на статьи, которые им не нравятся. В рунете даже появился специальный термин «хохлосрач», обозначающий препирательства не по сути, банальную ругань. Кстати, почему то нет укрнета. Конечно, есть форумы, происходит некоторое общение, но общение только для своих, на свои «украинские» темы, чужих игнорируют. И формально существует украиноязычный сегмент интернета, но представлен он, по преимуществу, официальными сайтами, где редко соблюдается основное правило сети – постоянная коммуникация.
Возвращаясь к поднятой ранее темы хуторянства и статики. Культуры, тормозящие и не попавшие в авангард исторических народов, обречены быть аутсайдерами. Как сказали однажды японцы, побывав на советском производстве, «мы думали, что вы отстали от нас на 20 лет, а вы отстали навсегда».
Ведь Союз просто не выдержал той гонки, которую предложил Запад. Не только гонки вооружений, но и борьбы за души своих сторонников. Западные ценности стали более актуальными на тот момент. А то, что были они дутыми, так это проблема обманутых.
К тому времени Запад уже построил общество потребления и перешел к созданию гражданского общества. А вот эти уже ценности оказались не по плечу постсоветскому обществу. Темпы разные. Вот и украинский социум представляет собой аморфную массу, слабо представляющую себе, а что такое западные ценности.
Зато каждый сознательный украинец отвергает напрочь все русское. И что остается? Что-то похожее на булгаковского Шарикова. Существо, запрограммированное набором чужих смысловых штампов, и булькающей злобой. Да, к тому же - достаточно трусливое.
Любое явление можно выразить в сжатом виде как символ. При этом может потеряться многообразие связей и признаков, что присущи этому феномену, но зато ярче таким образом выражаются его основные качества. Так «косуха» демонстрирует окружающему миру, что человек чтит рок-н-ролл, наличие конопляного листа в декоре указывает на растамана, пальто и беретик – человека науки. Культурам, как и людям, также присущи отличительные знаки, базовый набор символов.
И если посмотреть на украинскую культуру как ее сейчас подают, то сразу бросится в глаза ее очевидная фиксация на прошлом, и нежелание (или неспособность) создавать ценности, соответствующие сегодняшнему дню, не говоря уже о завтрашнем.
В психологии этот феномен называют регрессией. Это явный признак инфантильности, когда субъект (в нашем случае – коллективный), прячется от текущих вызовов в прошлое, где проблемы если и не исчезают, то приобретают характер ненастоящих. Беда в том, что и жизнь субъекта тоже становится имитацией.
Вышиванка – обязательный атрибут каждого «свидомого» украинца. А что она собой представляет? Это вид одежды, обычная рубашка, украшенная вышивкой. В рубахе хорошо косить, рубить дерево, сеять пшеницу, но не сидеть в офисе. В своей повседневной работе современный человек не нуждается в максимальной свободе мышц плечевого пояса.
Любая деталь одежды должна соответствовать правилу стильности и удобства. Да, эстетствующая публика и украинофилы могут иногда надевать вышиванку под классический пиджак, но большинство людей более спокойно относятся к этнографическим феноменам.
Ведь если быть последовательным, то после того, как человек без иронии решил надеть вышитую рубашку на официальное мероприятие, ему следует отодвинуть туфли и костюм в сторону и вместо него надеть постолы, шаровары и жупан.
У каждого народа была своя национальная одежда. Не лучше и не хуже одежды других народов, просто - своя. Она учитывала, прежде всего, удобство и простоту изготовления. Усовершенствование технологий и глобализация коммуникации привели к выработке общего стандарта, в том числе и в одежде.
А для того, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность, надо не вышиванку и не «VERSACE» носить, а просто быть собой. У Сталина френч неприметный был, а помнят этого правителя до сих пор. В чем же сила, брат? В рубашке?
Ведь спор не может идти о том, хороша вышиванка или нет. Конечно, хороша. Как хорош килт, «юбка» шотландца. Вообще, вся народная одежда хороша ибо, прежде всего, практична. Но то, что хорошо в поле, в офисе нелепо.
И вышиванка за 300 гривен – это уже одежда на каждый день. Простая арифметика. За те же деньги можно купить футболку и неплохой свитер. А уж, тем более, рубашку. По крайней мере, человек, надевающий вышиванку, должен относиться к такому наряду с достаточной долей самоиронии. Понимая, что в наше время привязываться к жесткой форме самовыражения – это не лучший способ быть оригинальным.
Носить вышиванку в 80-е было стильно и даже опасно, после 2000 года носить вышиванку – банально. А скоро станет комично, потому, что ушлые китайцы уже готовы производить вышиванки на любой вкус и цвет. Да, сегодня многие «укры» ее демонстративно носят. Вот только жаль, нет возможности посмотреть, что надето на них, когда нет телекамер.
Кроме того, одежда должна быть, прежде всего, функциональной. Потом уже стильной. То есть, если человек выбирает по каким-то причинам «милитари», то розовая футболка – это незачет. Также незачет классический костюм и вышиванка. Люди, носящие такую одежду, демонстрируют дурной вкус. Ведь Путин, как и Медведев не стали менее русскими из-за того, что не носят косоворотку.
Один из железных аргументов «свидомых» – это особое значение вышивки, присутствие оберега. На это есть прямой ответ. Если человек стал активно пропагандировать символы язычников, он должен отречься от христианства и снять крест. Ибо слово оберег из лексикона магии.
Для христианина, а большинство восточных славян – христиане, единственным оберегом должен быть нательный крест и молитва. Логично? Вопрос не в том, чтобы запретить или осуждать дохристианскую магию, или отказаться от древних символов, но надо же понимать очевидные вещи.
Еще один популярный символ - булава. Его часто дарят как украинский сувенир. Вроде бы ничего подозрительного. Мощное оружие. Но, во-первых, если рассматривать булаву как символ, то она вручалась гетману как атрибут его власти. А должность гетмана была скопирована казаками у поляков. Хотя была высшая должность на Сечи - атаман. Зачем же вожди казаков называли еще себя и гетманами?
Здесь всплывает все тот же комплекс неполноценности, присущий почти всему, что связано с украинством. Неполноценность титула того же гетмана Хмельницкого состоит в том, что в польской традиции гетман – это должность военного командующего, которого назначал король. Поэтому булава как подарок – это насмешка.
Дескать, правь, но от моего имени. Кроме того, булава все же – это ударное оружие, способное проломить доспехи, а уж тем более кольчугу. Инкрустация головки булавы драгоценными камнями, как и изготовление ее из дерева, делают из оружия гламурный «прикол».
Конечно, подарочный вариант японского меча, продающийся в сувенирных магазинах тоже не настоящая боевая катана, но он хотя бы сделан из железа! А в нашем случае – полная имитация.
Зато у нас песни хорошие. Тут возразить нечего. Действительно, жители Малороссии в свое время пели хорошо. Но сейчас средний житель Украины младше 40 лет знает одну, две народные песни и то, не до конца. Да, есть хорошие народные исполнители, но подача этой душевной и самобытной продукции совершенно не отвечает духу времени. Кроме того, явный привкус «шароварщины» и симпатия к народным традициям президента Украины создают психологический барьер.
В современной музыкальном мире существует парадоксальное правило. Чтобы стать всемирно известной, народная культура должна стать авторской. Армянский дудук прославил Гаспарян, ирландский степ - Майкл Флэтли (Lord of the Dance), стиль «морна» - Сезария Эвора. Кто прославил в мире украинские песни?...
Поэтому, вполне может случиться, что вскоре украинские народные песни останутся только на цифровых носителях, так и не удивив мир.
«Співуча мова соловїна» – это еще один миф украинства. Вообще, плохих языков нет, как и хороших. И красивость – условный критерий. Есть родной язык, и иностранный, который изучают те, кому он может пригодиться. Если язык родной, то глупо заставлять им разговаривать. Если приходиться заставлять, то он неродной.
Сегодня массовая украинизация детей школьного возраста сочетается с заметным ухудшением образовательного уровня. Да, это мировая тенденция, но то, что Гоголя изучают в украинском переводе, говорит о значительном откате на рубежи феодального общества.
Ирония судьбы - на Западе наконец-то заговорили о Шевченко. Но, увы, это не многострадальный поэт, а футболист. Для которого родным языком является русский. Он сумел выучить итальянский язык, когда переехал в Милан, английский, когда уехал в Лондон и женился на американке, а вот с украинским у него не сложилось, не выучил. Почему? А потому что…
Правда в том, что украинский язык не современен. По разным причинам он не стал языком города. Хотя бы потому, что вчерашние крестьяне, переехав в город, стеснялись своей простой «мови». Никакая коммунистическая партия не могла запретить общаться людям дома на родном языке, они сами принимали решение отдать детей в русскоязычные школы. Сейчас, правда, не стесняются, но, учитывая во что они превратили города, то лучше бы стеснялись…
Те, кто рассматривают русский язык в качестве главной угрозы украинскому языку, мыслят в масштабах хутора. Не видя приближения бури, они строят песочные стены. Ведь основные потоки информации сейчас транслируются на английском и китайском. И если переход на иероглифы маловероятен, то вполне возможно, что вскоре украинский язык придется транслитерировать на латиницу.
Многие «укры» в сети уже делают это демонстративно, но тогда вопрос, а что собственно украинского тогда останется? Ведь на здешних землях культура началась с кириллицы, с Византийской материнской традиции. И отказ от письма означает и отказ от православной веры. Предавать, так по крупному! Пусть ничего с русскими не связывает! И вера тоже!
И когда сейчас проговариваться идея единой Украинской поместной церкви, то подразумевается, что одним из вариантов может быть признание Украинской греко-католической церкви титульной конфессией. В свое время уния стала компромиссом, позволив сохранить литургию и каноны Православия при внешнем подчинении церкви папы римского. Но тогда времена были суровые. Кто не согласился, тот или ушел в Россию, или в землю.
Сейчас церковный спор возникает, прежде всего, в контексте русского вопроса. Но ведь болгары, вступив НАТО, не стали переходить в католичество! И южные осетины не бросились креститься! Почему же у нас так популярно предательство? Или это один из символов украинства?
Конечно, можно сказать, что символы должны немного пахнуть нафталином и найти для сравнения с десяток держав, у которых тоже позиционируют себя через призму седой истории. Но ведь это не метод – в оправдание себя искать, кто хуже. Когда пациент болен, то уже не так неважно, что живут с более тяжелыми болезнями. Поиски аналогий – слабое утешение.
Украина больна. И только честный диагноз может дать шанс на выздоровление или подготовить к тому, чтобы спокойно и с достоинством умереть. Смерть – не самый худший выбор. Нередко жизнь любой ценой бывает хуже достойной смерти. Хотят жить любой ценой, как правило, только рабы.
Происходящая на наших глазах экономическая катастрофа, опускание политической сферы до уровня цирка, культурное болото не вызывают оптимизма. При всей актуальности экономических и политических процессов, может показаться, что вопросы культуры вторичны и решать их следует в порядке очередности.
Но культура – это то, что делает обезьяну человеком, а стадо – обществом. А с украинской культурой происходит неладное: у нас нет достойных героев, нет настоящих праздников, наши символы не вдохновляют.
Сегодня все больше людей, кто раньше равнодушно или даже с симпатией относился к украинскому вопросу, стали более жестко проводить разделительную линию. Они еще не знают как себя называть, но уже не хотят быть украинцами.
Не все из них готовы стать россиянами, но они точно не хотят, чтобы их настоящее и будущее связывали с чем-то старомодным, странным и бесперспективным. А за новыми символами дело не станет. Был бы конь, а уздечку найдем.
Тарас Урсуляк, специально для "Русской правды"
Комитет