Версия для печати
СУД & ДЕЛО
БИЗНЕС НА КРОВИ
Роспуском Верховной Рады Виктор Ющенко, помимо всего прочего, преследовал цель заблокировать работу временной следственной комиссии парламента, созданной для выяснения обстоятельств поставки в Грузию украинской военной техники и оружия. Комиссия установила ряд опасных для политической репутации президента фактов, когда вооружения с благословения Ющенко направлялись в Грузию в нарушение законодательства Украины и норм международного права. Такое заявление сделал председатель указанной комиссии депутат от Партии регионов Валерий Коновалюк.
То, что Киев поставляет Тбилиси различные виды вооружений и военной техники, было известно и раньше. Формально придраться здесь не к чему: никаких санкций со стороны международного сообщества не существовало, имела место, что называется, голая коммерция. Хотя украинское руководство не могло не понимать, где и против кого заговорит оружие, которым оно снабдит режим Саакашвили. Массовое применение в ходе агрессии против Южной Осетии систем оружия, которых в грузинской армии до того не было, большие трофеи, захваченные российскими военными и осетинскими ополченцами, обострили зрение самым близоруким политикам, привычно оправдывавшим оружейный бизнес коммерческими расчетами. Бизнес в прямом смысле оказался на крови. Как отмечалось в заявлении Департамента информации и печати МИД РФ, Украина уже без малого три года выступает лидером в снабжении Грузии оружием. Подтверждают этот вывод цифры, которые глава российской делегации на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями Михаил Ульянов привел на пленарном заседании форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности. В 2004–2006 гг. режиму Саакашвили были поставлены: комплекс радиотехнической разведки «Кольчуга-М», две РЛС 36-Д6-М, предназначенные для обнаружения, опознавания и сопровождения воздушных целей, 16 танков Т-72, 30 бронетранспортеров (БТР-80), 52 боевые машины пехоты (БМП-2), 12 152-мм самоходных гаубиц «Акация», шесть вертолетов Ми-24, два – Ми-8, два – Ми-14, партия автомобилей повышенной грузоподъемности КрАЗ-6510, пять танковых мостоукладчиков МТУ-20, пять полковых землеройных машин ПЗМ-2, две инженерные машины разграждения ИМР-2, два путепрокладчика БАТ-2 и более 40 т боеприпасов к стрелковому оружию. В 2007 году масштабы поставок и номенклатура поставляемого вооружения и техники заметно расширились. Акцент сместился в сторону средств ПВО. В руки грузинских военных попал дивизион пусковых установок войсковых зенитных ракетных комплексов (ЗРК) «Бук-М1», дивизион ЗРК «Оса-АКМ», около 50 переносных ЗРК «Игла-1» и до 400 ракет к ним. Украина поставила также 74 танка Т-72, пять 203-мм самоходных гаубиц 2С7 «Пион», восемь учебно-боевых самолетов чешского производства L-39C, значительное количество противотанковых управляемых ракет и боеприпасов к стрелковому оружию. Российский МИД не приводит цифры, относящиеся к 2008 году. По сообщениям СМИ (а они заслуживают доверия, так как подтверждены боевыми действиями в Южной Осетии), в нынешнем году к шести универсальным тягачам БТС-5Б с комплексом вооружения «Шквал» добавилось еще четыре, грузинская армия оснастилась батареей зенитно-ракетных комплексов «Бук-М1», комплексом радиопомех «Мандат» и четырьмя станциями радиотехнической разведки «Кольчуга». О стрелковом оружии и боеприпасам к нему уже не говорим.
После югоосетинских событий ясно, для каких целей копился этот арсенал. Каким силам в Киеве потребовалось форсировать оружейный бизнес именно тогда, когда над Кавказом стали сгущаться тучи? Какие расчеты вынашивали украинские торговцы оружием, зная, что Россия вмешается в конфликт, и сознательно идя на то, чтобы столкнуть наши страны? Пойти на такие провокационные действия по собственной инициативе государственная корпорация «Укрспецэкспорт» явно не решилась бы. 2 сентября Верховная Рада создала временную следственную комиссию во главе с Валерием Коновалюком, которая довольно быстро установила грубейшие нарушения украинских законов. Вооружения в Грузию поставлялись Украиной за бесценок и в обход существующего законодательства, средства, вырученные от продажи, «растворились» неизвестно где, хотя по закону должны были поступить в государственный бюджет.
Реагируя на информацию парламентской комиссии, Юлия Тимошенко поручила своему первому заместителю Александру Турчинову и Главному контрольно-ревизионному управлению правительства глубже изучить ситуацию. Упреждая возможные разоблачения, Служба безопасности Украины в конце сентября заявила, что не имеет ни одного факта, который свидетельствовал бы о незаконной продаже оружия Украиной. «Если бы были такие факты, – заявил на специально созванной пресс-конференции заместитель главы СБУ Николай Герасименко, – то были бы проведены проверки и возбуждены уголовные дела». Он подчеркнул, что в Украине создана мощная система контроля над поставками оружия или товаров двойного назначения. Заместитель главы СБУ также отметил, что должностные лица «Укрспецэкспорта» вне подозрений, а уголовные дела возбуждены лишь в отношении отдельных коммерческих структур, которые пытались продать «какое-то оборудование, но не оружие». Что же касается заявления Валерия Коновалюка, то оно было охарактеризовано как «непрофессиональное и субъективное». Словом, оснований для беспокойства нет.
А вот премьер-министр думала иначе. Опираясь на доклады подчиненных, Тимошенко публично заявила, что правительство располагает данными о фактах незаконной торговли оружием, но оно отстранено от оружейного бизнеса, поскольку тот «находится под непосредственным контролем президента и СНБО».
Кабинету министров оставалось лишь передавать все данные в специальную следственную комиссию Верховной Рады. Тимошенко подчеркнула, что считает необходимым изменить существующий порядок и узаконить передачу вопросов торговли оружием под контроль правительства, «и тогда мы сможем навести порядок с этим».
И тут же высказала большие сомнения в том, что Виктор Ющенко и Совет национальной безопасности и обороны допустят контролирующие структуры правительства к проверке торговли оружием «на честность и законность».
Это заявление Тимошенко дало пропрезидентским силам повод обвинить ее в использовании недостойных приемов в политическом противостоянии с Ющенко. Однако грызня политиков подчас дает и полезные результаты - иначе украинская общественность так и осталась бы в неведении относительно криминальных аспектов оружейного бизнеса, которым занимаются в Украине.
И кроме того, в данном случае оппоненты Юлии Владимировны со своими обвинениями, похоже, промахнулись.
Очень многое свидетельствует в пользу причастности президента к этой некрасивой истории. Людей, знающих проблему, совсем не удивило, что за спинами торговцев оружием все отчетливее встаёт фигура украинского президента.
Именно с приходом Ющенко к власти оружейная торговля между Киевом и Тбилиси стала расти как на дрожжах. Хорошо известны дружба украинского и грузинского президентов, их стремление втянуть свои страны в НАТО, ради чего они не побрезговали устроить бизнес на крови.
Когда же выяснилось прямо по поговорке, что шила в мешке (то бишь украинского оружия в руках грузинских агрессоров) утаить не удалось, причастные к этому стали заметать следы. Подозрительно частыми стали пожары и взрывы на оружейных складах. Последний из них произошел на складе боеприпасов близ города Лозовая Харьковской области.
А именно отсюда, по заслуживающим доверия данным, многие образцы вооружений направлялись в Грузию. Ющенко взял ход ликвидации пожара под личный контроль, в связи с чем председатель фракции Компартии в Раде Петр Симоненко высказал мысль, что сделано это не случайно и продиктовано желанием президента скрыть возможные злоупотребления в сфере торговли оружием.
С роспуском Верховной Рады работа комиссии во главе с Коновалюком оказалась заблокированной. А ведь она вплотную подошла к очень любопытным фактам. Поставки оружия в Грузию велись так лихо, что украинский бюджет не досчитался сотен миллионов гривен. Установлен и еще один скандальный факт: ряд образцов вооружения, ушедших в Грузию, был снят непосредственно с боевого дежурства (!).
Нельзя не сказать о реакции российской стороны. Премьер-министр Владимир Путин назвал поставку Украиной оружия в зону конфликта на Кавказе преступлением перед обоими нашими народами. Это оружие использовалось для убийства российских солдат и, возможно, техникой, поставленной в зону конфликта, управляли украинские специалисты.
По словам Путина, такие действия являются стравливанием народов России и Украины. «Это политиканство, безответственное, вредное и преступное», – заявил российский премьер, отметив, что пока не располагает сведениями, кто именно на Украине принимал решение о таких поставках. «Но кто бы ни был этот человек, он совершил огромную ошибку».
Юрий РУБЦОВ Фонд стратегической культуры
Версия для печати Обсудить на форуме (0) |