Версия для печати
СУД & ДЕЛО
ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО «ПИРАМИДОСТРОЕНИЯ»
Задержание американского жулика Роберта Флетчера, проведенное в ночь на 23 ноября 2008 года наглядно продемонстрировало, что, к счастью, в наших правоохранительных органах еще не все продано и не все куплены. Однако, хотелось бы знать, почему люди в погонах не пресекли его преступную деятельность еще год назад, поскольку такую возможность они имели. Кстати, несмотря на то, что следствие по делу Флетчера только началось, называть его преступником можно уже сейчас, без оглядки на презумпцию невиновности. Дело в том, что прошлой зимой украинский суд уже признал его виновным в совершении уголовного преступления и вынес ему обвинительный приговор.
И выплачиваются они не всем, а лишь тем, кто особо успешно вербует новичков – чтобы у человека не пропадал стимул. В конце концов запас людей, готовых поверить в сказку исчерпывается, приток новых денег прекращается, цементирующая составная испаряется и пирамида рушится. Творение Флетчера имело ту же природу , поэтому подробно стоит остановиться лишь на некоторых ее особенностях, обеспечивших ей столь масштабный успех.
Если организаторы предыдущих пирамид, как правило, держались в тени, то Флетчер наоборот стремился к максимальной публичности и достаточно примелькался благодаря телевидению, глянцевым журналам, бесплатно раздаваемым газетам и рекламным щитам. Сам он человек очень неординарный. Никакого базового образования не имеет, зато непревзойденный оратор и администратор. Эрудиция ниже среднего и аргументы, которыми он оперирует, очень примитивны. Зато необычайно убедительны. Его любимый стиль – выступления со сцены перед многочисленной аудиторией. Несмотря на свою нефотогеничную внешность он способен очаровать сотни зрителей, доведя их до экстаза и коллективного помешательства. В Америке Флетчер занимался тем, что выступал с лекциями и проводил обучающие семинары, на которых выманивал у людей деньги под дутые бизнес-проекты. Результатом этой деятельности были многочисленные долги, обманутые инвесторы и судебные иски, однако сама схема пришлась ему по душе, и он решил перенести ее в Украину, поскольку дома ему уже ловить было нечего. К нам он приехал не на пустое место. До него здесь уже побывали его ближайшие соратники, наладившие контакты с группой местных товарищей, в свое время набивших руку на сетевом маркетинге. В Украине этим мудреным словосочетанием называют искусство всучить покупателю партию неходового товара, который невозможно реализовать через обычную торговую сеть.
Для этого тоже проводят семинары о том, как нужно выдавать хлам за дефицит. Идея открыть курсы миллионеров, на которых Флетчер будет продавать секреты успешного бизнеса, группе товарищей понравилась. Преподнесенная им теория быстрого обогащения оказалась очень доступной для понимания. Звучала она приблизительно так: У Флетчера есть бизнес, приносящий прибыль 200 процентов в год. У вас есть капитал, который он разрешает в него инвестировать. Вкладываешь квартиру – через год получаешь три. Вкладываешь их снова, и еще через год получаешь целых девять квартир, а там и до миллиона рукой подать. Находились трезвые головы, которые интересовались, на каких заводах, фабриках или магазинах базируется бизнес, приносящий такие бешеные проценты. Однако люди, способные задавать неудобные вопросы на семинарах долго не задерживались и к пирамиде не допускались. Флетчеру были нужны такие, которые верили в него, как верят в бога, не требуя никаких доказательств.
Со временем, когда фирма раскрутилась, он приобрел для демонстрационно-представительских целей один лимузин из Молдавии, одну яхту на Днепре и одну базу отдыха на Азовском море, переделанную из бывшего пионерлагеря. Через них прошли сотни людей, которым дали пару часов почувствовать себя миллионерами, и с помощью этой бутафории вербовка новых вкладчиков пошла веселее. Еще одна особенность пирамиды Флетчера заключалась в том, что люди несли ему не те деньги, которые годами копились в чулок, а те, которые в течение одного дня брались в банке под залог квартир и земельных участков. Страна как раз переживала экономический бум, банки – кредитную лихорадку и зомбированная Флетчером молодежь спешила заложить туда свое имущество. Если такового не было, уговаривали сделать это своих родных и близких. 9 мая 2007 года Флетчер был задержан работниками милиции и вместе со своей переводчицей доставлен в управление внутренних дел Голосеевского района Киева, на территории которого прописалась созданная им фирма – ООО «Глобальная система тренингов». Задержали не с целью привлечь к уголовной ответственности, а для оперативно-профилактической беседы.
О чем они там беседовали – нам знать не дано, но явно не о том, что Флетчер должен прекратить свою преступную деятельность. Ибо после этого случая пирамида стала строиться еще активнее, а некоторых высокопоставленных сотрудников милиции стали замечать в компании Флетчера на его яхте. Занимательна также история с паспортами американца. Как-то в начале 2007 года он послал одну из своих сотрудниц в посольство США поставить себе отметку в паспорте. Но поскольку его имя находилось в списке лиц, уклоняющихся от явки в суд, паспорт у девушки изъяли и сказали, что вернут только настоящему владельцу и только после того, как лично вручат повестку в суд. Флетчер общаться с соотечественниками не пожелал, но для того, чтобы не остаться в чужой стране вообще без документов, заказал себе два паспорта гражданина Украины на свое имя: один заграничный, другой внутренний. С первым его сняли с поезда пограничники на станции Хутор Михайловский. Это произошло 9 ноября 2007 года, когда он пытался пересечь российскую границу.
Документ, который по заключению экспертизы оказался поддельным, был передан в Линейное управление милиции на Юго-Западной железной дороге. Там сработали четко: возбудили уголовное дело, провели расследование, и уже 9 января 2008 года Конотопский горрайонный суд Сумской области приговорил Флетчера к 850 гривнам штрафа по статье 358 Уголовного кодекса – использование поддельного документа.
Не за горами была и вторая: оперативники СБУ установили, что у него есть не только заграничный, но и внутренний паспорт, и тоже поддельный. Правда, при обыске его не нашли, но выяснили, что по этому документу Флетчер, во-первых – регистрировал брак с гражданкой Украины Ольгой Дубровской, во-вторых, прописывался в квартире на улице Луначарского в Днепровском районе Киева. И в ЗАГСе, и в паспортном столе остались копии паспорта, которые без особого труда можно изъять в качестве неопровержимых вещественных доказательств. Для проведения этой нехитрой работы материалы были переданы из СБУ в Днепровское РУ ГУМВД Украины в г. Киеве. Но тамошние милиционеры, в отличие от своих коллег-транспортников, почему-то решили сыграть на руку преступнику.
Информация из СБУ поступила к ним еще весной 2008 года, и с тех пор между милицией и прокуратурой продолжается удивительная игра в футбол: первая отказывает в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления, вторая это постановление отменяет и направляет обратно для дополнительной проверки, после чего все начинается сначала. Впрочем, для того, чтобы на законных основаниях выдворить из страны нежелательного иностранца достаточно и одной судимости. Тем более, что Флетчера очень хотели видеть правоохранительные органы США. Но видно кому-то из высокопоставленных лиц в МВД было очень желательно его присутствие в Украине и дальнейшее строительство пирамиды.
Тот угроз не испугался, и через некоторое время в его офис на улице Гончара в Шевченковском районе Киева нагрянули сотрудники отдела по борьбе с экономической преступностью Голосеевского РУ. Они задержали молодого человека, доставили на территорию своего района и там уже состряпали на него протокол за будто бы совершенное им мелкое хулиганство. Такой прием в милиции считается запрещенным и применяется в случае крайней необходимости, когда надо срочно бросить в камеру опасного преступника, против которого еще не собрано достаточно улик. Но если человека затем отпускают, не предъявив никаких обвинений, это может повлечь за собой серьезные разбирательства.
Служба внутренней безопасности МВД провела проверку, материалы которой были направлены в прокуратуру. Это означало, что нарушения были выявлены серьезные – по мелочи не стали бы выносить сор из избы, ограничившись выговорами.
Мы, конечно, не имеем права утверждать, что Голосеевская милиция выполняла заказ Роберта Флетчера, но в данном конкретном случае она объективно сработала в его интересах. Впрочем, в прокуратуре эти материалы тихо умерли, накрывшись могильной плитой постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Ну а задержанию Флетчера предшествовала целая оперативная комбинация, которую потерпевшие провели с целью вынудить правоохранителей выполнять свои прямые обязанности. Догадываясь, что в милиции их делу не будет дан ход, тридцать человек, обманутых на полтора миллиона долларов, направили свои письменные заявления в столичное управление СБУ. Оттуда они все равно были бы направлены в Голосеевское РУ, ибо статья 190 Уголовного кодекса Украины – мошенничество – относится к компетенции МВД. Но бумагу с регистрационным штампом СБУ укрыть от учета уже значительно труднее. При этом сотрудники спецслужбы передали милиции не все заявления, а только шесть из них, словно желая проверить реакцию коллег. Реакция была странной. Сначала эти заявления почти месяц лежали без движения.
Потом заявителей стали приглашать в райуправление для дачи показаний, где сотрудники того самого отдела по борьбе с экономической преступностью уговаривали их отказаться от своих обвинений и представить дело так, будто это было вовсе не мошенничество, а типичное неисполнение договорных обязательств, которое входит в компетенцию гражданского судопроизводства. Тогда заявители пожаловались в МВД и ГПУ о том, что на них оказывается давление. За этим последовало молниеносное вмешательство вышестоящей инстанции (ГУМВД), надзорного ведомства (прокуратуры) и сопредельной службы (СБУ), и лишь после этого Голосеевским РУ было возбуждено уголовное дело и проведена операция по задержанию мошенника. Впрочем, все вышеперечисленные минусы в работе органов внутренних дел перевешивает огромный плюс: Флетчеру все-таки не дали уйти из страны, и теперь есть надежда, что он хотя бы частично вернет людям похищенные деньги. Юрий Котнюк, специально для "ОРД"
Версия для печати Обсудить на форуме (0) |