В эти прохладные осенние дни все как-то незаметно прошла знаковая инициатива львовских поисковиков и чиновничества. В конце прошлой недели на мемориале дивизии СС «Галичина» под Львовом состоялось захоронение останков 57 солдат, погибших в июле 1944 г. в Бродовском котле. Среди них солдаты Вермахта, галицкие «эсэсы» и… красноармейцы. На одном патриотическом телеканале это событие было подано как «захоронение солдат трех враждующих армий», которых должна примирить общая могила.
Старый эсэсман Михаил Бендега, воевавший в галицкой дивизии и за это страдавший по воле кровавой советской власти до 1956 года в лагерях, дал трогательный комментарий на камеру. Рассказал о том, как когда-то здесь были жестокие бои, а ныне противники примиряются в одной могиле.
Представитель поискового общества «Память» Любомир Горбач добавил, что и находили останки часто тоже вместе – в одном окопе вперемешку «дывизийныки» и красноармейцы. Организаторы говорили, что приглашали на захоронение ветеранов РККА, но те событие проигнорировали. Вывод – примирение нужно только бывшим эсэсовцам и их последователям. Другая сторона намерена воевать до второго пришествия, и это так ужасно, так прискорбно...
Но самым ярким, безусловно, стал пассаж про «три враждующих армии». Оказывается, национальная дивизия СС, входившая в состав германских Ваффен-СС, была «противоборствующей стороной», боролась за освобождение Украины от всех оккупантов. И подтвердить это должны люди, которые занимаются поиском павших и априори обязанные быть аполитичными, а также солдатские кости.
Хотя, если честно, среди поисковиков пихать в одну могилу красноармейца и немца всегда считалось «западлом». Всякий раз, находя останки, люди старательно идентифицируют их принадлежность, чтобы ничего не перепутать. Для немцев есть немецкие кладбища и профильные организации, которые занимаются их захоронением.
А если у львовских эсэсманов есть свой мемориал – хорошо. Но это их мемориал. Каждому свое в жизни и после смерти – эти люди умерли солдатами. А с кем мириться, должны решать живые.
Кроме того, совершенно понятно, что, «примиряя» кости, львовские деятели избегают необходимости воздавать воинские почести «оккупантам», устраивать похороны в одной из братских могил бойцов Красной армии с отпеванием, стрельбой и красными флагами. Почему-то «примирение» в эту сторону не работает, а ведь именно такой акт показал бы, что красноармейцев уважают и не питают к ним ненависти. Вместо этого на официальном веб-сайте поискового общества «Память» можно ознакомиться с документами о «красном терроре» и голодоморе.
Ну а если уж дозволено устраивать политические митинги на костях, то вполне можно допустить, что никаких «дивизийныкив» под Львовом и не хоронили вовсе. Или хоронили, но гораздо меньшее количество, чем было заявлено – 19 эсэсовцев, 14 советских солдат и 4 немца. Кто мешает объявить десяток-полтора немцев львовянами или «перекрасить» в них красноармейцев? Все равно они возражать не будут. А польза-то какая!
Еще один шаг в сторону того, чтобы политический выбор бестолковых молодых пацанов, пошедших на службу немцам и присягнувшим фюреру и Великой Германии, представить личным подвигом на благо Украины. Дивизия СС превращается в украинскую народно-освободительную, да еще и «третью враждующую армию».
Бой в Бродовском котле был единственным для SS-«Galizien» на Восточном фронте. Несмотря на «героическое сопротивление», в течение четырех дней войска Первого Украинского фронта разбили оборону немцев (а галичане входили в состав именно немецкой обороны), и остатки дивизии в количестве 7 тысяч из 11-ти были переброшены в Югославию. Вплоть до момента сдачи в плен англо-американским частям галичане «противоборствовали» и «боролись за Украину», гоняясь за югославскими партизанами.
Кстати, что-то не слышно о примиренческих инициативах по захоронению их в одной могиле, желательно в центре Белграда. Явная недоработка.
Ну а если серьезно, от любого политического мифа должна быть польза. Именно с этой целью он и конструируется. Как сказал поэт, «словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Лично мне невдомек, какая польза от описанного выше вранья, да еще и связанного с глумлением над останками. Если из этого проистекает «польза для Украины», то я уже не знаю, что можно назвать вредом. Одно уж ясно совершенно: никакой единой нации с глубоким чувством собственного достоинства так не построишь.
И еще. Львовяне очень не любят слово «понятия», они даже боролись против них, обвязавшись оранжевыми ленточками. Тем не менее, в жизни есть неписанные понятия, на которых стоит жизнь всякого приличного человека и, если уж речь идет о военной теме, всякого нормального мужчины. Уважать старость, защищать слабых, не поднимать руку на женщину, обеспечивать свою семью, отвечать за свои слова и поступки, брать в руки оружие, когда враг приходит в твою страну.
Германская армия пришла к нам как враг, и это, кстати, следует из гениальной конструкции про «три противоборствующие армии». И тогда миллионы мужчин взяли в руки оружие и пошли воевать.
В числе фамилий, собранных в базе данных Электронной Книги Памяти Украины, есть терской казак Федор Илларионович Кравченко, 45-летний мужик гостил у дочки в Севастополе, а 22 июня 1941 года пошел в военкомат и по старорежимному отрапортовал: «Екатериноградская губерния, Павлодарский уезд (сейчас это Кабардино-Балкария)». Так и записали. Этот казак, для которого Украина вовсе не была родиной, а советская власть – родной, прошагал пулеметчиком до мая 1944 года.
Попытки представить красноармейцев как быдло, которое погнали против их воли, такая же тупая пропаганда, как и идеологема о трагедии «непрерывной кровавой борьбы украинского народа против угнетателей-русских за свободу и независимость». Большинство пошло на фронт добровольцами, а, как говаривал генерал Паттон, «ничего нет на свете тверже, чем сердце добровольца».
Эти люди могут для кого-то называться «оккупантами», но они достойны уважения и воинских почестей вне зависимости от того, какими политическими убеждениями мы руководствуемся сейчас.
Точно так же заслуживают воинских почестей и галицкие эсэсманы. Только нужно найти в себе мужество признаться, что для них тоже есть международное определение – «коллаборанты». И появление политического феномена Ющенко, собирающегося поставить общий памятник «всем борцам за свободу Украины» (а также феноменов помельче), в Европе невозможно.
Все без исключения режимы, отдельные организации или лидеры, сотрудничавшие с Гитлером и воевавшие против антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне, вне зависимости от их мотивов, осуждены международным правом. Это незыблемая норма поведения европейских политиков.
Пример тому – хорваты и словаки, получившие независимость из рук Гитлера, но предпочитающие помалкивать о столь сомнительной преемственности своей государственности.
Дмитрий Курдов, Версии
Комитет