Обе некогда братские республики уверенной поступью входят в кризис. Руководством обеих государств принимаются оперативные меры по минимизации неизбежных потерь в экономике. Есть возможность сравнить намеченные пути по стабилизации ситуации, предложенные властями России и Украины. Но прежде о багаже, с которым братья-славяне подошли к кризису.
Скупой москаль, транжира украинец
В предшествовавшие кризису годы в творчестве руководящих кадров соседних государств наблюдалось, я бы сказал, определенное мировоззренческое различие. В России ясно отдавали отчет, что мировая конъюнктура на углеводороды вещь не долговечная, потому динамично наращивали золотовалютные резервы и другие накопительные фонды и таким образом готовили для экономики подушку безопасности.
Хотя накопительство не являлось тотальной, всепоглощающей страстью. Российское правительство экономно пыталось развивать программы по модернизации экономики. А в последние два года резко увеличило бюджетное финансирование наукоемких отраслей, включая ВПК, как локомотива высоких технологий.
Социальный блок оставался непропорционально возможностям скуп. Минимальная зарплата и пенсии, то за что непосредственно отвечает правительство, до сегодняшнего дня сопоставимы с украинскими. Хотя, естественно, средняя зарплата в России превышает украинскую более, чем в два раза.
Не скажу, что очень внимательно, но в России следили за банковским сектором. И все поползновения иностранного банковского капитала через пункты условий по вступлению в ВТО бесконтрольно просочиться на территорию федерации в основном пресекались.
В Украине все четыре года с майданной революции занимались гиперпопулизмом. Социальные расходы росли непропорционально экономическим успехам державы. Все бюджеты верстались дефицитными.
Чтобы не растекаться мыслью по древу привожу таблицу достижений Украины и России «в ночь накануне» экономического кризиса.
|
«Достижения» Украины не сопоставимы с показателями РФ. Причем все они рукотворны. Золотовалютные резервы НБУ маломощны, учитывая консолидированный внешний долг Украины и размер отрицательного торгового сальдо. При той баснословной конъюнктуре, сложившейся на мировых рынках металла и при разумной политике правительства накопительные резервы должны были составить не менее $60 млрд.
«Юлина тыща», мытые руки Стельмаха и «блестящие перспективы» Виктора Андреича
С лета 2007 года в США стал быстро набирать обороты финансовый кризис. То, что он зацепит всех без исключения, почему-то не догадывались только украинские руководители. Вплоть до осени 2008 года продолжались популистские игрища (одна авантюра «Юлина тыща» чего стоит).
А до 16 октября Юлия Владимировна продолжала убаюкивать общественность заявлениями о невосприимчивости украинской экономики к мировым катаклизмам. Паниковать, конечно, не надо было, однако предупрежден – значит вооружен.
Неадекватно вел себя и великий банкир Виктор Андреевич Ющенко, еще в начале октября зажигая публику речами про «блестящие перспективы развития».
Никто не стоял с пистолетом у виска уряда и не требовал в сей же час расплатиться по вкладам «Ощадбанка». И другие популистские программы могли подождать. Но правительство «народного доверия», закусив удила, наращивала социалку сверх экономических возможностей, догнав её до 70% расходов госбюджета.
Галопирующая инфляция, в которую Украина вкатилась в этом году, это далеко не только дуновение мирового финансового кризиса, но и результат все того же популизма без тормозов.
Отрицательное торговое сальдо также плод неразумной политики правительств. Добровольно взятые на себя обязательства по обнулению импортных пошлин в рамках условий по вступлению в ВТО, сделали торговый баланс беспросветно отрицательным. Попутно нанесен невосполнимый урон отечественному товаропроизводителю. А ведь Украина в 2004 году имела плюс $3,5 млрд.
НБУ обязан был следить за внешними заимствованиями банков. Но впустив к себе в дом иностранный банковский капитал (всё те же условия ВТО), пан Стельмах со товарищи умыл руки. В итоге за два последних года банки нахватались более $30 млрд иностранных кредитов. Это что, объективные обстоятельства? Конечно, нет. Это, мягко скажем, несбалансированная государственная политика.
Суета с перепугу
Разный багаж диктует и разные подходы к минимизации последствий мирового финансового кризиса. Хотя здесь есть и общее. Правительства обеих государств озабочены делами в банковском секторе. Но если Россия выкручивается собственными силами, то буйнословы из правящей тусовки Украины по привычке влезли в долги.
А условия МВФ в огромной степени и диктуют дальнейшую политику правительства Украины, делая её не самостоятельной и предельно не выгодной с точки зрения развития собственной промышленности. Кредит МВФ загоняет Украину в разряд конченных должников.
Теперь уже президент в позе небожителя (как будто не он подмахивает проекты госбюджетов) стращает тем, что $30 млрд должны быть погашены к концу следующего 2009 года.
Кризис, заставший врасплох правителей Украины, диктует и качество мероприятий по преодолению его.
Катаклизмы в банковской сфере подвигли НБУ на подвиги. Нацбанк пустился во все тяжкие, запретив досрочную выдачу депозитов населению (а они составляют 60% «богатств» банков). Есть информация, что распоряжение НБУ развивается банками в сторону не выдачи и тех депозитов, которым пришел срок. Это беспрецедентное ноу-хау. Любовь к народу до первой ямы. Если бы Юлия Владимировна находилась в оппозиции, ужо она отбомбилась бы по этой теме.
Намерения срочно организовать Стабфонд в размере 40 млрд грн. из средств от приватизации говорит о неадекватности восприятия действительности. Здесь и обсуждать нечего. Чего только правителям с перепугу в голову не приходит.
Через 10 дней после введения в действие решения СНБО о мерах по противодействию финансовому кризису Виктор Ющенко внес в копилку свои «5 копеек», решившись сократить на четверть структуры по обеспечению его деятельности. Это популизм на уровне бабок парасок, т.к. это, сомнительное с точки зрения государственного управления мероприятие, даст экономию не более 10 млн. грн. в год.
Необходимо не сокращать персонал, а усиливать его компетентность. Главная проблема чиновничества Украины не в его количестве, а в его качестве. Вместо квалифицированных кадров в органы власти (особенно центральные) набрали легион хуторян с тьму-таракани. Единственными достоинствами оных «фаховых специалистов» являются знание государственного языка и невесть откуда взявшийся гонор.
Байку про раздутое число госчиновников мы периодически слышим начиная с 1985 года. Как только правители упираются в стену кризиса, сразу вопль про многочисленность класса служивых. Это злонамеренный миф. Даже на закате Российская империя имела 161 тыс. чиновников (с канцеляристами 385 тыс.), а в США в 1900 г. было 1275 тыс. чиновников, при населении в 1,5 раз меньшем. И сейчас число чиновников на душу населения в России и Украине уступает Западным странам в 5-8 раз.
Пациенты хосписа МВФ
Не хватает места разбирать сколь-нибудь подробно пункты аврального документа за №3309 «О минимизации влияния мирового финансового кризиса на экономику Украины». Однако общий вывод можно сделать. Все мероприятия выписанные в законопроекте направлены на затягивание ремней у «подлого населения» и на спасение банков-паразитов. О государственных программах по развитию промышленности ровным счетом ничего внятного.
Многое из того, что настряпали впопыхах в документе, продиктовало МВФ. В частности: Кабмин обязуется два года не увеличивать минимальную зарплату до уровня прожиточного минимума, пересмотреть условия индексации социальных выплат и не повышать в декабре 2008-го – январе 2009 года зарплаты работникам бюджетной сферы.
Среди энергетических условий МВФ: с 1 декабря 2008 года до конца 2011 года сравнять цены на газ внутренней добычи, который потребляет население, и импортный газ и снизить дотирование стоимости импортного газа, потребляемого тепловыми коммунальными предприятиями до 1 июля 2010 года. Увы, МВФ не собес, а скорее хоспис для недоразвитых экономик, где дадут помереть легко и без стонов.
Сам кредит МВФ, по признанию главы Нацбанка Владимира Стельмаха, «позволит Украине избежать жесткой просадки экономики, сделает ее более плавной». Только и всего. На следующий год эксперты МВФ предрекают Украине рецессию в экономике: падение ВВП на 4%. Хорошо бы так. Однако снижение мирового спроса к лету следующего на прогнозные 20%, делает такую точку зрения излишне оптимистичной.
Проблема экономики Украины, кроме очевидной некомпетентности верхних людей, ещё и в том что она как флюс раздута в сторону металлургии. Если ГМК не восстановится до весны следующего года (а есть все основания считать, что спрос на украинские слябы не будет решительным образом увеличен), то нас ждет свидание с ситуацией середины 90-х годов.
Оптимизм на нефти и запасах
Положение в России отлично от украинского. Там кроме спасения зарвавшихся банков (далеко не всех) упор делается на национальные программы, направленные на развитие строительства, машиностроения, ВПК, модернизацию инфраструктуры. Один проект Сочи-2014 чего стоит. Россия, чтобы удержать экономику за счет развития внутреннего потребления, запланировала потратить до конца следующего год примерно $140 млрд из золотовалютных резервов, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
Впрочем, оценка ситуации Путиным грешит некоторым чрезмерным оптимизмом. Например: «За последние 10 лет мы не только обеспечили стабильно высокие темпы роста, но и создали необходимый запас прочности. Наши государственные резервы — одни из крупнейших в мире. У нас устойчивый платежный баланс. В России одна из самых высоких в мире норма валовых национальных сбережений. И поэтому мы в значительной степени можем финансировать развитие нашей экономики за счет внутренних источников».
На самом деле правительство РФ уже дало маху, заложив в бюджет-2009 цены на нефть на уровне $80-90 за баррель. По всем признакам стоимость нефти опустится до уровня $40-50. И хотя нефтегазовый сектор и при таких ценах останется в плюсах, однако огромное положительное торговое сальдо (см. таблицу) может улетучиться к концу следующего года. Учитывая неизбежный отток иностранного капитала и значительные корпоративные долги, это уже очень серьёзно. Если мировой кризис продлится более 2-х лет, допинга резервов, скорее всего не хватит.
Тем не менее, по оценкам МВФ рост ВВП России в 2009 составит около 3,5%. Сами россияне прогнозируют его увеличение в пределах 3,5-5,5%.
И самое главное преимущество России по сравнению с Украиной - это политическое спокойствие. Казалось бы, в Украине не происходят аварии на подводных лодках, потому что их просто нет, и не взрывают, слава Богу, автобусы. Но зато российское правительство может сосредоточиться на экономической оперативке, а не думать о выборах, перевыборах и коалициях.
Резюмирую. Если экономику России ждут тяжелые времена, то Украину беспросветные. Пока толстый усохнет, худой… Но нам не привыкать.
Антон Дальский, From-UA
Комитет