Версия для печати
СУД & ДЕЛО
ПРАЗДНИК ГОЛОДОМОРА
Итак, с этой недели на законодательном уровне нам запретили отрицать голодомор. Никто в принятом законе не написал, какое наказание нас ждет в случае совершения сего «противоправного» деяния, но логика подсказывает, что если кто-то противоправное деяние совершает, за это надо каким-то образом наказать. Раз не стали вносить изменения в Административный кодекс, может быть, на «голодоморных диссидентов» теперь Уголовный кодекс распространяется?
Голод этносов не разбирает
Известный в прошлом диссидент Владимир Малинкович (кстати, один из первых в нашей стране, кто начал исследование темы голода 30-х годов) накануне этого «судьбоносного» голосования в сердцах сказал: «Если установят административное наказание за это, то я заранее говорю: пусть меня наказывают, но я не откажусь от своих взглядов.
Я — человек законопослушный, противоправных деяний не совершаю, а потому голодомор отрицать не буду. А вот геноцид буду отрицать — пусть меня хоть расстреляют. Это ведь противоправным деянием не объявили? И в этом решении весь дух украинской политики. Оппозиция добивалась признания факта геноцида, но прописала лишь ответственность за отрицание голодомора. Для критиков тезиса о геноциде по-прежнему не существует никаких преград. В данном случае можно было бы и поаплодировать, если бы это с особой наглядностью не демонстрировало уровень интеллекта тех, кто добивается реванша, рвется к власти.
Те, кто агитировал за закон «О голодоморе 1932—33 гг. в Украине» и голосовал за него, по-моему, окончательно запутали ситуацию, протолкнув термин «геноцид». С трибуны несколько раз нас убеждали, что жертвами голодомора были представители всех этносов не только Украины, но и всего СССР.Вот, например, слова одного из самых активных адвокатов этого закона депутата Я.Мендуся: «Голодомор коснулся каждого украинца, русского, молдаванина, белоруса — каждого, кто жил тогда под сталинской пятой на нашей земле. И память о голодоморе должны беречь не только этнические украинцы, но и все наши граждане... Если мы даже трагедии будем размежевывать по национальному признаку, то это будет лишь подпитывать ксенофобию».
Очень правильные слова, на которые прошу обратить внимание, ниже мы их вспомним. Итак, один из трех признаков, определенных ООН для понятия «геноцид» — этнический признак преступления, — отметен самими адептами данного закона (не всеми, как будет видно далее). Собственно, для этого даже слово «нация» на «народ» заменили.
Остается еще два — либо Сталин уничтожал во время голодомора людей по расовому признаку, либо по религиозному. Я предлагаю депутатам через какое-то время отдельным законом все-таки уточнить: какая раса или какая религиозная группа должна была стать жертвой искусственного голода, по задумке товарища Сталина? Я не хочу сейчас обсуждать обстоятельства принятия данного закона, то, как депутатам выкручивали руки, как голосовали «мертвые души» (любопытно, что среди них оказалась Юлия Тимошенко, во время предвыборной кампании устраивавшая шоу с требованием голосовать в Раде отпечатками пальцев).
Отмечу лишь, что в Верховной Раде прозвучала и истинная мечта сторонников «геноцидного» закона. «Нашеукраинец» Николай Кульчинский заявил: «А знаете ли вы, что в Организации Объединенных Наций есть специальные фонды для народов, которые перенесли геноцид или холокост? Как мы можем добраться до этих фондов?» Недаром ведь правило следователей гласит: ищите мотив»...
История? Истерия!
Это было бы смешно, если б не было так грустно. В течение последних нескольких недель Украина была ввергнута в жуткую кампанию по нагнетанию истерии, которой подменили историю. Эти недели у меня ассоциируются исключительно со словами «ложь» и «истерика». Я как историк по специальности утверждаю, что со времен горбачевской оттепели, когда были сняты многие завесы с прошлого, в нашей стране еще не было столь масштабной кампании по фальсификации собственной истории. Неудивительно, что ведущие российские историки, исследователи периода голода 30-х годов, попавшие в эти дни в Украину, были просто шокированы происходящим.
Они-то ехали на научный диспут по своей теме, по личному приглашению украинского писателя Марочки, а попали на политическую вакханалию. Им не дали толком выступить на «научной» дискуссии в Киеве по теме голодомора, а пресс-конференцию украинские телеканалы (даже те, кто прислал журналистов на нее) постарались замолчать. Еще бы, ведь там, например, доктор исторических наук Геннадий Корнилов, специализирующийся на тематике голода на Урале, заявил: «Голод не имеет этнического характера. Голодали все этносы сельскохозяйственных районов... Мы не можем согласиться с тем, что это был геноцид исключительно украинского народа. Голодали все».
Ну не вписывается это в канву нынешней кампании фальсификаций. Ложь была заложена даже в преамбулу законопроекта (заметьте, президентского!). И хоть выдумка о парламентах 10 стран мира, якобы признавших голодомор актом геноцида против украинского народа, была из финального текста закона убрана, но ее тиражировали на протяжении всех последних недель.
Она до сих пор содержится на официальном сайте президента (о нем мы еще поговорим), она раздавалась в виде листовок народным депутатам в день голосования, она была вывешена на выставке, освященной президентом. Неужели никого не нашлось, кто подсказал бы Ющенко, что данное утверждение является, мягко говоря, неправдой? Ну, например, среди этих десяти парламентов господин президент упоминал конгресс США.Но никогда ни одна палата конгресса (ни сенат, ни палата представителей) не принимали ни одного официального акта, тем более закона, признающего голодомор геноцидом.
Да, еще в далеком 1988 г. некая комиссия, составленная в основном из представителей украинской «дияспоры», рекомендовала американским законодателям признать сей акт геноцидом и даже признала ответственность за голодомор со стороны правительства США, закупавшего в этот период зерно у СССР (об этом оранжевые не вспоминают).
Но конгресс-то не прислушался к этой рекомендации, вычеркнув слово «геноцид» даже из ни к чему не обязывающей резолюции к 70-летию трагедии (№356, принята палатой представителей 20 октября 2003 г.). Голод там назван «актом террора и массового убийства», но никак не геноцидом. Как же можно навязывать это и украинским, и американским депутатам?
Из этой же оперы невесть откуда взявшееся сообщение о том, что Джордж Буш лично выразил соболезнование украинскому народу в связи с годовщиной голодомора. Привожу это сообщение целиком: «В октябре Президент США подписал закон о выделении Правительству Украины участка в г. Вашингтон для сооружения памятника жертвам Голодомора 1932—33 годов. Как сказал Джордж Буш, это является свидетельством признания со стороны США кровавого преступления, совершенного в 1932—33 гг. против украинцев. «Этот мемориал в американской столице станет символом уважения тем, кто страдал от коммунистического порабощения, и будет напоминать о том, что стремление воли побеждает силу тирании», — отметил Президент Америки. Он также выразил поддержку демократическим процессам в Украине».
Действительно знаковое сообщение. Тем более что распространено оно было 24 ноября не левым агентством, а пресс-службой президента. Украины. В Штатах, где фиксируется каждый чих главы державы, никакой информации об этом нет.
Я специально отправил запрос в пресс-службу Буша, я прошерстил все его заявления, где упоминалась хотя бы когда-то Украина. Вот сказал Буш в Риге о вступлении Украины в НАТО (спасибо, что хотя бы он, в отличие от украинских политиков, признает право украинского народа решить, вступать ему туда или нет) — и моментально все тиражируют. Я прочитал все последние выступления Буша — и за ноябрь, и за декабрь. Ко Дню благодарения он говорил об индейках, ко Дню переработки отходов недавно заявление сделал, но ко дню голодомора молчал!
Действительно президент США 13 октября подписал целый ряд законов. В основном они касались присвоения федеральным зданиям в различных штатах чьих-нибудь имен, с Украиной никак не связанных.
Среди прочих был подписан и многословный закон H.R. 562, текст которого привожу полностью: «Разрешить Правительству Украины установить мемориал на Федеральной земле в Округе Колумбия в честь жертв искусственного голода, который происходил в Украине в 1932—1933 гг.». Подпись, и все.
Никаких комментариев, подписывая сей документ в кипе прочих, Буш не давал. Ничего подобного в документах, сопровождающих этот акт, нет. Есть только радостное упоминание о том, что мемориал будет строиться за деньги правительства Украины, а потому федеральный бюджет США никаких потерь не понесет. Неужели пресс-служба Джорджа Буша прозевала подписанное им послание украинскому народу? Или он писал его тайно, молоком, как Ленин из Шушенского?
Череду таких загадочных фактов продолжил и Ющенко, который, выступая на митинге в память голодомора, помянул и своего деда Ивана, умершего от голода. Согласитесь, странно, что у нашего президента папу звали Андрей Андреевич, маму — Варвара Тимофеевна, а дед вдруг оказался Иваном. Но дальние родственные и кумовские связи президента нашего — это совсем уж потемки, которые не являются предметом рассмотрения данной статьи.
Абсолютной ложью звучали и постоянные заклинания политиков и их оранжевых сторонников о всенародном «одобрям-с» идеи признания голодомора геноцидом. «Про то, что это был геноцид, — про это знает каждый человек Украины», — заверяет нас участница программы «Майдан» на «5-м канале».
Ой ли? Посмотришь новости на некоторых телеканалах — в самом деле такое впечатление складывается. Посмотришь результаты всеукраинских опросов общественного мнения — все оказывается с точностью до наоборот.
Например, согласно данным опроса Киевского международного института социологии мнение о том, что голод 30-х годов был направлен против представителей украинского этноса, разделяют всего 14,3% населения страны! Даже в Западной Украине, где данное мнение наиболее сильно (поразительно, а ведь в 30-е годы эти регионы не входили в СССР, а значит, не были подвержены голодомору), так думает меньше трети населения. А на юге и востоке — вообще меньше 8%!
Но ничего, наш президент уже дал оценку и этому «феномену». Выступая на митинге в селе Сергеевка, он заявил: «Вина за голодомор лежит на сталинском коммунистическом режиме, а ответственность за политиков, не желающих признавать его геноцидом, — на избирателях, которые за них голосовали».
Интересно, есть еще в современном мире демократическое государство, в котором его глава может запросто возложить какую бы то ни было вину на львиную долю своих сограждан? Судя по результатам голосования в Раде, Ющенко «ответственными» считает почти половину избирателей Украины. И что ж с этим «несознательным» народом президенту делать? Может, сменять на что-нибудь?
Как украинизировали Украину
Хотя подобные фразы президента меркнут на фоне некоторых других высказываний по этой тематике. Вот образчик комментариев, после прочтения которых хочется срочно вымыть руки (привожу фразу дословно, без редактуры): «Как для историка, который видел объективные документы абсолютно объективно, что этот голодомор имел направление по этническому признаку. Конечно, время от времени туда попадали и люди других национальностей, но им отводилась роль щепки, которые, как известно, летят, когда рубят лес».
Это уже не экзальтированная толпа с Майдана кричит, эти слова принадлежат политологу Александру Палию, который на сайте «Форум», откуда взята цитата, представлен как «кандидат политических наук, журналист, историк, эксперт института внешней политики». Позволю себе еще одну цитату того же автора: «Что касается этого вопроса, то я, как историк скажу, что голодомор имел четкую антиукраинскую направленность. Об этом свидетельствует огромное количество фактов. В частности, и то, что вооруженными отрядами были окружены отдельные регионы и города Украины... Параллельно принимались решения о сворачивании украинизации».
Вот еще одна масштабная фальсификация, о которой стоит поговорить отдельно. Авторы «геноцидальной» трактовки голодомора доказывают с пеной у рта, что задумкой Сталина было полное изничтожение украинского этноса как такового. Для чего «вождь всех народов» решил заморить сей этнос голодом. И очень скромненько умалчивают, что на самом-то деле голод 1932—33 гг. пришелся на самый пик украинизации Советской Украины.
Довольно странная логика была у Сталина: хотеть истребить украинский народ, украинский язык, все украинское — и при этом насаждать повсюду украинский язык, закрывать русские школы, русские газеты, запрещать вывески на русском языке. Вон даже на выставке, посещенной Ющенко, висит множество фотографий того периода, где все плакаты написаны по-украински. Если кто-то из политологов вроде Палия и вспоминает об украинизации, то заявляет, что к началу голодомора она уже была свернута. Я же утверждаю, что сталинская политика «коренизации» республик СССР, провозглашенная еще в 1923 г. XII съездом РКП(б), достигла самого большого размаха именно в 1932—33 гг., то есть в период голодомора.
Давайте просто посмотрим на факты, чтобы убедиться в этом. Еще в 1930 г. в Украине 68,8% газет выпускались советскими органами на украинском языке, в 1932 г. их было уже 87,5%. В 1925—26 гг. 45,8% книг, издаваемых коммунистами в Украине, печатались по-украински, к 1932 г. эта цифра составила 76,9%. Как можно так наращивать издание литературы на языке народа, который уже задумали истребить? А ведь рынка не было, рост и распределение тиражей было сугубо партийным делом и не диктовались спросом.
Наоборот, в русскоязычных регионах Украины, как и сейчас, украинизация встречала бешеное сопротивление масс, отказывавшихся покупать литературу на украинском.
Для примера возьмем русскоязычный Донбасс, который безуспешно пытались украинизировать особенно ударными темпами. Вот цитата из решения 4-го пленума Донецкого обкома КП(б)У: «Строго соблюдать украинизацию советских органов, решительно борясь со всякими попытками врагов ослабить украинизацию». Решение принято в октябре 1934 г.! А за полгода до этого, в апреле, тот же обком принял волевое решение «О языке городских и районных газет Донбасса».
Во исполнение решений партии об украинизации дончане постановили полностью перевести на украинский язык 23 из 36 местных газет, еще 8 должны были печатать как минимум две трети информации по-украински, 3 — на греко-эллинском и лишь две газеты (!) в области решено было оставить на русском языке. Затем в архивах находим массу документов проверок этого постановления, где редакторы карались за попытки саботировать перевод газет на язык «истребляемого» этноса.
До революции в Донбассе было 7 украинских школ. В 1923 г. Наркомпрос Украины приказал в течение трех лет украинизировать 680 школ региона. Но пик украинизации образования здесь пришелся именно на 1932—33 гг.! На 1 декабря 1932 г. из 2239 школ Донбасса 1760 (или 78,6%) были украинскими, еще 207 (9,2%) — смешанными русско-украинскими. К 1933 г. закрылись последние русскоязычные педагогические техникумы. В 1932—33 учебном году в русскоязычной Макеевке не осталось ни одного русскоязычного класса в начальной школе, что вызвало бурные протесты родителей. В этом году не более 26% учеников области могли учиться на русском языке.
Активным образом украинизировались и партийные органы (ну да, той самой партии, которую сейчас пытаются обвинить в геноциде украинского народа). Если в 1925 г. соотношение украинцев и русских в КП(б)У составляло 36,9% на 43,4%, в 1930 — 52,9% на 29,3%, то в пиковый год голодомора (1933 г.) — 60% украинцев на 23% русских! Я могу еще долго приводить цифры и факты, цитировать массу постановлений различных советских и партийных органов по украинизации (в том числе и принудительной) всего и вся. Причем и в 1932, и в 1933 годах, и даже в 1941 г. Странный какой-то «геноцид» получается...
«Праздник голодомора мы должны отмечать как геноцид»
Нагромождение неправды, лжи, неточностей, фальсификаций, непонятностей, которое обрушилось на нас сейчас, ведет и к проявлению самых низменных эмоций, к ксенофобии, о которой не случайно упомянул г-нМендусь. Навязывая обществу заведомо ложный тезис о голодоморе как геноциде, наши «элиты» даже не понимают, какие жуткие чувства они пробуждают в народе. Но ведь логично: если преследовался украинский этнос, то какой-то другой должен нести ответственность за это. Вот и звучат во время передачи «Майдан» в прямом эфире нападки толпы то на «москалей», то на евреев. Власть сама подпитывает ксенофобские идеи, по сути создает для них предпосылки, фактически указывая на «виновников» и натравливая на них свой народ.
Как объяснить, например, тот факт, что во время показа кинохроники 30-х годов и траурных речевок о голодоморе за кадром звучит знакомая всем музыка гимна СССР? Даже неуч знает, что до войны этой музыки еще не было, а в качестве гимна исполнялся «Интернационал». И уж даже худший из неучей знает, что сейчас музыка советского гимна является гимном России. Так кто, вы говорите, виновен в голодоморе? Как, до сих пор непонятно?
Я посетил выставку рассекреченных документов ГПУ, относящихся к периоду голода 30х (она помпезно открыта в Украинском доме). Документы сами по себе меня не интересовали, так как я давно проштудировал их и дал анализ на страницах «2000». Еще раз подтверждаю, что эти фото и бумаги в который раз подчеркивают, что это была трагедия всего советского крестьянства. Достаточно посмотреть на подпольную листовку, в которой признается, что «на Московщине положение еще хуже — там уже теперь происходят голодные бунты крестьян», или на адресатов циркуляров Сталина, вывешенных как свидетельство голодомора, — они рассылались во ВСЕ райкомы и обкомы СССР без исключения и не касались только Украины.
Ющенко в своей речи на Михайловской площади процитировал одно из таких писем Сталина Кагановичу, в котором речь идет о хлебозаготовках в Украине, снабдив его комментарием: «Террор был проведен против всего украинского».
Но позвольте, те, кто готовил президенту речь, должны быть хорошо осведомлены о других письмах Сталина Кагановичу, обнародованных в Москве еще в 2000 г. наряду с этим. В них вождь точно в таких же выражениях пишет о Поволжье, об Азербайджане, об «Узбекии» (так в тексте письма). Вот, например, что он писал о Казахстане: «Из четырех миллионов пудов хлеба, выданных Казахстану на помощь слабым колхозам и скотоводческим районам, остается неиспользованными еще 600 тысяч пудов... Я думаю, что можно было бы оставить казахстанцам 150 тысяч пудов, а остальное отобрать для СССР».
Не о борьбе с «украинством» тогда шла речь, а о классовой борьбе — это надо признать, если мы хотим быть честными, если мы хотим не повторять в будущем ошибок истории. Чему же нас учат выставки наподобие той, которая организована в Украинском доме, и кампания фальсификаций, развернутая сейчас? Я пришел на выставку также и для того, чтобы пролистать книги отзывов, в которых рядовые украинцы оставляли свои впечатления от увиденного.
Вот только несколько характерных фраз, на которые я там наткнулся (привожу дословно): «В 32 році померли мої родичі. Я ненавиджу Росію». «Дякую за те, що зібрали нас з уроків. Будь ласка робіть побільше таких виставок. Я буду дуже радий — може мене завтра зібрати з 5 уроку. З повагою, Аркаша». «В зв'язку с голодомором необхідно досконально вивчати історію взаємовідносин українців з євреями, які в першу чергу повинні в голодоморах так как прагнуть панувати над усім людством. Патріот Украіни. 27.11.06». «Дякуємо за те, що ви дозволили прогуляти уроки! Туалет — супер! З повагою, учні Києва. 26.11.06».
Я не хочу сейчас оценивать детишек, которых свозили на эту выставку, — в конце концов они такие, какими воспитывает их общество, они подошли формально к формальному мероприятию, организованному официальной властью. Но пассажи насчет ненависти к России или евреям — это неизменный атрибут любой «дискуссии», ведущейся сейчас на неофициальном уровне по поводу голодомора.
Не буду в подтверждение этого приводить более жуткие цитаты с различных интернет-форумов и сайтов — любой желающий может убедиться в этом. Низменные чувства, порожденные спорами вокруг голодомора, этими танцами на костях, полностью извратили все понятия в сознании многих граждан, особенно подверженных пропаганде наших «абсолютно незаангажированных» СМИ.
Эстафету Ющенко, объявившего 2-ю годовщину Майдана «роковинами», подхватили и его избиратели. В эфире упомянутой передачи «Майдан» одна из женщин договорилась до эпохальной фразы: «Праздник голодомора должен отмечаться как геноцид»! В этой фразе — вся страшная суть, квинтэссенция кампании, которую навязали нашему обществу.
Сторонники Ющенко настолько запутались в том, что происходит вокруг них, о чем они спорят, настолько смешали все понятия и факты, что уже не понимают, праздник вокруг них или «роковини», поминают они кого-то или танцуют, геноцид — это болячка на теле или сорт цветка. Очень показательна в этом плане еще одна фраза, которую я услышал, заходя на упомянутую выставку.
Выходившая оттуда девушка очень взволнованно и громко говорила своей подруге: «Ну вот, как моей бабушке объяснить все это?! Она ведь жила тогда, а все продолжает твердить: это был не голодомор, а голод». До чего же мы извращаем историю, если молодежь начинает навязывать очевидцам событий тех лет официальные трактовки этих событий!
А ведь все это уже было, все это мы уже проходили. И фальсификации истории, и запрет на инакомыслие. Девушка, делясь своими эмоциями с подругой, даже не подозревала, что она уже, согласно закону, сдает родную бабусю, фактически обвиняя ее в «противоправном» поступке.
Я представляю, как удивится бабушка, пережившая голод 30-х годов, когда ее потянут в суд, чтобы наказать за отрицание голодомора. Жуткая картина...
Голод был, геноцида не было
В это страшно поверить, но в скором времени мы можем столкнуться с ситуацией, когда статья на данную тему будет запрещена в нашей стране, а ее автор должен будет подвергнуться штрафу. Во всяком случае, такое может произойти, если Верховная Рада примет законопроект о признании Голодомора геноцидом, предложенный и активно отстаиваемый президентом Украины. И хотя у парламента наверняка хватит здравого смысла отвергнуть данное предложение, можно себе представить, что бы было у нас сейчас и какие бы законы принимались, если бы осуществилась мечта «оранжевых» о создании своей, одноцветной, коалиции.
Историческая дискуссия страшнее мордобоя
С упорством, достойным лучшего применения, Виктор Ющенко и политические силы, связанные с ним, продолжают предлагать мировому сообществу и самой Украине признать голод 30-х годов прошлого века геноцидом. Сейчас, в канун отмечания придуманного президентом «Дня памяти жертв голодоморов и политических репрессий», эти попытки стали носить характер какой-то мании. Такое впечатление, что более актуальной проблемы для общества сейчас нет.
Вот и свой законопроект Ющенко требует рассмотреть на парламентской сессии «безотлагательно». Причем провозглашением Голодомора актом геноцида президент не ограничивается.
Уже второй статьей законопроекта он определяет: «Публичное отрицание Голодомора 1932-1933 годов в Украине является надругательством над памятью миллионов жертв Голодомора, унижением достоинства Украинского народа и запрещается».
Пусть никого не вводит в заблуждение тот факт, что речь идет об отрицании голода 30-х годов. Истинный смысл данного положения пояснил Игорь Юхновский, который назначен президентом для презентации данного проекта в Раде, а значит, по всей видимости, являющийся одним из соавторов документа. Тот, поясняя суть данной статьи проекта, без обиняков заявил: «Отрицание факта геноцида считается в Украине преступлением и карается по закону».
Заметьте, нам в публичной сфере собираются запретить обсуждение даже не трагического факта истории, а его политической трактовки!
При этом Ющенко даже предложил конкретное наказание за попытки спора по данному факту, одновременно внеся проект изменений в Административный кодекс. Согласно этому предложению, должна быть введена статья 1722, которая гласит, что за публичное отрицание Голодомора следует подвергать штрафу в размере 10-15 необлагаемых налогами минимумов доходов граждан. А за распространение этой информации через СМИ (то есть особо извращенным способом) президент уже хочет взимать 20-30 минимумов.
Для сравнения: далее в Кодексе должна следовать статья о мелком хулиганстве, за которое наш гуманный закон предусматривает наказание от 3 до 7 минимумов. То есть публичную дискуссию об историческом факте Ющенко посчитал гораздо опаснее публичного мордобоя. Маркс – тоже жертва Голодомора
Пользуясь тем, что данные изменения еще не вступили в силу, а значит штраф пока никому не грозит, позволю себе в который раз затронуть не раз затрагиваемую на страницах «2000» тему. Я не собираюсь отрицать факт массового голода в 30-е годы (как бы его ни называть – Голодомором или как-нибудь еще). Но что я тоже могу абсолютно точно утверждать, так это то, что факт голода не является актом геноцида по отношению к какому-то этносу.
Голод, чума, смерчи и всемирные потопы не разбирают национальности жертв, они разят всех, кто оказывается в зоне катастрофы. Заявить о том, что голод 30-х годов был направлен против исключительно украинского этноса, - это значит отрицать многонациональный состав Украины. А ведь все знают, что эти земли никогда не были моноэтничны. В конце концов, дикие степи Украины одновременно колонизовались представителями значительного множества народов – украинцев, русских, сербов, немцев, греков, евреев, татар. Неужели коварные организаторы страшного голода направляли его исключительно в сторону представителей какой-то из национальностей?
Конвенция ООН от 9 декабря 1948 г. довольно четко трактует понятие геноцида: «любое из деяний, которые совершаются с целью уничтожить полностью или частично какую-нибудь национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую».
Где, в каком документе, связанном с периодом Голодомора, мы находим хоть какое-то упоминание о намерении коммунистического руководства СССР того периода уничтожить этническую или религиозную группу украинцев? Ведь прошло немало десятилетий, рассекречены и обнародованы тонны документов того периода. Если в самом деле в больном мозгу какого-нибудь кремлевского начальника и родился этот ужасный план «окончательного решения» украинского вопроса, то он должен был сопровождаться массой рассылаемых по всем городам и весям секретных директив. Ведь иначе нельзя же миллионы людей одной конкретной национальности извести. Во всяком случае, история еще не знает массового геноцида, который не сопровождался довольно четкими указаниями его авторов исполнителям по поводу того, кого именно надо уничтожать. Сейчас какие только директивы не раскрываются перед нами. Но ничего подобного в них и близко нет. Все сводится к классовой борьбе с кулачеством, и при этом всюду подчеркивается, что кулачество национальности не имеет.
В равной степени эта борьба велась во всех республиках СССР и по отношению к крестьянам абсолютно всех национальностей необъятной страны.
Я прошерстил немалое количество архивных документов относительно периода, названного у нас не так давно Голодомором. О том, что представляют собой недавно рассекреченные материалы СБУ, якобы касающиеся данного вопроса, я не так давно писал в «2000» и указывал на то, что никаких признаков национальных «предпочтений» относительно выбора жертв репрессий 30-х годов не было. В подтверждение данного тезиса сошлюсь и на другие архивные материалы, рассекреченные еще на заре перестройки и давно уже находящиеся в историческом обороте.
Сразу хочу заметить, что в материалах массы дел, связанных с «борьбой за хлебозаготовки» 30-х годов очень редко фигурировала национальность жертв этой борьбы, так же, как и палачей (что, кстати, лишний раз свидетельствует об отсутствии этнического характера Голодомора). Поэтому ни один из солидных историков никогда не возьмется точно утверждать, сколько представителей той или иной национальности погибло от голода или от репрессий, связанных с этой трагедией. Единственный критерий приблизительного определения этнической принадлежности фигурантов дел, это – их фамилии. Конечно, судить по фамилиям о национальности – дело неблагодарное. Но ниже вы увидите, что зачастую оно оправдано.
Итак, несколько примеров. В архивах хранится жалоба тракториста И. Сафронова (с. Гудевичево, Одесская обл.) от 13 февраля 1932 г. о том, что у него отобрали заработанный им хлеб. Человек с вполне русской фамилией пишет: «Сейчас сижу без одного фунта муки, сельсовет не дает, денег у меня нет, так что голодаю на полный ход». 10 марта 1932 г. крестьянин Яким Ефросинин (с. Московский Бобрик на Харьковщине) подал жалобу на то, что его признали «классово-вражеским кулацким элементом» и забрали у него хлеб. В архивах сохранилась жалоба крестьян Павла Барыбина и Парфена Воронова (Алексеевский р-н Харьковской области) от 12 апреля 1932 г. о том, что у них изъяли хлеб, который они получили для своих голодающих семей, обменяв на него одежду. 29 апреля 1932 г. крестьянин Т. Семенов (с. Черемушки Харьковской обл.) подал жалобу о том, что у него забрали дом и все имущество, с просьбой позволить ему жить хотя бы в своей усадьбе. Сохранилась жалоба И. Лисицына от 3 июля 1932 г. (с. Ящиково Ворошиловского района Донецкой области) на то, что местные власти в лице секретаря сельсовета по фамилии Косаченко изъяли у него корову, обрекая его семью на голод. Крестьянин Дмитрий Лисов (с. Гирсовки Нововасильковского района Харьковской области) 7 июля 1932 г. подал жалобу о том, что у него изъяли все имущество, обрекая его и семью из шести человек на верный голод. Хранится и заявление доктора Василия Березова от 5 сентября 1932 г. (село Лукищино, Харьковская обл.) о том, что у него изъяли имущество как у кулака. Колхозница Анна Луценкова (колхоз «Красный партизан», Харьковская обл.) 12.02.1933 г. подала жалобу на действия главы колхоза Самойленко, отобравшего у нее и двух ее детей-подростков заработанный хлеб. Она пишет: «Лето проработала, а на зиму хоть умирай».
Или рассмотрим приговор выездной сессии Одесского областного суда от 16.03.1932 г. по делу В. Самойлова (с. Великие Копани Цюрюпинского района). Тот якобы угрожал местью местному партийному активисту Коломийченко за раскулачивание, и был за это приговорен к 10 годам лагерей и 5 годам высылки. Приговор базировался «не на самом факте совершенного, а на политическом содержании дела, и на основании, на котором обвиняемый Самойлов базировал свой террористический акт» («теракт» свелся к пьяной угрозе зарезать Коломийченко). Отметим, что приговор вынес судья по фамилии Гунченко, что тоже характерно.
Вот еще один приговор – на этот раз Верхнетепловского народного суда от 4 июня 1931 г. – Варвара Курилина, Евдокия Курилина и Илья Курилин приговорены за отказ засевать по плану землю соответственно на 3 года, 5 лет и 2 года тюрьмы. А 16 января 1932 г. крестьянин Герасим Гуров решением нарсуда Кадиевского района (Донбасс) был отправлен в лагеря на 5 лет за то, что спрятал 70 пудов хлеба.
Решение артели «Артемовский пролетарий» (Донбасс) от 15 августа 1932 г. о раскулачивании упоминало немало фамилий. Среди украинских (Фоменко, Бабенко и др.) звучали и русские – Терентий Гончаров, Мария Бурсова, Филипп Чернышев.
Или вот очень показательный пример: список раскулаченных в Новоград-Волынском районе Киевской области (согласно протоколу от 23 февраля 1931 г.). Там масса фамилий, среди которых - Эммануил Липерт, Август Генкель, Райнгольд Беренд, Герта Ляу, Юлиуш Гуткнехт, Кристиан Шпренгер, Давид Шпрингер, Давид Петер, Генрих Цильке, Герар Россель, Густав Альф, Артур Рихтер, Лидия Маркс и др. Не удивляйтесь этим фамилиям, просто данный район испокон веку был заселен немцами. При этом в тройку, принимавшую решение о раскулачивании, входили люди с фамилиями Дудник, Кирюта и Онопченко. Так о геноциде какого этноса по отношению к какому мы говорим?
А кто палачи?
Хочу подчеркнуть, что среди жертв голода и репрессий, связанных с Голодомором, действительно была огромная масса людей с украинскими фамилиями. Это было бы так же бессмысленно отрицать, как и факт жертв со стороны представителей других национальностей. Как вы могли убедиться в вышеприведенных документах, среди палачей также присутствовали носители разных фамилий, в том числе и вполне украинских. Таких примеров тоже огромное множество.
Например, акт обследования состояния колхоза «Вiльний Жовтень» (Одесская обл.) 19 января 1932 г. подписали член президиума Новоархангельского райисполкома Кириленко, представитель сельсовета Горбань, местный активист Бабенко. Расследовав многочисленные жалобы крестьян на массовый голод, они сделали вывод: «По проверке никакого голода признать нельзя, жалоба написана классово-вражескими агентами». Что дальше сделали с «агентами», думаю, можно предположить.
А вот список людей, на которых крестьяне с. Пчелиное Теплицкого района (Винницкая обл.) в январе 1932 г. жаловались за зверства при хлебозаготовках: Алексюк, Верхмилер, Ткачук. Согласно свидетельским показаниям, экспроприациями хлеба занимался Алексюк, который называл свой отряд «моя летучая эскадрилья». Обысками среди крестьян руководили украинцы (так они указали в протоколах допросов) Федоренко и Судак.
15 марта 1932 г.крестьянин О. Мельниченко (с. Билашка, Киевская обл.) подал жалобу о постоянных реквизициях хлеба. В 1931 г. хлеб забирали у него Полищук, Стригун, Хоменко, в 1932 г. – Литвинюк, Колисник, Острань, Макодзеба.
Вот еще решение выездного заседания президиума Томашпильского райисполкома (Винницкая обл.) от 8 июля 1932 г. о ликвидации колхоза им. 1-й партконференции «как кулацкого» и изъятии всего его имущества у крестьян. Председательствовал на этом заседании человек по фамилии Марчук, члены президиума – Грицюк, Александров, Паламарчук.
В материалах расследования президиума Донецкой областной контрольной комиссии КП(б)У от 9 марта 1932 г. содержатся сведения о том, что председатель районной контрольной комиссии Староникольского района с характерной фамилией Украинец приказал в селе Чердаклы вывезти в качестве хлеба и посевматериал. А судья по фамилии Зозуля при выезде в село устроил пьянку и открыл стрельбу по крестьянам.
Да что там районный уровень! Ведь нельзя забывать, что и на высшем партийном уровне 30-х годов самые жуткие решения о раскулачивании принимались не какими-то заезжими гостями, а самыми что ни на есть украинцами. Так, постановление о запрете продажи колхозникам излишков хлеба до выполнения плана хлебозаготовок от 15 августа 1932 г. вынес заместитель Наркомюста УССР А. Приходько. Секретное распоряжение Наркомюста УССР об усилении репрессий против крестьян за невыполнение хлебозаготовок от 9 ноября 1932 г. подписал он же (само собой, там ни слова об этнической направленности этих репрессий).
Постановление Совнаркома УССР «О мерах по усилению хлебозаготовок» от 20 ноября 1932 г., во многом предопределившее жуткий голод зимой, подписал украинец Влас Чубарь, постановление Совнаркома УССР «Об одноразовом налоге на единоличные хозяйства» от 21 ноября 1932 г. – украинец Александр Сербиченко. Тот же Сербиченко подписал 1 декабря 1932 г. решение Совнаркома о сокращении снабжения хлебом населения на декабрь.
Согласитесь, довольно странно говорить о геноциде, авторами и исполнителями которого (опять-таки наряду с другими) являются представители якобы уничтожаемого этноса.
Как 3 превратить в 8
Безусловно, трагедия голода 30-х, как и других аналогичных периодов в нашей истории, должна постоянно и скрупулезно изучаться историками. Как минимум, с тем, чтобы учиться на жестоких уроках истории, не повторяя их. Но переносить это в область современной политики было бы кардинальной ошибкой. Нельзя забывать о том, что в результате агрессивной политики коллективизации голоду одновременно были подвержены, помимо Украины, Поволжье, Кубань, Дон, черноземная полоса России, Казахстан, Киргизия, часть Сибири и Зауралья.
Сейчас очень многие пытаются манипулировать различными цифрами жертв голода, подбираемыми с потолка и с каждым годом растущими в геометрической прогрессии. Я не хочу уподобляться тем, кто считает число родившихся и не родившихся жертв, а хочу рассмотреть лишь объективные цифры. В частности, результаты переписей населения 1926 г. (ее многие историки, включая украинских, заслуженно считают самой объективной и профессиональной) и лишь недавно рассекреченной переписи 1937 г.
Действительно, ужасающие цифры, свидетельствующие о значительном сокращении населения в разных регионах СССР. Так, только в Саратовской области население за этот период сократилось на 23%, в Казахстане – на 15,8%, в республике немцев Поволжья – на 14,4%, в Курской области – на 14,3%, в Мордовской АССР – на 5,4%.
В Украине, где, судя по логике президента и «Нашей Украины» творился жуткий геноцид, население в этот период сократилось на… 1,9%. Для сравнения: население Украины с момента переписи 1989 г. по нынешний день сократилось более чем на 10%.
Нет, можно, конечно, предположить, что в этом и заключался жуткий план неких тайных авторов геноцида. Как утверждают особо озабоченные националисты сегодняшнего дня, большевики именно этого и хотели – вымаривали украинских крестьян и навозили сюда из других регионов представителей других национальностей. При этом в стремлении доказать свою правоту они идут уж на совсем примитивные фальсификации. Не знаю, кто первый забросил в оборот эту смешную цифру (львовский историк Л. Соколов утверждает, что профессор Национальной музыкальной академии Анатолий Мокренко), но ходит она теперь повсюду, поэтому нельзя о ней не упомянуть.
Так, в августе этого года на круглом столе, посвященном Голодомору, поэт Борис Олейник заявил о том, что согласно некой переписи в начале 30-х годов в СССР было около 80 млн. украинцев, а русских – 77 млн. А недавно эту же «утку» напечатал на страницах газеты «День» некто А. Крамаренко: «Так, по переписи населения 1926 года в СССР жило 81,195 млн. (!) украинцев. Это приблизительно столько же, сколько на то время там было и русских. В 1939 году население СССР в целом увеличилось. Стало намного больше и русских, а вот украинцев стало меньше почти втрое (!) — 28,1 миллионов...»
Казалась бы, примитивнейшая фальсификация! Ведь данные переписи 1926 г. обнародованы, их легко проверить, чтобы понять чушь подобного утверждения. Ведь все население СССР тогда составляло 147 млн. чел. Даже элементарно сложив 81 и 77 млн., националисты поняли бы, что не выходит эта арифметика. А если бы они поискали причины этой нестыковки, то заметили бы, что в приводимой численности украинского населения они загадочным образом дорисовали хвостики к тройке – истинное число украинцев в 1926 г. составляло 31,195 млн. чел.
Заметьте, речь идет обо всем СССР! В Украине же, согласно переписи 1926 г., проживало 23,2 млн. украинцев. В 1937 г., действительно, был отмечен спад украинского населения – до 22,2 млн., то есть на миллион человек. Но тем, кто хочет утверждать, что данный факт является подтверждением факта этнического геноцида, хотел бы указать на более кричащую цифру: с 1989 по 2001 гг. количество русских в Украине сократилось почти на 5 млн. человек!
Свидетельствует ли это о геноциде по отношению к русским в современной Украине или о том, что часть наших граждан безболезненно может записывать себя то в одну, то в другую национальность, не видя для себя принципиальной разницы? А кто сказал, что в 30-е годы было иначе?
Кому и зачем это надо?
Можно не сомневаться, что попытки дальнейших фальсификаций и притягивания за уши исторических фактов относительно Голодомора будут продолжаться дальше. И причина вовсе не в стремлении кого-то из украинских политиков достичь исторической правды – вы же видите, к какой откровенной лжи прибегают те, кто твердит о геноциде.
Причина банальна до ужаса и сводится она к стремлению выбить деньги на компенсации Украине. С кого? Можно не сомневаться – с правопреемницы Советского Союза (недаром ведь в своем законопроекте Виктор Ющенко сделал упор на том, что виновник трагедии именно СССР).
В этой связи умиляет очередной перл от «Нашей Украины», которая официально заявила: «“Наша Україна” вважає своїм обов’язком заспокоїти російську сторону: в геноциді проти Українського народу 30-х років минулого століття винна не росіяни, а тоталітарна машина радянської імперії. В будь-який спосіб комуністична система прагнула знищити всі національні ідентичності на своїй територій».
Мне так понравилась грамотнейшая фраза «винна не росіяни», что решил оставить этот шедевр без правок и перевода. «Нашеукраинцы» вообще отличаются подобными утверждениями, в которых они расписываются не только за себя. Так, 27 сентября они официально распространили заявление, якобы опровергающее комментарий российского МИДа по поводу ущемлений русского языка в Украине, в котором, в частности утверждалось: «Наша Украина» всегда выступала и выступает за добрососедские отношения с Россией и гарантирует свободное развитие всех языков, в частности и русского, на своей территории».
Что это за территория такая, которую «Наша Украина» причислила к своей, давая даже какие-то гарантии относительно нее, непонятно. Наверное, это она на территории своего штаба гарантировала развитие русского языка.
Вот и сейчас «нашисты», видимо, от имени всей своей территории «успокаивают» Россию по поводу того, что никто к ней никаких компенсаций требовать не собирается. Да вот только беда в том, что, распространяя подобные заявления, «Наша Украина» не озаботилась мнением других политических сил, включая и своих союзников.
О том, что следующим шагом после признания Голодомора актом геноцида будет выдвижение финансовых претензий России, говорилось и на вышеупомянутом Круглом столе, и на Всемирном форуме украинцев. А 7 ноября это же требование было закреплено в итоговых резолюциях митинга Конгресса украинских националистов на Михайловской площади. Может быть, «нашисты» не в курсе, но КУН все еще является составной частью блока «Наша Украина».
Конечно, попытки одностороннего объявления Украиной любого исторического события актом геноцида обречены на неудачу. Конечно, ни одна уважающая себя нация не поддержит эту идею, если хотя бы поверхностно ознакомиться с ее подоплекой. Но для нас, жителей Украины, важнее в данном случае даже не реакция других государств. Нам гораздо важнее понять, что историей должны заниматься не политики, а историки, и перекраивать ее в угоду политической конъюнктуры недопустимо. Иначе и дальше будут рождаться инициативы вроде этой президентской попытки подвести под статью админкодекса историческую дискуссию.
Вот это уже гораздо серьезнее любого Голодомора. Потому что именно с введением запретов на свободу публичного слова начинается авторитаризм. А последний как раз и приводит к потрясениям вроде Голодомора.
Источник: Владимир Корнилов, МАТЕРИК
Версия для печати Обсудить на форуме (0) |