За игрой в перевыборы один указ нашего Гаранта промелькнул почти незамеченным. Еще 10 октября Виктор Ющенко подписал документ, смысл которого наводит на глубокие и тревожные размышления о возможных вариантах развития украинского политико-экономического кризиса. Ну, а после слов Виктора Андреевича о том, что он «берет ситуацию под жесткий контроль, нам нужно сделать все необходимые решительные шаги», выводы напрашиваются все более определенные.
Раз указ, два указ...
Всем известно, что Виктор Андреевич Ющенко очень любит штамповать президентские указы, по числу которых он скоро побьет мировой рекорд. Указы самые разнообразные: полезные и бессмысленные, срочные и «юбилейные», отменяющие прежние или дублирующие другу друга.
«Народный президент» очень быстро научился виртуозно манипулировать своими распоряжениями, порою приводя в ступор самых опытных юристов. Вспомним историю с бесконечными увольнениями и восстановлениями на посту Генпрокурора Святослава Пискуна. Тогда Президент издал указ, отменяющий указ, который отменял третий указ. А «тройной» указ о роспуске парламента в 2007 году помните?
Но как бы ни были комичны и нелепы отдельные президентские бумаги, в Украине, где чинопочитание и услужливость перед руководством словно сошли со страниц чеховских рассказов, они имеют порою вес больший, чем статьи Конституции. Чем и пользуется Банковая, подчас заходящая слишком далеко в своих властных полномочиях. Причем ее самоуверенность (если не сказать, наглость) раздувается все активнее.
Если в прошлом году Виктор Ющенко всего лишь увольнял отдельных судей, выносящих неугодные ему вердикты, то сейчас он упраздняет весь суд скопом. Весьма остроумный шаг, учитывая, что после разгона парламента единственным юридическим бастионом сопротивления Банковой осталась судебная система.
Если Президент и далее будет оптом ликвидировать все нелояльные к нему суды, то он останется первой и единственной инстанцией власти и закона в Украине. Или, говоря проще, абсолютным и всевластным узурпатором.
Милицию - разогнать!
Разогнан парламент, разогнан суд. Несколько лет назад, помнится, Президент разогнал ГАИ. Судя по всему, это стало одной из любимых забав Виктора Андреевича. Ведь так хорошо получается: всех разогнал, и сам единолично царствуешь!
Что-то из этого имеет смысл, а что-то, как периодическое глумление над Госавтоинспекций, совершенно непонятно. Вот и очередной президентский Указ №916/2008 заставил, как говориться, почесать затылок.
Этим указом Виктор Ющенко отменил другой указ, №29/2001, изданный еще Леонидом Кучмой. Который предусматривал создание в Украине местной (муниципальной) милиции и определял основные параметры ее деятельности и финансирования.
В частности, он гласил, что органами местного самоуправления по согласованию с МВД Украины, в составе управлений (отделов) внутренних дел может образовываться местная милиция на базе подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции, патрульно-постовой службы и службы участковых инспекторов милиции, которая будет содержаться за счет средств местного бюджета.
Указ Леонида Кучмы имел в основном экономические соображения: перевести содержание штатного состава городских и районных отделов на попечение местных властей. Ведь 2000-2001 год был той самой эпохой «экономического чуда», позже приписанного заслугам премьера Ющенко, когда кардинально перекроили бюджетную схему Украины.
«Чудо» заключалось в том, что все местные бюджеты ободрали до нитки, направив финансовые потоки в Киев, откуда уже решали, сколько выделить тому или иному городу.
Выделяли скудно, трясущейся рукою. Основную денежную массу сливали в государственный бюджет, который благодаря этому «волшебным» образом резко вырос, что и позволило центральной власти рапортовать об успехах. Но этого показалось недостаточным, и на плечи и без того кастрированных местных бюджетов свалили часть расходов государственной казны. В том числе, согласно Указу №29/2001, расходы по содержанию части местной милиции.
С тех прошло немало времени, проблемы местных бюджетов во многом разрешились, а кое-где эта реформа пошла и на пользу. Поскольку состоятельные города и регионы смогли обеспечить свою милицию не только регулярной зарплатой, но и, хотя бы частично, новой технической базой. Где-то сделали ремонты в райотделах, где-то купили новые автомобили взамен развалившихся «уазиков», ну а где-то, как минимум, обеспечили патрульных качественной формой.
В принципе, такая местная милиция (полиция), живущая за счет бюджетов своих городов, существует во многих странах. Так что ничего нового Леонид Кучма не придумал, он воспользовался уже известной схемой. В Украине с нею свыклись, муниципальная милиция и местные власти стали, что называется, едины. Поэтому совершенно непонятно, по какой такой причине понадобилось эту систему ломать?
Причем именно сейчас, когда государство и его главный бюджет и без того испытывают проблемы в связи с мировым экономическим кризисом. Сам Виктор Ющенко никаких пояснений по этому поводу не дал, и вообще столь серьезная реорганизация МВД прошла тихонечко.
Как ни крути, но с экономической точки зрения сколь либо разумного объяснения этому нет. И если разгон муниципальной милиции это не бессмысленные манипуляции (как в случае с ГАИ), то причины президентского указа следует искать в политике. А точнее - в нынешнем политическом кризисе.
Неужели началось?
Милиция, если кто до сих пор не знает, является силовой структурой. Более того, в отличие от армии, милиция может принимать самое непосредственное участие в политических баталиях - в тех случаях, когда они выходят за рамки диалога (пусть даже матерного) и выплескиваются в потасовки, а то и в уличные сражения.
Украинское МВД - это очень серьезная сила. Чтобы вы поняли, насколько именно серьезная, приведем несколько цифр. В 1938 году (пик репрессий) общая численность всего союзного НКВД (милиция плюс ОГПУ) составляла около 230 тысяч человек. Это вместе с внутренними войсками. Сегодня численность только МВД Украины (вместе с ВВ) достигает 240 тысяч. Если в послевоенном Крыму работали 3200 сотрудников НКВД и около тысячи «гебистов», то сегодня число крымских милиционеров достигает 8,5 тысяч.
То есть в современной демократической и «свободной» Украине на душу населения приходится в три раза больше защитников порядка, чем в самые лютые времена «сталинского режима». И еще добавим: во времена «тирании» не было таких специализированных подразделений по борьбе с народом, как ОМОН. А еще у нас есть специальные полки «краповых беретов», подготовленные усмирять масштабные бунты недовольных или какие иные «антиконституционные действия».
Таким образом, украинское МВД является силой, способной установить в стране глухую тотальную диктатуру. Или напротив, защитить Неньку от всех посягательств злокозненных «наполеонов», даже если те попытаются втянуть на свою сторону СБУ или Вооруженные силы. Поэтому неудивительно, что очень многие бы хотели получить контроль над МВД - полный, или хотя бы частичный.
Вот, например, Виктор Ющенко еще в прошлом году взял и переподчинил себе Внутренние войска. Перекроил в свою пользу самую боевую часть МВД. Тоже весьма разумный и нужный шаг. Учитывая, что у Президента есть еще верная гвардия в лице ведомств Наливайченко и Гелетея, то позицию Виктора Андреевича можно считать самой прочной. Если дело дойдет до силового противостояния на улицах Киева, то эта «армия» окажется самой многочисленной и хорошо подготовленной.
Ну хорошо, с ВВ ситуация понятна. Но зачем же Президенту понадобилось упразднять муниципальную милицию? Точнее, снова переподчинять ее (финансово) главному управлению МВД? Ведь министерством то руководит его политический оппонент Юрий Луценко!
Как известно, кто кого финансирует, тот того и танцует. Этот принцип действует и на тандем «местная власть - муниципальная милиция». Поэтому непонятно, почему муниципальная милиция Киева, которой руководит ситуативный союзник Президента Черновецкий, упразднена и передана Луценко - противнику Президента и союзнику Тимошенко? Получается, столичную милицию передали в распоряжение БЮТ, который будет и финансировать ее (через Кабмин), и руководить ею (через Луценко).
А что из этого может выйти, нетрудно догадаться, вспомнив события 1993 года в Москве: там сотрудники муниципальной милиции присоединились к Белому Дому, став его первой и основной вооруженной силой.
Что же получается, Банковая совершила глупую ошибку? Если это так, то вскоре выйдет еще один президентский указ, отменяющий Указ № 916/2008, который в свою очередь отменял Указ №29/2001...
А если нет, если никакой ошибки не было? Тогда дело отнюдь не в киевских милиционерах, а в том, что Банковая нанесла превентивный удар по потенциальным... сепаратистам. Крымским, закарпатским, донецким - или еще каким. Чтобы разорвать все связи между местными властями и местной милицией.
Все очень просто. Если пролистать архивы событий в Приднестровье, Абхазии, Нагорном Карабахе и других «горячих точках» бывшего Союза, можно увидеть, что первой силовой защитой и опорой этих «непризнанных» автономий была местная милиция. Именно она отражала первые атаки центральных властей, пытавшихся вернуть бунтовщиков в лоно единого государства. И только потом уже формировались народные ополчения и местные «армии».
Возможно, что такой сценарий был рассмотрен Банковой и воспринят очень серьезно. И было решено заранее предпринять необходимые меры, чтобы потом не сталкиваться с неприятным сюрпризом в виде баррикады на въезде в Донецк, из-за которой вооруженные милиционеры будут кричать «а ну валите назад в свой Киев!». Как говорится, лучше перестраховаться.
Тогда, в лучшем случае это просто следствие буйной фантазии одного из работников Секретариата, которому повсюду видятся враги, раздирающую на куски несчастную Неньку. Обойдутся они центральному бюджету в дополнительные копеечки на содержание городских и районных отделов.
В худшем же случае, это можно расценить как признание Банковой в том, что ситуация в Украине начинает выходить из-под ее контроля. И дальнейшее развитие событий может быть самым катастрофическим...
Виктор Дяченко, From-UA
Комитет