Прошел месяц с того момента, как 25 сентября сомалийские пираты захватили судно "Фаина", перевозившее вооружение в одну из африканских стран. До сих пор 17 граждан Украины, два россиянина и гражданин Латвии находятся в нечеловеческих условиях под дулами автоматов. Наша власть не дала на выкуп своих граждан ни копейки. Показали полную беспомощность и спецслужбы, которые занимаются не спасением моряков, а расследованием «утечек» документов трехлетней давности в прессу…
Что может быть общего между драматической ситуацией с «Фаиной» и поставками оружия в Грузию? Почему на судне не было охраны, хотя согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 16 мая в 1992 г. № 250 это обязана обеспечить Служба общей безопасности Государственной администрации морского транспорта Украины? Почему Виктор Ющенко отказался общаться с родственниками моряков, пришли к зданию секретариата?
Ответ, возможно, кроется в содержимом груза на борту захваченного корабля. По официальным данным «Фаина» везла 33 танка Т-72 1979-1983 годов выпуска, зенитно-пулеметные установки ЗПУ-4 1954 (!) года выпуска без боеприпасов, гранатометы РПГ-7В 1978-86 годов выпуска с остаточным ресурсом 30% и без боеприпасов. Снаряды для танковых орудий, боеприпасы осколочно-фугасные ВОФ-36, бронебойно-подкалиберные снаряды. Все они произведены в 1977-79 годах. Их вес вместе с упаковкой составляет 813 т.
Всего стоимость военного груза на судне, по официальным данным, оценивается в $10 млн. А главное сокровище – ремонтные комплекты к танкам. В Африке это такой же дефицит, как запчасти к автомобилям в советское время. Но осведомленные источники называют другую стоимость «военных сокровищ» – почти в десять раз больше. И намекают, что, помимо задекларированных военных товаров, там может быть контрабанда.
Именно это обстоятельство усложняет переговоры между пиратами и посредниками, которые, как показывает практика таких дел, ведут свою финансовую игру, на которой имеют неплохой навар. Для тех же, кто стоит за поставками оружия, главное – это не спасение жизни моряков, а сделать все возможное, чтобы на борт корабля не попали «чужие». В результате команда стала двойными заложниками – и чернокожих флибустьеров, и оружейного лобби.
Интересно, что все участники переговоров кивают друг на друга. Хозяин корабля заявил, что максимально он может выделить миллион «зелени» (а не два, как сообщалось ранее). Страховая компания и вовсе молчит. Поэтому непонятно, что это за волшебный миллион – его дает фирмы Вадима Альперина (судовладельца) или страховая компания – российский «Ингосстрах».
Нанятая для переговоров английская адвокатская фирма вызывает не меньше вопросов. Понятно, что в данном бизнесе простые люди не крутятся. Летом этого года через опять же английских посредников выкупали сухогруз «Леманн Тимбер», в экипаже которого были украинцы.
Тогда посредником выступила фирма «Грей пейдж» и некто Джеймс Уилкинс. Он был так называемым «руководителем антикризисного штаба». Кто в этот раз нагреет руки на выкупе моряков – станет известно уже после завершения операции (если она, дай Бог, пройдет успешно).
После освобождения «Леманн Тимбера» газета «Сегодня» сообщала, что, по ее информации, посредники были связаны с английской разведкой. Но в тот раз корабль вез металл и не представлял интереса для спецслужб. В этот раз огромный интерес присутствует и, главным образом, из-за вероятности контрабанды.
Примечательно, что версию о контрабанде на борту «Фаины» мы слышали из разных источников. Полушепотом об этом говорят армейские специалисты, намекая, что, скажем, зенитно-пулеметные установки ЗПУ-4 1954 (!) года выпуска даже в Африке уже не пользуются спросом. Зато стрелковое оружие и боеприпасы к нему – всюду нарасхват. И что мешает документально оформить несколько десятков ящиков такого «богатства» как старые, списанные неликвиды?
Публично версию возможной контрабанды на «Фаине» подтверждает и глава комиссии по расследованию вопросов о поставках оружия Верховной рады Валерий Коновалюк. В своих интервью он говорит о том, что предварительные результаты расследования, проведенного депутатской комиссией, показывают: фактов контрабандных поставок украинского оружия – масса, есть накатанная технология и «специально обученные люди», которые все это умеют делать.
«По нашей информации, на судне "Фаина", захваченном сейчас пиратами в Сомали, присутствует контрабандный груз оружия. Кроме того, есть данные, что и то вооружение, которое заявлено на этом судне, – а это танки, боевые машины, зенитные установки – направлялось в Южный Судан, который находится сейчас под жесткими санкциями ООН», – заявляет народный депутат.
Если эта информация подтвердиться, станет ясно, почему Виктор Ющенко не пожелал смотреть в глаза родственникам моряков: ведь он лично подписывал документы, касающиеся торговли оружием. Ксерокопии его указаний, а так же подписанного на их основании приказа о продаже Грузии дивизиона зенитно-ракетных комплексов «Бук», боеприпасов и документации к ним, появились в печатных и электронных СМИ.
Это вызвало немедленную реакцию СБУ. Ранее самоустранившаяся от решения проблем с моряками, украинская спецслужба быстренько возбудила уголовное дело по разглашению гостайны, в рамках которого очень легко вести несанкционированное наблюдение за журналистами и парламентариями.
При этом руководство СБУ убивает двух зайцев: демонстрирует гаранту Конституции свою заботу о его имидже и переводит стрелки с контрабанды вооружения и своего бездействия в деле «Фаины» на разглашение гостайны. Ведь именно спецслужбы (наши, не английские) должны иметь выходы на надежных посредников с тем, чтобы в подобных кризисных ситуациях грамотно выкупать людей или спасать их посредством спецопераций. Им за это деньги платят. Да видно – зря…
В чем, согласитесь, и заключается цинизм ситуации. Жизнь моряков, по сути, никого не интересует. Владельцам судна главное вытащить его из лап пиратов и желательно как можно дешевле. Покупателям и продавцам груза – без шума и разоблачений завершить сделку. Посредникам – получить свои комиссионные.
При этом ни под каким соусом (ни в виде кредита, ни как помощь семьям моряков) украинская власть не дает денег на выкуп своих граждан. Хотя документы о продажи оружия подписывает президент, деньги зарабатывает – государственный холдинг, а торговлю контролируют, как утверждает Коновалюк, все те же спецслужбы.
Надеюсь, это не будет признано разглашением гостайны?
Егор Смирнов, Версии
Комитет